Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Викторовна Горбоконенко

Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Юный исследователь»

(опытно – экспериментальная деятельность в  подготовительной группе)

 

Составитель:

Воспитатель: Горбоконенко О.В

Новочеркасск

Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

        

Задачи:

-  создать условия для экспериментальной деятельности;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;

- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

- упражнять детей проводить элементарные опыты;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- развить речь, пополнить словарный запас;

- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;

- воспитание самостоятельность

- развить интерес к изучению нового.

Расписание работы:

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю.

План кружка рассчитан на учебный год. Количество детей посещающих кружок «Юный исследователь» - 15 детей.

Возраст детей: от 6 до 7 лет

Сентябрь:

Тема: «Камни»        

1.«Знакомство с камнями. Какие бывают камни?»

Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твёрдый, неровный или гладкий, тяжёлый, блестящий). Дать представление о том, что камни бывают речные и морские, что многие камни очень твёрдые и прочные, поэтому их используют в строительстве домов и мостов. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развивать тактильные ощущения, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

2.«Живые камни»

Цель: Познакомить детей с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми (мел, известняк, каменный уголь, речные ракушки, ракушечник)

3 Опыт «Круги в воде»

Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.

Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького.

Опыт «Камни издают звуки».

- Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

- Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

- А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки.

4. Научный опыт «Выращивание сталактитов»

Цель:

- уточнить знания с опорой на опыты.

-вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка).

Прежде всего, готовим перенасыщенный содовый раствор. Итак, у нас в двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое тёплое место, потому что для выращивания сталактитов и сталагмитов нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку. Сначала ничего интересного происходить не будет. Нитка должна пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок. Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет расти вверх. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу вверх.

Октябрь

Тема: Песок и глина        

1.«Песок и глина наши помощники»

Цель: закрепить свойства песка и глины

2.»Песчаный конус»

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

3.»Посадим дерево»

Цель: Помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость).

4. «Где вода»

Цель: помочь определить, что песок и глина по – разному впитывают воду.

Ноябрь

Тема: Воздух

1.»Свойства воздуха»

Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, растений и животных. Дать детям знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путём закрепить знание детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

2.«Поиск воздуха»

Задачи: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

3. «В воде есть воздух»

Задачи: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду.

4.»Перемещение воздуха в пространстве».

Задачи: Выявить с помощью экспериментальной деятельности, что тёплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Декабрь:

Тема: «Вода»

1.»Вода в природе и в быту»

Задача: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучесть. Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.

2.»Вода помощница»

Задача: Уточнить знания детей  о значении воды в жизни человека. Объяснить, почему вода нуждается в очистке, и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов по схемам.

3.»Круговорот воды в природе»

Задача: Закрепить знания о круговороте воды в природе. Сформировать представление о свойстве воды испаряться; закрепить знания об условиях, при которых вода испаряется; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между явлениями природы.

4.»Что растворяется в воде»

Задача: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Январь

Тема: Снег

1.»Где рождается снег» (рассматривание снега через лупу)

Задачи: Формировать представление об образовании снежинок, снега в природе.

2.»Узнаем о снеге»

Задачи: Формировать навыки самостоятельного обследования признаков снега; продолжать формировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

 3. » Защитные свойства снега»

Задачи: продолжать  знакомить детей со свойствами снега.

4.»Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды»

Задачи: Сопоставить внешний вид водопроводной воды и растаявшего снега с помощью лупы; с помощью фильтрации выяснить, какая вода грязнее: талая или водопроводная.

Февраль

Тема: Лёд

1.» Откуда появляется  лёд»

Задачи: выяснить, с чем связано появление льда, закрепить с детьми знание трёх агрегатных состояниях воды: жидкое, твёрдое и парообразное. Сформировать представление о свойствах льда.

2. «Как быстрее остынет вода: надо льдом или подо льдом?»

Задачи: С помощью опыта доказать, что если жидкость  охлаждать снизу, то ее нижняя часть остынет, но так и останется внизу. Перемешиваться она почти не будет, верхняя жидкость не сможет соприкоснуться с холодным дном и останется горячей. А если жидкость охлаждать сверху, то уже остывшая часть сверху будет опускаться вниз, а наверх поднимется теплая часть, которая, в свою очередь, начнет остывать. Вода в  чашке будет циркулировать быстрее и быстрее охлаждаться.

 3 «Лед и соль»

Задачи: С помощью экспериментальной деятельности показать детям, так как у солёной воды точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.

4.»Лёд под шубой»

Задачи: С помощью эксперимента показать детям, что  у шубы (и других пушистых материалов) низкая теплопроводность. Воздух снаружи с трудом передает свое тепло через нее воздуху внутри. Поэтому и лед внутри нагревается медленнее. 

Март

Тема: «Магнетизм»

1.»Испытание магнита»

Задачи: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

2.»Стальной барьер»

Задачи: Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь).

3.»Магнит фокусник»

Задачи: Определить способность металлических предметов намагничиваться.

4.»Удивительные свойства магнита»

Задачи: Расширять представления детей о свойствах магнита – притягивать металлические предметы, что магниту не помеха ни вода, ни стекло, ни дерево, ни другие предметы

Апрель

Тема: «Свет и цвет»

1.»Откуда радуга берётся»

Задачи: Развивать аналитические способности детей. Познакомить с солнечной энергией и особенностями её проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

2.»Волшебный круг»

Задачи: Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы.

3. «Свет вокруг нас»

Задачи: Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путём определить строение рукотворных источников света.

4.» Из каких цветов состоит солнечный луч»

Задачи: Узнать из каких цветов действительно состоит солнечный луч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет

 Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями....

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет

        Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.     Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомлениядетей с ми...

Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа) по образовательной области «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) на 2019 – 2020 учебный год

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю...

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах

Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»...

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в средней группе)

Цель:  развитие познавательной активности детей  посредством опытно-экспериментальной деятельности.Цель:  развитие познавательной активности детей  посредством опытно-экспериментал...