Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-го года жизни «Семья, вчера, сегодня, завтра»,
методическая разработка (старшая группа)

Анна Николаевна Щупова
  • Освоение временных отношений от прошлого к настоящему на примере истории развития семейных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-го года жизни

«Семья, вчера, сегодня, завтра»,

                                                                                                                                        Составитель:  Щупова

                                                                                                                                        Анна Николаевна

                                                                                                                                        воспитатель МА  ДОУ №4

Краснотурьинск  2022г

«Семья вчера, сегодня, завтра»

конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми7 -го года жизни

Цель: 

  • Освоение временных отношений от прошлого к настоящему на примере истории развития семейных отношений

 Задачи:

Развивающие:

  • Развивать диалогическую речь, умение развернуто отвечать на вопросы. Активизация словаря: семья, имя, отчество, сердечное,
  • Формировать умение делать выбор, договариваться о совместных действиях, представлять результат собственной деятельности
  • Развивать логическое мышление детей, умение анализа и синтеза;
  • Развивать творческую активность детей в процессе творческой деятельности;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте);  ценностное отношение к родному дому;
  • Укреплять интерес  к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.

Обучающие

  • Расширять элементарные представления о родственных связях в семье, развитии семейных отношений во времени.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, старые и новые семейные фотографии,  треугольники, квадраты, ватные палочки, 2 листа формата А3, краски акварельные, кисти, емкости для воды, цветные фломастеры, салфетки, подкладочные клеенки, клей - карандаш, ножницы, вырезки из журналов, аккордеон, фонограмма детских песен.

         В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности  предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, конструктивной, художественной, музыкальной.

Последовательность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация на

совместную деятельность

Знакомство с детьми:

(дети в кругу, педагог поет)

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Анна Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут

– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я рада сегодня видеть.

Дети представляются, знакомятся с педагогом

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию

Актуализация знаний детей

Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новым знаниям

Новое знание, расширение активного словаря

Самостоятельная деятельность детей

Физкультминутка.

Практическое задание

Творческое задание

(самостоятельное выполнение)

Рефлексия, мотивация на продолжение деятельности

Динамическая минутка.

Организует диалог

- Ребята, хотите, я расскажу  вам сказку о ребенке, который жил один? И начиналась она так: "Жил - был мальчик, который был один - одинешенек на свете. И никого у него-то не было…"

- А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете?  

- Ну, тогда мы изменим сказку. Как вы думаете, кто должен быть рядом с мальчиком? (родители)

- Ребята, как  мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? ( Семья).

- Давайте сегодня поговорим о семье, о родных людях. Как вы думаете, семья – это хорошо ?  Почему? А есть что-нибудь плохое в этом?

Воспитатель подводит итог обсуждению.

- Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

- Я предлагаю поиграть в игру "Четвертый лишний". Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?

* Мама, соседка, бабушка, сестра.

* Бабушка, подруга, сестра, мама.

* Сестра, продавец, бабушка, брат.

* Дворник, брат, папа, дедушка.

* Дедушка, папа, водитель, брат.

Ребята, а вы знаете, в разные времена семьи были разные.

Хотите узнать, какой семья была в старину? (показ слайдов).

Ребята, чем отличаются люди на старых фотографиях от нас с вами?

В далекие времена в большинстве семей было много детей. Папа работал на заводе, в сельском хозяйстве, а мама занималась домашними делами, воспитывала детей. Дети помогали своим родителям.  Жизнь была тяжелее, чем сейчас. А почему, как вы думаете?

Прошло время. Как вы думаете, изменилась ли  семья?

 У каждого из вас есть своя семья. Семьи все разные. У меня есть тоже семья. Хотите, я вас с ней познакомлю? Женщины  я буду обозначать треугольником, а мужчин квадратом (строит модель семьи). У меня есть мама и папа. У них родилась я. Проведу стрелки от мамы и папы к себе (ватные палочки – стрелки).  Какой фигурой я изображу себя? (треугольник). Я выросла и вышла замуж. Какой фигурой изображу мужа? (квадрат). У моего мужа есть мама и папа. Какими фигурами изображу? (квадрат и треугольник).  Проведу стрелки от мамы и папы к сыну. У нас родились сын и дочь (треугольник и квадрат). . Проведу стрелки от себя и мужа к своим детям. Это модель МОЕЙ семьи. Скажите, а мои мама и папа кем приходятся моим детям? (дедушкой и бабушкой)

А сейчас я предлагаю составить модель своей семьи. Перед вами треугольники и квадраты, ватные палочки. Посчитайте, сколько в вашей семье мужчин и женщин и возьмите необходимое количество геометрических фигур.

 А расскажите о своей семье.

Уточняющие вопросы к детям: Кто это на твоей схеме? Чем заняты родители, дедушки, бабушки, дети?

Каждый из вас построил модель своей семьи. Понравилось ? Научите этому других ребят и ваших родителей.

Так кто же живет у нас в квартире, хотите узнать?

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Всех могу пересчитать: Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

(Повторить 3 раза, ускоряя темп)

- Ребята, предлагаю вам попутешествовать по реке времени. Время – это прошлое, настоящее и будущее.

 Перед вами фотографии разных семей. Помогите мне определить, на каких   фотографиях изображены   современная семья, а на каких семьи прошлого времени.

Педагог работает с каждым ребенком, интересуется его выбором.

 - А здесь у нас осталось свободное место – это будущее.

Давайте мы с вами пофантазируем. Вы все в скором будущем  вырастете, у вас будут свои семьи. О какой семье вы мечтаете? Предлагаю вам изобразить   свою будущую семью. Семью можно нарисовать, а можно сделать аппликацию из картинок - это называется коллаж.

Воспитатель наблюдает за детьми, способствует групповой работе детей, объясняет технику выполнения коллажа.

Ребята, как здорово у нас получилось! Я хочу вам сказать спасибо за то, что мы так дружно работали. Понравилось вам путешествовать во времени?

Скажите, вы все знали о семье?

 Что узнали  нового?

Были ли трудности?

Что хотите  узнать о истории своей семьи?

Как мы можем это узнать?(спросить у родных)

Чем можно дополнить наше панно? (фотографиями ваших семей)

Этим вы можете заняться в группе.

Хорошо потрудились, Давайте отдохнем. Предлагаю вам послушать веселую музыку, потанцевать вместе с нами.

Дети отвечают на вопросы педагога

Дети высказывают предположения

Дети обосновывают ответ

Ответы детей

Высказывания, рассуждения детей

Выделяют людей, связанных родственными связями

Дети предлагают варианты ответов

Дети рассматривают слайды, обсуждают увиденное, высказывают свое мнение

  Дети наблюдают за действиями взрослого, размышляют, договаривают

Составление модели семьи

Высказывания детей.

Двигательная активность детей

Дети берут фотографии семей, располагаются вдоль «ленты времени», наклеивают соответствующие картинки, аргументируют выбор.

Дети выбирают вид деятельности, технику и материалы для создания творческой работы.  

Выполнение творческого задания

Дети выражают собственные суждения

Дети свободно двигаются под музыку

Формирование чувства эмпатии у ребенка

Обобщение знаний детей о семье

Активизация словаря

Развитие у детей диалогической и монологической речи, умения  развернуто отвечать на вопросы, анализировать и сравнивать.

Умение анализировать образец

Самостоятельность  в исследовании родственных связей и отношений в своей семье, при составлении ее графической модели

Развитие монологической речи детей

Эмоциональная разрядка, развитие внимания детей

Формирование умения делать выбор, представлять результат собственной деятельности

Развитие творческой активности детей в процессе творческой деятельности Формирование умения делать выбор, договариваться о совместных действиях, представлять результат собственной деятельности

Умение анализировать собственную деятельность

Эмоциональная разрядка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "История возникновения куклы"

Конспект занятия в старшей группе "История возникновения куклы" с использованием технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по Реке Времени"...

конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"

конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"...

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности  с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Такие разные птицы» Шестой год жизни...

Конструкт организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) Тема: «Путешествие во Францию»

Конструкт организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьмис детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)Тема: «Путешествие во Францию»...