Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые шаги"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)

Мисайлова Юлия Владимировна

Цель программы:

Создание условий способствующих формированию ценностно-смысловых ориентаций, на основе социальных и личностных ценностей, развитию двигательных способностей через освоение степ- аэробики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_prog.odt41.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Георгиевская  СОШ»

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

 Протокол №____от ______202_г                

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ

«Георгиевская СОШ»

____________И.В. Ракова

 Приказом№____от ______202_г                

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Весёлые шаги»

 Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень: базовый

Возраст:  от 5до 7 лет

Срок реализации: 1 года (  36  часов)

                                                         Составитель программы:

 Воспитатель

Ю.В.Мисайлова

         с.Георгиевка

2023

Пояснительная записка

Структура и содержание программы «Весёлые шаги» (далее Программа) разработаны в соответствии с нормативно-правовой базой:

− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);

− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;

− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;

− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Программа имеет физкультурно- спортивную  направленность и призвана осуществлять 3 исключительно важных функции:

- создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»;

- способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности;

- выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.

Ведущими ценностными приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.

Новизна

      Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивирование уникальности личности несовершеннолетних граждан, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка посредством клубной деятельности по интересам.

Актуальность

В настоящее время физическое, психическое, нравственное оздоровление подрастающего поколения - актуальный социальный заказ общества, а традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях не обеспечивает необходимый уровень всестороннего физического развития и подготовленности обучающихся. Образовательная деятельность по освоению дополнительной программы обучающимися, способствует сформированности компетенций таких как: самоопределение, самообразования, самоорганизация, самоактуализация, ценностносмысловая и др. Этим, а также неугасающим интересом детей к спорту, желанием развиваться, быть здоровым человеком, обусловливается актуальность данной программы

Актуальность данной программы дополнительного образования в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.

Отличительные особенности программ

Отличительная особенность данной программы заключается в её многокомпонентности и в использование современного оборудования (степ - платформы), как средство оздоровления и развития физических качеств детей. Степ-аэробика отличается комплексом упражнений, рассчитанным на старший дошкольный возраст. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. Программа позволяет использовать степ-аэробику как ключевое звено для развития всех функциональных систем организма и сочетает в себе не только движения циклического характера с использованием степ - платформы но и силовую гимнастику. В программу включены упражнения на степ-платформе с предметом и без него, интересные спортивные игры разной подвижности. Цель каждого занятия - не получение максимальных результатов, а развитие двигательного потенциала ребенка, его возможностей без ущерба для здоровья.

                                        Адресат программы

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы рассчитан на 1  год.

Возраст учащихся рассчитан на детей с 5 до 7 лет.

Наполняемость групп: 12-15 человек.

 Режим занятий обучения – один раз в неделю во второй половине дня по 25-30 минут (30 мин.).

Для освоения программы предварительной подготовки не требуется.  Приём детей в организацию осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Зачисляются дети, имеющие медицинское разрешение от медицинского работника и сертификат ПФДО.

Срок реализации

Срок реализации программы 1 года. Образовательная программа рассчитана на 36 часов в год , 1 раз в неделю.

Формы и режим занятий

  Обучение осуществляется только в очной форме. Основной формой работы в группах является учебно-тренировочное занятие. Каждое практическое занятие состоит из 3 взаимообусловленных частей: - подготовительная (ходьба, бег, ОРУ); - основная (Аэробная часть, которая состоит из базовых и простейших основных «шагов» степ – аэробики); - заключительная (дыхательные упражнения, релаксация).

В качестве контроля вначале учебного года и в конце проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы.

                                            ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы:

Создание условий способствующих формированию ценностно-смысловых ориентаций, на основе социальных и личностных ценностей, развитию двигательных способностей через освоение степ- аэробики.

Задачи : 

привлечение максимально возможного числа детей к занятиям, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;

  укрепление здоровья;

 повышение функциональных возможностей организма занимающихся;

  развитие физических качеств ( быстрота, выносливость, гибкость);

 повышение функциональных возможностей организма занимающихся;

формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку;

вырабатывать четкие координированные движения.

  1. Обучающие

- развивать чувство ритма, темпа, согласованность движений;

-освоить знания о физической культуре и спорте, истории и современном развитии степ- аэробике, его роли в формировании здорового образа жизни;

- сформировать культуру движений, обогатить двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;

-приобрести навыки в физкультурно-оздоровительной деятельности.

