Проектная игровая деятельность в ДОУ
консультация

Сметанина Ольга Владимировна

Результативность работы педагога зависит от его умения строить свою деятельность на научной основе. Строить и планировать не только процесс, но и результаты, позволяет педагогическое проектирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_igrovaya_deyatelnost_v_dou.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

        «Проектная игровая деятельность в ДОУ»

Проблема игры, как формы организации жизни и деятельности детей постоянно находятся в центре внимания педагогов и психологов (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.

Данные педагогических исследований (Р.И.Жуковская, А.П.Усова, и др.) подчеркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом исследователи указывают на то, что выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их психическое развитие, способности, умения и индивидуальные качества каждого.

Дошкольными работниками проводятся разнообразные мероприятия по организации игровой деятельности детей, но результативность их подчас невелика. Причина этого кроется в отсутствии изучения состояния детской игры в дошкольных учреждениях и отсутствии целенаправленной работы по формированию знаний и умений по организации игровой деятельности дошкольников. При организации методической работы с воспитателями  неправильно расставляются акценты, не рассматриваются те вопросы, которые больше всего вызывают затруднения воспитателей, и, как результат, отсутствует педагогически целесообразное руководство игровой деятельностью дошкольников со стороны воспитателей.

В настоящее время педагогическое проектирование приобретает массовый характер, что связано, в первую очередь, с поисками новых возможностей повышения эффективности образовательного процесса. Действенность работы педагога все больше зависит от его умения строить свою деятельность на строгой научной основе, планировать не только сам процесс образования, но и его результаты. Провести качественную подготовку вводимого педагогического новшества, детально представить будущие изменения, оценить их ожидаемый эффект, последствия и значение позволяет педагогическое проектирование.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюк (1859-1952), американский педагог-демократ. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения». Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект.

В отечественной педагогике А.С.Макаренко по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования. Воспитательный процесс он рассматривал как особым образом организованное «педагогическое производство» и был противником стихийности процесса воспитания, выдвигая идею разработки «педагогической техники», «техники создания нового человека». Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование.

Проект-прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Г.П.Щедровицкий выделяет два разных вида педагогического проектирования:

- адаптацию к социальной среде и ее условиям;

- усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями.

Колесникова И.А., выделяет три основных вида проектирования.

 1.социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;

2.психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;

3. образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.

В структуре любого проекта выделяет четыре этапа.

   1. Предпроектный этап - исследование, проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная социализация.

2. Этап проектирования - уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза.

3. Рефлексивный этап - подведение итогов по замыслу проекта, его хода и результатов.

4. Послепроектный этап - апробация, распространение результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения проектов.

Для успешной проектной деятельности, для достижения поставленных целей, необходима реализация всех четырех этапов.

 В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации – школьного обучения.

С.Л.Новоселовой и  Е.В.Зворыгиной выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты:

- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;

- своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

 - активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – игровая деятельность старших дошкольников. Тема: «Цирка яркие огни».

Цель проекта: создать условия для развития и поддержания интереса старших дошкольников к цирковому искусству....

Проектная деятельность «Знакомство с историей и традициями народов Крайнего севера через игровую деятельность»

Данный проект предназначен для детей старшего возраста. Имеет познавательно-игровую направленность....

Консультация "Влияние проектной деятельности на игровую деятельность дошкольников"

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Проектная ...

«Адвент – календарь как проектно–игровая деятельность в ДОО»

Адвент-календаря как инновационная игровая технология...

«Семинар-практикум «Адвент-календарь как проектно-игровая деятельность в ДОО».

Адвент - календарь может быть приурочен к любому празднику и решать множество педагогических задач: 
познавательный интерес расширять у детей, временные представления (день, неделя) кругозор развивать...

Проектная деятельность на тему: «Активизация словаря детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Богатая и хорошо развитая...