Долгосрочный проект в старшей группе «Театр как средство развития речи»
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект в старшей группе «Театр как средство развития речи» | 1012.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации городского округа Солнечногорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тимоновская средняя общеобразовательная школа
С углубленным изучением отдельных предметов
__________________________________________________________________________
Долгосрочный проект
в старшей группе
«Театр как средство развития речи»
Автор проекта воспитатель
старшей группы «Смешарики»
Рогулина Н.Н.
2024
Вид проекта: долгосрочный, творческо - речевой.
Продолжительность проекта: сентябрь 2023 г. – апрель 2024 г.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель
Количество участников: коллективный.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проекта:
С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи.
Цель:
Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста.
Развивать партнёрские отношения с родителями в сфере творческо-речевой деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
•учить воспитанников диалоговой речи (подготовленной и неподготовленной);
•формировать знания о театре, театральной культуре, о театральных профессиях, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
•ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т.д.
Развивающие:
•развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
•развивать артистические навыки детей;
•развивать познавательные способности детей;
• способствовать развитию пластической выразительности и правильной артикуляции, дикции.
Воспитательные:
• пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству;
• формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
• побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям.
привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, мультстудия, музыкальный центр, аудио- и видеотека, русские народные и классические детские музыкальные инструменты; книги со сказками, книжки - панорамы, сказочные раскраски; дидактические игры; пазлы - на тему театра и героев сказок, художественные альбомы с иллюстрациями сказок; различные виды театров; маски, костюмы.
Реквизит: костюмы, маски, декорации, афиша, пригласительные билеты.
Ожидаемый результат:
Дети:
• развитие диалоговой речи;
• развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающей личности;
• формирование умений выражать свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре);
• воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
• развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;
• формирование духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
• формирование умений придумать сюжет своей истории, уметь рассказать сказку, небылицу; сочинить танец и т.д.
Воспитатели:
• организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
• внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
• самообразование и самореализация
Родители:
• получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
• формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
• развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
• возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Проект реализовывался в несколько этапов (подготовительный, основной, заключительный)
Этапы, содержание и сроки реализации проекта
Подготовительный этап:
Сроки: сентябрь
Деятельность воспитателя:
• изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта
• проведение диагностики уровней речевого развития старших дошкольников;
• определение содержания деятельности всех участников проекта;
• создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе двигательно-игровой совместной деятельности;
• подбор литературы для бесед с воспитанниками, и музыки для составления танцевальных композиций;
• создание образовательной ситуации и игровой среды;
• разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Театр– как средство выразительности речи».
Основной этап:
Сроки: октябрь – апрель
Совместная деятельность детей и воспитателя:
- проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала;
- чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками, слушание музыки;
- инсценировка сказок «Репка», «Лисичка со скалочкой»;
- проведение и участие праздничных утренников с участием сказочных персонажей;
- взаимодействие с родителями – создание мини проекта «Театр теней»;
- создание мультфильма, где на заключительном этапе осуществляется монтаж мини фильма, дети учатся монтировать видеоролики. Готовый фильм анонсируется и демонстрируется в детском саду. Такая форма взаимодействия показывает родителям, что детский сад открыт для сотрудничества.
Последовательность действий при создании мультфильма
1. Подбор материала для сценария.
2. Выбор анимационной техники.
3. Изготовление фонов и персонажей, используется масса для лепки или пластилин, рисунки.
4. Съемка анимационного фильма.
5. Звуковое оформление или «озвучивание». Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты.
6. Монтаж фильма (верстка).
- изготовление пальчикового театра для показа русских народных сказок;
- проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;
- организация непосредственной образовательной деятельности с использованием театральной атрибутики;
- подбор музыкального сопровождения;
- подготовка детей к итоговому театральному развлечению (заучивание стихов, песен, танцев, своих ролей и т.д.);
Основные этапы работы:
1. Выбор сказки или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление текста на эпизоды и пересказ.
3. Подбор музыки и пластических решений для отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций подбор костюмов.
4. Переход к тексту. Уточнение мотивов поведения отдельных персонажей.
5. Работа над выразительностью речи в сценических условиях.
6. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
7. Репетиция всего произведения целиком.
- проведение итогового театрально-игрового развлечения.
