Самообразование 2023-2024 уч. г. «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
учебно-методический материал по художественной литературе (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей
через русскую народную сказку»
на 2023 -2024 учебный год
Воспитатель:
Шабурова С. В.
Цель: изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Создать предметно-развивающую среду, способствующую нравственному воспитанию;
- Повысить уровень самообразования;
- Подготовить консультацию для педагогов по теме самообразования;
- Способствовать активному вовлечению родителей, в совместную деятельность с ребёнком, в условиях семьи и детского сада.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба, высмеиваются безделье, чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
ЦЕЛЬ моей работы: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:
Обучающие задачи:
- сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;
Развивающие задачи:
- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;
- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;
- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;
- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
Воспитательные задачи:
- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Этапы реализации самообразования
Сроки | Раздел Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение методической литературы | |||
Сентябрь - май | Определение цели, задач подбор литературы Ознакомление с передовым педагогическим опытом Насыщение ППРС по теме исследования | Методическая копилка | |
Работа с детьми | |||
Сентябрь | Тематические беседы «Мои добрые дела». Составление списка добрых дел. Задача: воспитание в детях нравственных чувств. | Выставка рисунков «Моя любимая сказка» | |
Октябрь | Чтение русских народных сказок. Задача: Поддерживать интерес к народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию. | Изготовление масок для героев сказок Пополнение книжного уголка | |
Ноябрь | Игра – драматизация. Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас. | Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки» | |
Декабрь | Слушание аудио сказок. Просмотр мультфильмов. Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить внимательно слушать. | Изготовление открыток к празднику | |
Январь | Рассказывание сказок. Задача: продолжать знакомить с народными сказками. Учить точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас. | Конструирование книжек-малышек. | |
Февраль | Пальчиковый театр. Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Активизировать словарь диалогами. | Создание лепбука «Волшебный мир сказок» | |
Март | Рассматривание книг и иллюстраций по русскому народному творчеству. Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к русской народной культуре через сказки. | Конкурс «Сочини сказку» | |
Апрель | Подвижные русские игры. Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры. | Вечер сказок | |
Май | Игра – драматизация. Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас. | Драматизация сказки | |
Предполагаемый результат: Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. | |||
Работа с родителями | |||
Сентябрь | Консультация для родителей «Значение сказок в жизни ребенка» | ||
Октябрь | Консультация «Мама, почитай мне сказку» | ||
Ноябрь | Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. | ||
Декабрь | Пополнение изо-уголка группы раскрасками с героями русских народных сказок | ||
Январь | Консультация «О русских народных сказках» | ||
Февраль | Консультация «Как читать сказку детям» | ||
Март | Мастер-класс по изготовлению настольного театра | ||
Апрель | Конкурс «Сочини сказку» | ||
Май | Вечер сказок | ||
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Литература
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000
- Т.А.Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей
- Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры- М., Изд.центр Академия, 2002
- Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории-М., Дошкольное воспитание, 2011
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005
- Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993.
- «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко
- Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.:Линка-Пресс.2003
- http://www.portal-slovo.ru/
- http://www.nsportal.ru/
- https://interactive-plus.ru/article/15110/discussion_platform
- http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/21/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку
Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку (из опыта работы)...
Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Социально-коммуникативное развитие...
Доклад на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»...
Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия,...
Отчет по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства ку...
«Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку» на 2023 -2024 год
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Н. Толстой называл...