Картотека игр по сенсорному развитию детей подготовительного к школе возраста
картотека (подготовительная группа)

Суязова Тамара Александровна

smiley

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующая МБДОУ

Детским садом

№10 «Золотой улей

_____Шелудько.О.А

                                                                                 

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов в подготовительной к школе группе

https://pandia.ru/text/85/359/images/img2_39.png

                                 Карасук-2019

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов в подготовительной к школе группе

Цель : учить детей называть цвет с указанием признака.

Материал : интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету

Цель : учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.

Материал : два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники) . Один набор фигур – в мешочке, другой - на столе.

Ход игры. Воспитатель заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал воспитатель и называет её.

Цель : развивать зрительную память у ребёнка.

Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку , затем они по памяти должны ответить на вопросы : какие волосы, какое платье, какие глаза и т. д.

Цель : ориентирование в пространстве.

Ход игры. Дети находятся в детском саду в разных помещениях, с использованием сохранных анализаторов (обоняние, слух, осязание) должны сказать, где они находятся, и найти дорогу в группу.

Цель : Формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.

Дидактическая игра «Узнай по голосу

Цель : развивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих сверстников, воспитателей, родителей.

Ход игры. Дети сидят, а к ним спиной один из детей. Один из сидящих должен позвать по имени, а ребенок узнать. Если задача решена правильно, то ребята меняются местами. Можно привлечь к игре и взрослых.

Цель : развивать наблюдательность , соотносить реальные размеры с условной меркой.

Материал : набор полосок разной длины.

Ход игры. Дети рассказывают о своей семье и выкладывают полоски от самого высокого члена семьи до самого низкого, называя их по имена

Цель : учить детей выбирать овощи на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал : два набора объемных овощей и картинок с изображением овощей.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением овощей и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такой же овощ, какой лежит на столе, называя его. Игра заканчивается, когда дети найдут все овощи.

Цель : продолжать различать по вкусу овощи.

Материал : поднос с нарезанными овощами (капуста, морковь, свекла, лук) и карточки с их изображением .

Ход игры. Ребенку предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус овощ, затем открыть глаза и выбрать тот овощ, который он попробовал.

Цель : учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом .

Материал : набор картинок с изображением овощей и их контурное изображение.

Ход игры. Участникам раздается по несколько картинок с контурным изображением овощей. Задача участников – правильно найти картинку с изображением овоща.

Цель : развитие мелкой моторики , закрепить предлоги.

Цель : научить детей смешивать краски для получения нового цвета.

Материал : апельсин, яблоко, киви. Раздаточный : листы бумаги, краски, баночки с водой, палитры, кисточки.

Цель : учить детей составлять сложную картинку из частей .

Материал : наборы сюжетных картинок и разрезных .

Ход игры. Предложить детям сложить картинку путём накладывания , по образцу или памяти.

Цель : уметь определять на ощупь фрукты.

Материал : карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги.

Ход игры. Детям предлагаются карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги. Задание : с закрытыми глазами определить, какой фрукт изображён.

Цель : продолжать учить различать запахи в окружающем пространстве.

Материал : фрукты - апельсин, лимон, банан, яблоко, киви, слива, груша, мандарин.

Ход игры. Ребёнок с закрытыми глазами должен определить по запаху фрукт, который предложил воспитатель. Если задание выполнено правильно, то ему предлагают его съесть.

Цель : учить детей смешивать основные цвета для получения новых

Материал : краски красная, оранжевая, желтая; палитра, баночки с водой и кисти.

Цель : развивать слуховое восприятие предметов в окружающем пространстве.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям узнать по звуку предметы, которые они издают при постукивании или при падении. Например : звук шагов, падение книги, постукивание ложкой по столу, шуршание осенних листьев, бумаги и т. д.

Цель : развивать зрительное и осязательное восприятие.

Материал : кусочки меха и фетра, и предметы одежды и головных уборов.

Ход игры. Каждый ребенок должен осязательно попробовать материал, а затем зрительно должен определить и назвать, из какого материала сделана та или иная вещь.

Цель : расширить представления детей о сезонных видах одежды.

Материал : кукла с набором одежды

Ход игры. Детям дается задание – одеть куклу Катю в зимнюю, осеннюю, летнюю или весеннюю одежду.

Цель : развивать логическое мышление и воображения.

Материал : набор картинок с изображением обуви.

Ход игры. Детям предлагают набор картинок с изображением разной обуви. Каждый ребёнок выбирает обувь и подбирает к ней пару. Дети называют обувь и рассказывают, в какое время года её можно носить.

Цель : закреплять знание цвета и геометрических фигур, умение анализировать и соблюдать последовательность узора.

Ход игры. Даны две картинки . На первой нарисован сапожок с орнаментом, а на другой только контур. Ребёнок должен дорисовать недостающие детали.

Цель : закрепление знаний о величине и размере, систематизировать полученные знания.

Материал : набор карточек с изображением семьи, контуры ботинок, сапог, туфелек.

Ход игры. Детям раздаются картинки с изображением бабушки, дедушки, папы, мамы, юноши, девушки и детей разного возраста. В ходе игры детям нужно подобрать обувь, соблюдая размер и объясняя, почему они сделали этот выбор. В конце игры воспитатель предлагает раскрасить пару обуви.

Цель : учить определять на ощупь крупы.

Материал : стаканчики с гречкой, манкой, рисом, сахаром, солью.

Ход игры . Воспитатель предлагает определить на ощупь с закрытыми глазами, какая это крупа.

Цель : учить узнавать предметы на ощупь.

Материал : мешочек, бублик, конфета, яблоко, морковка.

Ход игры. Игроки по очереди находят в мешочке предметы на ощупь и называют его.

Цель : учить детей узнавать и создавать изображения предметов по отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника .

Материал : карточки с изображением деталей посуды.

Ход игры. Из горки карточек на столе дети берут по одной и подбирают крышку по размеру и цвету посуды.

Цель : углублять представления детей о различных материалах, из которых сделана посуда : металле, дереве, стекле, пластмассе. Осваивать способы изучения предметов. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Материал : посуда из разного материала.

Ход игры. В процессе игры дети называют материалы, их свойства, пытаются обобщить их, сравнивают с другими, находят общие и отличительные признаки.

Цель : развитие зрительного восприятия и внимания.

Цель : развивать логическое мышление и воображение.

Материал : листы бумаги, картинки с изображением разных животных, краски, кисти.

Ход игры. Переведите на карточки контуры легко узнаваемых животных. Покажите детям картинку и спросите , у кого на карточке есть тень этого животного. Тени можно раскрасить акварельной краской разных цветов.

Цель : учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.

Материал : набор картинок с реальным изображением домашних животных, с контурным и симметричным изображением.

Ход игры. Детям раздают карточки с реальным изображением животных. Задание : подобрать к своим изображениям контур и силуэт животного.

Цель : воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки, развивать сообразительность , выдержку.

Материал демонстрационный : предметные картинки с изображением домашних птиц.

Книжка со звуками обитателей птичьего двора.

Ход игры. Воспитатель включает звуки, дети узнают их, находят картинку и называют действие (Петух – кукарекает, утка – крякает и т. д.) При правильном выполнении получают фишку, побеждает тот, кто больше наберет фишек.

Цель : развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, наглядно – образного мышления, внимания.

Материал : разрезные картинки домашние птицы или пазлы

Цель : развивать воображение , учить представлять себе животное по их точечной схеме, развивать моторику кисти ; умение внимательно следить за расположением точек.

Материал раздаточный : карточки со схематично изображенными животными (дикими, цветные карандаши

Ход игры. Воспитатель предлагает соединить все точки, получаются схемы обведенные карандашом, дети узнают животное. Потом можно предложить раскрасить его, дорисовать картинку .

Цель : уметь зрительно найти дорожку к дому каждого животного, при затруднении можно карандашом провести по лабиринту.

Материал : карточки – лабиринты для каждого ребенка

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти дорожку к домикам, кто справится быстрей, получает фишку.

Цель : закреплять представление о взаимосвязи цветов

Материал демонстрационный : 3 большие банки с наклейками – оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Материал раздаточный : баночки с водой, по 3 на каждого ребенка, кисти, тряпочки, краски, банки с водой для промывания кисточек.

Цель : закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки. Знакомить со светлотным рядом.

Материал демонстрационный : рисунок 3х синих воздушных шариков разной светлоты.

Материал раздаточный : листы бумаги, палитры, гуашь синяя и белая, вода, тряпочка.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть нарисованные шарики, все они синие, но разных оттенков, сначала самый светлый, потом потемнее, затем самый темный. У вас на столах синяя и белая краски. Как вы сделаете разные оттенки? Сначала вы положите на палитру много белой краски, для первого шарика вы к белой краске прибавите немножко синей, для второго побольше, а третий без добавления белой. Смешав нужные оттенки краски, дети раскрашивают шарики на своих листочках. Работы вывешиваются и обсуждаются детьми.

Цель : учить определять на ощупь материалы различной текстуры.

Материал раздаточный : разнообразные кусочки ткани из шерсти, перо, кожа, резина, глина.

По аналогии можно использовать предметы и материалы другой текстуры и определить какие они : вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

Цель : развитие логического мышления, мелкой моторики рук.

Ход игры. Ребенку даются два одинаковых изображения : целое и разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти) .Задача ребенка собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

(Игра – путешествие в прошлое кресла)

Цель : формировать представление о мебели, её функциях и свойствах, качестве материала, из которого выполнено

Материал : картинки с изображением разных кресел и стульев

Ход игры. Рассказ воспитателя о том, как человек преобразовывал мебель. Потом дети выбирают картину самого древнего стула и рассказывают о его частях. Следующий ребенок по другой картинке рассказывает что изменилось. Дети должны назвать форму, цвет, материал. Чей рассказ будет более полным, получает фишку.

