Педагогический проект по сенсорному развитию детей подготовительной к школе группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Суязова Тамара Александровна

smiley

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\Заверенные сканы\Педагогический проект по сенсорному развитию в подготовительной группе.jpg

Педагогический проект

«Сенсорное развитие детей в подготовительной к школе группе»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие сенсорных способностей детей

ЗАДАЧИ:

Формировать систему представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии;

Обеспечивать усвоение сенсорных эталонов  (цвета, формы, величины, 

вкуса, обоняния, слуха  (фонематический слух), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето),пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.),  осязания);

 Сформировать навыки самостоятельной предметно-познавательной 

деятельности;

Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность,мелкую моторику пальцев, кистей рук;совершенствовать движения рук;развивать психические познавательные процессы:внимание;

логическое мышление (умение сравнивать, анализировать);зрительное и слуховое восприятие;память;речь детей 

Ожидаемый результат:

  • Повышение уровня сенсорного и речевого развития детей.
  • Формирование многогранного полифункционального представления об окружающей действительности у детей на основе создания оптимальных  условий познания каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств.
  • Обогащение сенсорной развивающей среды посредством реализации системы взаимодействия с родителями. 
  • Открытие, совестно с родителями, для детей новых возможностей  в познании мира. 
  • Укрепление детско-родительских отношений в ходе реализации совместных 

мероприятий

Сроки проекта:

Сентябрь2019 – май – 2020 г.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом 

индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности 

ребенка, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о 

эмоциональном благополучии .

Принцип развивающей , стимулирующей познавательную деятельность 

направленности образовательной деятельности.

 Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

 

Принцип координации – деятельность педагога согласована  с деятельностью 

специалистов ДОУ. 

 

Принцип возрастной  адресованности – содержание деятельности  выстраи-

вается в соответствии и с учетом возраста и зоны ближайшего развития каждого 

ребенка.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского 

сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают 

их в семье.

Основные методы и формы работы с детьми

Сенсорное воспитание и развитие осуществляется:

– в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов.

– в играх с природным , бросовым материалом и тканью;

– в играх с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх;

-в опытно – экспериментальной деятельности;

– в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации,  лепке, конструировании, ручном труде;

– в образовательной деятельности 

  • по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения),
  • по формированию элементарных математических представлений,
  • по музыкальному и физическому воспитанию.

Работа по обогащению сенсорной развивающей среды.

-дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей

 -повышать уровень педагогической компетентности родителей  по

формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

 -оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития 

сенсорных способностей детей.

-разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по

сенсорному развитию.

-виртуальные консультации  для родителей

– мастер классы для родителей.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

  • Знакомство с темой проекта;
  • Повышение уровня профессиональной компетентности (изучение литературы по данной теме);
  • Выявление проблемы, цели, задачи;
  • Проведение педагогической диагностики определения уровня развития 

сенсорных процессов у детей;

  • Составление перспективного плана работы;
  • Создание условий для эффективного использования игр;
  • Подбор дидактического материала и игр
  • Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии(анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии).

II этап: творческий (основной)

  • изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
  • мастер класс для родителей по теме проекта;
  • консультации для родителей.
  • приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсомоторных  навыков;
  • проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?».  Консультации, беседы, совместные игры.
  • виртуальные консультации  для родителей.
  •  мастер классы для родителей.
  • сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного 
  • отношения к окружающему миру;
  • знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
  • проведение дидактических игр и упражнений;
  • опытно – экспериментальная и  исследовательская деятельность детей;

III этап: заключительный

  • Подведение итогов: итоговая диагностика
  • Проведение родительского собрания по теме проекта;
  • Выставка развивающих игрушек-самоделок «Умная игрушка своими руками»;
  • Выступление  с темой и презентацией проекта на педсовете

          -диагностика детей;

          -выводы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  работы 

                Работа с детьми

                 Работа с родителями

Сентябрь

Каждую фигуру – на свое место (вариант 1)

(форма)Радужный хоровод(цвет)Лестница с одинаковыми ступеньками(величина)

Разложи по порядку(цвет)

Задачи:Закреплять понятие об изменении геометрических фигур. Показать, что формы предметов и их частей могут соответствовать разным вариантам фигур.

