Программа по математике кружок "Развивалочка"
рабочая программа (младшая группа)
программа по математике кружок "Развивалочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kruzhku_razvivalochka.docx | 131.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДЕНО: | |
на педагогическом совете Протокол №______ от _____________202 г. | Заведующий МБДОУ ДС№56 «Северяночка» ________________ Т.В. Ревкова Приказ № ____ от _______20___г. |
ПРОГРАММА ДОУ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КРУЖКУ
«РАЗВИВАЛОЧКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Группа №1 «Сказка»
на 2023-2024 учебный год
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015) (Глава 1) (Статья 2)
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия
9) образовательная программа- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Содержание
| ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
| Пояснительная записка |
| Цель и задачи программы |
| Основные принципы программы |
| Объем образовательной нагрузки |
| Образовательные области программы |
| Планируемые результаты |
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
| Календарно-тематическое планирование |
| Разделы рабочей программы |
ЛИТЕРАТУРА | |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
1.1 Пояснительная записка
(Актуальность выбранной темы)
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.
Организации кружка «Развивалочка» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления. Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
1.2Цели и задачи
Цель программы:
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.
Задачи программы:
1.Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей;
2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции;
3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
5.Воспитывать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки.
1.3 Основными принципами программы математического кружка являются:
- умственного развития дошкольника.
- индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
- индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения)
- Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
- Показ мультимедийных материалов
1.4 Объем образовательной нагрузки
Кружок «Развивалочка» предназначена для детей 3-4 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами программы.
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия 15 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Форма организации занятий: групповая
Общее количество 72 занятий в год.
1.5 Образовательные области программы
«Социально – коммуникативное развитие» - где знания и умения, полученные в НОД дети применяют в игровой деятельности.
«Познавательное развитие» - развитие умственных способностей; достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения. Знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Художественно – эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
1.6 Планируемые результаты:
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 3 – 4лет.
- Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.
- Считает до 5 . (количественный, порядковый счет).
- Называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5).
- Соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов.
- Различает величины; длину (ширину, высоту) и способы их измерения (наложение, приложение).
- Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
- Различать и называть: круг (овал), многоугольники (треугольники, прямоугольники), шар, куб. Проводить их сравнение.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.)
- Уметь определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра); называть части суток и знать их основные признаки.
- Знать состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц), уметь составлять из двух меньших.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1 Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание | Цели | Месяц |
1 | «Знакомство с цифрами» | Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 5. Познакомить с цифрой 0. | Сентябрь |
2 | «Геометрические фигуры. Круг » | Продолжать знакомить детей с формой «круг». Учить детей обводить по контуру круг. Развитие мелкой моторики рук. | |
3 | «Геометрические фигуры Овал | Продолжать знакомить детей с формой «овал» | |
4 | «Геометрические фигуры. Треугольник» | Закрепление знания формы треугольник. | |
5 | «Квадрат» | Закрепление знания формы «квадрат». | |
6 | «На что похоже?» | Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. | |
7 | Слева-справа | Познакомить детей с пространственной единицей слева-справа. Научить детей постоянно связывать название руки с выполняемыми ею действиями. Научить детей ориентироваться на листе бумаги. | |
8 | «Много», «один», «ни одного» | Познакомить детей с понятием «много», «один», «ни одного». Учить детей правильно называть числительные : одна, одно, много, ни одного. | |
9 | «Большой-маленький | Познакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить детей находить предметы различные по величине.. | Октябрь |
10 | «Кошкин дом» | Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. | |
11 | « Волшебные пазлы» | Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. | |
12 | Большой-маленький, найди пару. | Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить детей находить предметы различные по величине. Познакомить с понятием пара. | |
13 | Деление геометрических фигур на группы | Продолжать учить детей делить предметы на группы по единому признаку. | |
14 | Веселые палочки | Научить детей складывать предметы из счетных палочек. | |
15 | Прямоугольник | Продолжать знакомить детей с формой «прямоугольник» | |
16 | Дорожки (машина, мотоцикл, велосипед) | Продолжать учить детей обводить по пунктирной линии. Развиваем мелкую моторику рук. | |
17 | «Что такое «порядок»?» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. | Ноябрь |
18 | «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. | |
19 20 | «Какой? Сколько?» | уметь называть по порядку и считать количество предметов. | |
«По порядку рассчитайся!» | Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. | ||
21 | Понятие «больше», «меньше», «поровну» | Познакомить детей с понятиями «больше», «меньше», «поровну». | |
22 | Понятие «слева-справа» Счет до двух | Продолжать знакомить со значением слева-справа.. Научить детей ориентироваться на листе бумаги. Научить счету до двух. | |
23 | Понятие «вверху-внизу». Счет до четырех | Познакомить детей с понятием «вверху-внизу». Научить счету до четырех. | |
24 | Понятие «впереди-сзади». Счет до пяти. | Познакомить детей с понятием «впереди-сзади». Научить счету до пяти. | |
25 | Обведи по контуру предметы | Продолжать учить детей обводить предметы по контуру. | Декабрь |
26 27 28 29 30 | «Аппликация на листе» | Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, продолжать формировать навык аккуратной работы. | |
«Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания. | ||
«Рисование фигур по точкам» | Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. | ||
Число и цифра 1 | Познакомить детей с числом и цифрой 1. | ||
Понятие «высокий-низкий», «одинаковые по высоте». | Познакомить детей с понятием «высокий-низкий», «одинаковые по высоте». | ||
31 | Число и цифра 2 | Познакомить детей с числом и цифрой 2. | |
32 | Понятие «длинный-короткий», «одинаковые по длине». | Познакомить детей с понятием «длинный-короткий», «одинаковые по длине». | |
33 | «Левая и правая рука» | Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» | Январь |
34 | «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | |
35 | Число и цифра 3 | Познакомить детей с числом и цифрой 3. | |
36 37 | Понятие «широкий- узкий», «одинаковые по ширине» | Познакомить детей с понятием «широкий- узкий», «одинаковые по ширине» | |
Познакомить детей с числом и цифрой 4. | |||
38 | Понятие «толстый-тонкий», «одинаковые по толщине». | Познакомить детей с понятием «толстый-тонкий», «одинаковые по толщине» | |
39 | «Сутки. Часы. Минутки» | Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. | |
40 | «Дни недели» | Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | |
41 | «12 месяцев» | Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь» | Февраль |
42 | «Время года. Лето» | уточнить представлений детей о времени года «лето». Закрепить знания детей о признаках лета. | |
43 | Число и цифра 5 | Познакомить детей с числом и цифрой 5. | |
44 | Понятие «широкий- узкий», «одинаковые по ширине» | Познакомить детей с понятием «широкий- узкий», «одинаковые по ширине» | |
45 | Времена года «Осень». | закреплять понятия об осенних явлениях, развивать устную речь, внимание и память. | |
46 | Времена года «Зима». | закреплять представление о временах года - зима. Развивать логику и мышление.. | |
47 | «Весы. Их использование» | Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес» | |
48 | «День – ночь.» | знакомить детей с временным понятием день – ночь, научить различать части суток по приметам и действиям временного отрезка, развивать логическое мышление и наблюдательность. | |
49 | Закрепляем части суток (утро, день, вечер, ночь) | закреплять умения ориентироваться во времени, называть части суток. | Март |
50 | «Пишем цифры: 0,1,2» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | |
51 | «Пишем цифры: 3, 4,5» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | |
52 | Время года «Весна». | закреплять представление о временах года - весна. | |
53 | «Шар, куб, цилиндр | закреплять знание объёмных геометрических фигур, развивать наблюдательность, мышление.. | |
54 | «Расставь числа по порядку» | Развивать умение расставлять числа по порядку. | |
55 | «Веселые коробочки» | Учить объединять предметы по трем признакам (цвет, форма, размер). | |
56 | «Математическая аппликация» | Научить составлять сюжетную картинку с помощью геометрических фигур | |
57 | «Собери гусеницу» | Учить расставлять числа в прямом порядке до пяти. | Апрель |
58 | «Найди пару» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | |
59 | Подбери дорожки к домикам | Продолжать учить образовывать группы предметов трем признакам | |
60 | Даша путешественница | Закрепить прямой счет до пяти. Познакомить с цифрами 1, 2, 3,4,5. Учить количественному счету. | |
61 | Дорисуй | Закрепить количественный счет до пяти | |
62 | Сосчитай | Учить сравнивать количество предметов в группах. | |
63 | Помоги ёжику попасть в свой домик | Продолжать учить соотносить и подбирать по цвету, форме и размеру. | |
64 | Поставь заплатку | Учить выявлять из группы предметов один, отличающийся по какому-либо признаку. | |
65 | Числовой ряд. Порядковый счёт. | Закреплять умения соотносить цифры с количеством. Формировать представления о порядковом счёте. | Май |
66 | «В стране геометрических фигур» | Закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений. | |
67 | «Путешествие по комнате» | Закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и | |
68 | Цвет. Форма. | Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы. | |
69 | «Три медведя» | Учить детей внимательно слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, обратить их внимание какие по размеру предметы у каждого медведя | |
70 | «Математическая аппликация» | Научить составлять сюжетную картинку с помощью геометрических фигур | |
71 | Мозаика вокруг нас. | Учить клеить геометрические фигуры, делая небольшое расстояние между ними | |
72 | «Путешествие в математическую страну» | Закрепить пройденный материал. |
2.2 Разделы рабочей программы:
- «Количество и счет»
- Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
- «Ознакомление с геометрическими фигурами»
- Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
- «Определение величины»
- Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
- «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
- Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев;дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
- «Решение логических задач»
- Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия:блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
В начале и конце учебного года проводитсямониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала
№ | Список детей | «Количество и счет» | «Ознакомление с геометрическими фигурами» | «Определение величины» | «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» | «Решение логических задач» |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
Мониторинг проводится по 3 бальной системе диагностирования:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балла – низкий уровень
Используемая литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 368 с.
- Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88 с.
- Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа / авт.-сост. З. Т. Асанова.
- Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2014. – 246 с.
4.Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 96 с. Н. С. Голицына
5. Математика для малышей. Средняя группа. Серия «Рабочие тетради к программе «От рождения до школы»» под
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ООО МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике в средней группе Детский сад 2100
рабочая программа...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра Для...
авторизированная программа "Веселая математика"
Авторизированная программа "Веселая математика" для детей старшего возраста....
Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....
Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)
Математика (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)Программа составлена на основе Комплексной программы развити...
Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...