Долгосрочный проект в старшей группе "Макет - как средство познавательной активности"
проект (старшая группа)
Технология макетирования полностью соответствует формату детско - взрослого взаимодействия, основанного на умении "слышать голос ребёнка" и нацеленного на развитие детской инициативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружающий мир | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Макет - как средство развития познавательной активности»
Вид проекта: познавательно – игровой, практический.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – май)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Цель: создание условий для самореализации детей, как одного из универсальных средств обогащения познавательного развития дошкольника.
Задачи
1. Развивать познавательно - исследовательский интерес, внимание, воображение, мышление, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать).
2. Создавать условия для проявления инициативы и творчества.
3. Развивать устойчивый интерес к объектам и явлениям окружающего мира.
5. Решать конкретные задачи на основе макета (моделирование ситуации).
6. Развивать монологическую и связную речь.
7. Развивать коммуникативные навыки.
8. Привлекать семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.
Макеты могут иметь разную тематику, и в процессе реализации одновременно решаются другие задачи:
- закрепление и обобщение знаний по той или иной теме,
- знакомство с условиями жизни, какой – либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т.д.), - региональный компонент,
- правилами пожарной безопасности, безопасного поведения в быту и т.д.
Актуальность
Жизнь не стоит на месте, система дошкольного образования терпит изменения, наполняется новыми технологиями, для педагогов и воспитанников создаются новые условия. Интересная, организованная воспитателем по инициативе детей деятельность, деловое взаимодействие и общение, образовательные события – существенная особенность современного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Как эффективно использовать главное направление развития программы «От рождения до школы»: удержание зоны ближайшего развития на занятиях и построением пространства детской реализации?
Одним из эффективных инновационных методов, открывающих новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по развитию дошкольников является метод макетирования. Он позволяет ребенку думать, действовать, фантазировать и играть. Ребёнок в ходе проекта макетирования сможет реализовать свои идеи, проявить инициативу и понять свою значимость в коллективе. Технология макетирования полностью соответствует новому формату детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства.
Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.
По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа: модели и карты.
Макеты - модели представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением - зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания.
Макеты – карты - это плоскости (не менее 50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию. Направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы.
Ландшафтный макет - карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории
Макет может быть:
‒ напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
‒ настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
‒ подиумным (на специальных подставках - подиумах);
‒ настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина).
Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобными в обращении, доступными дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время.
Использование макетов в предметно - пространственной среде соответствует принципу интеграции всех образовательных областей. В использовании любого макета решаются цели и задачи из различных областей: речевого развития, познавательного развития, социально - коммуникативного, художественно - эстетического и физического развития.
Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО и ФОП ДО:
• индивидуализации дошкольного образования;
• обогащении (амплификации) детского развития;
• содействия и сотрудничества детей и взрослых;
• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• партнерства с семьей.
В процессе реализации проекта макетов учитываются принципы дошкольной педагогики:
1. Зона ближайшего развития
2. Культуросообразность
3. Деятельностный подход
4. Возрастное соответствие
5. Развивающее обучение
6. Амплификация развития
7. Пространство детской реализации.
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Реализация проекта
1 этап - подготовительный
· Определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка цели и задач.
· Создание необходимых условий для реализации проекта:
- подбор методической и художественной литературы по теме,
- сбор материалов для создания макетов.
2 этап – основной
· Планирование деятельности детей и взрослых.
· Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
· Обогащение личного опыта детей.
· Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
· Создание макетов.
· Игровая деятельность с макетами.
3 этап – заключительный
· Анализ результативности проектной деятельности.
· Организация выставки макетов.
· Участие в детских творческих конкурсах
· Презентация проекта на родительском собрании, на итоговом педсовете.
Примерный план образовательных событий в процессе реализации проекта
Макет «Коми изба»
Макет «Пожарный уголок»
Макет «Космические дали»
Макет «Север – край неповторимый»
Макет «Животные Африки»
Ожидаемый образовательный результат
- Развитие у детей интереса к объектам и явлениям окружающего мира;
- Развитие детской инициативы. Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения;
- Решение образовательных задач на основе макета (моделирование ситуации);
- Развитие мелкой моторики рук
- Развитие монологической и связной речи
- Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться, способности к сотрудничеству и совместным действиям.
- Участие родителей в реализации проекта.
Формы работы
- Чтение художественной литературы
- Беседа
- Моделирование ситуаций
- Рассматривание энциклопедий
- Дидактические, настольно – печатные, сюжетно - ролевые игры
- Игры - путешествия
- Наблюдения
- Экскурсии
- Ручной труд
- Конструирование
- Лепка
- Составления рассказов по картинкам или из личного опыта
- Экспериментирование
Взаимодействие с семьями воспитанников
- Мастер – классы
- Родительские собрания
- Выставки
- Консультации
- Информирование
Материально-техническое обеспечение программы
1. Наличие мелких сюжетных игрушек, предметов быта, дидактических игр.