Закреплять знания детей о цветах радуги и последовательности их расположения.

Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность измерений. Учить детей ориентироваться на равенство «ступенек», при подборе каждого

последующего элемента.

Упражнять в одновременном установлении взаимно обратных отношений.

Сентябрь

Круглый стол: «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования сенсорных эталонов у детей»

Педагогический тренинг для родителей «Сенсорика для нас» Выявление знаний программных задач по сенсорике у родителей;

Повышение педагогической грамотности родителей в области сенсорики.

Октябрь

Широкая лестница(величина)

Каждую фигуру – на свое место (вариант 2)

(форма)На рисунок посмотри, фигуру там скорей найди

(форма)Большая башня

(величина)

Задачи:Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность измерений. Учить детей ориентироваться на равенство «ступенек», при подборе каждого последующего элемента. Дать представление об изменении геометрических фигур. Познакомить с разновидностями прямоугольных форм (квадраты, прямоугольники с разным соотношением сторон).

Октябрь

Семинар-практикум по формированию  сенсорных эталонов  у детей дошкольного возраста  в домашних условиях: в процессе игр, прогулки, принятия пищи, во время умывания и т.д. 

Мастер класс- изготовление игр, которые способствуют формированию сенсорных эталонов.

Ноябрь

Каждую фигуру – на свое место (вариант 3)

(форма)Нарисовать ряд(цвет)Палочки в ряд

(величина)Геометрическая дорожка(форма)

Задачи: Познакомить с разновидностями треугольных форм (треугольники с разным соотношением сторон и углов

Развивать способность детей различать пять оттенков розового цвета. Продолжать формировать понятие «отношение порядка» и его свойств при ранжировании объектов, отличающихся по светлоте. Учить детей последовательному разложению в ряд элементов разной величины.

Ноябрь

Конкурс:  «Авторской дидактической игры»

      Организация выставки дидактических игр изготовленных семьями воспитанников и воспитателями группы.

Итоги конкурса:  «Авторской дидактической игры». Организация выставки дидактических игр изготовленных семьями воспитанников и воспитателями группы.

Декабрь

Клоуны и шары(цвет)Найди по описанию

(форма)

Сложи дощечки(величина)

Вазы и цветы(цвет)

Учить дифференцировать красный, розовый и бордовый цвета, идентифицировать объекты по цвету, выделяя нужный цвет из нескольких разных оттенков красногоцвета.

Научить самостоятельно, описывать расчлененную орнаментальную форму.

Декабрь

Совместная выставка с родителями «Чудеса пластилинографии».

Консультация "Развивающие игры на кухне в помощь маме»

Январь

Кто больше увидит?(форма)Расставь по порядку(величина)Составь букет(цвет)

Цветочный магазин(форма)

Задачи:Учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов.

Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений.

Учить самостоятельно, проводить обследование предмета.

Январь

Оформить папку - передвижку «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Консультация "Научите ребенка узнавать цвета».

Февраль

Найди домик

(обратный контраст) (цвет)

Купим куклам школьную форму

(величина)

Найди домик

(прямой контраст)

(цвет)

Геометрическая дорожка (с усложнением)

(форма)

Задачи:Формировать умение идентифицировать объекты по цвету; находить парные объекты в микропространстве способом зрительного соотнесения, совмещая силуэтные изображения одинакового цвета Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине.

Развитие аналитического восприятия, умение выполнять последовательность цепочки по заданным геометрическим фигурам.

Февраль

Консультация "Что такое «Сенсорика» и почему ее надо развивать?".

Круглый стол для родителей «Как развить сенсорику у ребенка?»

