Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в работе с детьми". Самообразование 2023 - 2024.
консультация (старшая группа)

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Использование художественной литературы в работе с детьми».

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности и эстетическое развитие ребенка.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях:

1. Как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической),

2. Восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств.

Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения, четкая дикция, темп речи).

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Художественная литература вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений мыслей, поступков, характеров. Прочитанное учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант его надо открыть, вырастить и воспитать. Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Ребенок – слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания. От того как сложится у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.

Актуальность проблемы очевидна, поэтому важно начинать воспитывать любовь к художественной литературе с дошкольного возраста.

Задача детского сада – заложить основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы, «открыть перед ребенком мир словесного искусства». Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний.

Художественная литература выполняет три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную, эстетическую.

Значение познавательной роли очевидна, т.к. в любом художественном произведении описывается реальная действительность. Русская литература для детей всегда стремилась удовлетворить жажду познания ребенка, его интерес ко всем сторонам жизни. Ребенку понятны поступки и действия героев, их отношения и поведение в зависимости от ситуации. В процессе чтения он познает окружающий мир: красоту и разнообразие природы, явления общественной жизни и видит место человека в этом мире. Ребенок учится представлять картины, которые описывает автор. С возрастом восприятие становится таким, что дети уже слышат, как чирикает воробей, мяукает кошка или чувствуют запах слив вместе с Ваней из рассказа Л. Толстого «Косточка».

Велико воспитательное значение художественной литературы.

В.Г.Белинский утверждал: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание великое дело: им решается участь человека».

Автор, описывая какие – либо события, показывает отношения героев между собой, их поступки и характеры. Ребенок сопереживает одним, осуждает поступки других, к некоторым персонажам у него возникает неприязнь, т.к. не все герои бывают положительны. Задача взрослого помочь ребенку разобраться в описываемой ситуации и направить его мысли на то, чтобы воспитывались положительные чувства и эмоции. Важно после чтения правильно сформулировать вопросы к детям. На произведениях детских писателей воспитывается любовь и уважение к старшим, чувство взаимопомощи к младшим и товарищам, закладываются основы патриотизма и гражданственности.

Эстетическая направленность художественной литературы заключается в том, что она учит ребенка видеть красивое вокруг себя. Вот красивая лужайка с прекрасными цветами, по которой идет Красная шапочка, а вот удивительный замок, который «построил» Кот в сапогах для своего хозяина и т.д. Видеть и понимать прекрасное, в литературе помогают художники иллюстраторы, с которыми тоже нужно знакомить детей дошкольного возраста. Яркие картинки в самых ранних книжках, когда ребенок начинает ими интересоваться, уже воспитывают творческое воображение и эстетический вкус.

Детей старшего дошкольного возраста начинают знакомить с жанрами художественной литературы. Необходимо учить понимать специфические особенности языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

В дошкольном возрасте происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период жизни поразительны. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного творчества.

В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Пословицы, поговорки, потешки – все это дети охотно повторяют и заучивают. Особое удовольствие детям доставляет произнесение и заучивание скороговорок. Для детей с речевыми отклонениями скороговорки являются прекрасной гимнастикой. В процессе работы с малыми фольклорными формами решаются важные коррекционно – образовательные задачи:

- формирование общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики;

- коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков.

Сказка – благотворный источник для всестороннего развития личности ребенка. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. Дети рано знакомятся со сказками и к пяти годам, когда можно углубленно работать с ними по этой теме, знают их в достаточном количестве. Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых произведениях, дать знания о происхождении этого жанра.

На начальном этапе знакомства со сказкой целесообразно рассказать как они рождались, как передавались из уст в уста, от старшего к младшему. Важно научить детей различать авторские сказки от народных. Когда дети узнают кого называли сказителями, сами захотят пересказывать и сочинять сказки, а это очень важно для развития речи, а особенно для детей с общим недоразвитием. Здесь у воспитателя большая возможность работы с детьми со словом, звуком, построением предложения, пересказом и творческим фантазированием.