2. Цветная бумага, цветной картон, коробки, бросовый материал, фетр, самоклеящаяся бумага, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, пластилин и т.д.
2. Компьютер.
3. Принтер.
4. Наличие художественной литературы и методических пособий.
План мероприятий по теме «Коми изба»
Ознакомление с окружающим « К себе в избу всех гостей позову»
Развитие речи «Добрая - то речь, коль в избе есть печь».
Рисование «Изба», «Пера богатырь», «Коми орнамент»
Лепка «Предметы утвари Коми народа» (пестерь, чугунок).
Беседы: «Коми утварь», «Жизнь коми народа в далеком прошлом» (традиции, обряды, праздники), «В каждом доме толстая маланья» (ознакомление с Коми печкой), «Обустройство Коми дома», рассматривание картины «Изба в Коми деревне» Третьяк Назарий.
Сюжетно – ролевые игры: «Коми изба» (экскурсовод - ребенок), «Семья» (быт Коми народа), «Рыбаки», «Охотники».
Чтение художественной литературы: «Сказка о трех горшках», «Дочка с веретенце», «Хлеб и огонь», «Медвежьи няньки», «Пера богатырь»
Дидактические игры: «Чей предмет», «Отгадай-ка», «Логическое лото», «Третий лишний»
Подвижные игры: «Стой, Олень!», «Ловля оленей», «Невод», «Прыжки через нарты».
Коллективное создание макета «Коми изба».
План мероприятий по теме «Космические дали»
Беседы: «Голубая планета – Земля», «Что такое космос», «Планеты Солнечной системы»
Рисование « Полет в космос», «Космонавты»
Лепка «Космонавт», «Спутники Земли»,
Конструирование «Ракета», «Планеты солнечной системы»
Чтение художественной литературы: В. Бородин «Звездолетчики», Я.К. Голованов «Дорога на космодром», О.А. Скоролупова «Покорение космоса», П. Клушанцева «О чём рассказал телескоп», Н.Носов «Незнайка на луне»
Стихи о космосе, Ю. Гагарине, Загадки о космосе
Просмотр презентации: «Земля в ладонях», «Животные в космосе», «Планеты Солнечной системы»
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Невесомость», «Космонавты», «Солнце – чемпион»
Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты»
Коллективное создание макета «Космические дали»
План мероприятий по теме «Пожарный щит»
Беседа: «Когда огонь полезен, когда огонь опасен?», «Пожарный герой – он с огнём вступает в бой», «Поведение на природе (что можно делать и чего нельзя!), «Знает каждый гражданин, этот номер - 01», «О пользе огня в жизни человека», «Электрические предметы в доме».
Ознакомление с окружающим: «Пожарный - героическая профессия».
Занятие – ситуация: «Если в доме случился пожар».
Речевое развитие: Составление рассказов по сюжетным картинкам о пожаре. «Пересказ рассказа Л. Толстой «Пожарные собаки»
Рисование: «Пожарная машина».
Аппликация: «Кошкин дом», «Пожарная машина».
Лепка: «Вёдрышко для курочки», «Огнетушитель – пожарного друг».
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Пожар»; Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»; С.Михалков «Дядя Степа»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое; «Сказка о спичке и добром огне»; Г.Остер «Вредные советы», загадывание загадок .
Рассматривание сюжетных картинок: «Спички не тронь - в спичках огонь!», «Пожарная машина спешит на помощь»
Дидактическая игра: « Предметы, которые нельзя трогать», « Опасно-безопасно», «Как избежать пожара», « Что могу я сделать, чтобы не случилось пожара», «Подбери определение к слову пожарный», «Что нужно пожарному для работы», «Огнеопасные предметы».
Сюжетно-ролевая игра: «Пожарные спешат на помощь».
Практикум: «Учимся сообщать о пожаре по телефону»
Решение проблемных ситуаций: «Если в доме пожар?», «Если звучит пожарная сирена».
Экскурсия в пожарную часть .
Коллективное создание макета «Пожарный щит»
План мероприятий по теме «Север – край неповторимый»
Рисование: «Белые медведи и северное сияние»
Аппликация: «Народ севера»
Лепка «Морж»;
Конструирование «Северный олень», «Огонь», «Нарты», «Рыба», «Чум»; Развитие речи: Рассматривание картин. Составление коротких описательных рассказов по картинам. Серия «Из жизни домашних животных», «Олени в тундре», «Северные олени», худ. В. А. Горбатов.
Просмотр презентаций: «Северные ягоды», «Северные растения», «Северное сияние», «Животные севера и их детёныши», «Стойбище», «Дома народов севера», «Северные упряжки», «Одежда северян», «Музыкальные инструменты северян», «Традиционные занятия северян».