Март

Рыбки в аквариуме(цвет)

В какую коробку?(величина)

Соедини правильно (форма)

Будь внимательным(цвет)

Задачи:Закреплять знания о цветах спектра. Учить узнавать, называть, выделять из нескольких соответствующий цвет спектра. Формировать умение соотносить цвет т его название.

Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине. Уметь соотносить геометрические фигуры с изображением предметов.

Формировать у детей интерес к игре. Продолжать упражнять в различении цветов. Учить ориентироваться на цвет, запоминать его; активизировать внимание, стимулировать активное употребление названий цвета на практике. Развивать зрительные возможности детей в процессе соотнесения контурных и силуэтных изображений ахроматических цветов.

Март

День открытых дверей.

Занятие: «В гости к Лунтику»

«Формирование  сенсорных эталонов  у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр в детском саду».

Консультация «Игра – спутник детства»

Апрель

Цветик – семицветик(цвет)

Найди предмет такой же формы(форма)

Шоколадные конфеты(цвет)

Назови величину(величина)

Совершенствовать знания детей о цветах спектра. Учить применять полученные знания на практике, сопровождать свои действия объяснением. Развивать внимательность детей.

Уточнять представления детей о форме предметов.

Учить выделять объекты коричневого цвета из множества разноцветных. Формировать умение устанавливать тождество однородных предметов по цвету способом зрительного соотнесения.

Формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины.

Апрель

Фотовыставка «Дидактические игры нашей группы» 

Родительская гостиная«Сенсорные игры в развитии детей дошкольного возраста»Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками». Обмен мнениями по проблеме.

Май

Перестрой ряд (цвет)Кто больше запомнит (цвет, форма,величина)

Кто быстрее найдет (форма)Чайный сервиз (цвет)

Задачи:Закреплять умение узнавать и правильно называть коричневый цвет, различать три оттенка коричневого цвета. Учить правильно называть оттенки коричневого цвета, сопоставляя и противопоставляя их друг другу.

Закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.

Май

Подведение итогов по работе с детьми «Повышение компетентности родителей в вопросе  развития  сенсорных эталонов  в условиях ДОО и семьи».            ( презентации, фото отчеты –родителей (законных представителей) воспитанников и воспитателя группы.

Картотеки 

Картотека игр,  способствующих  развитию речи

Картотека игр, развивающих  обоняние и вкус: игры с водой, игры с мыльными пузырями,

Картотека игр со светом и тенями ( «Солнечный зайчик», «Тени на стене», «Театр теней»),

Картотека игр со свечами

Картотека игр со льдом

Картотека игр со звуками («Услышишь — хлопни», «Кто больше?», «Внимательный слушатель», «Нужное слово», «Зоркий глаз», «Чудесный художник», «Запоминайка», «Бусы»)

Картотека игр  на развитие чувства ритма («Путешествие», «Учитесь танцевать»)

Картотека игр на развитие тембрового слуха («Определи инструмент», «На чем играю?»)

Картотека игр  на развитие динамического слуха («Громко – тихо запоем», «Колобок», «Щенок» и др.)

Картотека игр  на развитие восприятия различного характера музыки ( «Три цветка», «День рождения» и др.)

Картотека различных видов пальчиковой (с прищепками, платочками , счетными палочками),  дыхательной, артикуляционной гимнастики.

Картотека  упражнений с массажными шариками «Су- Джок», 

 

  • Материалы для упражнений в установлении причинно-следственных связей:

Коробочки с лотком и шариком, горизонтальное нанизывание, банки с шариками, набор крышек разного размера к баночкам и бутылочкам, игрушки с резьбовым соединением, различные наборы настольных конструкторов.

  • Материалы для упражнений в сенсомоторном развитии

Вкладывающиеся коробочки, стаканчики, матрешки, простая  мозаика, «Чудесный мешочек», набор парных предметов, отличающихся по величине, «Тактильные мешочки» (мешочки с крупой), бусы деревянные, пластмассовые различной величины для нанизывания на шнурок, квадраты Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши, лото «Цвет», «Форма», «Размер» и др. Различные пазлы, разрезные картинки, игры «Подбери заплатки», различные виды игр со шнурками (шнуровки, выкладывание рисунка, дорожек, плетение), различные виды игр для выкладывания крупой мозаикой, камушками и пр., наборы для сортировки по различным признакам, наборы ложек, щипцов, пинцетов, пипеток, прищепок, магнитов, природный и бросовый материал для упражнений в сортировке, различные пальчиковые театры.

  • Материалы для упражнений с сыпучими веществами

     Наборы для пересыпания из кувшина в кувшин, для перекладывания ложкой, щипцами, пинцетом. Различные виды круп для пересыпания   перекладывания, выкладывания рисунков, дорожек, наборы разноцветного кинетического песка и формочек, «Сухой бассейн», наборы фигурок для сухого бассейна.

  • Материалы для упражнений с водой и другими жидкостями

 Набор сосудов разных форм для переливания жидкостей, два тазика и половник для переливания воды, миска с плавающими шариками, сито, набор для переливания воды из кувшина в кувшин, формочки и мешочки для заморозки.

Наборы плоских емкостей и пипеток для рисования на молоке, соде, льду, кисти, краски для окрашивания воды. (Оттенки)

  • Материалы для упражнений на пополнение словарного  запаса и понимания речи

 Коробка с тестовыми картинками «Что это?», «Кто это?», «Что, зачем и почему?», «Один или много», набор предметов противоположных свойств (большой -маленький, теплый – холодный, длинный – короткий), коробка «Предмет – картинка», коробка с картинками «Плавает – летает – ползает». Корзинка с предметами домашней утвари «Что ими делают?», наборы фигурок диких и домашних животных с подносом для сортировки. Карточки животных «Мама – папа – детеныш». Тематические комплекты «Зима», «Весна», «Лето» , «Осень» «Животные и их детеныши», «Насекомые», «Цвет и форма», «Домашние животные», «Дикие животные», «Космос», «Овощи», «Фрукты», «Растения», «Цветы», «Я и мое тело», «Насекомые», «Профессии», «ОБЖ», «Птицы», «На улицах города (ПДД)», «Русское народное творчество», «Гербарий» и другие (соответствующие календарно-тематическому планированию). Цветные карандаши, маркеры, подставки для карандашей, контурные рисунки.

  • Материалы для упражнений в обыденных умениях жизненной практики

Корзинка для одевания и раздевания куклы, рамки с  пуговицами, с липучками, лейка для полива цветов. Уголок для переодевания, сундучок с одеждой, наборы кукольной посуды.

  • Материалы для знакомства с основами знаний о природе и культуре
  • Группа материалов «Земля и Вселенная»: наборы «Земные стихии»,  «Планеты Солнечной системы», «Животный мир жарких стран», «Животные Севера», «Животные нашего края».
  • Группа материалов «Биология и анатомия»: наборы карточек «Тело человека», «Классификация животного мира», «Классификация растений», «Классификация: овощи и фрукты».
  • Группа материалов «Время» : наборы «Времена года», «Части растений», «Растения в разное время года», «Что сначала, что потом?»
  • Группа материалов «Человек и культура»: наборы «Профессии», ОБЖ, ПДД, «Деды Морозы разных стран», «Декоративно-прикладное творчество».
  • Материалы для упражнений в развитии художественных навыков
  • Наборы карточек для пластиллинографии, для дорисовывания, для разукрашивания, для аппликации «Большое приклеивание», для выкладывания крупой, мозаикой, камушками, кристаллами, стразами, наборы иллюстраций картин художников  

картотека игр «Рисуем на песке».

  • Пространство с материалами для развития музыкальных способностей

Набор детских музыкальных инструментов: барабан, бубен, погремушки, музыкальный центр, CD с музыкальными произведениями для слушания, развития движений, музицирования. Наборы лент, платков, мячи.