2. Развивающие

  развивать физические и двигательных способности;

  развивать основные физические качества и способности, укреплять здоровье, расширять функциональные возможности организма;

 расширить сферу спортивно-культурных контактов детей, занимающихся в объединении;

 пробудить в детях интерес к самостоятельной физической деятельности.

  1. Воспитывающие

 прививать ценности патриотического отношения и чувства быть гражданином России;

 воспитать такие качества личности как выносливость, умение работать в команде, дисциплинированность, упорство в достижении цели.

4. Личностные 

- формировать личностную, гражданскую позицию и общественную активность, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.

5. Метапредметные - сформировать умения осваивать способы действий, развивать мотивацию к потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.  

На этапе начальной подготовки решаются следующие задачи:

-формирование стойкого интереса к занятиям по степ- аэробике;

-всестороннее гармоничное развитие двигательных способностей, -укрепление здоровья;

-воспитание физических качеств: быстроты, гибкости и координационных качеств;

- формирование интереса к занятиям физической культуры;

- сформирован интерес к собственным достижениям.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

   Учебный план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

Всего

теория

практика

1

сентябрь

Диагностическое занятие

Вводное

2

2

2

2

Практическая работа

2

октябрь

Обучающее (Комплекс № 1)

Комбинированное занятие

1

3

1

3

Практическая работа

3

ноябрь

Обучающее (Комплекс № 2)

Комбинированное занятие

1

3

1

3

Практическая работа

4

декабрь

Обучающее (Комплекс № 3)

Комбинированное занятие

1

3

1

3

Практическая работа

5 январь

Обучающее (Комплекс № 4)

Комбинированное занятие

1

3

1

3

Практическая работа

6

февраль

Обучающее (Комплекс № 5)

Комбинированное занятие

1

3

1

3

Практическая работа

7 март

Обучающее (Комплекс № 6)

Комбинированное занятие

1

3

1

3

Практическая работа

8

апрель

Обучающее (Комплекс № 7)

Комбинированное занятие

1

3

1

3

Практическая работа

9

май

Обучающее (Комплекс № 8)

Комбинированное занятие

 Диагностика

1

1

2

1

1

2

Практическая работа

Практическая работа

Итого

36

0

36

Содержание учебного плана

Тема 1.

Диагностика (2 часа)

Диагностическое обследование по физическому развитию, состояние здоровья и общих физических качеств такие как гибкость, быстрота, равновесие, чувство ритма и координационные способности. Определение уровня сформированности основных элементов (базовые шаги).

Вводное (2 часа)

Познакомить детей с термином «Степ - аэробика». Дать представления о пользе занятий степ - аэробикой.

Формировать  представления о разном характере музыки, которая сопровождает комплексы степ - аэробики в процессе прослушивания различных музыкальных отрывков: быстрая, медленная музыка.

Вызвать желание заниматься степ - аэробикой посредством просмотра фотографий, журналов, показа комплекса степ – аэробики инструктором по физической культуре.

Развивать умение слышать музыку и двигаться в такт музыки.

Развивать равновесие, выносливость, ориентировку в пространстве.

Тема 2.

Обучающее (1 час)

Познакомить с комплексом №1 на степ — платформах

Комбинированное (3 часа)

Учить правильному выполнению степ - шагов на степах (подъем, спуск; подъем с оттягиванием носка)

Разучивать аэробные шаги.

Научить начинать упражнения с различным подходом к платформе.

Развивать мышечную силу ног.

Тема 3.

Обучающее (1 час)

Разучить комплекс № 2 на степ - платформах.

Комбинированное (3 часа)

Учить детей принимать правильные исходные положения всех частей тела.

Закреплять основные подходы в степ - аэробике, продолжать учить сочетать движения с музыкой.

Разучивать новые шаги.

Развивать выносливость, равновесие, гибкость.

Укреплять дыхательную систему.

Развивать уверенность в себе.

Тема 4.

Обучающее (1 час)

Разучить комплекс №3 на степ –

платформах.

Комбинированное (3 часа)

Закреплять разученные упражнения с

различной вариацией рук.

Развивать умение работать в общем темпе.

Разучивать шаг с подъемом на платформу

и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону.

Продолжать учить выполнять упражнения

 в такт музыке.

Развивать умения твердо стоять на степе.

Тема 5.

Обучающее (1 час)

Разучить комплекс № 4 на степ - платформах.

Комбинированное (3 часа)

Закреплять ранее изученные шаги, составление небольших комбинаций на основе изученных шагов.

Развивать выносливость, гибкость.

Развитие правильной осанки.

Развивать умение работать в общем темпе с предметами - кубиками.

Тема 6.

Обучающее (1 час)

Разучить комплекс № 5 на степ - платформах.

Комбинированное (3 часа)

Продолжать закреплять степ шаги.

Учить реагировать на визуальные контакты

Совершенствовать точность движений

Развивать быстроту.

Развивать умение работать в общем темпе с предметами - лентами.

Тема 7.

Обучающее (1 час)

Разучить комплекс № 6 на степ - платформах

Комбинированное (3 часа)

Поддерживать интерес заниматься аэробикой.

 Совершенствовать разученные шаги.

Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу ног.

Воспитывать любовь к физкультуре.

Развивать ориентировку в пространстве.  

Тема 8.

Обучающее (1 час)

Разучить комплекс № 7 на степ - платформах

Комбинированное (3 часа)

Упражнять в сочетании элементов.

Продолжать развивать мышечную силу ног.

Продолжать развивать выносливость, равновесие гибкость, быстроту.  Развивать умение действовать в общем темпе

Поддерживать интерес заниматься аэробикой.

Тема 9.

Обучающее (1 час)

Разучить комплекс № 8 на степ - платформах

Комбинированное (1 часа)

Упражнять в сочетании элементов.

Продолжать развивать мышечную силу ног.

Продолжать развивать выносливость, равновесие гибкость, быстроту.  Развивать умение действовать в общем темпе

Поддерживать интерес заниматься аэробикой.

Диагностика (2 часа)

Диагностическое обследование по физическому развитию, состояние здоровья и общих физических качеств такие как гибкость, быстрота, равновесие, чувство ритма и координационные способности. Определение уровеня сформированности основных элементов (базовые шаги).

  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные умения  навыки.

Дополнительная программа предусматривает достижение следующих результатов:

личностные результаты: сформировано эмоционально- положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности; сформировано чувство уверенности в себе.

- предметные результаты: развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой; развиты координационные способности у детей, выработана точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы.

Метапредметные результаты: у детей сформирована правильная осанка; сформирован стойкий интерес к занятиям физической культурой; сформирован интерес к собственным достижениям;

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Режим занятий

Сроки проведения диагностики

1

2023-2024

сентябрь

май

36

36

очный

Сентябрь, май

     УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации программы необходимо, как минимум, наличие, материально-технического и учебно-методического обеспечения Материально-техническое обеспечение :

Спортивные базы:  спортивный зал;

Спортивное оборудование:  степ- платформы;

 Спортивный инвентарь  малые и большие мячи, скакалки;

Учебно-методическое обеспечение:  методическая литература;  использование передового опыта по изучаемой проблеме. 

Информационное обеспечение:

- электронные образовательные ресурсы по физической культуре; видео занятия по степ- аэробике.

Кадровое обеспечение программы:

Программа реализуется профильными педагогами дополнительного образования, обладающими соответствующей квалификацией, необходимым профессиональным опытом в предметной области или виде спорта.

Форма оценочных материалов

Методические указания по организации диагностики  обучающихся:

Цель диагностики:

     • Обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в      части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважения их личности и человеческого достоинства.

     • Установление фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков.

 Прием контрольных нормативов по общей физической подготовленности следует проводить в сентябре и мае ежегодно.

В сентябре перед началом учебного года определяются исходные данные по всем физическим качествам. Это дает возможность педагогу не только целенаправленно построить подготовку, но и индивидуализировать ее с учетом отстающих качеств конкретного воспитанника.

В мае проводятся контрольно-переводные испытания для воспитанников. Диагностическое обследование детей включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей.  Эффективность усвоения программы оценивается по уровню сформированности умений выполнять основные элементы (базовые шаги):

Диагностические методики.

  1. Равновесие
  1. Упражнение «Фламинго» Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек)
  2. Упражнение «Ровная дорожка»

Носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке

впереди стоящей ноги, стопы расположены на прямой линии (вес тела расположен на обе ноги). Руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед.

