Консультация учителя-логопеда для родителей: "Особенности речевого развития детей подготовительного к школе возраста"
консультация (подготовительная группа)

Захарова Анастасия Александровна

В шесть лет дети свободно общаются со сверстниками и взрослыми людьми. Хорошо развитая речь к семи годам поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Ребёнку 6 лет жизненно необходимо общение со взрослым, когда с ним можно обсудить всё, что происходит вокруг: предметы, явления и взаимоотношения с людьми.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей: "особенности речевого развития детей подготовительного к школе возраста"

В шесть лет дети свободно общаются со сверстниками и взрослыми людьми. Хорошо развитая речь к семи годам поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Ребёнку 6 лет жизненно необходимо общение со взрослым, когда с ним можно обсудить всё, что происходит вокруг: предметы, явления и взаимоотношения с людьми.

Особенности речи

В этом возрасте уровень детской речи находится в прямой зависимости от речевой культуры взрослых, которые окружают дошкольника. Если речь близких людей грамматически правильна, в ней часто встречаются яркие эпитеты, она богата по своему содержанию, если взрослые своевременно исправляют ошибки ребёнка, можно с полной уверенностью сказать, что и детская речь будет обладать подобными качествами.

Словарный запас

Дети в этот период имеют в активном словаре от трёх до пяти тысяч слов. Не стоит считать, что весь этот лексикон старшие дошкольники употребляют в повседневной речи, чаще всего их обыденный словарь несколько скромнее. Не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями и оборотами.

Нужно стремиться, чтобы шестилетние дети употребляли слова со смыслом, использовали яркие выражения, например, «на скорую руку», «ни свет, ни заря», знали, что некоторые слова имеют образные значения, например, «солнце село», «бегут минутки». Русский язык, несмотря на то что он считается одним из самых трудных из-за множества правил и исключений из них, чрезвычайно богат и красив. Помочь ребёнку овладеть этим богатством – важная задача родителей и педагогов.

Грамматический строй

Хотя речь шестилетнего ребёнка становится все совершеннее, в ней по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах». Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «в кине видели». Детские высказывания, состоящие из простых предложений, сменяются сложными предложениями. Например, «Мы вчера ходили на прогулку и увидели на озере красивые кувшинки» или «Дай мне машинку, но только не синюю, а красную, потому что она быстрее едет».

Родители уже могут сказать, у какого ребёнка есть ценнейшее качество – «чутье родного языка», когда дети могут спонтанно употреблять новые слова, изменять их в соответствии с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно ориентируясь на звучание и форму слова. Они получают удовольствие от каламбура, когда вместо одного значения слова используется другое, сходное по звучанию. Помните бессмертные строчки про человека рассеянного: «Глубокоуважаемый вагоноуважатый, вагоноуважаемый глубокоуважатый! …Нельзя ли у трамвая вокзал остановить»?

Связная речь

Эта область детской речи в конце дошкольного детства расцветает буйным цветом. Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, описать то, что он чувствует в разных ситуациях. Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдёт или могло бы произойти, но ещё не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории.

Ещё одно достижение – объяснительная речь, когда требуется, например, объяснить сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий. Например, объясняя правила игры «Третий лишний», нужно держать в уме порядок расстановки игроков, то, как и при каких условиях они меняются, кто считается победителем, кто выбывает из игры.

Фонетика детской речи

Звуки родного языка на этом возрастном этапе практически полностью произносятся без ошибок. Дети освоили и чётко произносят все слова, в большинстве случаев в соответствии с нормами литературного произношения. Они могут говорить медленно и быстро (скороговорки), громко и тихо, освоили шёпотную речь, широко используют интонацию.

На этапе от 6 до 7 лет нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха, умения делать звуковой анализ: выделять из слов отдельные звуки, а из предложений — слова; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Эти навыки – основа для обучения грамоте, они нужнее для ребёнка, чем знание букв. Без этих умений ребёнок не читает, а механически заучивает слоги и слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы

Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи  у детей старших возрастных групп....

Конспект Интегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы

КонспектИнтегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности детей подготовительной к школе группы

Тематическое планиерование по лексико-грамматическим категориям для воспитателя в подготовительной логопедической группе...

Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС

Предлагаю диагностику речевого развития детей подготовительной группы. Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общитель...

Статья для заочного участия в конференции. Дошкольное образование России и Китая. ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУПЕ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Для речевого развития детей 6-7 лет характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи. Ребенок в этом возрасте уже готов к общению с собеседником,...

Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 7-го года жизни с общим недоразвитием речи.

Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевых навыков, полученных ребенком на ...

Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи.

       Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевы...