План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Каргина Виктория Борисовна

Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу . В настоящее время изменилось содержание жизни наших детей. Компьютерные игры, мультфильмы и телевизионные передачи привели к отсутствию интереса к истории, произведениям декоративно- прикладного искусства. На современном этапе эта тема актуальна, так как она помогает не только развивать в ребенке творческую личность, но и воспитывает доброжелательность, любовь к родному краю, искусству народных промыслов своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_kazachestvo.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                 План работы по самообразованию 

Тема: : «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»

Подготовила Каргина В.Б.

МДОУ № 6 «Улыбка»

Проблема нравственно – патриотического, гражданского
воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных.
Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает
создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех
высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических
чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и
традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории,
культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе
прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не
передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без
будущего.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним
из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа
жизнеспособности любого общества и государства, преемственности
поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе,
я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно
без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Суть нравственно - патриотического воспитания дошкольника
состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к
родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,
созданной трудами родных и близких ребенку людей, тех, кого зовут
соотечественниками. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине
начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,
бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду,
городу. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения
человека, его отношение к окружающему миру.

                                            План работы над темой.

Раздел 1. Организационно-ознакомительный  этап. Теоретическое исследование (с01___.___09___2023__г. по _13_._11______2023_г.).

Определение целей и задач работы над темой.

  • Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности по вопросу отношение ребенка к себе, к другим людям, Донскому краю, коммуникативной и социальной компетентности детей на основе познания ценности Отечества;Использование культурно-исторических традиций казачества в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.         

Задачи: Изучить и проанализировать теоретическую литературу истории донского края,
донских казаков,
 обычаев православной казачьей
семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение детей к
духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально –
творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех
духовных ценностей, которые были завещаны предками.

Обогащение опыта детей навыками социального общения проявление таких качеств личности как доброта, уважение к старшим, любовь к отчизне, эмоциональная отзывчивость.Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на
происходящее, оказывать посильную помощь

Планирование работы по самообразованию. (с_01__._09_____2023_г. по __.30__08_____2024_г.).

Подбор и изучение методической литературы по теме(с01___.09______2023__г. по  20__.__10_____2023_г.).

  1. Астапенко Е.М. Старочеркасск – легенда Дона. – Ростов-на-Дону: ООО
    «Мини Тайп», 2007.
    2. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. Ростов-наДону: ООО «Мини Тайп», 2005.
    3..
    4. Гончарова О. В., Овчарова Л.А. Воспитание национального самосознания
    старших дошкольников на традициях Донского казачества в процессе
    реализации дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»
    // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11.
    – С. 46–50. – URL:
    http://e-koncept.ru/2015/95126.htm
    5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
    образования – Приказ Министерства образования и науки Российской
    Федерации 17 октября 2013 г. N 1155 - http://минобрнауки.рф/
    6. Чумичева Р.М. и др. Доноведение для дошкольников. – Ростиздат,
    Ростов-на-Дону, 2011г.
    7. Чумичева Р.М. и др. Методическое обеспечение к региональной
    программе «Родники Дона». Ростов-на Дону, 2005г.
    8. Чумичева Р.М. и Ведмедь О.Л. Путешествие в историю и культуру
    Донского края, «Синтез технологий», Ростов-на Дону, 2007г

9.Козаченко, А.С.   Былинная традиция на Дону / А. С. Козаченко. — Ростов-на-Дону: Дон. изд. дом, 2002. 

10.Край родной : Хрестоматия для чтения мл. школьников (на регион. материале) : [1-4 кл. / Сост.: Т.А. Бутенко, В.Б. Небратенко]. — Ростов н/Д : Баро-Пресс, 2003. 

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (новизна идеи при  изучении литературы, рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Теоретический

Чтение, конспектирование

 Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека" В книгу включены беседы, которые учитель может использовать в воспитании у учащихся патриотизма, гражданственности, любви к близким, природе, учителю.

 

 

 

Чтение, конспектирование

«Приобщение дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий»/ Тимофеева Л. О., Волохова Н. Н и др.: Учитель, 2015Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Дети углубленно познакомятся с различными формами народного творчества, овладеют певческими и танцевальными умениями. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования. Главная задача работы состоит в том, чтобы помочь ребенку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности

Чтение, конспектирование

Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»: М, УЦ «Перспектива», 2008 Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет: значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. 

Чтение, конспектирование

Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ Князева О. Л., Маханёва М. Д.: Детство-Пресс. 1999 Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Книга является частью учебно-методического комплекта, который включает в себя помимо публикуемых материалов рабочие тетради для самостоятельной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и в семье. Содержание комплекта соответствует государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре.

Чтение, конспектирование

Елжова Н.В. «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» Методическое пособие содержит развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей маленькой родине. Данная цель будет осуществлена через решение следующих задач: * формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона; * продолжать расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению; * способствовать обогащению представлений о прошлом маленькой родины

Чтение, конспектирование

Бажанов Е.А. Казаки. Истоки традиций // Москва. 2010. №2. С. 140-167. О казачестве, как об одном из самых сочных и колоритных пластов народной культуры

Чтение, конспектирование

 Дорина Л. Край ты мой казачий!: из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С. 119-120 Педагогика Дошкольная педагогика Кл.слова (ненормированные): воспитание дошкольников -- гражданское воспитание -- дошкольники -- казачество -- казачьи традиции -- краеведение -- кружки в детском саду -- национальное воспитание -- патриотическое воспитание -- региональный компонент -- регионоведение  Из опыта работы кружка в детском саду, цель которого - воспитывать чувство патриотизма у дошкольников, пробуждать любовь к родному краю.

Чтение, конспектирование

. Жарков А.Д. Теория и технологии культурно-досуговой деятельности: учебник. М.: МГУКИ, 2007. 480 с Это огромный культурный комплекс, потенциал которого не используется более чем на 30 % по многим причинам, в том числе и из-за отсутствия научно-обоснованной технологии культурно-досуговой деятельности. Разнообразие форм их деятельности, постоянный поиск интересного материала, выбор нетрадиционного пути к уму и сердцу постоянных. участников объединений и коллективов, а также разовых посетителей позволяют лучше понять суть происходящих в нашем обществе перемен. Все это предъявляет к кулътурно-досуговой деятельности повышенные требования, ибо она своими корнями уходит в самую гущу широких народных масс

Чтение, конспектирование

Истоки: опыт работы детских казачьих общественных организаций и объединений. Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 2001. 230 с. Образовательная программа по истории казачества, казачьего фольклора, истории культуры, народного творчества и основ Православия

Чтение, конспектирование

Калугина Н. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников: из опыта работы прогимназии «Казачья» // Дошкольное воспитание. 2008. №4. С. 66-70 О направлениях работы. Приведены методические рекомендации по проведению занятия "Казачий курень"

Чтение, конспектирование

Астапенко, М.П. Природа и история родного края. [Текс]: учебное пособие  / М.П. Астапенко. – Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2005. – 170 с. В книге собраны знания об окружающем мире, о природе донского края, о народах, населявших территорию края, героических событиях происходивших на этой территории

Чтение, конспектирование

Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда?» к региональной программе «Родники Дона» Р.В Чумичева, О.Л Ведмедь, Н.А Платохина Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми. документами, регламентирующими дошкольное образование: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Чтение, конспектирование

Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края» . В пособии дан краткий популярный очерк истории донского края с начала XX века до наших дней, подготовленный в соответствии со школьной программой по истории СССР. Глава I написана доктором исторических наук Е. И. Демешиной, главы II-V - доктором исторических наук К. А. Хмелевским. Методический материал подготовлен методистом средней школы Л. А. Мицкун

