Конспект с применением технологии ТИКО-моделирования, ТРИЗ-технологии и здоровьесберегающих технологий Тема: «Колобок зовёт на помощь»
план-конспект занятия (средняя группа)

Шпехт Светлана Андреевна

Конспект занятия с применением технологии ТИКО-моделирования,

ТРИЗ-технологии и здоровьесберегающих технологий

Тема: «Колобок зовёт на помощь»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_s_primeneniem_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Новосолянский детский сад  «Колосок»

Конспект занятия по РЭМП для средней группы

С применением технологии ТИКО-моделирования,

ТРИЗ-технологии и здоровьесберегающих технологий

Тема: «Колобок зовёт на помощь»

                                                                                                                              Воспитатель: Шпехт С.А.

с. Новая Солянка 2023г

Конспект занятия по РЭМП для средней группы с применением технологии

ТИКО-моделирования,  ТРИЗ-технологии и здоровьесберегающих технологий

Тема: «Колобок зовёт на помощь»

Цель: Освоение детьми способов решения творческих задач с применением ТРИЗ-технологии, технологии ТИКО-моделирования.

Задачи

Образовательные:

  • Закреплять представления о плоских и объёмных геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, шаре, кубе, пирамиде);
  • Способствовать выработке навыка определения количества без пересчёта, узнавания цифр и отсчёта соответствующего количества предметов;
  • Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи;
  • Вырабатывать навыки диалектического и критического мышления;
  • Продолжать знакомить со способами решения сказочной проблемы путём преобразования признаков предмета;
  • Закреплять навыки объёмного моделирования из ТИКО-конструктора по представлению;
  • Продолжать учить понимать и использовать схемы для обозначения направления, признаков предметов, органов чувств;
  • Расширять знания о природных объектах, способах их защиты от опасности;

Развивающие:

  • Развивать образное и логическое мышление; различные виды восприятия;
  • Способствовать развитию внимания, наблюдательности;
  • Упражнять в зрительно-пространственной ориентировке,
  • Развивать координацию движений и межполушарное взаимодействие;
  • Формировать согласование движений тела и конечностей с дыхательными движениями грудной клетки;
  • Укреплять «мышечный корсет» (мышц рук, плечевого пояса, грудной клетки, позвоночника)

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброту;
  • Воспитывать инициативность, любознательность, желание творчески перерабатывать имеющиеся  знания.

Оборудование:

пособие «Волшебное окошко» -  кольцо с прорезанным  внутренним кругом,  на секторах которого нанесены изображения органов чувств: ухо, глаз, язык, нос, рука + сердце;; игрушка-колобок; 5 дорожек разной ширины, цвета и с разной поверхностью; сенсорые мешочки разной формы (квадратный, треугольный, круглый), сшитые из одинакового материала, наполненные продуктами с приятным и неприятным запахом (ванилин, апельсиновые корки, чеснок, лук); стол с ТИКО-фигурами (квадрат большой и маленький, треугольник большой и маленький); подносы с ТИКО - фигурами для постройки куба, пирамиды; воздушный шар и мячи маленького и среднего размеров; пособие Б.П. .Никитина «Точечки» (от 1 до 5 точек);  шары из солёного теста или пластилина на каждого ребёнка; 15 зубочисток на каждые 5 детей; карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5; иллюстрации животных, которые по-разному защищаются от опасности (бабочка, скунс, огородный клоп, осьминог, птица, жук, ёж, дикобраз)

В. - Ребята,  посмотрите, какой сегодня прекрасный день! Сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно поздороваемся

Скажем  «Здравствуйте»  руками (машут руками гостям)

1 часть Мотивация.

-Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. (Педагог читает надпись на конверте):

- Детям группы «Ромашки» от   бабушки. Давайте откроем письмо и прочитаем, что же она нам пишет?

- Дорогие ребята, пишет вам  бабушка колобка. У нас произошла беда, наш колобок укатился, не попрощался даже! Чует моё сердце, беда с ним приключится! Я же только его испекла, из печки вынула, на окошко положила горяченького моего, глядь: а его уж след простыл! Где его искать!

Он же ещё молоденький такой, неопытный совсем! Беззащитный! Доверчивый! Кто же его спасёт, из беды выручит! Мы-то с дедом старые совсем, не угонимся за ним, шустреньким нашим!

Помогите, спасти, нашего колобка!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где колобок? Куда он укатился?

