Статья "Система взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса " (из опыта работы)
статья по развитию речи на тему
В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ д/с №414 «Чебурашка»
Центрального округа г. Новосибирска
учитель-логопед О. В. Мельникова
Система взаимодействия учителя-логопеда
с участниками коррекционно-образовательного процесса
Система взаимодействия с участниками коррекционно-образовательного процесса в современных условиях, когда необходимо реализовывать образовательные стандарты и в системе коррекционного образования, представлена направлениями: учитель-логопед – дети, учитель-логопед – педагоги (воспитатели, специалисты), учитель-логопед – родители (законные представители).
Безусловно направление учитель-логопед – дети является ведущим в моей профессиональной деятельности, но взаимодействие с педагогами (воспитатели, специалисты) - связующая нить, которая связывает все остальные и является залогом успешности коррекционного процесса, позволяет сделать его непрерывным и эффективным.
Цель - создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению трудностей, связанных с нарушением речи у детей и предупреждению речевых расстройств у воспитанников ДОУ. Работа с педагогами строилась на основе принципов сотрудничества и партнерства, субъектности всех участников взаимодействия.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Способствовать развитию компетентности воспитателей и специалистов ДОУ в вопросах создания оптимальных условий для преодоления трудностей, связанных с нарушением речи с учетом возрастных и индивидуальных образовательных потребностей воспитанников.
2. Ознакомить педагогов с результатами логопедической диагностического исследования, выявленных особенностях речевого развития ребенка и рекомендации по индивидуальному подходу в процессе коррекционного воздействия.
3. Привлечь воспитателей и специалистов к разработке индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ).
4. Организовать взаимодействие с воспитателями группы компенсирующей направленности через тетрадь взаимодействия, разработка еженедельного плана коррекционно-развивающих мероприятий для воспитателей группы (материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками логопедической группы).
5. Познакомить воспитателей с методами нейропсихологической коррекции.
6. Организовать еженедельное обсуждение эффективности коррекционно-образовательного процесса, выбранных средств и методов, при необходимости - с последующим внесением изменений, корректировок в ИОМ воспитанников.
7. Продумать темы совместных проектов с последующей их реализацией с участием индивидуальных образовательных потребностей детей и интересов родителей.
Основная идея работы с педагогами заключалась в том, что они должны были стать надежной опорой, помощниками, партнерами в осуществлении коррекционного процесса. И действительно, воспитатели оказали неоценимую помощь:
- в выявлении запроса родителей на темы групповых консультаций (очных и заочных – размещаются на стенде, сайте учителя-логопеда);
- в наблюдении за динамикой речевого развития детей;
- способствовали повышению компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка (см. Приложение 2.).
Взаимосвязь с узкими специалистами ДОУ так же принесла свои плоды: музыкальный руководитель на своих занятиях активно использует предложенные мной логоритмические упражнения и игры, формируют речевое дыхание, применяют в своей работе элементы методических разработок Г.А.Волковой, М.Ю.Картушиной, М.Ю.Гоголевой. Инструктор по ФИЗО на своих занятиях, после проведённой консультации и ознакомлении с программой «Формирование нейропсихологического пространства ребенка с особыми образовательными потребностями», использует элементы психомоторной коррекции, один раз в неделю занятие по ФИЗО проводим совместно (см. Приложение 6.).
В итоге проведенных мероприятий направленных на взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ, были получены следующие результаты:
- сформировано единое коррекционно-образовательное пространство для воспитанников группы;
- интерес педагогов к активным формам взаимодействия с родителями (законными представителями);
- воспитатели принимают активное участие в коррекционном процессе, закрепляют новообразования, полученные в ходе занятий, являются проводниками между учителем-логопедом и родителями (законными представителями);
- воспитатели в процессе динамических пауз используют упражнения и игры, способствующие активизации развития высших психических функций (далее ВПФ) через воздействие на сенсомоторный уровень;
- инструктор по ФИЗО используя элементы психомоторной коррекции, развивает двигательную сферу: плавность, переключаемость и точность движений; произвольную регуляцию движений; способствует активации ВПФ;
- музыкальный руководитель включен в коррекционный процесс, обеспечивая тем самым единое образовательное пространство;
- коррекционно-развивающая работа стала более эффективной.
ФГОС предполагают активное участие родителей (законных представителей ребёнка) в коррекционно-образовательном процессе. Как показывает опыт специалистов нашего ДОУ – чем активнее участие родителей в коррекционно-образовательном процессе, тем он более эффективен и результативен.
Цель работы в направлении учитель-логопед – родители (законные представители) – привлечение родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе и создание единого образовательного пространства: ДОУ – семья.
