Картотека игр по сенсорному развитию детей подготовительного к школе возраста
картотека (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_sensornomu_razvitiyu_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 285.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующая МБДОУ
Детским садом
№10 «Золотой улей
_____Шелудько.О.А
Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов в подготовительной к школе группе
Карасук-2019
Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов в подготовительной к школе группе
Цель : учить детей называть цвет с указанием признака.
Материал : интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету
Цель : учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.
Материал : два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники) . Один набор фигур – в мешочке, другой - на столе.
Ход игры. Воспитатель заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал воспитатель и называет её.
Цель : развивать зрительную память у ребёнка.
Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку , затем они по памяти должны ответить на вопросы : какие волосы, какое платье, какие глаза и т. д.
Цель : ориентирование в пространстве.
Ход игры. Дети находятся в детском саду в разных помещениях, с использованием сохранных анализаторов (обоняние, слух, осязание) должны сказать, где они находятся, и найти дорогу в группу.
Цель : Формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.
Дидактическая игра «Узнай по голосу
Цель : развивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих сверстников, воспитателей, родителей.
Ход игры. Дети сидят, а к ним спиной один из детей. Один из сидящих должен позвать по имени, а ребенок узнать. Если задача решена правильно, то ребята меняются местами. Можно привлечь к игре и взрослых.
Цель : развивать наблюдательность , соотносить реальные размеры с условной меркой.
Материал : набор полосок разной длины.
Ход игры. Дети рассказывают о своей семье и выкладывают полоски от самого высокого члена семьи до самого низкого, называя их по имена
Цель : учить детей выбирать овощи на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал : два набора объемных овощей и картинок с изображением овощей.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением овощей и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такой же овощ, какой лежит на столе, называя его. Игра заканчивается, когда дети найдут все овощи.
Цель : продолжать различать по вкусу овощи.
Материал : поднос с нарезанными овощами (капуста, морковь, свекла, лук) и карточки с их изображением .
Ход игры. Ребенку предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус овощ, затем открыть глаза и выбрать тот овощ, который он попробовал.
Цель : учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом .
Материал : набор картинок с изображением овощей и их контурное изображение.
Ход игры. Участникам раздается по несколько картинок с контурным изображением овощей. Задача участников – правильно найти картинку с изображением овоща.
Цель : развитие мелкой моторики , закрепить предлоги.
Цель : научить детей смешивать краски для получения нового цвета.
Материал : апельсин, яблоко, киви. Раздаточный : листы бумаги, краски, баночки с водой, палитры, кисточки.
Цель : учить детей составлять сложную картинку из частей .
Материал : наборы сюжетных картинок и разрезных .
Ход игры. Предложить детям сложить картинку путём накладывания , по образцу или памяти.
Цель : уметь определять на ощупь фрукты.
Материал : карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги.
Ход игры. Детям предлагаются карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги. Задание : с закрытыми глазами определить, какой фрукт изображён.
Цель : продолжать учить различать запахи в окружающем пространстве.
Материал : фрукты - апельсин, лимон, банан, яблоко, киви, слива, груша, мандарин.
Ход игры. Ребёнок с закрытыми глазами должен определить по запаху фрукт, который предложил воспитатель. Если задание выполнено правильно, то ему предлагают его съесть.
Цель : учить детей смешивать основные цвета для получения новых
Материал : краски красная, оранжевая, желтая; палитра, баночки с водой и кисти.
Цель : развивать слуховое восприятие предметов в окружающем пространстве.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям узнать по звуку предметы, которые они издают при постукивании или при падении. Например : звук шагов, падение книги, постукивание ложкой по столу, шуршание осенних листьев, бумаги и т. д.
Цель : развивать зрительное и осязательное восприятие.
Материал : кусочки меха и фетра, и предметы одежды и головных уборов.
Ход игры. Каждый ребенок должен осязательно попробовать материал, а затем зрительно должен определить и назвать, из какого материала сделана та или иная вещь.
Цель : расширить представления детей о сезонных видах одежды.
Материал : кукла с набором одежды
Ход игры. Детям дается задание – одеть куклу Катю в зимнюю, осеннюю, летнюю или весеннюю одежду.
Цель : развивать логическое мышление и воображения.
Материал : набор картинок с изображением обуви.
Ход игры. Детям предлагают набор картинок с изображением разной обуви. Каждый ребёнок выбирает обувь и подбирает к ней пару. Дети называют обувь и рассказывают, в какое время года её можно носить.
Цель : закреплять знание цвета и геометрических фигур, умение анализировать и соблюдать последовательность узора.
Ход игры. Даны две картинки . На первой нарисован сапожок с орнаментом, а на другой только контур. Ребёнок должен дорисовать недостающие детали.
Цель : закрепление знаний о величине и размере, систематизировать полученные знания.
Материал : набор карточек с изображением семьи, контуры ботинок, сапог, туфелек.
Ход игры. Детям раздаются картинки с изображением бабушки, дедушки, папы, мамы, юноши, девушки и детей разного возраста. В ходе игры детям нужно подобрать обувь, соблюдая размер и объясняя, почему они сделали этот выбор. В конце игры воспитатель предлагает раскрасить пару обуви.
Цель : учить определять на ощупь крупы.
Материал : стаканчики с гречкой, манкой, рисом, сахаром, солью.
Ход игры . Воспитатель предлагает определить на ощупь с закрытыми глазами, какая это крупа.
Цель : учить узнавать предметы на ощупь.
Материал : мешочек, бублик, конфета, яблоко, морковка.
Ход игры. Игроки по очереди находят в мешочке предметы на ощупь и называют его.
Цель : учить детей узнавать и создавать изображения предметов по отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника .
Материал : карточки с изображением деталей посуды.
Ход игры. Из горки карточек на столе дети берут по одной и подбирают крышку по размеру и цвету посуды.
Цель : углублять представления детей о различных материалах, из которых сделана посуда : металле, дереве, стекле, пластмассе. Осваивать способы изучения предметов. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.
Материал : посуда из разного материала.
Ход игры. В процессе игры дети называют материалы, их свойства, пытаются обобщить их, сравнивают с другими, находят общие и отличительные признаки.
Цель : развитие зрительного восприятия и внимания.
Цель : развивать логическое мышление и воображение.
Материал : листы бумаги, картинки с изображением разных животных, краски, кисти.
Ход игры. Переведите на карточки контуры легко узнаваемых животных. Покажите детям картинку и спросите , у кого на карточке есть тень этого животного. Тени можно раскрасить акварельной краской разных цветов.
Цель : учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.
Материал : набор картинок с реальным изображением домашних животных, с контурным и симметричным изображением.
Ход игры. Детям раздают карточки с реальным изображением животных. Задание : подобрать к своим изображениям контур и силуэт животного.
Цель : воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки, развивать сообразительность , выдержку.
Материал демонстрационный : предметные картинки с изображением домашних птиц.
Книжка со звуками обитателей птичьего двора.
Ход игры. Воспитатель включает звуки, дети узнают их, находят картинку и называют действие (Петух – кукарекает, утка – крякает и т. д.) При правильном выполнении получают фишку, побеждает тот, кто больше наберет фишек.
Цель : развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, наглядно – образного мышления, внимания.
Материал : разрезные картинки домашние птицы или пазлы
Цель : развивать воображение , учить представлять себе животное по их точечной схеме, развивать моторику кисти ; умение внимательно следить за расположением точек.
Материал раздаточный : карточки со схематично изображенными животными (дикими, цветные карандаши
Ход игры. Воспитатель предлагает соединить все точки, получаются схемы обведенные карандашом, дети узнают животное. Потом можно предложить раскрасить его, дорисовать картинку .
Цель : уметь зрительно найти дорожку к дому каждого животного, при затруднении можно карандашом провести по лабиринту.
Материал : карточки – лабиринты для каждого ребенка
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти дорожку к домикам, кто справится быстрей, получает фишку.
Цель : закреплять представление о взаимосвязи цветов
Материал демонстрационный : 3 большие банки с наклейками – оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Материал раздаточный : баночки с водой, по 3 на каждого ребенка, кисти, тряпочки, краски, банки с водой для промывания кисточек.
Цель : закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки. Знакомить со светлотным рядом.
Материал демонстрационный : рисунок 3х синих воздушных шариков разной светлоты.
Материал раздаточный : листы бумаги, палитры, гуашь синяя и белая, вода, тряпочка.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть нарисованные шарики, все они синие, но разных оттенков, сначала самый светлый, потом потемнее, затем самый темный. У вас на столах синяя и белая краски. Как вы сделаете разные оттенки? Сначала вы положите на палитру много белой краски, для первого шарика вы к белой краске прибавите немножко синей, для второго побольше, а третий без добавления белой. Смешав нужные оттенки краски, дети раскрашивают шарики на своих листочках. Работы вывешиваются и обсуждаются детьми.
Цель : учить определять на ощупь материалы различной текстуры.
Материал раздаточный : разнообразные кусочки ткани из шерсти, перо, кожа, резина, глина.
По аналогии можно использовать предметы и материалы другой текстуры и определить какие они : вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
Цель : развитие логического мышления, мелкой моторики рук.
Ход игры. Ребенку даются два одинаковых изображения : целое и разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти) .Задача ребенка собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.
(Игра – путешествие в прошлое кресла)
Цель : формировать представление о мебели, её функциях и свойствах, качестве материала, из которого выполнено
Материал : картинки с изображением разных кресел и стульев
Ход игры. Рассказ воспитателя о том, как человек преобразовывал мебель. Потом дети выбирают картину самого древнего стула и рассказывают о его частях. Следующий ребенок по другой картинке рассказывает что изменилось. Дети должны назвать форму, цвет, материал. Чей рассказ будет более полным, получает фишку.
