Технология использования платковых кукол в развитии социально-личностных и познавательных качеств дошкольников.
материал (младшая, средняя группа)

Архипова Юлия Владимировна

В данном материале вы можете изучить  представленный опыт работы с методическим пособием, платковой куклой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platkovaya_kukla.docx16.6 КБ
Файл platkovaya_kukla.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

«Технология использования платковых кукол в развитии социально-личностных и познавательных качеств дошкольников»

                                           

  Подготовила воспитатель:                                                                          

                                                                         Архипова Ю.В.

г. Гагарин

2022г

Опытные педагоги считают, что современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. Они отличаются повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Из-за использования ИКТ дети теряют интерес к чему-либо, их стало сложнее удивить.

И мы, педагоги, находимся в постоянном поиске универсальных средств и инструментов, которые будут максимально привлекать внимание детей.   Я  для себя нашла такое средство. Платковые куклы – это замечательное дидактическое пособие.  

    Руками куклы управляют руки кукловода (педагога или ребенка) на специальных резинках, пришитых к платью-костюму куклы. Основа имитации платья куклы - треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода.

Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т.д.).- показать

Платковые куклы выручают меня в самых разных ситуациях. С их помощью можно разыгрывать небольшие сценки между детьми, прививая дошкольникам культуру общения, взаимодействия со сверстниками, и в игровой форме разрешать возникающие недоразумения.(4-5 слайдов)

Куклы послужат и для изучения правил дорожного движения, правил поведения в общественных местах и в различных социальных ситуациях. Кукла подвижна, с помощью управляющего ею ребенка она может «общаться» и изображать действия «руками».

Куклой может управлять и взрослый, когда нужно привлечь и удерживать на себе внимание детей в образовательной ситуации. Кукла может в этом случае играть роль гостя, или постоянного «жителя» группы, которого дети всему обучают, или наоборот, «старшего товарища», помощника.

В повседневной жизни платковые куклы могут быть использованы:

 -     для организации режимных моментов (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь);

-     на прогулке, экскурсии, тематических вечерах;

-     использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;

-     для организации сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет как уложить куклу, накрыть стол, полечить куклу, поиграть в Парикмахерскую, Больницу).

 Использовать данную технологию я начала с младшей группы, это значит, что ведущая роль оставалась за мной я, перевоплощаясь в героя, все действия  выполняла от лица куклы,   при организации режимных моментов группах  , и во время проведения организованной образовательной деятельности,  Например, в утренние часы кукла помогали мне разрядить весь драматизм расставания мамы с ребёнком (в адаптационный период). Бабушка Маша всегда находила нужную потешку и успокаивала малыша. (фото на слайде).  

 Сейчас находясь уже в средней группе мы с детьми используем платковые куклы для показа театральных постановок, так как дети нашей группы очень любят кукольный театр, в свободной деятельности постоянно показывают друг другу мини-спектакли.  Детки средней группы могут уже сами манипулировать куклой и брать роль на себя, поэтому я принялась за создание дополнительных героев платкового театра.  Дети с огромным удовольствием обыгрывают различные сказки (демонстрирую фото на слайде). Очень понравилось детям обыгрывать сказку «Курочка-Ряба», которую мы решили показать малышам нашего детского сада (фото на слайде), малыши были в восторге от увиденной сказки.  

 

   Итог: 

    Платковые куклы являются не только информационным, но, с точки зрения методики дошкольного воспитания, и эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого сообщества», которое строится на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребёнком. 

Самодельная платковая кукла всегда найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.  

  В дальнейшем, я планирую продолжать использовать    платковые куклы в своей педагогической деятельности: для оформления различных центров в нашей групповой комнате.

На прошлой неделе я посмотрела «круглый стол» СОИРО. Меня заинтересовало выступление педагога   детского сада «Сударушка» города Смоленска Кудис Елены Николаевны по теме: «Использование игровой и театрализованной деятельности с ростовыми и театральными куклами в развитии речевого творчества дошкольников». Мы созвонились с коллегами. Педагоги детского сада Сударушка открыты к сотрудничеству, что меня очень обрадовало. У них есть чему поучиться.

Для повышения своего профессионального уровня я зарегистрировалась на онлайн-марафон «Сила сказки» Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании».

Для себя я уже определила направление своего профессионального развития.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2023 Технология использования платковых кукол в развитии социально-личностных и познавательных качеств дошкольников Подготовила: Архипова Ю.В .

Слайд 2

Ранний возраст

Слайд 3

Средняя группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий праздника ко Дню матери с использованием платковых кукол

Сценарий разработан для детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказки "Гуси-лебеди" с использованием платковых кукол....

Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...

"Платковые куклы". Использование платковых кукол в различных видах деятельности дошкольников.

Цель:Развитие личностных качеств ребёнка, его творчества; воспитание интереса к платковым куклам и желания их использовать в различных видах деятельности.Задачи:• стимулировать активность и ...

Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.Нам как педагогам-дошкольникам, необходимо оказать ребёнку квалифицированну...

Мастер-класс ««Развитие коммуникативных навыков дошкольников с использованием платковых кукол»

Платковые куклы - яркие и зрелищные. Они могут стать не только украшением любой театральной постановки, игры, но и ярким сюрпризом любого занятия....

Проект "Использование игровых технологий в развитии социально-личностных качеств дошкольников".

В настоящее время дети учатся видеть мир глазами разных людей, так как другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совсем по другому. Воспитатние терпимости к другим, ...

Использование платковых кукол в музыкально-театрализованной деятельности дошкольников

Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, расширяют кругозор детей, воспитывают в детях инициативность, выд...