Дополнительная общеразвивающая программа «Вместе весело шагать»
рабочая программа (средняя группа)
Целью данной программы является позитивная социализация детей разных национальностей в возрасте с 4 до 5 лет средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками разных национальностей и взрослыми (в том числе моральным).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsional_marchenko_t.m._dopolnitelnaya_programma_dokument_microsoft_office_word_2.docx | 50.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»
«Вместе весело шагать»
(дополнительная общеразвивающая программа
по социально-коммуникативному развитию
для детей средней группы разных национальностей)
Исполнитель: Марченко Татьяна Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 24. | |
Ленинск-Кузнецкий
Вместе весело шагать. Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5 лет разных национальностей – Ленинск-Кузнецкий: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24» - 2019г. – 14с.
Составитель Марченко Т.М., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №24,
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Вместе весело шагать» для детей 4-5 лет разных национальностей составлена на основе парциальной программы по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию Коломейченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Дорогою добра». Занятия для детей 4-5 лет по социально-коммуникативному развитию.
Целью данной программы является позитивная социализация детей разных национальностей в возрасте с 4 до 5 лет средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками разных национальностей и взрослыми (в том числе моральным).
Занятия-игры проходят один раз в неделю, длительностью по 20 минут.
Данная программа адресована воспитателям дошкольных учреждений и рассчитана на обучение детей дошкольного возраста 4-5 лет разных национальностей. Срок обучения – 1 год (36 часов).
Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре фиксируются исходные данные, в мае - итоговые.
Содержание
1.Пояснительная записка ……………………………………………………..4
2.Учебно-тематический план …………………..……………………………..9
3. Содержание программы………………………………………………..…..11
4. Условия реализации………………………………………………………..12
5.Список литературы………………………………………………………....14
- Пояснительная записка
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших направлений педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий яркое выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества». Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Нормативно-правовую основу для разработки дополнительной общеразвивающей программы «Вместе весело шагать» составляют:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Цель: социализация детей средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); развитие игровой деятельности детей.
Задачи:
- Приобщать детей средней группы к общепринятым нормам.
- Обучать дошкольников правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Активизировать игровую деятельность детей в социально-коммуникативном направлении.
Принципы отбора содержания дополнительной общеразвивающей программы по социально-коммуникативному развитию «Вместе весело шагать» для детей средней группы (по Л. В.Коломийченко):
· принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
· принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
· принцип прогностичности, ориентирующий на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
· принцип системности, предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
· принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т. д.) и его реализацию в разных видах деятельности.
Данная дополнительная общеразвивающая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Дополнительная общеразвивающая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей средней группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Занятие-игра 20 минут, 1 раз в неделю.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы по социально-коммуникативному развитию «Вместе весело шагать» – 1 год с детьми 4-5 лет средней группы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- знание и выполнение правил поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;
- умение дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, в том числе изображенным;
- умение определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т. ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
- имеет предпочтение в игре;
- договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет;
- оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами, может объяснить сверстникам правила.
Тестирование проводится только с письменного согласия родителей.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям. Используются следующие методы: наблюдение, проблемная (диагностическая) ситуация, беседа.
– диагностика по социально-коммуникативному развитию детей 4-5 лет (автор Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева);
Показатели уровня овладения детьми программы:
- балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Эго позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру.
- Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов |
диагностика | диагностика | 4 |
Мы такие разные | Чтение узбекской народной сказки «Эгры и тугры» | 1 |
Беседа «Эгры и Тугры» (узбекская народная сказка) | 1 | |
Социо-коммуикативная игра «Ласковые имена» | 1 | |
Сюжетно-ролевая игра «Узбекский День рождения» | 1 | |
Моя семья | Рассказ из личного опыта «Летние впечатления» (семейный отдых) | 1 |
Игровое упражнение «Давай поговорим» | 1 | |
Пальчиковая игра «Пальцы — люди добрые, пальцы — люди злые». Упражнения в уголке эмоций. | 1 | |
Сюжетно-ролевая игра «Семья» | 1 | |
Социо-коммуникативные игры | «Разговор через стекло» | 1 |
«Зеркало» | 1 | |
«Подарки» | 1 | |
«Мы похожи?» | 1 | |
Дружные ребята | Чтение узбекской сказки «Жадная собака» | 1 |
Беседа по узбекской сказке «Жадная собака» | 1 | |
«Литературный калейдоскоп» (чтение стихов о дружбе) | 1 | |
Рассматривание сюжетных картинок «Дружные ребята» | 1 | |
Вместе весело шагать | Заучивание песни «Вместе весело шагать по просторам» | 1 |
Беседа-рассуждение «Что такое дружба» | 1 | |
Чтение «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | |
Сюжетно-ролевая игра «В гости к другу» | 1 | |
Как общаются узбеки и русские | Чтение узбекской сказки «Золотой арбуз (три арбузных семечка)» | 1 |
Пазлы-загадки «Собери картинку по сказке» | 1 | |
Презентация «Как общаются узбеки и русские» | 1 | |
Беседа «Буду делать хорошо и не буду плохо» (о поступках героев узбекских сказок) | 1 | |
Чтение узбекской сказки «Скорпион и черепаха» | 1 | |
Беседа по узбекской сказке «Скорпион и черепаха» | 1 | |
Рассказывание узбекских сказок. | 1 | |
Рисование «Узбекские сказки» | 1 | |
диагностика | диагностика | 4 |
Итого: | 36 |
- Содержание программы
Программа направлена на позитивную социализацию детей средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); на развитие игровой деятельности детей.
