Педагогический проект «Технология ТРИЗ как средство познавательной активности детей в контексте с требованием ФГОСТ ДО»
проект

Педагогический проект

«Технология ТРИЗ как средство познавательной активности детей  в контексте с требованием ФГОСТ ДО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Технология ТРИЗ как средство познавательной активности детей  в контексте с требованием ФГОСТ ДО»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

•        Тип проекта: творческий ;

•        Участники проекта: педагоги, дети, родители.

•        Длительность: долгосрочный (один год 2021-2022)

•        Форма представления: презентация, статья.

Актуальность проекта

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

•        Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС ДО - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом, развитым нестандартным видением мира, раскрепощенным мышлением.

Работая в коррекционном детском саду, стараюсь внедрять инновационные технологии , которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности каждого ребенка.

Проблема: не просто развитие фантазии и воображения у детей, а умение мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Гипотеза: я предполагаю, что познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться ТРИЗ технологии, что в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Ожидаемые результаты в работе с детьми

•        Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

•        обладает развитым воображением;

•        ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

•        ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и

 сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

•        склонен наблюдать, экспериментировать

Ожидаемые результаты в работе с родителями

•        У родителей должен повыситься уровень знаний по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии детей;

•        Родители овладеют умениями создавать условия для развития творческой личности ребенка.

Цель: раскрытие творческого потенциала каждого ребенка посредством ТРИЗ – технологии.

Задачи:        формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;

•        вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности;

•        учить самостоятельно добывать информацию через поисковую деятельность;

•        поддерживать инициативу детей, самостоятельность, оценочное и критическое отношения к миру;

•        развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы;

воспитывать у детей интерес к процессу познания;

воспитывать умение работать в коллективе, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка;

Новизна: использование нетрадиционной формы работы, которая ставит ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Реализация проекта осуществлена в три этапа: 

1 этап – организационный

Содержание этапа

1. Анкетирование родителей.

Цель: изучение осведомленности родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, а также готовность к освоению новых методов развития детей.

2. Организация и проведение родительского собрания.

Цель собрания: создание условий для сотрудничества педагогов и родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе

Задачи: повысить интерес родителей к развитию познавательной активности детей посредством ТРИЗ-технологий;

активизировать родителей на приобретение и изготовление пособий ТРИЗ своими руками.

3. Сбор и обработка подобранной информации по ТРИЗ

Цель: создание методической копилки дидактических игр и методов ТРИЗ для развития познавательной активности дошкольников.

2 этап – практический

Содержание этапа

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы.

2. Разработка и изготовление вспомогательных пособий

3. Апробация изготовленных пособий на практике в работе с детьми.

3 этап - презентация проекта

План мероприятий по реализации поставленных задач

Ресурсы:

•        интернет-ресурсы;

Продукт проекта:

 Вспомогательная копилка методических пособий по ТРИЗ, которые я успешно использую в работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности дошкольников:

•        наглядный и демонстрационный материал по темам на бумажном и электронном носителе с кратким описанием, с подборкой художественной литературы;

•        дидактические игры;

•        методические комплекты «Круги Луллия», «Сказочные домики» «Домики по темам», «Волшебный цветок».

Критерии эффективности

•        заинтересованность родителей в результате проделанной совместной работы;

•        проявление интереса дошкольников к использованию пособий в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности;

•        использование пособий коллегами в образовательной деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты

•        копилка пособий ТРИЗ для развития познавательных способностей дошкольников;

•        повышение интереса родителей к развитию познавательной активности детей;

•        активное взаимодействие в системе «педагог-родитель-ребенок» ;

•        преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы.

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Задача: собрать методический материал, необходимый для создания учебных ТРИЗ-пособий и дидактических игр по развитию познавательной активности

  1. Изучить специальную методическую литературу по использованию ТРИЗ в ДОУ.
  2. Выбрать методы и подходы к реализации проекта.

воспитатель.

В течение года

Задача: систематизировать отобранный материал по определенным темам, в соответствии с календарно-тематическим планированием

  1. Распределить подготовленный материал по отдельным папкам в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ
  2. Пополнять копилку новыми методическими пособиями и дидактическими играми по ТРИЗ.

воспитатель

Сентябрь 2020 год

В течение года

Задача: создать условия для привлечения родителей к проектной деятельности

  1. Провести анкетирование родителей с целью изучения осведомленности родителей в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, а также готовности к освоению новых методов развития детей.
  2. Разработать и провести групповое родительское собрание, с целью привлечения родителей к проблеме развития познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.
  3. Подготовить и провести мастер-класс «Игра для ребенка своими руками»
  4. Привлечь родителей к изготовлению методических пособий по ТРИЗ.
  5. Запланировать и провести конкурсы для родителей по теме «Игра с использованием ТРИЗ», материалы которых можно будет использовать в проекте.

Воспитатель

В течение года

Задача: преобразовать развивающую предметно-пространственную среду группы

  1. Подготовить демонстрационный, игровой обучающий материал в уголке «Центр ТРИЗ».

Воспитатели группы

Октябрь,

в течение года

Задача: разработать и изготовить учебные пособия разных видов

  1. Разработать и изготовить:
  • наглядный материал в соответствии с планом ознакомления дошкольников с ТРИЗ технологиями;
  • картотеку дидактических игр
  • методический комплект «Круги Лилия» и другой материал

Воспитатели группы,

родители

В течение года

Задача: апробировать изготовленные пособия на практике в работе с детьми

  1. Применять изготовленные пособия в работе с детьми, с целью определения их практической значимости и устранения недочетов.

Воспитатели группы

В течение года,

однократно

Список литературы

  1. Белоусова Л. Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,1997.
  4. Гин С. И. ТРИЗ-педагогика для малышей. КТК Галактика, 2018.
  5. Дыбина О. В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
  6. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  7. Жихар О. П. ОТСМ – ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
  8. Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ- педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ- педагогики. Саратов, 2004.
  9. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитиетворческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.
  10. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
  11. Михайлова З.А. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Детство-Пресс, 2012.
  12. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методическое пособие «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» АРКТИ, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Методы ТРИЗ в формировании навыков творческого воображения и мыслительной активности детей»

Целью данного педагогического поекта является создание комплексной системы развития творческого воображения и мыслительной активности дошкольников посредством методов ТРИЗ. Проект предназначен для дет...

Технология ТРИЗ, как средство развития умственной активности и творчества детей.

ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей....

Педагогический проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Сообщение к педагогическому совету «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте новых требований. Обмен опытом»

laquo;Особенности организации предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе»  Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Дайкова Н.С....

Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников»

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовате...

«Технология ТРИЗ как средство развития творческой активности дошкольников»»

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов, развивает способности...