Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Первые шаги в робототехнику"
рабочая программа (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lego.docx | 876.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
- Актуальность
- Направление программы
- Цель и задачи курса
- Структура занятия
- Основные методы и приемы работы
1.2. Принципы LEGO-конструирования
1.3. Формы организации обучения дошкольников конструированию
1.4. Ожидаемые результаты
II. Организационный раздел
2.1. Основные формы занятия
2.2. Перспективное планирование в подготовительной группе
III. Список используемой литературы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что в современном мире технический прогресс шагнул далеко вперёд. Достижения в области электроники позволили создать миниатюрные и многофункциональные устройства, которые призваны помогать человеку в решении повседневных задач или служить средством проведения досуга или отдыха. Для работы этих устройств были разработаны специальные чипы: процессоры, микроконтроллеры. Микроконтроллер является основной деталью, он управляет устройством, следуя по шагам, написанным в программе. Для связи с другими цифровыми или аналоговыми устройствами были разработаны интерфейсы и протоколы, но всё это хорошо скрыто от глаз обычного пользователя за яркими приложениями и удобными кнопками.
Новизна: Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Данная программа направлена:
- помощь детям в индивидуальном развитии;
- мотивацию к познанию и творчеству:
- к стимулированию творческой активности;
- развитию способностей к самообразованию;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Цель программы:
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO WeDo 2.0
Задачи программы:
- Познавательная задача: развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике.
- Образовательная задача: формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDо 2.0.
- Развивающая задача: развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое).
- Воспитывающая задача: воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности.
Структура занятия:
-организационный момент (приветствие);
-показ презентации о роботе, схемы по сборке;
-тематическая беседа;
-пальчиковая гимнастика;
-конструирование робота;
-рефлексия.
Основные методы работы:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
-наглядные (демонстрация),
-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
-практические (конструирование),
-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные приёмы работы:
-беседа,
-ролевая игра,
-познавательная игра,
-задание по образцу (с использованием инструкции),
-творческое задание,
- работа со схемами,
- проект.
1.2. Принципы LEGO-конструирования
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности
- использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
1.3. Формы организации обучения дошкольников конструированию
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме актуализация и закрепление знаний и умений.
1.4. Ожидаемые результаты:
- формирование устойчивого интереса к робототехнике и образовательным областям общеобразовательной программы детского сада: Познавательное, Речевое, Художественно-эстетическое; Социальное развитие, Окружающий мир и экология.
- формирование умения работать по предложенным инструкциям;
- формирование умения творчески подходить к решению задачи;
- формирование умения довести решение задачи до готовности модели;
- формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
- конкурс детских построек на базе детского сада
- совместная проектная деятельность детей и родителей
- совместная проектная деятельность детей и воспитателей
II. Организационный раздел
Перспективный план совместной образовательной деятельности / дошкольный возраст 6-7 лет/
Первое полугодие:
- Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве.
- Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно.
- Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей.
- Продолжать знакомить с новыми деталями.
- Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи.
- Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.
Второе полугодие:
- Учить работать с мелкими деталями
- Создавать более сложные постройки
- Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
- Учить рассказывать о постройке других воспитанников
- Самостоятельно распределять обязанности
- Учить помогать товарищам в трудную минуту
- Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
- Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями
- Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
- Развивать творческую активность.
- Навыки межличностного общения и коллективного творчества.
- Способности к анализу и планированию деятельности.
- Интерес к лего-конструктору.
Примерное распределение занятий на год:
- Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (19) Конструирование по условиям (4)
- Конструирование по замыслу (8)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут по подгруппам (по 10 -14 детей).
2.1. Основные формы занятий:
- Моделирование по схеме, замыслу, образцу
- Работа над проектами (второе полугодие)
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта.
- Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях.
- Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
2.2. Перспективное планирование в подготовительной группе
Месяц | Тема | Цели и задачи |
Октябрь | 1. Правила техники безопасности при работе с конструктором. | Научить детей правильно использовать детали конструктора. |
2. LEGO-игра детей или знакомство с набором LEGO WEDO | В игровой форме расширить знакомство детей с деталями конструктора LEGO WeDo . | |
3. Путешествие по LEGO-стране. Исследователи цвета. | Знакомство детей с конструктором LEGO WeDo, его деталями, с цветом LEGO-элементов, активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы. | |
4. Исследователи кирпичиков | Продолжение знакомства детей с конструктором LEGO WeDo с формой LEGO-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления LEGO-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию воспитателя. Развитие графических навыков. | |
Ноябрь | 1.Знакомство с программным обеспечением LEGO® Education WeDo™ | Изучение перечня терминов при программном обеспечении LEGO® Education WeDo™ |
2.Закрепление темы программного обеспечения LEGO® Education WeDo™ | Закрепить знания перечня терминов при программном обеспечении LEGO® Education WeDo™ | |
3.Знакомство со звуками программного обеспечения LEGO® Education WeDo™ | Закрепление предыдущего материала. Изучение звуков программного обеспечения LEGO® Education WeDo™ | |
4. Знакомство с фонами экрана в программном обеспечении LEGO® Education WeDo™ | Изучение фонов экрана в программном обеспечении. Закрепление предыдущего материала. | |
Декабрь | 1. Первые шаги: Знакомство с основными приемами сборки и программирования. | Изучение передач и использование в программировании поставленной задачи. |
2. Знакомство с мотором и осью. | Изучение мотора и оси в программировании поставленной задачи. | |
3. Знакомство: Зубчатые колеса. Промежуточное колесо. | Изучение и использование зубчатых колес и промежуточного колеса. Составление программы с использованием этих частей, их действие. | |
4. Понижающая зубчатая передача. | Изучение понижающей и повышающей зубчатой передачи | |
Январь | 1. Повторение и закрепление предыдущего материала. Знакомство с датчиком наклона. | Вспомнить и составить программы по изученным темам. Изучение датчика наклона и его использование в поставленной задаче. |
февраль | 2. Первые шаги: Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача | Изучение и использование в программе шкивов и ремней, перекрестной и ременной передачи |
1. Снижение скорости. Увеличение скорости | Изучение в программе снижение скорости и увеличение скорости, их использование в поставленной задаче. | |
2. Знакомство с датчиком расстояния. Коронное зубчатое колесо. | Построение модели с использованием датчика расстояния. Использования коронного зубчатого колеса, его действия в использовании. | |
3. Червячная зубчатая передача. | Знакомство с червячной зубчатой передачей. | |
4. Раздел: Кулачок. Рычаг. | Изучение действий кулачка при изменении мощности мотора. Изучение рычага, как простейший механизм при составлении программы. | |
Март | 1. Знакомство с блоком «Цикл». Блок «Прибавить к Экрану» | Использование блока «Цикл» в составлении программы. Понять изменения действий при его использовании. Изучить изменения при использовании блока «Прибавить к экрану» |
2. Блок «Вычесть из Экрана». Блок «Начать при получении письма» | Изучение действий при использовании в программе блоков «Вычесть из экрана», «Начать при получении письма» | |
3.Первые шаги: Знакомство с маркировкой мотора. | Изучение последовательности подключений моторов, их действия и использование в программе. | |
4. Повторение изученного блока. | Закрепление изученного пройденного материала. | |
апрель | 1. Знакомство с саванной. | Освоение схемы построения внешнего вида животных, обитающих в саванне. |
2. Создание модели животного из конструктора LEGO WEDO по замыслу детей и на примере модели льва. | Научить детей создавать модель животного на примере модели льва. | |
3. Моделирование фигур животных с опорой на рисунки. | Научить детей моделировать фигуры животных с опорой на рисунки. | |
4. Создание моделей любимого животного. | Самостоятельная работа по созданию любимого животного. | |
май | 1. Проектирование в робототехнике | Научить детей составлять детские проекты. |
2. Итоговое занятие. | Демонстрация детского проекта с замыслом детей |
III. Используемая литература:
1. Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО»
2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.
3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
4. Шмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов.
Программное обеспечение LEGO WeDо Education.
Интернет –ресурсы:
http://int-edu.ru
http://7robots.com/
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
/ http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
http://www.elrob.org/elrob-2011
http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
http://www.robo-sport.ru/
http://www.railab.ru/
http://roboforum.ru/
http://www.robocup2010.org/index.php
http://myrobot.ru/index.php
http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
Оборудование:
- LEGO WеDо 2.0
- LEGO DUPLO
- набор карточек и схем для каждого вида конструктора
- ноутбук (планшет)
- строительные наборы и конструкторы
- игрушки (машинки, животные и т. д.) для обыгрывания конструкций.
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"
«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей 5-7 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОБОТОТЕХНИКА». Это пособие разработано в помощь педагогу. Расчитан на 1 год обучения. Данная программ...
Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Легоконструирование и робототехника» для детей 5 – 7 лет
На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей 6-7 лет конструкторских способностей на основе элементарного компьютерного программирования и моделирования "Занимательная робототехника"
Игра – важнейший спутник детства. Конструирование из конструктора ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO конструирования, развить...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»
Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и LEGO Spike start)....