Чтение, конспектирование

Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVIIXX вв. – Ростов н\Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006 В книге вы найдете главы, рассказывающие о казаках-земледельцах, рыболовах, виноградарях, огородниках. Отдельные главы посвящены воспитанию детей и юношей в казачьих семьях, увеселениям и забавам донцов, донской казачьей песне, одежде, трапезе, празднованию в среде донских казаков Пасхи, Масленицы, Троицы. Отдельные главы отведены исследованию быта и культуры старшинской и дворянской усадьбы на Дону в XVIII-XIX вв.
Книга может служить в качестве учебного пособия для школ, гимназий, училищ, кадетских корпусов. Ее с интересом прочитают студенты и все, кого интересует бытовая сторона истории донского казачества.
Подробнее:

Чтение, конспектирование

Международный образовательный портал  http://www.maam.ru/

Статьи в электронных СМИ

Раздел 2. Основной этап. Практическое исследование. (с_20__._10_____2023_г. по __30.___04____2024_г.).

Отчёт по проделанной работе по плану самообразования (с_16__.__08____2024__г. по _01_._09______2024_г.).

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Примечание

Практический

Проектирование, дополнение   рабочей программы

Интеграция деятельности со специалистами ДОУ

Перспективно –тематический план  по всем видам деятельности с воспитанниками

Перспективный план работы с родителями на __2023-2024______гг.

 Работа с родителями

Консультации:

«Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»,

«Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье»

 Казачья кухня - долголетие и здоровье".

«Знакомство детей с историей и культурой Донского края»

«Казачьи подвижные игры – основа здорового образа жизни»

"Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора"

Участие в методической работе ДОУ.

разработка комплекта  подвижных игр по направлению  казачества(наглядный материал, дидактические и подвижные игры)

Распространение опыта в сетевом взаимодействии. Публикации.

Адрес сайта: 28176.maam.ru

Создание картотеки дидактических игр (как направленных на развитие речи, внимания, взаимодействия и т.д.)

1.Картотека  подвижных игр по  казачеству

2. Картотека  казачьих  игр

3.Картотека Дидактических казачьих игр.

4.Картотека Пальчиковых казачьих игр

Пополнение атрибутами центров для игр: центр сюжетно-ролевых игр, центр творчества и так далее.

Сюжетно-ролевые игры:

«В гостях у казака»

«Семья казака»

Подготовка материалов способствующих лучшему усвоению материала и повышающему уровень подготовки (пособия и т.д.)

Астапенко Е.М. Старочеркасск – легенда Дона. – Ростов-на-Дону: ООО
«Мини Тайп», 2007.
2. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. Ростов-наДону: ООО «Мини Тайп», 2005.
3.. . Чумичева Р.М. и др. Доноведение для дошкольников. – Ростиздат, Ростов-на-Дону, 2011г
4. Гончарова О. В., Овчарова Л.А. Воспитание национального самосознания
старших дошкольников на традициях Донского казачества в процессе
реализации дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»
// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11.
– С. 46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/95126.htm

Составление конспектов занятий, развлечений по теме : «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»

Развлечение «Широкая Масленица».
Цель: продолжать знакомить с донскими традициями; сформировать представление
о праздновании Масленицы на Дону.

Беседа «Донской народный театр»
Цель: сформировать представление о
донском театре.
-Рассказывание казачьей сказки «Казак
и лиса» (настольный театр «Казак и
лиса»).
Цель: познакомить с казачьими
сказками, их особенностями.

Рассказывание произведения П.
Лебеденко«Сказки Тихого Дона».
Цель: знакомить детей с казачьими
сказками, их особенностями, помочь
детям понять их смысл.
Развлечение «На завалинке».
Цель: систематизировать знания детей о
донском крае, пословицах, поговорках,
песнях донских казаков; воспитывать
чувство гордости за родную культуру

Подведение итогов

Отчёт по проделанной работе по плану самообразования «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»

Раздел 3 Заключительный. Подведение итогов.

Отчёт по проделанной работе по плану самообразования (с_19__.__08____2024__г. по _02_._09______2024_г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданствен...

Проблемно-реферативная работа на тему «Воспитание личности и патриотических чувств у детей дошкольного возраста через народные игры»

В.А. Сухомлинский написал, что детство есть каждодневное открытие мира, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания Человека и Отечества, их красоты и величия. Поэтому накопление детьми соц...

План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"

Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...