  • Оборудование и предметы для сюжетно-ролевых игр

– Набор деревянных строительных кирпичей, модулей, предметы для игры в семью и дочки-матери;

– Атрибуты для игр в путешествия, в магазин, больницу, театр и других, популярных среди детей  группы, сюжетно-ролевых игр.

– Атрибуты для театрализации, настольные театры, кукольный, пальчиковые театры.

  • Картотека игр на развитие основ системного мышления 

Игры : «Узнай по описанию», «Цепочка свойств», «Цепочка частей»,  «Частью чего является?», «Какой объект?», «Найди такой же по цвету, как…», «Найди такой же по форме, как…»,  «Что может быть по цвету таким же, как?», «Что может быть по форме таким же, как…?», «Найдите большего размера, чем»… (меньшего размера, такой же), «Что может делать объект? Что можно делать с этим объектом?», «Что (кто) может делать так же?», «Я могу быть…»,  «Теремок»,

«Найди друзей», «Назови предмет».

 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 

М. Монтессори «Дети другие»

М. Монтессори «Впитывающий разум ребенка»

М. Монтессори « Ребенок по Монтессори»

М. Монтессори «Монтессори материал»

М. Монтессори «Упражнения с Монтессори-материалом»

Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»

Е.В. Марудова  «Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование» 

Е.П. Горошилова, Е. В. Шлык  «Опытно-экспериментальная деятельность 

дошкольников 3-7 лет»

И.А Лыкова, Н.А. Рыжова «Интеграция эстетического и экологического 

образования в детском саду»

Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. «Детское экспериментиро 

вание. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками»

Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования»

Для создания развивающих дидактических игр я использовала материалы следующих образовательных страниц и сайтов:

Шадрина Елена mamadeti@poznaemmir.com ;

Ирина Караваева admin@chudiki-skazki.ru ;

Творческий Центр СФЕРА site@tc-sfera.ru ;

Елена Мулюкина help@stoidey.com

Школа Учимся играя earlystudy.ru@gmail.com ;

Учу дома noreply+feedproxy@google.com,

Растим и растём rastim-i-rastem@yandex.ru ;

http://jili-blog ;

https://sibmama.ru/presentations_hud.htm

http://www.tavika.ru/p/blog-page_2.html ;

http://mamadelki.ru/ 

Российский педагогический портал: https://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ   по речевому развитию детей подготовительной к школе группы   «Правильная речь – залог успеха».

Цель: Формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности, грамматического строя речи.Задачи проекта: • формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.• развива...

Проект по речевому развитию детей подготовительной к школе группы посредством игровой деятельности «Учимся, играя»

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает...

Педагогический проект по сенсорному развитию детей "Пальчики ладошки".

Краткосрочный (с 18. 07 2022 -30.08.2022 г.г.) познавательно - творческий, игровой проект для детей 2-4 лет....

Проект по речевому развитию детей подготовительной к школе группы №2 «Мир сказок А.С. Пушкина»

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника.Сказки и стихотворения А.С. Пушкина должны быть неотъемлемой ч...

Образовательный проект по физическому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: «Хакасские национальные игры на празднике «Уртун той»

Тип проекта: познавательно-игровой (краткосрочный)Сроки проекта: с 11 сентября  по 29 сентября.Участники проекта: Дети старших и подготовительной групп ДОУ, воспитатели, специалисты ДОУ.Подготови...

Образовательный проект по физическому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: «Малые зимние Олимпийские игры в детском саду»

Тип проекта: познавательно-игровой (краткосрочный)Сроки проекта: со 28 марта по 8 апреля.Участники проекта: Дети старших и подготовительной групп ДОУ, воспитатели, специалисты ДОУ.Подготовила:Инструкт...

Педагогический проект "Моя Мордовия" для детей подготовительной к школе группы

Пояснительная запискаНеобходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживани...