Доклад на тему: "Здоровьсберегающие технологии в логопедии". Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.
материал по теме

Окунева Наталья Сергеевна

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

Доклад

на тему: «Здоровьесберегающие технологии

в логопедии»

Подготовил:

                                                учитель – логопед МБДОУ

                                                «Детский сад «Сказка»

                                                Окунева Н.С.

                                     ст. Обливская 2013г.

Здоровьесберегающие технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

В работе с детьми я применяю различные здорвьесберешающие технологии – ориентацию в пространстве и собственном теле, пальчиковую, артикуляционную, дыхательную гимнастику, упражнения на релаксацию, самомассаж, дыхательную гимнастику, музыкотерапию.

I. Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.

«Кулак-ребро-ладошка» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Вверх ладошки
       Вниз ладошки

А теперь их на бочок 
       И зажали в кулачок.

«Жирафы и слоны»

Поём песенку-стишок, и показываем части тела на себе. Прикоснулись, показали, помассировали каждую часть тела!

II. Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д. Это достигается путем использования различных игровых упражнений. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным.

Упражнение "Драка"

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Логопед: «В нашей группе все ребята дружат, но иногда с ними случается вот что:

Все играли и дружили, и вдруг  игру не поделили.

Напряглись, взглянули грозно. Лоб нахмурили серьёзно.

Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.

Все уже пошли в атаку. Вот сейчас начнётся драка».

(Дети делают глубокой  вдох, на задержке дыхания, хмурят лоб.  Пальцы рук фиксируют в кулачках. Прижимают локти к туловищу.)

Логопед:

« Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разжаться.

   Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга».

(На выдохе руки  и лицо расслабляются.)

Упражнение «Силач».

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что Вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц

1. Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.

2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.

5. На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.

7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.

8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.

10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.

Вслед за проведением релаксационных упражнений дети ложатся на ковер на спину. Им предлагается закрыть глаза и отдохнуть. После этого логопед проводит сеанс релаксации.

Формулы релаксации могут быть следующими:

“Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глазки закрыты. Ручки усталые, тяжелые, отдыхают. Ножки усталые, тяжелые, отдыхают. Как хорошо, приятно отдыхать”. Можно использовать и различные стихотворные тексты. У некоторых детей при закрытых глазах могут возникнуть страхи, а, следовательно, повысится тонус мышц. В этих случаях следует проводить релаксационные упражнения при открытых глазах и лишь постепенно приучать ребенка закрывать глаза во время занятий. Главное, чтобы в эти моменты у ребенка было ощущение полного эмоционального комфорта.

В процессе занятий следует обращать внимание также и на состояние круговых мышц глаз. Веки должны быть сомкнуты легко, без напряжения.

В подготовительном этапе такие сеансы релаксации составляют от 2-х до 5-ти минут. Продолжительность занятий постепенно увеличивается, достигая 10-15 мин.

III. Дыхательная гимнастика

Плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция являются важными условиями чёткой, правильной речи. У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи как правило нарушены. Дыхание становится поверхностным, аритмичным, Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий.

Упражнение "Лети, перышко!"

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

Упражнение «Бабочка».

Бабочка на ниточке перед лицом ребёнка (бабочка сделана из фантиков из под конфет и привязана на ниточку. Подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Упражнение "Кораблик".

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл.

Можно произносить русскую народную поговорку:

                                        Ветерок, ветерок, натяни парусок! 
                                        Кораблик гони до Волги-реки.

 

IV. Самомассаж.

Сасомассаж повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает подвижность и эластичность связочного аппарата, сократительную способность и пластичность мышц. При воздействии на кожу, связки и мышцы в процессе массажа, возникает ответная положительная реакция нервной системы, периферической капиллярной сети, ускоряется кровообращение и ток лимфы.

Самомассажа возможно проводить в течение дня, во время физминуток, на занятиях, после сна, как элемент логоритмики.

Виды самомассажа:

- самомассаж лица;

- самомассаж грудной клетки;

- самомассаж верхних и нижних конечностей;

- пальчиковая гимнастика;

- самостоятельная деятельность у детей.

"Веселые носики". 

Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого проделать 3–5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз, с обеих сторон.

"Расслабленное лицо".

Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3–5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; "разгладить" лоб от центра к вискам.

Самомассаж ног «Молоток»

Туки-токи, туки-токи,

 застучали молоточки.        Похлопывают ноги ладонями снизу вверх

 Туки-туки-туки-точки,

 застучали молоточки.        Покалачивают кулачками

Туки-ток, туки-ток,

 так стучит молоток.           Поглаживают ладонями.

V.   Музыкотерапия- релаксационная музыка с целью расслабления.

Дети лежат на ковриках, глазки закрыты. Звучит релакс-музыка «Волшебство природы» а также спокойный голос логопеда.

Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.

Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.

Упражнение «Снег и ветер».

 Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Участникам предлагается дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

Самомассаж «КОТИК»

Растирание рук 
Любит котик умываться, Вместе с нами закаляться, 
Лапку правую вперед, он немножечко потрет. 
А потом наоборот, лапку левую потрет. 

Растирание груди 
Грудку тоже моет чисто, быстро-быстро, быстро-быстро, 
Будет грудка чистой, чистой, а не как у трубочиста. 

Растирание шеи 
Котик грудку помыл, к шейке котик приступил, 
Тер он шейку лапками, лапками-царапками. 

Растирание ушей 
Котик шею вымыл тоже. Ну, а уши? Не похоже! 
Уши тоже надо мыть, а не с грязными ходить. 

Растирание носа 
Котик-котик, все помыл? Носик вымыть не забыл? 
Носик мой, носик мой, будет чистый носик твой. 

Растирание лба 
Лобик тоже не забудь, мой его не как-нибудь, 
Потери его немножко, котик лапкой, ты ладошкой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Мастер – класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ» с применением ИКТ

Цель мастер-класса:  Освоение и последующее применение родителями здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.Задачи: 1.Познакомить родителей с организацией физкультурных занятий в ДОУ.2. ...

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Задача мастер - класса познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с методикой их проведения....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....