У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Дети с трудом пересказывают даже знакомые сказки. Воспитателю приходится задавать наводящие вопросы. Связность изложения нарушается, отмечаются пропуски частей текста сказки, смысловые ошибки. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств, ошибки в построении фраз. Многие сказки дают возможность для формирования словообразования, например: лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, рукавичка, морозко (употребление слов в уменьшительно – ласкательном значении). Усвоение притяжательных прилагательных (волчий, заячий, лисий) как в сказке «Хвосты». Хорошо усваивается и закрепляется материал в игровой форме, например подбор антонимов в игре «Наоборот»:

заяц (какой?) – трусливый

богатырь (какой?) – храбрый, смелый

баба Яга (какая?) – злая

Фея (какая?) – добрая

Согласование множественных числительных с существительными – «Один – много»: семеро козлят, три медведя, два жадных медвежонка, три поросенка и т.д.

В работе со сказкой хорошо использовать драматизацию, придумывание собственных сказок, различные виды театров, викторины, издание сборников «Наши любимые сказки».

Стихи широко включаются в круг детского чтения. Эта традиция берет свое начало из 19 века, когда лучшие поэтические произведения – стихи В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, А.Н.Плещеева и других поэтов вошли в золотой фонд детской литературы. Поэтическое воспитание детей, начинающееся рано, с первых колыбельных песенок, со стихов с незатейливым содержанием, ведет ребенка к восприятию серьезной высокой поэзии.

При заучивании стихов у ребенка отрабатывается дикция, правильное произношение, выразительность речи, эмоциональные чувства. Стихотворение близко опыту малыша, соответствует уровню его сознания и в то же время пробуждает целый мир непривычных чувств и мыслей. Ребенок должен проникнуть в эмоциональный мир стихотворения, пережить и понять радость, грусть, удивление, огорчение – все то, что заложено в стихотворении.

Произведения о природе, о растениях, о животных – природоведческий жанр широко представлен в нашей детской литературе. Они учат детей внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, беречь, охранять живое. Без произведений Г.Скребицкого, Н.Сладкова, В.Пришвина невозможно представить себе библиотеку современного ребенка. На рассказах этих авторов дети познают мир живой природы, который нас окружает.

Ребенка – дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, поэтому в полном объеме необходимо использовать все обучающие и воспитывающие возможности произведений природоведческого характера.

Новые технологии дают возможность интеграции в работе над художественным произведением.

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

В программе по сказкотерапии развитие личности ребенка и речи осуществляется по следующим направлениям: активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, произвольность, связная речь. Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Представленная программа по сказкотерапии О.А.Шороховой представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника.

Здоровьесберегающие технологии позволяют детям снять напряжение, усталость, что естественно для детей речевых групп.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Выделяют следующие основные этапы:

1. Целеполагание проекта – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов проекта.

Уголок книги в детском саду

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к чтению, к художественной литературе играет уголок книги.

Что такое уголок книги? Это особое. Специально выделенное и оформленное место в общей развивающей среде групповой комнаты, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно полистать ее, рассмотреть картинки, «перечитать» ее. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а сам лично ощущает ее и может еще раз проникнуть в замысел автора и пережить с героями события и приключения.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и интересам детей.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить творчество, но главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагать ребенка к общению с книгой.

На книжную витрину или полку для старших дошкольников можно помещать одновременно 10–12 разных книг. В уголке книги помещают, как правило, издания уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Учитывая особый, постоянный интерес дошкольников к сказкам, обязательно нужно поместить 2–3 сказочных произведения.

Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в уголке постоянно должны быть стихи и рассказы, знакомящие детей с историей нашей страны, ее сегодняшней жизнью, с людьми, которые прославили нашу Родину.

Ребенка – дошкольника нужно знакомить с природой, ее таинствами, помещая в книжный уголок литературу о животных, растениях, краеведческих исследованиях.

На витрине уголка книги должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Особое удовольствие получают дети от рассматривания смешных картинок в юмористических книгах. Это создает радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С.Маршака, М.Зощенко, В.Драгунского, Э.Успенского и многих других авторов должны постоянно менять друг друга. Хорошо помещать в уголок книги красочно иллюстрированные энциклопедии, которые можно читать длительное время.

Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, интересы.

Родители играют немало важную роль в приобщении ребенка к чтению, воспитании любви к художественной литературе в частности.

Для того, чтобы литература могла стать средством познания действительности, воздействовать на чувства ребенка, вызвать сопереживание с героями, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям, т.е. должна быть художественной и познавательной по содержанию и форме.

Воспитатели должны помочь родителям понять важность воспитания интереса к чтению у детей с раннего возраста. С родителями коррекционных групп особенно важно вести всеобуч по проблеме детского чтения, т.к. художественная литература помогает развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, строить предложения, пересказывать прочитанное, что несомненно поможет ребенку при подготовке и обучении в школе.

Детский сад должен информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение с ребенком в домашних условиях. Рубрики могут быть разного характера, например: «Личная библиотека ребенка», «Новинки детской литературы», «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Хорошо действуют на родителей индивидуальные консультации и беседы на конкретные темы, важные непосредственно для этой семьи. Рекомендовать, как провести выходной день, посетить выставку, библиотеку, что посмотреть с ребенком по телевизору.

Когда родители посещают занятия и видят, как организована работа по литературным произведениям – это поможет им в занятиях с ребенком дома. Тогда они смогут правильно построить беседу по содержанию прочитанного, учить выразительному чтению стихотворения, пересказывать сказку, передавая характер героев. Родители должны обязательно обращать внимание на произношение ребенка и выполнять рекомендации воспитателей по автоматизации звуков.

Очень полезны совместные с родителями досуги, праздники, викторины на литературные темы. Когда присутствует мама, ребенку хочется как можно лучше показать свои умения и навыки, он постарается быть хорошим «артистом». Темы таких вечеров могут быть разнообразными: «Сказка ложь, да в ней намек…», «Путешествие по сказкам», «Литературная викторина», «Знаешь ли ты произведения А.С.Пушкина?» и т.д.

Для домашнего чтения с детьми обязательно должны быть рекомендованы произведения о природе для накопления у ребенка практических знаний и опыта общения с природой, формирование у него активной позиции по отношению к ней. В домашней библиотеке дошкольника должны быть книги таких классиков знатоков природы, как В.Бианки, Е.Чарушин, М.Пришвин и др. Родителям не стоит забывать и о чтении произведений показывающих отношения между людьми, которые воспитывают нравственные качества ребенка. Такие художественные произведения нужно рекомендовать обязательно анализировать, чтобы ребенок мог разобраться в сложных человеческих отношениях и сделать для себя вывод.

Возможности педагогов и родителей огромны по воспитанию грамотных читателей, и они могут подойти к этой работе творчески, в соответствии со своими интересами и склонностями и интересами своих детей.

Подводя итоги выше изложенного, важно отметить, что педагоги к работе по ознакомлению с художественной литературой детей должны подходить интегрированно и творчески, используя новые технологии, современные методы и приемы. Всю работу по воспитанию будущих грамотных читателей и ценителей художественной литературы проводить совместно с родителями.

Основы любви к книге, к чтению закладываются в раннем дошкольном детстве, поэтому нужно и педагогам и родителям постараться не пропустить тот момент, когда ребенок начинает понимать, что чтение книги – один из основных способов познания, тогда тяга к чтению художественной литературы не растеряется в современном информационном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перечень произведений для чтения художественной литературы в работе с детьми 4-5 лет по нравственному воспитанию

Примерный перечень произведений для чтения художественной литературы в работе с детьми 4-5 летИспользую материал из сборника по дошкольному образованию (духовно-нравственное воспитание детей дошкольно...

Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...

Консультация для родителей "Учите детей читать сказки". Самообразование 2023 - 2024.

Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу.Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро ивыразительно читать, привить интерес к чтению,...

Консультация для родителей "Как книги развивают ребенка". Самообразование 2023-2024.

Всем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая во...

Методическая разработка к учебно - игровому пособию «Волшебная книга осени» блок «Осень. Приметы осени» по развитию диалогической речи посредством ознакомления дошкольников с художественной литературой для работы с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 ле

В авторской разработке представлен системный подход по  развитию диалогической речи  у дошкольников с ОВЗ по лексическому блоку «Осень. Приметы осени». Разработана картотека худо...

план работы по самообразованию 2023-2024

План самообразования воспитателяКрасноперовой Наталии Сергеевны на 2023-2025 год «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения»....

Буклет "Экспериментируем с детьми дома" Самообразование 2023-2024 уч.год.

Рекомендации родителям по экспериментированию....