Ответы детей. (он укатился в лес. Его лиса съела! И зайка хотел, и волк, и медведь)

Воспитатель: Да, бабушке с дедушкой трудно догнать колобка, предупредить его. А может,  лиса ещё  не съела колобка? Может, мы успеем его спасти? Вы же молодые, здоровые, быстрые. И головки у вас какие? Умные. И помощники у умной  головы верные, которые ей думать помогают.

Давайте, расскажем ей про наши умные головы и наших помощников: Дети

Дети вспоминают помощников умной головы, а воспитатель показывает карточки-символы.

Руки – трогают, голова понимает признаки объектов. Уши – слушают, голова слышит. Глаза – смотрят, голова видит. Нос – нюхает, голова распознает запахи. Язык – пробует, голова распознает вкусы. Сердце дарит нам настроение, голова различает эмоции..

2 часть Основная.

  1. Установление причинно-следственных связей.

Воспитатель: Давайте-ка с вами сначала подумаем,  что нам нужно сделать? ( Нам надо спасти колобка)

От чего  колобка  приходится спасать? Какая у него проблема? (Он один в лесу и его все хотят съесть)

Почему все хотят колобка съесть?

Предположения детей. (колобок  вкусный, душистый, мягкий, красивый и т.п.)

Как можно решить проблему колобка? Что нужно сделать?

Я  начну, вы – помогайте,

Мои мысли завершайте.

Бабушка переживает за колобка, поэтому мы……………..… (Мы хотим ей помочь)

Мы хотим помочь бабушке, потому что………….…… (Она переживает за колобка)

Колобку грозит опасность, потому что……………….…………...  (Его могут съесть)

Колобка могут съесть, поэтому……………………..…………(Ему грозит опасность)

Нам нужно сделать колобка несъедобным, потому что….………...(Его хотят съесть)

Колобка хотят съесть, поэтому……...….(Нам нужно сделать колобка несъедобным)

  1. Выявление внутренних ресурсов.

Воспитатель: Вот мы и поставили себе задачу. Нужно сделать колобка несъедобным. Подумаем, какие признаки есть у съедобного колобка? Найдём их с помощью волшебного окошка.

Детям раздают круги с символами помощников в каждом секторе. Дети смотрят в окошко в центре круга и называют признаки, какие видят у  колобка. Воспитатель выставляет на напольной горочке-мишени символы признаков, которые дети называют.

- Какой колобок по признаку формы? (По признаку формы он круглый, шаровидный.)

- Какой помощник сообщил нам об этом? (Нам сообщили об этом глаза и руки)

- Какой колобок по признаку размера? (По признаку размера он маленький, небольшой.)

- Какой помощник помог нам это узнать? (Нам помогли глаза)

- Какой колобок по признаку запаха? (По признаку запаха он душистый.)

- Какой помощник уловил это? (Запах уловил нос)

По признаку действия он может катиться, петь, лежать.

Какой колобок по признаку рельефа? (По признаку рельефа он гладкий.)

Какой помощник рассказал нам об этом? (Нам рассказали об этом руки)

Воспитатель: Теперь давайте попробуем изменить эти признаки так, чтобы колобка нельзя было съесть.

  1. Изменение признаков на противоположные.  Метод «Наоборот»

Дети по очереди встают на балансировочный круг и попадают резиновым колобком в одну из секций горочки-мишени. Называют направление, в какой стороне можно совершить нужное превращение,  и все по дорожке идут в указанном направлении. Символ, с которым уже поработали, убирается с мишени. Таким образом каждый из детей  выбивает мячом-колобком один из символов-признаков.

  1.  Запах.

Воспитатель: Какой признак  ты будешь изменять? В какую сторону нужно пройти для этого? Что подсказывает стрелочка?

Ответ ребёнка:  Я изменю запах. Стрелочка показывает, что для этого нужно идти налево.

Все дети поворачиваются налево. Слева лежит гимнастический мат. Дети по очереди выполняют упражнение «Брёвнышко»: И.п.: лёжа на спине, прямые  руки подняты вверх, ладони соединены вместе над головой. Ноги прямые, носки ног вытянуты от себя. В таком положении перекатываются по мату вбок на живот, затем на спину. Так до конца мата.

Воспитатель: По какой дорожке мы катились?  (По широкой, мягкой, коричневой).

Какой запах мы будем изменять? (Приятный запах)

Каким его надо сделать?  (Неприятным)

Упражнение «Найди сходства и различия»

На столе лежат тканевые мешочки разной геометрической формы, наполненные различными приятно и неприятно пахнущими продуктами.

Посмотрите: здесь лежат мешочки. Чем они похожи и чем различаются?  (У них одинаковый цвет, они сшиты из одинакового материала, но у них разная форма и разный запах)

Воспитатель: Выберите для колобка мешочки с неприятными запахами. Какой запах ты предложишь колобку? (Запах чеснока, лука)

В каком по форме мешочке спрятан этот запах? (В прямоугольном, в овальном)

Если колобок будет пахнуть луком или чесноком, захотят звери его съесть? (Нет, им не нравятся резкие запахи.)

Вот мы и совершили первое превращение.

Интересно, а кто-нибудь из животных додумался так же защищаться от врагов? Вы знаете того, кто неприятно пахнет, когда ему грозит опасность? (Скунс, огородный клоп используют это превращение)

Воспитатель показывает изображение этих животных.

3.2. Форма

Воспитатель: следующий признак  - мы будем изменять форму. В какую сторону нужно пройти для этого? (Ребята находят обозначение)

Дети находят нужную дорожку. Дорожка выполнена из ТИКО-конструктора. Идут по ней, выполняя упражнение «Крокозябра»: Становятся  на высокие четвереньки и идут боком в сторону, переставляя поочерёдно правую руку - правую ногу, левую  руку – левую  ногу, проговаривая вслух: «правая, левая»

Воспитатель: По какой дорожке мы прошли? (Дорожка широкая, разноцветная, полосатая, гладкая)

Какую форму нам надо изменить?  (Колобок в форме шара)

Если дети не называют «шар», воспитатель задаёт уточняющий вопрос: Колобок плоский, как круг, или объёмный? Как можно назвать такую форму? (Шар) Почему про шар говорят, что он объёмный? (его можно обнять и ладошки не встретятся, он выпуклый)

Воспитатель: В какую форму мы преобразуем колобка, подскажут нам эти полянки

Упражнение «Построй фигуру»

Дети стоят перед столом, на котором разложены  ТИКО-фигуры разной формы и размера. Рядом вразброс стоят подносы с такими же фигурами.

Эти  2 полянки какой формы? (квадратные) Если квадраты собрать в объёмную фигуру, что получится? (куб).

Какой формы эти 2 полянки?  (Они треугольные).  Какая объёмная фигура получится из треугольников?  (Пирамида)

Давайте скорее преобразуем форму нашего колобка. Вставайте возле полянок, выбирайте поднос с теми фигурами, которые вам понадобятся на этой полянке и начинайте работать.

Дети находят подходящие подносы и конструируют объёмные фигуры, различающиеся  формой и размером.

Воспитатель: Какая фигура  у тебя получилась? Из каких геометрических фигур ты её построил?  А ты какую фигуру выполнил?

Как же так получается: у вас фигуры называются одинаково, а выглядят по-разному? Почему у них одно название?  (потому что они обе сделаны из треугольников, только разного размера)

Точно так же обговариваются кубы разного размера.

Игра «Хорошо-плохо»

Как вы думаете, хорошо ли  будет колобку, когда он перестанет походить на шар? Что в этом  хорошего? (острые углы могут поцарапать лису или других зверей, которые захотят его съесть: на  колобок  можно будет  что-нибудь ставить, как на полку; его удобно разрезать, делить на равные части).   Кому это хорошо? (Бабушке будет хорошо: колобок не укатится и в хозяйстве пригодится)

А чем плохо? (колобок больше не сможет катиться, не увидит ничего, кроме бабушкиного дома).

Кто знает животных, которые тоже меняют форму, чтобы их не съели?  (Бабочка складывает крылья и становится незаметной, осьминог может шарообразную форму менять на плоскую, если залегает на дне). Показывает иллюстрации.

  1. Действие

Воспитатель: сейчас мы будем изменять признак – действие.  В какую сторону нужно пройти для этого? (дети находят обозначение)

Дети перепрыгивают через мягкие модули.

Воспитатель: Какая дорожка была сейчас? (Широкая, но неровная, с ямами).  Такую дорогу можно назвать ухабистой.

Воспитатель: какие действия может выполнять колобок?  (Колобок может катиться, спрыгивать, петь песни)

Какому новому действию мы его научим, чтобы он мог спастись от зверей? (Можно научить его улетать от врагов или высоко подпрыгивать во время опасности)

Опыт с воздушным шариком и мячом.