Беседы: «Народы севера», «Дома кочевников», «Труд людей, живущих на севере», «Олени и их значимость для народов севера», «Растения тундры», «Животный мир тундры», «Красоты северного края»,
Рассматривание фотографий: «Животный и растительный мир севера», «Стойбище», «Чум, яранга, иглу», «Традиционные занятия северян», «Одежда северян», «Оленьи и собачьи упряжки», «Животные севера и их детёныши», «Музыкальные инструменты северян.
Просмотр видеороликов: «Танцы народов севера» («Звенящие ручейки», «Северный танец», «Сияние севера», «Дыхание севера»);
«Игра на музыкальных инструментах (варган, бубен) северян»;.
Чтение художественной литературы:
Сказки народов севера («Айога», «От чего у белого медведя нос чёрный», «Кукушка», «Альба и Хосядам», «Баручи», «Белая нерпа», «Ворон», «Гордый олень )
Слушание/заучивание стихотворений:
«Север», Михаил Пляцковский, «Прислушайся, тундра», Виктор Кеулькут,
«Мчится по тундре», Чарду М.
Дидактические/речевые игры:
«Четвёртый лишний», «Закончи предложение», «Один-много» , «Кто у кого?», «Подбери слово» (Собаки везут нарты быстро, собачьи упряжки какие? Быстрые. Оленевод поймал оленя ловко, оленевод какой? Ловкий и т.п.), «Кто больше назовёт слов?» (игра на внимание с использованием сюжетной иллюстрации), Словесная игра-ассоциация «Положи слово в ладошку» по темам «Север», «Тундра», «Северные детки» (У тюленя белёк, у оленя оленёнок и т.п.);
Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Ловля оленей», «Олени и волк, Стой, олень»
Коллективное создание макета «Север – край неповторимый»
План мероприятий по теме «Животные Африки»
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Четвертый лишний»,
«Найди отличия», «Отгадай загадки о животных Африки»,
«Придумай загадку-описание о любом животном жарких стран»
Подвижные игры: «Сафари-парк», «Кенгуру»
Сюжетно-ролевая игра: «В зоопарке», «Путешествие»
Ситуативный разговор: «Климат Африки»
Словесные игры: «Кого я видел в зоопарке?»
Настольно-печатные игры: Пазлы «Животные жарких стран», «У кого какое жилище», «Животные и их детеныши»
Сюжетно ролевые игры: «Зоопарк», «Путешественники»
Рисование: «Животные жарких стран»
Аппликация: «Пальма и остров из кружочков»
Лепка: «Животные Африки»
Конструирование: «Зоопарк». Изготовление жирафа и слона из бумаги (оригами).
Чтение художественной литературы: А. Куприн «Слон», И.Крылов «Слон и моська», Р. Киплинг «Сказки и рассказы о животных»
Б. Житков «Как слон спас хозяина», М. Москвина «Что случилось с крокодилом», С. Маршак «Как зебра потеряла полоски», отгадывание загадок
Коллективное создание макета «Животные Африки»
Список литературы
1. Клевцова, М. Н. Макетирование в детском саду / М. Н. Клевцова, С. Ф. Ходеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45559/ (дата обращения: 16.08.2022).
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/
Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6 изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.- 368 с.
3. Интернет-ресурсы (картинки).
Вавилова Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Сыктывкар, 1993.
4. Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
5. Зайцева Н. Ф. Рабочая учебная программа по разделу «Краеведение» для детей старшего дошкольного возраста к программе «Парма». Сыктывкар, 2010.
6. Шорыгина Т.А. Основы безопасности. – Москва, 2006г. 1 Артёмова Л.В.
7. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.-
Москва, Просвещение, 1992г.
8. Художественная литература о животных Африки: А. Куприн «Слон», К. Чуковский «Доктор Айболит», С. Маршак «Детки в клетке» и др.
9. Большая детская энциклопедия / Пер. с англ. А. И. Кима и В. В. Демыкина. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010
10. Энциклопедии «В мире дикой природы», «Животные жарких стран» «Живой мир», издательство «Росмэн», Москва
11. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка». – М.: Педагогика,1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Презентация для воспитателей...
Паспорт долгосрочного проекта для старших дошкольников «Средства массовой комуникации»
Содержание1.Технологическая карта педагогического проекта2.Этапы реализации проекта3.Схема осуществления проекта...
Педагогический проект «Технология ТРИЗ как средство познавательной активности детей в контексте с требованием ФГОСТ ДО»
Педагогический проект«Технология ТРИЗ как средство познавательной активности детей в контексте с требованием ФГОСТ ДО»...
Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников»
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовате...
«Детско – родительский проект, как средство познавательной активности детей».
Выступление на педсовете....
Долгосрочный проект в старшей группе «Театр как средство развития речи»
С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь...