Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в средней группе)
методическая разработка (средняя группа)

Ольга Викторовна Горбоконенко

Цель:  развитие познавательной активности детей  посредством опытно-экспериментальной деятельности.Цель:  развитие познавательной активности детей  посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns_portala.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31

Рабочая программа кружка «Юный исследователь»

(опытно – экспериментальная деятельность в средней группе)

                                                                                                                           Составитель: Горбоконенко О.В.

Новочеркасск

Цель:  развитие познавательной активности детей  посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи: 

1. Образовательные задачи:

- формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);

- развитие исследовательского типа мышления;

- обучение грамотному построению плана исследования .

2. Развивающие задачи:

- совершенствование мелкой моторики рук;

- развитие долгосрочной памяти;

- развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);

- развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между       предметами и явлениями);

-совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.

3.Воспитательные задачи:

- закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;

- воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;

- создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;

- привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;

Актуальность:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

 Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Сегодня, мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном  учреждение педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы ,является детское экспериментирование.

В 1990 годы профессор - академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.

Принципы организации

В основу программы положены принципы:

- Принцип психологической комфортности.

- Принцип дифференцированного подхода.

- Принцип интеграции.

- Принцип научности.

- Принцип доступности.

- Принцип системности. 

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, лупа, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.

Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Возраст детей, участвующих в программе - от 4 до 5 лет. Состав группы – постоянный,

в объединение принимаются все желающие, без конкурсного отбора. В группе

занимаются  12  дошкольников.

Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 1 год.

Формы, методы и режим занятий

Направленность программы кружка «Почемучка» является научно - познавательной, по форме организации – кружковой. Занятия проводятся 1 раз в неделю,  во второй половине дня, продолжительность:  20 минут. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, явлениями социальной жизни.

Методы и приёмы работы: игровой, словесный (беседы, рассуждения, разъяснения), моделирование, рассматривание иллюстраций, наблюдения.

Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей  ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и  творчеству.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения средних дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.

Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.

 Планируемые  результаты

К концу учебного года предполагается видеть следующие результаты обучения:

дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике

        

Список детей:

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей

дошкольного возраста

 Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.  Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

 1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

 2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

 4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

    Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

Показатели уровня овладения детьми  экспериментальной деятельностью в  средней группе

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога.

Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие одночленные, причинно -следственные связи .

Средний

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Низкий

Желание что – то сделать выражают словами.

Произносят фразу: «Я хочу сделать что – то»

Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами.

Выполняют простейшие поручения взрослых.

Работают с помощью воспитателя.

Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Сентябрь

Тема: Песок и глина

неделя

тема

задачи

реализация

материал

источник

1

«Песок, свойства песка и глины»

-Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость

- в процессе экспериментирования сравнить свойства песка и глины.

«Почему песок хорошо сыплется?»

ёмкости с песком и глиной;

ёмкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.32

2

«Песок, свойства песка»

-Выявить свойства песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

«Ветер»

«Где вода»

прозрачные емкости с песком и глиной, ёмкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.33

3

«Песок, свойства песка»

На основе сравнения выявить отличительные свойства влажного песка и влажной глины. Развивать умение устанавливать логическую связь, обозначать действие словом. Поддерживать интерес к опытнической деятельности.

 «Как сравнить влажный песок и влажную глину?»

Ёмкости с влажным песком и влажной глиной, дощечки, лупа, вода.

картотека

4

«Песок, свойства песка»

Выявить, какие свойства приобретает песок и глина при смачивании

«Волшебный материал»

Ёмкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.34

Октябрь

Тема: Вода

неделя

тема

задачи

реализация

материал

источник

1

Окрашивание воды

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

«Играем с красками».

Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.161

2

Водяные весы

Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том , что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

постановка исследовательской задачи

высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из лёгкого дерева, гайка, картон.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.164

3

Друзья

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность

постановка исследовательской задачи

стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетки из ткани, лист бумаги, карандаши ( на каждого ребёнка)

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.165

4

Реактивный кораблик

Помочь детям определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику

постановка исследовательской задачи

дощечки в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.164

Ноябрь

Тема:  Воздух

неделя

тема

задачи

реализация

материал

источник

1

«Танец горошин»

Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку

постановка исследовательской задачи

баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребёнка)

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.168

2

«Поиск воздуха»

Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

постановка исследовательской задачи

султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.169

3

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»

показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

постановка исследовательской задачи

воздушный шарик, скотч, игла

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.170

4

Делаем облако

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь

постановка исследовательской задачи

горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.173

                                                                      Декабрь

Тема: Снег, лёд

неделя

тема

задачи

реализация

материал

источник

1

«взаимодействие воды и снега»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды ( жидким и твёрдым).Сравнить свойства воды и снега.

постановка исследовательской задачи

мерные ёмкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки.

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.29

2

Узнаём о снеге

Формировать умение делать выводы; развивать наблюдательность; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

постановка исследовательской задачи

снег, небольшие ёмкости, пластиковые стаканчики ( по количеству детей), соль, салфетки, мелкие игрушки..

Л.В, Рыжова «Методика детского экспериментирования»

стр.117

3

«Замерзшая вода»

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

постановка исследовательской задачи

лёд, емкости с холодной и тёплой водой.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.150

4

«Разноцветные сосульки»

помочь детям реализовать представления о свойствах льда

постановка исследовательской задачи

разноцветные сосульки, соль, вода холодная и тёплая.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.1102

Январь

Тема: Теплота

неделя

тема

задачи

реализация

материал

источник

1

 Где быстрее

Выявить условия изменения агрегатного состояния жидкости (лёд – вода, вода - лёд)

постановка исследовательской задачи

льдинки, свеча, ёмкости с тёплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.42

2

Где быстрее

Выявить условия изменения агрегатного состояния жидкости (лёд – вода, вода - лёд)

постановка исследовательской задачи

ёмкости с водой для замораживания.

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.43

3

«Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Выявить некоторые особенности одежды(защита от холода и тепла).

постановка исследовательской задачи

иллюстрации, открытки с Новым годом, мех, подставки, ёмкость для снеговых фигур.

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.43

Февраль

Тема: Вес, притяжение

неделя

тема

задачи

реализация

материал

источник

1

«Угадай-ка»

Познакомить с понятием, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса от размера.

постановка исследовательской задачи

предметы из одного материала, но разного размера, мешочек, весы.

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.40

2

Как увидеть притяжение?

 С помощью простых опытов выяснить, почему предметы падают.

постановка исследовательской задачи

Весы, предметы разные по величине и весу

картотека опытов

3

постановка исследовательской задачи

воздушный шарик, скотч, игла

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.170

4

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь

постановка исследовательской задачи

горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.173

Март

Тема: Свет, цвет.

неделя

тема

задачи

реализация

материал

источник

1

»

Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку

постановка исследовательской задачи

баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребёнка)

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.168

2

»

Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

постановка исследовательской задачи

султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.169

3

«

показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

постановка исследовательской задачи

воздушный шарик, скотч, игла

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.170

4

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь

постановка исследовательской задачи

горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.173

Апрель

Тема: Магниты, магнетизм.

неделя

тема

задачи

реализация

материал

источник

1

«»

Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку

постановка исследовательской задачи

баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребёнка)

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.168

2

«»

Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

постановка исследовательской задачи

султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.169

3

«

показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

постановка исследовательской задачи

воздушный шарик, скотч, игла

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.170

4

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь

постановка исследовательской задачи

горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.173

Май

Тема: Свойства материалов

неделя

тема

задачи

реализация

материал

источник

1

»

Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку

постановка исследовательской задачи

баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребёнка)

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.168

2

«»

Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

постановка исследовательской задачи

султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.169

3

«

показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

постановка исследовательской задачи

воздушный шарик, скотч, игла

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.170

4

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь

постановка исследовательской задачи

горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень.

Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности» стр.173


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет

 Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями....

Проект «Юные исследователи». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования. как средства развития познавательной активности...

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах

Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»...

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)

Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Юные исследователи»

Цель: продолжать знакомить детей с объектом неживой природы – воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний у дошкольников о свойс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫЦели: развитие поисково-познавательной деятельности как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.Задачи:1. Формировать систему эл...