Воспитатель надувает шар и отпускает его, предлагая детям поймать её колобка. Затем отбивает о пол мяч. Дети ловят.

Когда тяжелее  было поймать: когда летал или прыгал? Как легче спастись от лесных зверей? (Ни лиса, ни другие звери летать не умеют, они останутся внизу, поэтому лучше, чтобы колобок умел взлетать наверх  при опасности.)

Ещё одно превращение у нас получилось.

Кто из животных также спасается от врагов? (птицы, бабочки, жуки)

Выставляем иллюстрации.

  1. Размер

Воспитатель: следующий признак, который  мы будем изменять – размер. В какую сторону нужно пройти для этого? (дети находят обозначение)

Дети проходят скрестным шагом по извилистой дорожке, построенной из ТИКО-конструктора, держа руки на поясе.

Воспитатель: Какая дорожка была сейчас? (узкая, извилистая, кривая)

Почему лисе удобно есть колобка? (Лисе удобно съесть колобка, потому что он маленький, хорошо помещается в рот к лисе)

Как это изменить?

Нужно сделать так, чтобы колобок не помещался в рот лисе и остальным зверям. Он должен становиться огромным, когда его хотят съесть. Может, попробуем его накачать?

Накачивать будем столько раз, сколько точек вы видите на карточке.

Дыхательное упражнение «Насос»

Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох. Воспитатель показывает карточку с 3-мя, 4-мя, 5-ю точками, дети должны столько же раз наклониться.

  1. Рельеф

Воспитатель: Какой признак  ты будешь изменять? В какую сторону нужно пройти для этого? Что подсказывает стрелочка?

Ответ ребёнка:  Я изменю рельеф  колобка. Стрелочка показывает, что нужно идти направо.

Дети идут по пупырчатым резиновым коврикам, выполняя вдохи-шаги (по Стрельниковой). делая вдох на каждый шаг. Шаг левой – вдох. Шаг правой – выдох. Левой, правой… вдох, выдох.

Воспитатель: По какой дорожке мы сейчас прошли? (по колючей дорожке, средней ширины)

Какой рельеф у колобка сейчас? (ровный, гладкий)

Как можно его изменить, чтобы колобка нельзя было съесть? (Можно сделать его колючим, тогда звери уколются и не захотят съесть колобка).

Упражнение «Узнай цифру»

Дети вставляют в шары из солёного теста такое количество зубочисток, какая цифра написана рядом.

Воспитатель: вам нужно подарить колобку столько иголок, сколько написано.

Сколько иголок ты поставил своему колобку? (1). И так до 5. 

Ещё одно превращение мы осуществили. Вот какой колючий получился наш колобок. Но мы всё-таки погладим его, попросим вернуться к бабушке.

Воспитатель раздаёт детям массажные мячики они катают его по ладошке и продолжают разговор:

А в природе кто ещё так превращается? (Ёж, дикобраз)

3  часть Рефлексия.

Ребята, вы довольны тем, что мы сделали? Какой поступок мы совершили? (Хороший, добрый) Кто ещё доволен? (Колобок и бабушка) А есть те, кто недоволен? (Недовольна Лиса, звери)  Почему они недовольны? (Они остались голодными) Давайте им пообещаем, что постараемся вкусно  накормить их, пусть они не расстраиваются!

А теперь давайте с вами положим наших колючих колобков, встанем в круг, сложим ладошки друг на друга в столбик и скажем: мы молодцы!

И, конечно, поспешим к бабушке, обрадуем её!

Дети возвращаются к бабушке, рассказывают ей, что теперь её колобка никто не съест, потому что мы научили его превращаться. Объясняют, какие превращения с ним произошли, какие признаки мы изменили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Здоровьсберегающие технологии в логопедии". Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат...

Конспект занятия по валеологии с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "На помощь зайчику"

Конспект открытого занятия по валеологии с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе  «На помощь зайчику»....

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием здоровьесберегающих технологий Тема: "На помощь зайчику"

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием здоровьесберегающих технологийТема: "На помощь зайчику"...

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию с детьми 4-5 лет с использованием фитболов и здоровьесберегающих технологий «Веселый Колобок – круглый бок».

Цель: Развитие у дошкольников  ловкости, равновесия, внимания, быстроты реакции и укрепление здоровья посредством физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий.Интеграция образова...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...

Конспект занятия по здоровьесберегающим технологиям "Веселый колобок"

Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, познавательная, игроваяОбразовательные области: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: формирование дв...