Фиксируется все в секундах, а так же оценивается характер балансировки.

Пол

Уровни

Секунды

мальчики

высокий

12-11

средний

10-9

низкий

8 и ниже

девочки

высокий

11-10

средний

9-8

низкий

7 и ниже

  1. Ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

  1. Гибкость и силовая выносливость.

  1. Стоя на гимнастической скамейки, наклониться вперед, ноги не сгибая в коленях.

Пол

Уровни

Количество

мальчики

высокий

7 см

средний

2 – 4 см

низкий

Менее 2 см

девочки

высокий

8 см

средний

4 – 7 см

низкий

Менее 4 см

  1. Лежа на спине поднимание туловища за 30 сек

Пол

Уровни

Количество раз

Мальчики

Высокий

10-12

Средний

8-10

Низкий

6-8

Девочки

Высокий

8-10

Средний

5-8

Низкий

Менее 5

  1. Чувство ритма.

Соответствие ритма движений ритму музыки (использование смены ритма). Высокий – соответствие движений и ритм музыки, слышит смену музыкального ритма.

Средний – испытывает небольшие затруднения, сбивается с ритма, при помощи взрослого исправляется.

Низкий – не слышит смены ритма музыки, ритм движений не соответствует ритму музыки.

  1. Знание базовых шагов.

 1. Базовый шаг.

2. Шаг ноги врозь, ноги вместе (Шаг страддел).

3. Приставной шаг с касанием на платформе или на полу.

4. Шаги с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед (различные

варианты).

5. Касание платформы носком свободной ноги.

6. Шаг через платформу.

7. Выпады в сторону и назад.

8. Приставные шаги вправо, влево, вперед, назад, с поворотами.

9. Шаги на угол.

10. В – степ.

11. А – степ.

12. Подскоки (наскок на платформу на 1 ногу).

13.Прыжки.

14.Шасси – боковой галоп в сторону, небольшими шажками.

Выполнение каждого основного элемента оценивается в трехбалльной

системе:

1 балл - выполнение движений по показу, движения не четкие, не уверенные, скованные;

2 балла – выполнение движений по показу, объяснению, движения более уверенные, не скованные;

3 балла – выполнение движений самостоятельно, по показу, движения четкие, уверенные.

В результате подсчета среднего балла ребенок выходит на освоение программы на определенном уровне:

Высокий– свободно воспроизводит базовые шаги.

Средний – выполнение базовых шагов при многократном повторении педагога

Низкий – затрудняется в выполнении базовых шагов

Карта диагностического обследования

ФИ

Знание базовых шагов

Чувство ритма

Гибкость

Равновесие

Уровень усвоения программы

1

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итоговая диагностика обучающихся проводится по окончании полного курса обучения по Программе.

  МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Программа предусматривает неразрывное взаимообусловленное единство

средств, форм, педагогических приемов и методов, специально отобранных исходя из поставленных целей и задач и ориентированных на достижение конечных результатов обучения.

Виды занятий:

1.Диагностические - на нем определяется уровень физической подготовленности воспитанников.

2. Обучающие - дети впервые знакомятся с упражнениями, движениями, играми, а задача педагога – создать представление о них.

3. Комбинированные - повторение и совершенствование ранее изученных движений. А также изучение нового.

4. Итоговое - игровое - проводится 1 раз в два месяца. Это занятие может обобщать материал, разученный за определенный период и быть представлено вниманию родителей занимающихся, как показательное.

Основной формой организации учебной деятельности является

комплексное учебно-тренировочное занятие.

Используются следующие формы организации учебного занятия:

беседа, наблюдение, объяснение, показ, практическое занятие.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология развития критического мышления,

здоровьесберегающая технология.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал

«Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.

      2.Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.

      3. Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2000

      4.Вераксы Н. Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»// Мозайка-Синтез, М., 2019г.

      5.Долгорукова О. «Фитнес-аэробика // Обруч 2005 № 3. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008г.

    6.Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода» // Обруч 2005г. 5. Кулик ,Н.Н.Сергиенко

«Школа здорового человека» программа для ДОУ //Москва 2006г

              7. Е.В. Сулим Детский фитнес «Физическое развитие детей 5-7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"

Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она  развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шаги к успешности"

ДООП "Шаги к успешности" социально-педагогической направленности для детей 5-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Первые шаги в математику»

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая    программа социально-педагогической  направленности...