Консультация для родителей "Учите детей читать сказки". Самообразование 2023 - 2024.
консультация (старшая группа)
Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу.
Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и
выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека
огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchite_detey_chitat_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Учите детей читать сказки».
Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу.
Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и
выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека
огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.
Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует
расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы
поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о
прекрасном.
Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то
наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
В возрасте пяти лет начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми
любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным
вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов,
препятствий, драматических ситуаций, разнообразных
мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое
другое), с яркими сильными характерами героев. Они открывают простор для чувств и
мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и
злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом,
удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.
В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи
иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких не было в их
собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное
произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ,
относиться к нему как к авторскому приёму.
В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более
сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений
художественной литературы:
- закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к
художественному слову;
- знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений
(рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).
- развивать и воспитывать воссоздающие воображение;
- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский
замысел;
- помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства;
воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;
- помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям
произведений;
- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы
изображения.
Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в
сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость ко всему плохому и хорошему,
побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.
Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она
пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она
помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ
проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как
сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины
проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка,
становится его настоящей жизнью?
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как
бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к
чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не
игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по
комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно
на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После
рассматривания уберите книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так,
чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так
как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку
ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью
русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих
ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости
от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер
персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «переборщите». Излишняя
драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами
картины.
6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё
до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите
окончание.
7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это
и скучновато, но для него - нет.
8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал.
Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать:
ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и
найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку
самому выбирать книги.
10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку.
Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует
постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в
детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её
сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и
снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз
раскрывая что-то новое.
Уважаемые родители! С детства прививайте ребенку любовь к чтению. Пусть она
проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если
же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и
терпения. Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги
научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности. И самое
главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с
книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и
тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.
Читайте с детьми как можно больше, а главное - говорите, о чем прочитали, ведь Ваши
дети - будущие первоклассники!
Приложение
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.
2.Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
3.Если ребенок устал, проведите физминутку.
4. Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте
иллюстрации.
5.Беседуйте о прочитанном, о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6.Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или
выучит его наизусть.
7.Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии
«Читаем сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование 2023-2024 Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку...
Самообразование 2023-2024 уч. г. «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жи...
Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в работе с детьми". Самообразование 2023 - 2024.
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством ...
Консультация для родителей "Как книги развивают ребенка". Самообразование 2023-2024.
Всем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая во...
Консультация "Значение экспериментальной деятельности для детей" .Самообразование 2023-2024 уч.год.
Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знан...
Консультация "Экспериментирование - эффективный метод познания окружающего мира" Самообразование 2023-2024 уч.год
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал....