«Адвент – календарь как проектно–игровая деятельность в ДОО»
консультация
Адвент-календаря как инновационная игровая технология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
advent-kalendar.doc | 50 КБ |
advent-kalendar_hohlova_n.n.pptx | 638.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Троицка»
Семинар-практикум
«Адвент – календарь
как проектно–игровая деятельность в ДОО»
Подготовила воспитатель:
Хохлова Н.Н.
г.Москва, г.о.Троицк
18.10.2022 г.
«Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
Василий Александрович Сухомлинский
В системе физического, интеллектуального, трудового, эстетического и нравственного воспитания дошкольников ведущее место занимает игра. Она способствует повышению жизненного тонуса ребенка, удовлетворяет его личные интересы и социальные нужды.
Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие познавательной активности в любой деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка.
Слово «адвент» происходит от латинского термина «adventus» и обозначает «приход, пришествие». Первый детский адвент- календарь был напечатан в Германии в 1908г. Герхардом Лангом. В детстве его мама сделала для него картонный календарь с окошечками для ожидания Рождества. Ребенок мог открыть только одно окошечко в день и забрать, спрятанное за дверками, маленькое печенье.
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует от педагогов поиск новых, наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-календарь.
Исходя из этого, ведущей педагогической идеей и целью опыта является развитие познавательной активности дошкольников посредством адвент-календаря как инновационной игровой технологии.
Педагогические задачи:
Образовательные: 1. Познакомить детей с инновационной игровой технологией «Адвент-календарь»; 2. Выявить степень эффективности технологии «Адвент-календарь» в развитии познавательной активности дошкольников; 3. Привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта; 4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию инновационной игровой технологии «Адвент-календарь».
Развивающие: 1. Развивать познавательную активность старших дошкольников; 2. Развивать умение озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами; 3. Развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения; 4. Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве.
Воспитательные: 1. Содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности; 2. Воспитывать всесторонне развитую личность; 3. Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни.
Эффективность и целесообразность использования адвент-календаря как инновационной игровой технологии развития познавательной активности дошкольников:
Во-первых, адвент-календарь позволяет интегрировать образовательные области в соответствии с ФГОС ДО: познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие;
Во-вторых, тема в адвент-календаре раскрывается через различные виды деятельности детей: игровую, экспериментальную, коммуникативную, поисково-исследовательскую деятельность, конструирование, изобразительную и трудовую деятельность;
В-третьих, позволяет сочетать в себе идеи современных образовательных технологий – здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технологию «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач).
В-четвертых, это новая технология, открывающая новые возможности;
В-пятых, носит характер комплексного воздействия. Развивает на только познавательную активность дошкольников, но также способствует развитию у ребенка: инициативности и самостоятельности; уверенности в своих силах; открытости внешнему миру; умению активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; умению участвовать в совместных играх; способности договариваться.
В чем заключается инновационность опыта?
Использование адвент-календаря как инновационной игровой технологии развития познавательной активности детей дошкольного возраста позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса. Адвент-календарь для педагога – это своеобразный план деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а также видеть путь достижения поставленной цели.
Технология опыта
Работа по данной теме состоит из трех этапов: подготовительного, практического и заключительного.
Подготовительный этап заключается в следующем:
- Анализ и подбор научно-практической, методический литературы;
- Создание предметно-развивающей среды для применения инновационной технологии адвент-календаря;
- Изготовление адвент – календаря;
- Выявление уровня развития познавательной активности дошкольников
- Знакомство детей с адвент-календарем, правилами его использования;
- Разработка перспективного плана для реализации проекта;
- Ознакомление и приобщение родителей к совместной работе по изготовлению адвент-календаря.
Практический этап. Работа с детьми, родителями, педагогами
Как и где можно использовать адвент-календарь?
1. Адвент-календарь может быть формой реализации тематической недели.
2. Как этап реализации проектной деятельности. Проект может быть разработан воспитателем для своей возрастной группы или это может быть детско-родительский проект.
3. В организации организованной образовательной деятельности. Адвент-календарь послужит средством привлечения внимания дошкольников, а желание открыть его карманы — мотиватором к выполнению заданий и получению конечного результата деятельности ребят.
4. В организации работы по теме самообразования. Адвент-календарь позволит воспитателю структурировать работу и использовать его в свободной деятельности.
Сегодня можно купить готовый адвент-календарь или же изготовить своими руками. В зависимости от имеющихся возможностей отделениями календаря могут стать:
- Красиво обклеенные спичечные коробки,
- Одноразовые стаканчики или стаканчики из-под йогуртов,
- Капсулы от киндер-сюрпризов,
- Мешочки, сшитые из ткани на завязочках,
- Праздничные бумажные пакеты или красиво украшенные конверты,
- Красиво запакованные коробочки одного или разного размеров
Правила игры:
- Адвент- календарь создается соответственно количеству дней, оставшихся до определенной даты или события.
- Каждое утро ребята открывают одну дверку
- За дверкой дети обнаруживают сверток с заданием или сладкие призы, чтобы скрасить ожидание события.
- Каждый день дети по очереди открывают одну дверку, таким образом каждый ребенок может первым заглянуть за дверку и приоткрыть завесу тайны.
- Если в группе есть читающие дети, они с небольшой помощью педагога самостоятельно зачитывают поручения.
- Задания, выпадающие на рабочие дни недели дети выполняют в группе.
- Задания, выпадающие на выходные дни, выполняются детьми дома с родителями.
В своей работе я решила перенять эту идею, ведь зачастую это скрашивает время ожидания того или иного праздника или мероприятия. Дети воодушевленно включаются в работу. Наш адвент – календарь – это календарь- грибок, состоящий из тематических рабочих дней до наступления Праздника Осени.
Первое, что мы с детьми сделали, это выбрали событие, приурочили наш календарь к предстоящему осеннему празднику.
Второе, это необходимо выбрать тематику адвент – календаря, так как от этого зависит вся дальнейшая работа. Мы выбрали макет домика- грибочка.
Продумали на какое количество дней он будет рассчитан. Так как до праздника осени у нас оставалось три недели, на то время и сделали календарь. (Можно сделать адвент-календарь на любое количество дней- и три дня, и неделю, и месяц).
Продумали задания на каждый день. Задания могут быть разными, как расписание НОД, так и в игровой, художественной форме, выполняемые в совместной деятельности в работе педагога с детьми.
Задания для нашего адвент-календаря:
- Назвать приметы осени.
- Что такое листопад?
- Понаблюдать за листопадом.
- Поиграть в дидактическую игру «С какого дерева листок».
- Выучить стихотворение об осени.
- Нарисовать осенний лес.
- Собрать шишки для поделок.
- Выучить песенку «Осень».
- Сделать поделку из шишек «Лесовичок».
- Понаблюдать за рябиной.
- Нарисовать веточку рябины.
- Вспомнить названия овощей и фруктов.
- Сделать вместе с родителями осенние поделки.
- Вместе с родителями посетить и полюбоваться осенним лесом.
- Сделать аппликацию «Кукуруза»
- Назовите осенние месяцы.
- Поиграть в подвижную игру «Ветерок и желтые листочки»
- Из осенних листочков составить узоры на асфальте.
- Поиграть в игру-хоровод «Пугало».
- Выучить танец «Ну и до свидания».
- Дома с родителями приготовить винегрет.
- Повторить с родителями стихи к празднику.
- Отрепетировать игры и танцы к осеннему празднику.
- Праздник «Осенний винегрет»
И наконец, завершающий этап – это итоговое мероприятие. Это то, что очень ждут дети, отсчитывая дни в адвент – календаре, например, развлечение или праздник. В нашем случае это осенний праздник «Осенний винегрет».
Адвент – календарь — это универсальный инструмент как для организации деятельности с детьми в форме игры, для работы с родителями, так и для реализации любых педагогических задач воспитателя, будь -то воспитательные, образовательные или развивающие.
Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации и гармоническому развитию личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Василий Александрович Сухомлинский
Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие познавательной активности в любой деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка. Слово «адвент» происходит от латинского термина «adventus» и обозначает «приход, пришествие». Первый детский адвент- календарь был напечатан в Германии в 1908г. Герхардом Лангом. В детстве его мама сделала для него картонный календарь с окошечками для ожидания Рождества. Ребенок мог открыть только одно окошечко в день и забрать, спрятанное за дверками, маленькое печенье.
Педагогические задачи: Образовательные : 1. Познакомить детей с инновационной игровой технологией «Адвент-календарь»; 2. Выявить степень эффективности технологии «Адвент-календарь» в развитии познавательной активности дошкольников; 3. Привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта; Развивающие : 1. Развивать познавательную активность старших дошкольников; 2. Развивать умение озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами; 3. Развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения; 4. Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве. Воспитательные : 1. Содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности; 2. Воспитывать всесторонне развитую личность; 3. Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни.
Эффективность и целесообразность использования адвент-календаря как инновационной игровой технологии развития дошкольников: Во-первых, адвент-календарь позволяет интегрировать образовательные области: познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие; Во-вторых, тема в адвент-календаре раскрывается через различные виды деятельности детей: игровую, экспериментальную, коммуникативную, поисково-исследовательскую деятельность, конструирование, изобразительную и трудовую деятельность; В-третьих, позволяет сочетать в себе идеи современных образовательных технологий – здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технологию «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). В-четвертых, это новая технология, открывающая новые возможности; В-пятых, носит характер комплексного воздействия. Развивает на только познавательную активность дошкольников, но также способствует развитию у ребенка: инициативности и самостоятельности; уверенности в своих силах; открытости внешнему миру; умению активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; умению участвовать в совместных играх; способности договариваться.
Как и где можно использовать адвент-календарь? 1. Адвент-календарь может быть формой реализации тематической недели 2. Как этап реализации проектной деятельности. Проект может быть разработан воспитателем для своей возрастной группы или это может быть детско-родительский проект. 3. В организации организованной образовательной деятельности. Адвент-календарь послужит средством привлечения внимания дошкольников, а желание открыть его карманы — мотиватором к выполнению заданий и получению конечного результата деятельности ребят. 4. В организации работы по теме самообразования. Адвент-календарь позволит воспитателю структурировать работу и использовать его в свободной деятельности
Сегодня можно купить готовый адвент-календарь или же изготовить своими руками. В зависимости от имеющихся возможностей отделениями календаря могут стать: Красиво обклеенные спичечные коробки, Одноразовые стаканчики или стаканчики из под йогуртов, Капсулы от киндер-сюрпризов, Мешочки сшитые из ткани на завязочках, Праздничные бумажные пакеты или красиво украшенные конверты, Красиво запакованные коробочки одного или разного размеров
Варианты оформления адвент-календаря
Правила игры Адвент- календарь создается соответственно количеству дней, оставшихся до определенной даты или события. Каждое утро ребята открывают одну дверку За дверкой дети обнаруживают сверток с заданием или сладкие призы, чтобы скрасить ожидание события. Каждый день дети по очереди открывают одну дверку, такими образом каждый ребенок может первым заглянуть за дверку и приоткрыть завесу тайны. Если в группе есть читающие дети, они с небольшой помощью педагога самостоятельно зачитывают поручения. Задания , выпадающие на рабочие дни недели дети выполняют в группе. Задания, выпадающие на выходные дни, выполняются детьми дома с родителями.
Адвент – календарь — это универсальный инструмент как для организации деятельности с детьми в форме игры, для работы с родителями, так и для реализации любых педагогических задач воспитателя, будь- то воспитательные, образовательные или развивающие. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации и гармоническому развитию личности.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»...
Проектно – игровая деятельность старших дошкольников. Тема: «Цирка яркие огни».
Цель проекта: создать условия для развития и поддержания интереса старших дошкольников к цирковому искусству....
Проектная игровая деятельность в ДОУ
Результативность работы педагога зависит от его умения строить свою деятельность на научной основе. Строить и планировать не только процесс, но и результаты, позволяет педагогическое проектирование....
Мастер - класс "Адвент - календарь в образовательной деятельности"
Мам, сколько дней осталось до Нового года? Мам, а до дня рождения? Мам, а когда приедет бабушка в гости? А через, сколько дней мы идем в театр? А когда мне уже пора идти в школу? Мам, а когда..? А ког...
Мастер - класс "Адвент - календарь в образовательной деятельности"
Мастер - класс "Адвент - календарь в образовательной деятельности" (календарь - ожидания)...
«Семинар-практикум «Адвент-календарь как проектно-игровая деятельность в ДОО».
Адвент - календарь может быть приурочен к любому празднику и решать множество педагогических задач: познавательный интерес расширять у детей, временные представления (день, неделя) кругозор развивать...