Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в средней группе)
методическая разработка (средняя группа)
Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_ns_portala.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31
Рабочая программа кружка «Юный исследователь»
(опытно – экспериментальная деятельность в средней группе)
Составитель: Горбоконенко О.В.
Новочеркасск
Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
- развитие исследовательского типа мышления;
- обучение грамотному построению плана исследования .
2. Развивающие задачи:
- совершенствование мелкой моторики рук;
- развитие долгосрочной памяти;
- развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
- развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
-совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.
3.Воспитательные задачи:
- закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
- воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
- создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
- привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
Актуальность:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Сегодня, мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в дошкольном учреждение педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы ,является детское экспериментирование.
В 1990 годы профессор - академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.
Принципы организации
В основу программы положены принципы:
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип дифференцированного подхода.
- Принцип интеграции.
- Принцип научности.
- Принцип доступности.
- Принцип системности.
Основное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, лупа, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.
Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Возраст детей, участвующих в программе - от 4 до 5 лет. Состав группы – постоянный,
в объединение принимаются все желающие, без конкурсного отбора. В группе
занимаются 12 дошкольников.
Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 1 год.
Формы, методы и режим занятий
Направленность программы кружка «Почемучка» является научно - познавательной, по форме организации – кружковой. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность: 20 минут. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, явлениями социальной жизни.
Методы и приёмы работы: игровой, словесный (беседы, рассуждения, разъяснения), моделирование, рассматривание иллюстраций, наблюдения.
Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения средних дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Планируемые результаты
К концу учебного года предполагается видеть следующие результаты обучения:
дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике
Список детей:
Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей
дошкольного возраста
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.
Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.
2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.
3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.
4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.
Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в средней группе
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога. | Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. | Хорошо понимает простейшие одночленные, причинно -следственные связи . |
Средний | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Низкий | Желание что – то сделать выражают словами. | Произносят фразу: «Я хочу сделать что – то» | Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. | Выполняют простейшие поручения взрослых. Работают с помощью воспитателя. | Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Сентябрь
Тема: Песок и глина
неделя | тема | задачи | реализация | материал | источник |
1 | «Песок, свойства песка и глины» | -Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость - в процессе экспериментирования сравнить свойства песка и глины. | «Почему песок хорошо сыплется?» | ёмкости с песком и глиной; ёмкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.32 |
2 | «Песок, свойства песка» | -Выявить свойства песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. | «Ветер» «Где вода» | прозрачные емкости с песком и глиной, ёмкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.33 |
3 | «Песок, свойства песка» | На основе сравнения выявить отличительные свойства влажного песка и влажной глины. Развивать умение устанавливать логическую связь, обозначать действие словом. Поддерживать интерес к опытнической деятельности. | «Как сравнить влажный песок и влажную глину?» | Ёмкости с влажным песком и влажной глиной, дощечки, лупа, вода. | картотека |
4 | «Песок, свойства песка» | Выявить, какие свойства приобретает песок и глина при смачивании | «Волшебный материал» | Ёмкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики. | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.34 |
Октябрь
Тема: Вода
неделя | тема | задачи | реализация | материал | источник |
1 | Окрашивание воды | Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество | «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить». «Играем с красками». | Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.161 |
2 | Водяные весы | Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том , что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. | постановка исследовательской задачи | высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из лёгкого дерева, гайка, картон. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.164 |
3 | Друзья | Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность | постановка исследовательской задачи | стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетки из ткани, лист бумаги, карандаши ( на каждого ребёнка) | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.165 |
4 | Реактивный кораблик | Помочь детям определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику | постановка исследовательской задачи | дощечки в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.164 |
Ноябрь
Тема: Воздух
неделя | тема | задачи | реализация | материал | источник |
1 | «Танец горошин» | Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку | постановка исследовательской задачи | баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребёнка) | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.168 |
2 | «Поиск воздуха» | Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. | постановка исследовательской задачи | султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.169 |
3 | «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?» | показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. | постановка исследовательской задачи | воздушный шарик, скотч, игла | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.170 |
4 | Делаем облако | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь | постановка исследовательской задачи | горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.173 |
Декабрь
Тема: Снег, лёд
неделя | тема | задачи | реализация | материал | источник |
1 | «взаимодействие воды и снега» | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды ( жидким и твёрдым).Сравнить свойства воды и снега. | постановка исследовательской задачи | мерные ёмкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки. | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.29 |
2 | Узнаём о снеге | Формировать умение делать выводы; развивать наблюдательность; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи. | постановка исследовательской задачи | снег, небольшие ёмкости, пластиковые стаканчики ( по количеству детей), соль, салфетки, мелкие игрушки.. | Л.В, Рыжова «Методика детского экспериментирования» стр.117 |
3 | «Замерзшая вода» | Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | постановка исследовательской задачи | лёд, емкости с холодной и тёплой водой. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.150 |
4 | «Разноцветные сосульки» | помочь детям реализовать представления о свойствах льда | постановка исследовательской задачи | разноцветные сосульки, соль, вода холодная и тёплая. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.1102 |
Январь
Тема: Теплота
неделя | тема | задачи | реализация | материал | источник |
1 | Где быстрее | Выявить условия изменения агрегатного состояния жидкости (лёд – вода, вода - лёд) | постановка исследовательской задачи | льдинки, свеча, ёмкости с тёплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики. | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.42 |
2 | Где быстрее | Выявить условия изменения агрегатного состояния жидкости (лёд – вода, вода - лёд) | постановка исследовательской задачи | ёмкости с водой для замораживания. | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.43 |
3 | «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» | Выявить некоторые особенности одежды(защита от холода и тепла). | постановка исследовательской задачи | иллюстрации, открытки с Новым годом, мех, подставки, ёмкость для снеговых фигур. | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.43 |
Февраль
Тема: Вес, притяжение
неделя | тема | задачи | реализация | материал | источник |
1 | «Угадай-ка» | Познакомить с понятием, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса от размера. | постановка исследовательской задачи | предметы из одного материала, но разного размера, мешочек, весы. | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.40 |
2 | Как увидеть притяжение? | С помощью простых опытов выяснить, почему предметы падают. | постановка исследовательской задачи | Весы, предметы разные по величине и весу | картотека опытов |
3 | постановка исследовательской задачи | воздушный шарик, скотч, игла | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.170 | ||
4 | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь | постановка исследовательской задачи | горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.173 |
Март
Тема: Свет, цвет.
неделя | тема | задачи | реализация | материал | источник |
1 | » | Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку | постановка исследовательской задачи | баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребёнка) | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.168 |
2 | » | Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. | постановка исследовательской задачи | султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.169 |
3 | « | показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. | постановка исследовательской задачи | воздушный шарик, скотч, игла | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.170 |
4 | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь | постановка исследовательской задачи | горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.173 |
Апрель
Тема: Магниты, магнетизм.
неделя | тема | задачи | реализация | материал | источник |
1 | «» | Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку | постановка исследовательской задачи | баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребёнка) | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.168 |
2 | «» | Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. | постановка исследовательской задачи | султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.169 |
3 | « | показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. | постановка исследовательской задачи | воздушный шарик, скотч, игла | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.170 |
4 | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь | постановка исследовательской задачи | горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.173 |
Май
Тема: Свойства материалов
неделя | тема | задачи | реализация | материал | источник |
1 | » | Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку | постановка исследовательской задачи | баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребёнка) | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.168 |
2 | «» | Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. | постановка исследовательской задачи | султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.169 |
3 | « | показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. | постановка исследовательской задачи | воздушный шарик, скотч, игла | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.170 |
4 | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь | постановка исследовательской задачи | горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень. | Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.173 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями....
Проект «Юные исследователи». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования. как средства развития познавательной активности...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах
Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»...
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)
Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Юные исследователи»
Цель: продолжать знакомить детей с объектом неживой природы – воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний у дошкольников о свойс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫЦели: развитие поисково-познавательной деятельности как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.Задачи:1. Формировать систему эл...