Цель : учить детей понимать схематичное изображение сопоставлять план с пространством.
Материал : план, предварительно начерченный взрослым, мебель игрушечная (мелкая) .
Ход игры. Воспитатель предлагает детям следующую игровую ситуацию. Кукла Маша привезла новую мебель, и не знает, как её расставить. Показать готовый план, а дети по нему должны обставить игрушечную комнату, если задание выполнятся успешно, то следующий ребенок расставляет мебель. пользуясь новым планом.
Цель : познакомить детей с различными линиями, совершенствовать навыки точных действий руки под контролем зрения.
Материал : нарисованные на магнитной доске дорожки (прямая, волнистая, зигзагообразная) .
Ход игры : Ребенок сначала проводит зрительный анализ линии; рисование линий руками в воздухе, обведение линий указательным пальцем, проведение по линии магнитом-игрушкой.
Цель : формировать представление детей о телефоне – как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми.
Материал : телефонная трубка.
Ход игры : Дети сидят по кругу, воспитатель передает телефонную трубку ребенку и формулирует задание : тебе позвонил незнакомый человек; или позвонил друг; или тебе нужно позвонить маме. Предлагается детям рассказать другу, где он живёт (назвать свой адрес, маме сообщить о каких либо неполадках в доме.
Цель : усвоение геометрических фигур, классификация размера и цвета.
Материал : карточки синего и зеленого цвета.
Ход игры. У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, но разной формы.
Цель : развитие внимания , умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Ход игры . Играют одинаковое количество детей и их мамы. Дети отворачиваются от мам и хором : "Мама! Поздравляем!" Назначенная ведущей мама отвечает : "Спасибо!" Кто узнает голос своей мамы?
Цель : закрепить, кем и где работают мамы, чем они любят заниматься в свободное от работы время. Закрепить употребление винительного падежа имён существительных.
Материал : картинки с предметами , изображения мам разных профессий.
Ход игры. Дети получают комплекты : картинки с изображением профессий мам и картинки с изображением инструментов.
Задание. Расположите картинки по парам в их соответствии – изображение профессии и изображение принадлежащих данной профессии инструментов. Расскажите, кому, что нужно для работы и зачем.
Цель : учить различать листики по признаку формы (овальные, круглые) .
Материал : сюжетная картинка , вырезанные листики цветов.
Цель : установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материалы и оборудование : емкости со снегом, льдом.
Ход. Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1 —2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна : на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег) .
Цель : учить детей определять возраст рыбы экспериментальным путем, используя оптические приборы. Развивать поисковую активность ребенка, умение анализировать. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
Материал : лупы, микроскопы, аквариум, энциклопедия; чешуйки рыбы, спилы; иллюстративный материал, бумага, карандаши.
Ход. Воспитатель предлагает рассмотреть в аквариуме 2-х скалярий и определить по возрасту. Кто старше? Как узнать? Пройдем в нашу лабораторию и будем исследователями. В лаборатории есть настоящие чешуйки! Необходимо их исследовать экспериментальным путем. Кто, что увидел? Увидели ли кольца? Сколько? Можно определить сколько лет? Зарисуйте, синим карандашом колечки - это будут документы о возрасте нашей рыбки.
Цель : установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.
Материал : прозрачная емкость с водой, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля.
Ход. Дети наблюдают за рыбками и определяют, дышат они или нет (следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме) . Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков. Выясняют, есть ли воздух в воде. Палочкой двигают водоросли в аквариуме, появляются пузырьки. Наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды (или компрессору, захватывают пузырьки воздуха (дышат) . Взрослый подводит детей к пониманию, что дыхание рыб в воде возможно.
Цель : закрепить представления об особенностях внешнего вида дерева и их листьев. Развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность.
Игровая задача : найти листья определенного дерева.
Материал : карточки с изображением деревьев, их листьев.
Ход игры. Ведущий называет характерные особенности того или иного дерева, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек . Потом находят листья этого дерева. Побеждает тот, кто первым правильно найдет верные листья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста
Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует э...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей подготовительного к школе возраста по теме «Портрет друга», ст.воспитатель Ежова М.В., Котова Л.В.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художествеено-эстетическому направлению для детей подготовительгого к школе возраста по теме "Портрет друга" в ГБДОУ детский ...
Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста. 2015г. «Загадочные пуговки» Цель игры: • Развитие умения узнавать и называть цвета. • Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игровой материал: Представлено полотно, р
Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста. 2015г. «...
Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей подготовительной к школе возраста
План составлен на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей«Сказ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительного к школе возраста «Сказочный день»
Значение дидактических игр в образовательной деятельности дошкольниковУ дошкольников 6-7 лет познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процесс...
Возрастные особенности физического развития детей подготовительного к школе возраста
Возрастные особенности физического развития детей 6-7 лет...