Были определены следующие задачи:
1. Способствовать формированию и развитию компетенций и компетентностей у родителей (законных представителей) в вопросах создания оптимальных условий для преодоления трудностей, связанных с нарушением речи с учетом возрастных и индивидуальных образовательных потребностей ребёнка.
2. Обсудить результаты диагностических исследований (сообщение информации о выявленных особенностях в речевом развитии ребенка), познакомить с ИОМ ребёнка.
3. Организовать ведение индивидуальных тетрадей с подобранным материалом для совместной деятельности родителя и ребёнка, способствующего закреплению пройденного материала; взаимодействие через тетрадь с родителями (законными представителями) ребёнка.
4. Еженедельно размещать актуальную информацию на стенде в группе («На этой недели мы узнаем …., научимся…., ваш сынок или дочка будут рады поиграть в …..», «Тема недели»).
5. Создать условия для общения и обсуждения текущих вопросов с родителями (законными представителями) (на персональном сайте: http://nsportal.ru/melnikova-oksana-viktorovna, в ходе индивидуальных консультаций).
6. Активизировать родителей к участию в коррекционном процессе, систематическому выполнению домашнего задания.
Для того чтобы родители активно посещали мероприятия и они были им действительно полезны, совместно с воспитателями был проведён предварительный опрос с целью выявления запроса – на какие темы хотят поговорить со специалистом, что их интересует, волнует.
Родителям предлагались не только индивидуальные консультации (по мере необходимости), но и групповые формы, проводимые совместно с воспитателями и другими специалистами детского сада. Были выбраны активные формы организации встреч с родителями воспитанников:
- практический семинар с элементами тренинга «Один в поле не воин ИЛИ участие родителей в коррекционном процессе»,
- круглый стол «Ребёнок отказывается выполнять домашнее задание. Конструктивное решение»,
- практикум «Гимнастика для мозга» (проводилась совместно с воспитателями и детьми);
- консультация «Играем везде» (форма проведения: мастер-класс),
- КВН «Знаем, умеем, хотим!» (итоговое родительское собрание).
Регулярно обновлялся (еженедельно) материал на сайте учителя-логопеда, где родители имели возможность ознакомиться с домашним заданием, узнать о том, чем дети будут заниматься в ходе недели, с полезными для детей играми и упражнениями, ознакомиться с подборкой литературы по вопросам развития и воспитания детей. На этом же сайте публиковались детские работы.
Ежемесячно портфолио каждого ребенка пополнялось страничкой «Речецветик», где отражались успехи ребенка за истекший период, его сильные стороны и зону ближайшего развития, активизируя родителей на активность в данном вопросе.
Еженедельно обновлялась информация на стенде учителя-логопеда в приёмной группы, где размещалась информация о звуке и букве, с которой познакомятся дети, лексической теме недели, игры и упражнения в которые можно поиграть с ребенком. Совместно с воспитателями и специалистами подбиралась актуальная для родителей информация, выпускались раздаточные буклеты. Так был подготовлен материал на темы: «Мне 5 лет!», «Сочиняем сказки»; «Развиваем воображение»; «Гимнастика по Джекобсону»; «Чем играют наши дети»; «Ребенок «катастрофа» или гиперактивность»; «Готовимся к школе»; «Развиваем память, внимание, мышление»; «Играем везде!».
Индивидуальные тетради воспитанников группы стали посредником между участниками коррекционного процесса: учитель-логопед – воспитатели – дети - родители. В результате - повысилось качество выполнения домашних заданий, дети с удовольствием их выполняют и с большой гордостью их демонстрируют.
Активно практикую занятия «Родитель + ребёнок», где родители могут наглядно посмотреть, как организовать совместную деятельность с ребёнком в домашних условиях. В ходе занятий родители обнаруживают свои личностные ресурсы, возможности эффективного общения с собственным ребенком, которое способствует его речевому развитию и преодолению имеющихся трудностей. Родители часто присутствовали и участвовали во фронтальных занятиях.
Так, в результате наблюдений педагогов ДОУ и анкетирования родителей, выявлено, что родители стали более открытыми, воспитатели отмечают – более активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе, детских проектах, более ответственно подходят к выполнению домашних заданий.
В итоге проведенных мероприятий направленных на взаимодействие с родителями, были получены следующие результаты:
- интерес родителей к активным формам взаимодействия со специалистами ДОУ;
- повысилась родительская культура и компетентность;
- воспитывающие взрослые стали более активно принимать участие в коррекционном процессе.
Исходя из выше изложенного - данная система взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса показала свою эффективность и результативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса
Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплек...
Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
Взаимодействие специалистов в коррекционно- образовательном процессе и их основные функции....
Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
1.Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.2.Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.3.Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и воспи...
Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса
Представлен метериал о создании мультидисциплинарной команды специалистов, её функционировании для реализации коррекционоо-развивающих программ...
Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.
У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время требует...
Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
Консультация для воспитателей и специалистов...