Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
рабочая программа (средняя группа) на тему

Корсунова Людмила Викторовна

   Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Соловушка» г. Зернограда

Р А Б О Ч А Я  П Р О Г Р А М М А

кружка  «Юный исследователь»

(опытно-экспериментаторская деятельность)

для детей дошкольного возраста

от 4  до 5 лет

 

Срок реализации программы 

2016 - 2017  г.

                                                Руководитель кружка

                                                                воспитатель группы «Звездочки»

                                                                 Корсунова Людмила  Викторовна

 2016 г.

Пояснительная записка

   Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
     В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого  является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
      Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

    В данной программе участвовали дети средней группы 4 -5 лет.  Программа рассчитана на 1 год.

Кружок проводится 1 раз в две недели, по 20 минут.

 

ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

Красители:  гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

ЦЕЛЬ:
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.

ЗАДАЧИ:

Создать условия для экспериментальной деятельности.

Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.

Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).

Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

1 неделя

2 неделя

Октябрь

    «Запасливые стебли»

 «Куда тянутся корни?»

Ноябрь

«Вертушка»

«Реактивный шарик»

Декабрь

«Замерзание жидкостей»

«Поможем воде стать чистой»

Январь

«Волшебная бумага»

 Занятие № 1

«Волшебная бумага»

Занятие№2

Февраль

«Приключения Буратино»

«Испытание магнита»

Март

«Мир ткани»

«Парашют – зонтик»

Апрель

«Наша группа»

«Дом на курьих ножках»

Май

«Дом, в котором я живу»

« Мы пишем книгу»

ОКТЯБРЬ

1. «Запасливые стебли»

Цели:

- доказать, что стебли некоторых растений могут накапливать влагу;

- воспитывать аккуратность при работе с водой;

- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Материал:

- губки; бруски деревянные, не окрашенные; лупа; невысокие ёмкости с водой; глубокая ёмкость.

Предварительная работа:

- поливка комнатных растений, рыхление почвы; рассматривание строения растения в книгах.

 

2. «Куда тянутся корни?»

Цели:

- установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды;

- подвести детей к выводу, что корни тянутся за водой;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:

-  два растения в горшках с поддонами;  вода,  отстоявшаяся для полива; модель зависимости растений от факторов внешней среды.

Предварительная работа:

   -рассматривание корневой системы растений.

НОЯБРЬ

1. «Вертушка»

Цели:

- выявить, что воздух обладает упругостью;

- понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

- развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;

- развивать умение делать изделие по алгоритму.

Материал:

- вертушка; бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

Предварительная работа:

- наблюдение за ветром во время прогулки; выполнение логопедического упражнения «Забей в ворота мяч»; надувание воздушных шаров.

2. «Реактивный шарик»

Цели:

- выявить, что воздух обладает упругостью;

- понять, как может использоваться сила воздуха (движение);

- развивать чувство взаимовыручки;

- стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Материал:

- воздушные шары; вата; шарики, сделанные из бумаги, тазик с водой, бумажные кораблики.

ДЕКАБРЬ

1.«Замерзание жидкостей»

Цели:

- познакомить с разными жидкостями;

- выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей;

- развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.

Материал:

- емкости с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молоком, соком, растительным маслом; схема, алгоритм деятельности.

2. «Поможем воде стать чистой»

Цели:

- развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу;

- развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;

- создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды;

- развивать умение схематично изображать проделанные действия;

- закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

Материал:

- грязная вода в тазике;  емкость для воды;  воронки, ткань, бумажные салфетки, марля, вата, тряпочки, клеенки.

 Предварительная работа: 

-  чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», свободное экспериментирование.

ЯНВАРЬ

1. «Волшебная бумага» (1 часть)

Цели:

- способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги -  точное копирование рисунка;

- развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;

- развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:

-  листы белой и копировальной бумаги для каждого ребенка, карандаши.

2. «Волшебная бумага» (2 часть)

Цели:

- способствовать расширению знании детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.

Материал:

- листы белой бумаги, копировальной, карандаши для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

- свободное экспериментирование с копировальной бумагой.

ФЕВРАЛЬ

1.«Приключения Буратино»

Цели:

- актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонуть в воде);

- развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент;

- прививать интерес к сказкам;

- стимулировать желание помочь герою сказки;

- воспитывать аккуратность.

Материал:

-  деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка «Почемучка»

Предварительная работа:

- чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», свободная экспериментальная деятельность детей.

2. Тема : «Испытание магнита»

Цели:

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

- способствовать воспитанию самостоятельность, развитию коммуникативных навыков.

Материалы:

-  магниты, большая коробка с магнетическими (кнопки, скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора) и немагнетическими (бумага, картон, резиновые игрушки, мозаика, деревянные палочки) предметами.

Предварительная работа:

-  игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами в уголке экспериментирования.

МАРТ

1. «Мир ткани»

Цели:

- называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж;

- развивать умение сравнивать ткани по их свойствам;

- понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей;

- развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.

Материал:

- образцы тканей: ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа; ёмкость с водой; ножницы.

2. «Парашют – зонтик»

Цели:

- совершенствовать умение работать с бумагой;

- развивать умение доводить начатую работу до конца;

- использовать знания, приобретённые в ходе поисковой деятельности.

Материал:

- бумага, клей, 8 узких тесёмок, палочка на каждого ребенка, булавки.

АПРЕЛЬ

1. «Наша группа»

Цели:

- развивать желание участвовать в коллективном преобразовании группы;

- проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет;

- объяснить детям, что от отношения к работе зависит её результат;

- развитие фантазии, творчества, чувства коллективизма.

Материал:  

- коробки разных размеров; бумага, ножницы, схемы изготовления мебели; карандаши, краски, кисточки, клей.

2. «Дом на курьих ножках»

Цели:

- учиться творчески подходить к решению поставленной задачи;

- совершенствовать умение работать с различными материалами;

- использовать знания, приобретенные в ходе поисковой  деятельности.

Материал:

-картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка.

Предварительная работа:

-просмотр сказки А. Роу «Морозко», рассмотрение иллюстраций к русским народным сказкам.

МАЙ

1. «Дом, в котором я живу»

Цели:

- совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи;

- развитие фантазии, творчества;

- развивать умение придавать работе законченный вид.

Материал:

- картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка.

2. « Мы пишем книгу»

Цели:

- совершенствовать графические умения;

- участвовать в коллективном создании книги;

- понять, что от отношения к работе, зависит её результат;

- развитие фантазии, творчества, умения работать в коллективе.

Материал:

- листы альбомной бумаги, карандаши, ручки, нитки для сшивания книги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

2.     А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

3.     Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»

4.     Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.

5.     В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»

6.     Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.

7.     Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.

8.     Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

9.     Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

Приложение

Работа с родителями

Месяц

Тема

Форма работы

 

Октябрь

1

Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка

Консультация

Ноябрь

2

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Памятка

 

Декабрь

3

Родители гиды на пути к познанию

Консультация

Февраль

4

Несколько золотых правил для родителей

Памятка

Март

5

Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования

Консультация

Апрель

6

Литература в помощь

Выставка литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы.

Перспективный план кружка «Юный эколог»  по опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы для детей старшей группы. МесяцЭксперименты, наблюдения, опытыЗадачиМатериалСен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности «Художественно – эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2017 – 2018 учебный год

Цель программы:проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей ...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет

        Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.     Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомлениядетей с ми...

Программа кружка «Юный пешеход» по ПДД для среднего и старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка:Программа кружка «Юный пешеход» для среднего и старшего дошкольного возраста разработана в рамках:ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожног...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...