Цель : учить детей понимать схематичное изображение сопоставлять план с пространством.

Материал : план, предварительно начерченный взрослым, мебель игрушечная (мелкая) .

Ход игры. Воспитатель предлагает детям следующую игровую ситуацию. Кукла Маша привезла новую мебель, и не знает, как её расставить. Показать готовый план, а дети по нему должны обставить игрушечную комнату, если задание выполнятся успешно, то следующий ребенок расставляет мебель. пользуясь новым планом.

Цель : познакомить детей с различными линиями, совершенствовать навыки точных действий руки под контролем зрения.

Материал : нарисованные на магнитной доске дорожки (прямая, волнистая, зигзагообразная) .

Ход игры : Ребенок сначала проводит зрительный анализ линии; рисование линий руками в воздухе, обведение линий указательным пальцем, проведение по линии магнитом-игрушкой.

Цель : формировать представление детей о телефоне – как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми.

Материал : телефонная трубка.

Ход игры : Дети сидят по кругу, воспитатель передает телефонную трубку ребенку и формулирует задание : тебе позвонил незнакомый человек; или позвонил друг; или тебе нужно позвонить маме. Предлагается детям рассказать другу, где он живёт (назвать свой адрес, маме сообщить о каких либо неполадках в доме.

Цель : усвоение геометрических фигур, классификация размера и цвета.

Материал : карточки синего и зеленого цвета.

Ход игры. У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, но разной формы.

Цель : развитие внимания , умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Ход игры . Играют одинаковое количество детей и их мамы. Дети отворачиваются от мам и хором : "Мама! Поздравляем!" Назначенная ведущей мама отвечает : "Спасибо!" Кто узнает голос своей мамы?

Цель : закрепить, кем и где работают мамы, чем они любят заниматься в свободное от работы время. Закрепить употребление винительного падежа имён существительных.

Материал : картинки с предметами , изображения мам разных профессий.

Ход игры. Дети получают комплекты : картинки с изображением профессий мам и картинки с изображением инструментов.

Задание. Расположите картинки по парам в их соответствии – изображение профессии и изображение принадлежащих данной профессии инструментов. Расскажите, кому, что нужно для работы и зачем.

Цель : учить различать листики по признаку формы (овальные, круглые) .

Материал : сюжетная картинка , вырезанные листики цветов.

Цель : установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материалы и оборудование : емкости со снегом, льдом.

Ход. Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1 —2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна : на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег) .

Цель : учить детей определять возраст рыбы экспериментальным путем, используя оптические приборы. Развивать поисковую активность ребенка, умение анализировать. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Материал : лупы, микроскопы, аквариум, энциклопедия; чешуйки рыбы, спилы; иллюстративный материал, бумага, карандаши.

Ход. Воспитатель предлагает рассмотреть в аквариуме 2-х скалярий и определить по возрасту. Кто старше? Как узнать? Пройдем в нашу лабораторию и будем исследователями. В лаборатории есть настоящие чешуйки! Необходимо их исследовать экспериментальным путем. Кто, что увидел? Увидели ли кольца? Сколько? Можно определить сколько лет? Зарисуйте, синим карандашом колечки - это будут документы о возрасте нашей рыбки.

Цель : установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.

Материал : прозрачная емкость с водой, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля.

Ход. Дети наблюдают за рыбками и определяют, дышат они или нет (следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме) . Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков. Выясняют, есть ли воздух в воде. Палочкой двигают водоросли в аквариуме, появляются пузырьки. Наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды (или компрессору, захватывают пузырьки воздуха (дышат) . Взрослый подводит детей к пониманию, что дыхание рыб в воде возможно.

Цель : закрепить представления об особенностях внешнего вида дерева и их листьев. Развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность.

Игровая задача : найти листья определенного дерева.

Материал : карточки с изображением деревьев, их листьев.

Ход игры. Ведущий называет характерные особенности того или иного дерева, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек . Потом находят листья этого дерева. Побеждает тот, кто первым правильно найдет верные листья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует э...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей подготовительного к школе возраста по теме «Портрет друга», ст.воспитатель Ежова М.В., Котова Л.В.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художествеено-эстетическому направлению  для детей подготовительгого к школе возраста по теме "Портрет друга"  в ГБДОУ детский ...

Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей подготовительной к школе возраста

План составлен на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей«Сказ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительного к школе возраста «Сказочный день»

Значение дидактических игр в образовательной деятельности дошкольниковУ дошкольников 6-7 лет познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процесс...

Возрастные особенности физического развития детей подготовительного к школе возраста

Возрастные особенности физического развития детей 6-7  лет...