Совместная деятельность детей и родителей:
- совместное участие в районных театральных конкурсах;
- совместное изготовление костюмов и атрибутов для создания образов игровых персонажей;
- просмотр различных детских спектаклей;
Самостоятельная деятельность детей: - организация театрализованных игр: театр игрушки, пальчиковый, театр деревянных фигур, настольный театр, театр марионеток, театр на конусах и цилиндрах, на ложках и т.д.;
- сказки, стихотворения, песни для самостоятельной постановки;
- самостоятельный выбор необходимых атрибутов и декораций для будущего
- спектакля, умение распределить между собой обязанности и роли;
- в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, с применением масок, шапочек и т.д.; а так же, лото, мозаика, домино и др., умения самостоятельно организовывать игры, исполнять роль ведущего, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; самостоятельно решать поставленные задачи.
Реклама
Заключительный этап:
Сроки: май
- проведение итоговой педагогической диагностики по выявлению речевых умений и навыков;
- презентация театрализованного развлечения «Волк и козлята»,
- подведение итогов проекта.
По окончании проекта воспитанники старшей дошкольной группы умеют:
• взаимодействовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно;
• запоминать заданные позы;
• запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
• произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и с разной интонацией и дикцией;
• выразительно прочитать диалоговый стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
• составлять предложения с заданными словами;
• сочинять этюды по сказкам; строить диалог.
Таким образом, мы пришли к выводу, что реализованный проект способствует формированию речи воспитанников средствами театрализованной деятельности; способствует совершенствованию взаимоотношений между родителями, воспитателями и детьми; воспитывает интерес у детей к проведению совместной театрально-игровой деятельности, формирует желание совместно участвовать в спектаклях, постановках, театрализованных развлечениях и досугах. Мы добились поставленной цели, с помощью опытно - экспериментальной работы, а именно, проектом доказали, что проектирование театра как средства формирования речи у старших дошкольников эффективно при:
• создании коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
• объединении педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
• организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности воспитанника.
Диагностические диаграммы педагогической диагностики достижения детьми по выявлению речевых умений и навыков
1 – не сформировано (НС); 2 – частично сформировано (ЧС); 3 – полностью сформировано (ПС)
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что традиции и инновации рядом, в современной педагогике на основе театрализованной деятельности можно реализовать многие задачи воспитания, развития и обучения детей.
И я буду воспитывать в наших современных детях чувство прекрасного, которое они пронесут через всю свою жизнь!
Список литературы:
- Нагибина М. И. «Волшебная азбука. Анимация от А до Я»: Учебное пособие для начального мультимедийного образования / М. И. Нагибина, художник И. П. Мурашова. – Ярославль: Изд-во «Перспектива», 2011.
- Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб: Детство-Пресс, 2011.
- Нурия Рока «Кинематограф» Изд-во «Феникс-Премьер»,2014
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
- Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». М., 2002
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом , 2007
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009
- Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003
- Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986
- Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
- Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2001
- Интернет ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ
проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала;
чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками, слушание музыки;
инсценировка сказок «Репка», «Лисичка со скалочкой»;
проведение и участие праздничных утренников с участием сказочных персонажей;
взаимодействие с родителями – создание мини проекта «Театр теней»;
создание мультфильма
изготовление пальчикового театра для показа русских народных сказок;
проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;
подготовка детей к итоговому театральному развлечению (заучивание стихов, песен, танцев, своих ролей и т.д.);
проведение итогового театрально-игрового развлечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект в младшей группе "Театр в жизни ребенка"
Долгосрочный проектв младшей группетеатрализованная деятельность«Театр в жизни ребенка»Сказка учит добро понимать,О поступках людей рассуждать,Коль плохой, то его осудить,Ну а слабый &nda...
Творческий (долгосрочный) проект в подготовительной группе "Театр и дети"
Творческий (долгосрочный) проект в подготовительной группе "Театр и дети"...
Долгосрочный проект в средней группе "Театр и дети"
Долгосрочный проект в средней группе "Театр и дети"...
Долгосрочный проект в средней группе "Театр и дети"
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека-это осн...
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...
Долгосрочный проект в средней группе «Театр и дети»
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека-это осн...
Долгосрочный проект в старшей группе "Макет - как средство познавательной активности"
Технология макетирования полностью соответствует формату детско - взрослого взаимодействия, основанного на умении "слышать голос ребёнка" и нацеленного на развитие детской инициативы....