Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
рабочая программа (средняя группа) на тему
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г. Зернограда
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
кружка «Юный исследователь»
(опытно-экспериментаторская деятельность)
для детей дошкольного возраста
от 4 до 5 лет
Срок реализации программы
2016 - 2017 г.
Руководитель кружка:
воспитатель группы «Звездочки»
Корсунова Людмила Викторовна
2016 г.
Пояснительная записка
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
В данной программе участвовали дети средней группы 4 -5 лет. Программа рассчитана на 1 год.
Кружок проводится 1 раз в две недели, по 20 минут.
ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
ЦЕЛЬ:
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.
ЗАДАЧИ:
Создать условия для экспериментальной деятельности.
Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОКТЯБРЬ
1. «Запасливые стебли»
Цели:
- доказать, что стебли некоторых растений могут накапливать влагу;
- воспитывать аккуратность при работе с водой;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Материал:
- губки; бруски деревянные, не окрашенные; лупа; невысокие ёмкости с водой; глубокая ёмкость.
Предварительная работа:
- поливка комнатных растений, рыхление почвы; рассматривание строения растения в книгах.
2. «Куда тянутся корни?»
Цели:
- установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды;
- подвести детей к выводу, что корни тянутся за водой;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
- два растения в горшках с поддонами; вода, отстоявшаяся для полива; модель зависимости растений от факторов внешней среды.
Предварительная работа:
-рассматривание корневой системы растений.
НОЯБРЬ
1. «Вертушка»
Цели:
- выявить, что воздух обладает упругостью;
- понять, как может использоваться сила воздуха (движение)
- развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;
- развивать умение делать изделие по алгоритму.
Материал:
- вертушка; бумага, ножницы, палочки, гвоздики.
Предварительная работа:
- наблюдение за ветром во время прогулки; выполнение логопедического упражнения «Забей в ворота мяч»; надувание воздушных шаров.
2. «Реактивный шарик»
Цели:
- выявить, что воздух обладает упругостью;
- понять, как может использоваться сила воздуха (движение);
- развивать чувство взаимовыручки;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Материал:
- воздушные шары; вата; шарики, сделанные из бумаги, тазик с водой, бумажные кораблики.
ДЕКАБРЬ
1.«Замерзание жидкостей»
Цели:
- познакомить с разными жидкостями;
- выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей;
- развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.
Материал:
- емкости с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молоком, соком, растительным маслом; схема, алгоритм деятельности.
2. «Поможем воде стать чистой»
Цели:
- развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу;
- развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;
- создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды;
- развивать умение схематично изображать проделанные действия;
- закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.
Материал:
- грязная вода в тазике; емкость для воды; воронки, ткань, бумажные салфетки, марля, вата, тряпочки, клеенки.
Предварительная работа:
- чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», свободное экспериментирование.
ЯНВАРЬ
1. «Волшебная бумага» (1 часть)
Цели:
- способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка;
- развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;
- развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
- листы белой и копировальной бумаги для каждого ребенка, карандаши.
2. «Волшебная бумага» (2 часть)
Цели:
- способствовать расширению знании детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.
Материал:
- листы белой бумаги, копировальной, карандаши для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
- свободное экспериментирование с копировальной бумагой.
ФЕВРАЛЬ
1.«Приключения Буратино»
Цели:
- актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонуть в воде);
- развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент;
- прививать интерес к сказкам;
- стимулировать желание помочь герою сказки;
- воспитывать аккуратность.
Материал:
- деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка «Почемучка»
Предварительная работа:
- чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», свободная экспериментальная деятельность детей.
2. Тема : «Испытание магнита»
Цели:
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
- способствовать воспитанию самостоятельность, развитию коммуникативных навыков.
Материалы:
- магниты, большая коробка с магнетическими (кнопки, скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора) и немагнетическими (бумага, картон, резиновые игрушки, мозаика, деревянные палочки) предметами.
Предварительная работа:
- игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами в уголке экспериментирования.
МАРТ
1. «Мир ткани»
Цели:
- называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж;
- развивать умение сравнивать ткани по их свойствам;
- понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей;
- развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.
Материал:
- образцы тканей: ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа; ёмкость с водой; ножницы.
2. «Парашют – зонтик»
Цели:
- совершенствовать умение работать с бумагой;
- развивать умение доводить начатую работу до конца;
- использовать знания, приобретённые в ходе поисковой деятельности.
Материал:
- бумага, клей, 8 узких тесёмок, палочка на каждого ребенка, булавки.
АПРЕЛЬ
1. «Наша группа»
Цели:
- развивать желание участвовать в коллективном преобразовании группы;
- проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет;
- объяснить детям, что от отношения к работе зависит её результат;
- развитие фантазии, творчества, чувства коллективизма.
Материал:
- коробки разных размеров; бумага, ножницы, схемы изготовления мебели; карандаши, краски, кисточки, клей.
2. «Дом на курьих ножках»
Цели:
- учиться творчески подходить к решению поставленной задачи;
- совершенствовать умение работать с различными материалами;
- использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности.
Материал:
-картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка.
Предварительная работа:
-просмотр сказки А. Роу «Морозко», рассмотрение иллюстраций к русским народным сказкам.
МАЙ
1. «Дом, в котором я живу»
Цели:
- совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи;
- развитие фантазии, творчества;
- развивать умение придавать работе законченный вид.
Материал:
- картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка.
2. « Мы пишем книгу»
Цели:
- совершенствовать графические умения;
- участвовать в коллективном создании книги;
- понять, что от отношения к работе, зависит её результат;
- развитие фантазии, творчества, умения работать в коллективе.
Материал:
- листы альбомной бумаги, карандаши, ручки, нитки для сшивания книги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
2. А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
3. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»
4. Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.
5. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»
6. Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.
7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
8. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
9. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
Приложение
Работа с родителями
Месяц | № | Тема | Форма работы |
| |||
Октябрь | 1 | Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка | Консультация |
Ноябрь | 2 | Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию | Памятка
|
Декабрь | 3 | Родители гиды на пути к познанию | Консультация |
Февраль | 4 | Несколько золотых правил для родителей | Памятка |
Март | 5 | Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования | Консультация |
Апрель | 6 | Литература в помощь | Выставка литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...
Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы.
Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы для детей старшей группы. МесяцЭксперименты, наблюдения, опытыЗадачиМатериалСен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности «Художественно – эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2017 – 2018 учебный год
Цель программы:проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей ...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомлениядетей с ми...
Программа кружка «Юный пешеход» по ПДД для среднего и старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка:Программа кружка «Юный пешеход» для среднего и старшего дошкольного возраста разработана в рамках:ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожног...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...