Доклад на тему: "Здоровьсберегающие технологии в логопедии". Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.
материал по теме
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
Доклад
на тему: «Здоровьесберегающие технологии
в логопедии»
Подготовил:
учитель – логопед МБДОУ
«Детский сад «Сказка»
Окунева Н.С.
ст. Обливская 2013г.
Здоровьесберегающие технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
В работе с детьми я применяю различные здорвьесберешающие технологии – ориентацию в пространстве и собственном теле, пальчиковую, артикуляционную, дыхательную гимнастику, упражнения на релаксацию, самомассаж, дыхательную гимнастику, музыкотерапию.
I. Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.
«Кулак-ребро-ладошка» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Вверх ладошки
Вниз ладошки
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
«Жирафы и слоны»
Поём песенку-стишок, и показываем части тела на себе. Прикоснулись, показали, помассировали каждую часть тела!
II. Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д. Это достигается путем использования различных игровых упражнений. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным.
Упражнение "Драка"
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Логопед: «В нашей группе все ребята дружат, но иногда с ними случается вот что:
Все играли и дружили, и вдруг игру не поделили.
Напряглись, взглянули грозно. Лоб нахмурили серьёзно.
Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.
Все уже пошли в атаку. Вот сейчас начнётся драка».
(Дети делают глубокой вдох, на задержке дыхания, хмурят лоб. Пальцы рук фиксируют в кулачках. Прижимают локти к туловищу.)
Логопед:
« Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разжаться.
Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга».
(На выдохе руки и лицо расслабляются.)
Упражнение «Силач».
Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что Вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.
Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц
1. Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.
2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.
3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.
4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.
5. На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.
6. Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.
7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.
8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.
9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.
10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.
Вслед за проведением релаксационных упражнений дети ложатся на ковер на спину. Им предлагается закрыть глаза и отдохнуть. После этого логопед проводит сеанс релаксации.
Формулы релаксации могут быть следующими:
“Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глазки закрыты. Ручки усталые, тяжелые, отдыхают. Ножки усталые, тяжелые, отдыхают. Как хорошо, приятно отдыхать”. Можно использовать и различные стихотворные тексты. У некоторых детей при закрытых глазах могут возникнуть страхи, а, следовательно, повысится тонус мышц. В этих случаях следует проводить релаксационные упражнения при открытых глазах и лишь постепенно приучать ребенка закрывать глаза во время занятий. Главное, чтобы в эти моменты у ребенка было ощущение полного эмоционального комфорта.
В процессе занятий следует обращать внимание также и на состояние круговых мышц глаз. Веки должны быть сомкнуты легко, без напряжения.
В подготовительном этапе такие сеансы релаксации составляют от 2-х до 5-ти минут. Продолжительность занятий постепенно увеличивается, достигая 10-15 мин.
III. Дыхательная гимнастика
Плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция являются важными условиями чёткой, правильной речи. У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи как правило нарушены. Дыхание становится поверхностным, аритмичным, Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий.
Упражнение "Лети, перышко!"
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.
Упражнение «Бабочка».
Бабочка на ниточке перед лицом ребёнка (бабочка сделана из фантиков из под конфет и привязана на ниточку. Подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
Упражнение "Кораблик".
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл.
Можно произносить русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
IV. Самомассаж.
Сасомассаж повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает подвижность и эластичность связочного аппарата, сократительную способность и пластичность мышц. При воздействии на кожу, связки и мышцы в процессе массажа, возникает ответная положительная реакция нервной системы, периферической капиллярной сети, ускоряется кровообращение и ток лимфы.
Самомассажа возможно проводить в течение дня, во время физминуток, на занятиях, после сна, как элемент логоритмики.
Виды самомассажа:
- самомассаж лица;
- самомассаж грудной клетки;
- самомассаж верхних и нижних конечностей;
- пальчиковая гимнастика;
- самостоятельная деятельность у детей.
"Веселые носики".
Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого проделать 3–5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз, с обеих сторон.
"Расслабленное лицо".
Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3–5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; "разгладить" лоб от центра к вискам.
Самомассаж ног «Молоток»
Туки-токи, туки-токи,
застучали молоточки. Похлопывают ноги ладонями снизу вверх
Туки-туки-туки-точки,
застучали молоточки. Покалачивают кулачками
Туки-ток, туки-ток,
так стучит молоток. Поглаживают ладонями.
V. Музыкотерапия- релаксационная музыка с целью расслабления.
Дети лежат на ковриках, глазки закрыты. Звучит релакс-музыка «Волшебство природы» а также спокойный голос логопеда.
Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.
Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.
Упражнение «Снег и ветер».
Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Участникам предлагается дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
Самомассаж «КОТИК»
Растирание рук
Любит котик умываться, Вместе с нами закаляться,
Лапку правую вперед, он немножечко потрет.
А потом наоборот, лапку левую потрет.
Растирание груди
Грудку тоже моет чисто, быстро-быстро, быстро-быстро,
Будет грудка чистой, чистой, а не как у трубочиста.
Растирание шеи
Котик грудку помыл, к шейке котик приступил,
Тер он шейку лапками, лапками-царапками.
Растирание ушей
Котик шею вымыл тоже. Ну, а уши? Не похоже!
Уши тоже надо мыть, а не с грязными ходить.
Растирание носа
Котик-котик, все помыл? Носик вымыть не забыл?
Носик мой, носик мой, будет чистый носик твой.
Растирание лба
Лобик тоже не забудь, мой его не как-нибудь,
Потери его немножко, котик лапкой, ты ладошкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Мастер – класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ» с применением ИКТ
Цель мастер-класса: Освоение и последующее применение родителями здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.Задачи: 1.Познакомить родителей с организацией физкультурных занятий в ДОУ.2. ...
Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Задача мастер - класса познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....
Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с методикой их проведения....
Мастер –класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедии: использование приемов криотерапии в работе с детьми с ОВЗ».
Масстер - класс для педагогов...
Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....
Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....