Программа способствует воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, развитию умения самостоятельно объединяться для совместной игры, развивает у детей умение заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывает организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формирует такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Воспитывает уважительное отношение к окружающим. Формирует умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формирует умение спокойно отстаивать свое мнение.
В средней группе продолжается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации.
Условиями реализации дополнительной общеразвивающей программы «Вместе весело шагать» является организация образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей; учебная нагрузка составляет 36 часов в год. Формы организации: игровая деятельность, беседы, заучивание стихов, загадок и песен, пантомима.
Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка 4-5 лет, самостоятельной деятельности детей.
Двигательная деятельность организуется при проведении организованной образовательной физкультурной деятельности, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка средней группы в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на позитивную социализацию детей; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
Ритуалы приветствия - прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Занятия начинаются общим рукопожатием перекрещенными руками и пожеланиями всем здоровья и добра. В ритуал приветствия также входят вопросы: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?», «Как прошли ваши уроки?» и т.д. В данный ритуал должны быть включены все дети. Ритуал прощания включает в себя как настрой на продолжение работы в следующий раз, так и выработку уверенности для каждого ребёнка, что ему всегда рады, его ждут на следующем занятии.
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и воспитателю.
Работа с родителями.
- Родительское собрание «Социально-коммуникативное развитие детей в условиях межнационального общения»
- Консультация для родителей «Обучение дошкольников правилам взаимоотношения со сверстниками разных национальностей посредством знакомства со сказками народов мира».
- Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра своими руками» (разрезные картинки «Угадай сказку»).
- Педагогическая гостиная «Социо-коммуникативные игры, направленные на сплочение детей разных национальностей».
- Выставка детско-родительского творчества «Нарисуем национальную сказку».
4. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Основным местом для организации образовательного процесса с детьми является групповая комната, где каждому ребёнку обеспечивается личное пространство: стол, стул. Мебель подбирается в соответствии с ростом и возрастом детей.
Пространство групповой комнаты разграничено: имеется центр для иллюстративного материала, дидактического пособия, демонстрационного и раздаточного материала, центр художественной литературы, центр настольно-печатных игр, имеется библиотека методической и художественной литературы.
Оборудование помещения безопасно, эстетически привлекательно, носит развивающий характер. Предметно-пространственная среда групповой комнаты создаёт комфортное настроение, содействует эмоциональному благополучию детей.
Оборудование и технические средства, используемые в образовательном процессе:
Наименование | Количество (шт.) |
Магнитофон | 1 |
Колонки | 2 |
Разрезные картинки-пазлы | 1 набор на каждого ребенка |
Дидактические игры | 8 |
Методическое пособие по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. | 1 |
Картотека игр | 1 |
Демонстрационный, иллюстративный материал. | 10 |
Методы и приемы
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи с этим в программе предложено большое количество игровых упражнений. Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, проводятся физкультминутки.
Наглядные методы в сочетании со словесными методами активизируют у детей дошкольного возраста интерес к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). В программе процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей о социально-коммуникативных качествах необходимых человеку в современном мире.
Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В программе активно используется организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, а заканчивается ритуалом прощания. В программе используются вербальные (словесные, игровые, наглядные) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика) методы и средства общения.
Использование разнообразных методов и приемов способствует решению поставленных целей и задач в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы по социально-коммуникативному развитию детей средней группы «Вместе весело шагать».
Список литературы
- Буре Р. С. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях [Текст]: учеб. пособие / Р.С. Буре – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 105 с.
- Буре Р. С. Дружные ребята [Текст]: учеб. пособие / Р.С. Буре . М.: Просвещение, 2002. – 80с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
- Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра [Текст]: учеб. пособие. / Занятия для детей 6 – 7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.И. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 320 с.
- Михайленко И. Я. [Текст]: учеб. пособие / И. Я. Михайленко, Н. А. Короткова Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Сфера, 2008. – 160с.
- Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком? [Текст]: учеб. пособие / И. Я. Михайленко, Н. А. Короткова М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
- Насонкина С. А. Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете [Текст]: учеб. пособие / С. А.Насонкина. СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 16с.
- Островская Е. Н. Главные правила поведения для воспитанных детей [Текст]: учеб. пособие / Островская Е. Н. М.: АСТ, 2007. – 96с.
- Смирнова Е.О. Детская психология [Текст]: Учеб. студентов высших пед.учеб. заведений. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Вместе весело шагать"
Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами су...
Дополнительная общеразвивающая программа "ВМЕСТЕ"
Программа создана и реализуется совместно с родителями детей старшего возраста. Цель :Создание единого образовательного пространства как основы для решения задач по формированию культуры б...
Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...
Дополнительная образовательная программа "Вместе весело шагать"
Программа по степ-аэробике разработана для детей 5- 7лет....
Программа "Вместе весело шагать" Физкультурно-оздоровительные игровые сеансы для детей раннего и младшего возраста
СОДЕРЖАНИЕЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка………………………………………………..…....
дополнительная общеразвивающая программа «Школа веселых мячиков»
Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа«Школа веселых мячиков»(с использованием здоровьесберегающих технологий)...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) ( стартовый уровень)
Настоящая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) имеет социально – гуманитарную направленность. Возраст обучающихся – 3-4 лет. Срок ...