Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников»
проект (старшая группа)
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО.
В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
-Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
- Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ольга Буркаева
Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников»
1. Актуальность и перспективность.
Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО.
В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
-Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
- Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
- Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
С введением ФГОС ДО меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
2. Условия формирования.
На сегодняшний день в современном обществе отмечается резкий рост числа детей среди дошкольников с недостаточным уровнем развития познавательных процессов. В условиях интенсивного изменения в окружающей жизни, активного проникновения научно-технического прогресса во все сферы, информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.
Мной была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л. Н., Балакшина ТА, Поддьякова, А. Н., О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой и пр.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения.
На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме : «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников». Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.
3. Теоретическая база.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой, Н. Г. Черниловой.
А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисин, Е. Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущей пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.
В исследованиях Л. М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в проявлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
В работах ряда авторов (И. Я. Лернер, Л. А. Паромонова) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. С. Л. Рубинштейн писал: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».
Цель экспериментального обучения, по мнению Н. Г. Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
4. Технология опыта.
Изучив методическую литературу по детской опытно - экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей группы и создала свою план - программу.
В план - программу вошли несколько разделов:
- " Человек и тайны природы" - дети приобретают знания, которые заключаются в том, что они осознают, что "чудеса" происходящие в природе объяснимы.
- " Вещество" - дети знакомятся с веществами, и агрегатными состояниями (твердое, жидкое, газообразное)
По этому разделу разработала цикл занятий:
"Из чего все сделано", три состояния вещества.
"Жидкость. Свойства воды"
"Газ. Свойства воздуха"
"Твердое тело. Материалы" (керамика, стекло, пластмасса и др.)
"Взаимодействие и переход веществ из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе)
- "Свет и цвет" - В этот раздел вошли такие темы как:
"Отражение света. Зеркало"
"Измерение размеров изображения а помощью различных луп, преломления света"
"Что такое радуга. Смешивание цветов"
- "Звук и слух" - Разработаны такие темы:
"Источник звука и его распространение"
"Способы восприятия звуков человеком и животными"
Обучение детей рассчитано на 2 года, а сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей. Вся работа с детьми построена с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
План разработан на основе следующих программ: Н. Н. Совгир; "Неизведанное рядом" В. В. Щетинина, О. В. Дыбина; "Организация экспериментальной деятельности дошкольников" под редакцией А. Прохоровой; "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования «Почемучка», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре хранятся разнообразные материалы, оборудование (лабораторная посуда, колбы, лупа, микроскоп, образцы глины, песка, разные породы камней и др.). В центре создала условия для проведения опытов с водой, почвой, растениями др. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому стараюсь уделять больше внимания опытам и наблюдениям. Разработала дидактические игры, пособия, игры - упражнения по исследовательской деятельности.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению разработала перспективный план работы с детьми, родителями по опытно - экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы.
Свою работу по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
6. Принцип активного обучения :
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
. Строя воспитательно-образовательный процесс я стараюсь
- Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;
- Знакомить воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;
- Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки;
- Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах;
- Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их значение.
Работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе тем стараюсь, чтобы они были интересны ребёнку, увлекали его, были выполнимы, чтобы решение поставленных задач приносило реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки); были оригинальными, в них необходим элемент неожиданности, необычности.
В своей работе я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
- в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
- в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
- они практически безопасны.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
постановка проблемы;
поиск путей решения проблемы;
проверка гипотез, предположений;
обсуждение увиденных полученных результатов;
формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так);
• ситуация выбора.
Работу по опытно-экспериментальной деятельности веду в творческого поиска приемов организации процессов познания, исходя из перспектив индивидуального развития ребенка. Вся работа проходит как партнерская деятельность взрослого и детей, где последние получают возможность проявлять собственную исследовательскую активность. методику исследовательской деятельности строю на игровой основе. Это способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы делаю в словесной форме, а иногда избираю другие способы, например, фиксирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.
Решение задач осуществляю в 2 вариантах:
• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.
Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети
самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Методы и приемы работы
В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- Наглядные;
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- Практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
Инновационные методы :
- Использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.
- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
При проведении НОД использую отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;
Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Одним из условий приобщения детей к познанию является тесный контакт с семьей. Родители стали единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но недопонимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, совместные мероприятия, встречи в семейном клубе "У Очага", использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, обмен опытом.
5. Анализ результативности.
Прошло два года осуществления проектной деятельности, но виден уже результат работы по данной проблеме. Вначале работы с высоким уровнем познавательно - исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности было всего 2% детей, а в конце с высоким уровнем развития было уже 64% воспитанников, со средним -32%, с низким - 4%. Сравнительный анализ данных в период с 2020 г. по 2022г. свидетельствует о достигнутых положительных результатах.
Успешность работы по формированию познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности подтверждается следующими результатами.
-Дети стали больше задавать вопросов, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.
-Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем, поставленных как взрослыми, так и самим ребенком.
-Объединяться в группы для решения проблем, договариваться между собой, распределять действия при сотрудничестве.
-Пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов, соблюдать правила безопасности при исследовании.
-Выстраивать и высказывать предположения, гипотезы, самостоятельно делать выводы.
Подводя итог всей работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно- исследовательской деятельности, а положительные результаты проводимой данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.
Детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.
Реализуемый проект органично вписывается в организацию учебно-воспитательного процесса в детском саду.
6. Трудоёмкость опыта.
Трудоё мкость в использовании моего опыта работы заключается:
-в постоянном изучении педагогической литературы;
-в разработке и апробировании игр развивающей направленности на занятиях и в повседневной жизни;
- подборе и разработке наглядности, дидактического материала;
-в установлении тесного контакта с родителями в решении разного рода проблем.
Формами реализации проекта являются отчеты, видео- и фотоматериалы.
7. Адресность опыта.
Опытом своей работы я делюсь с коллегами на педсоветах.
Провела открытые занятия «Огонь-друг, огонь-враг!», «Волшебный камень — магнит».
Данные разработки могут быть рекомендованы к использованию в работе педагогов ДОУ, так как описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.
Динамика развития
познавательно – исследовательской активности
воспитанников группы
за 2020 – 2022уч. г.
.
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
3. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
4. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.
6. Поддьяков Н. Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
7. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
9. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
10. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,
конспекты занятий/ авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград:
Учитель, 2011.
10. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. - М. :ТЦ Сфера, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.
В статье говорится о том, какое значение имееет детское экспериментирование в развитии мышления, наблюдательности, а так же о том, что детское экспериментирование – это активная деятельность пра...
Мастер-класс "Детское экспериментирование, как средство познавательной активности"
Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов....
Отчет по самообразованию «Экспериментирование, как средство познавательной активности дошкольника»
Задача данной деятельности - самостоятельно добывать новые знания и сведения о том и или ином предмете, окружающем мире. Дети 4-х лет еще не могут самостоятельно находить ответы на все интересующие...
Презентация "Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста"
В презентации представлены материалы из опыта работыс детьми II группы раннего возратса...
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Развивать у детей познавательную активность, любознательность, изучать окружающий мир через проектно-исследовательскую деятельность. Это дает детям реальные представления о различных сторонах из...
«Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста»
Вашему вниманию представляется обобщенный опыт работы по созданию педагогических условий для приобретения детьми среднего дошкольного возраста элементарных умений и навыков познавательно – иссле...
Семинар - практикум Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»
Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи, игрушки, животные, растения –вызывает у них большой интерес. Это п...