STEAM- технологии, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста
материал

Турьянская Наталья Сергеевна

 «Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»

 

Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». Действительно, ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

 

Понятие «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы и явления окружающей действительности наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала.

 

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям  нам необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий.

 

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, нам целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным нашим  помощником в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

 

Еще одним важным условием организации экспериментирования у нас является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа, по которой работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.

 

Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьезберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. К тому же всё групповое пространство должно быть распределено на центры. Не является исключением и зона экспериментирования, в которой все предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовывать совместную деятельность взрослых и детей при проведении элементарных опытов и экспериментов, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников.

 

Также и другие принципы построения предметно-развивающей среды должны соблюдаться в зоне экспериментальной деятельности: принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей среды; полифункциональности и др.

 

Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.

 

При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_attestatsiya.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38»

Педсовет

«STEAM- технологии, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста»

Выступление воспитателя МБДОУ №38

Турьянская Н. С.

«Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»

#1075;.

«Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»

Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». Действительно, ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Понятие «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы и явления окружающей действительности наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала.

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям нам необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий.

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, нам целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным нашим помощником в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

Еще одним важным условием организации экспериментирования у нас является разнообразная предметно-развивающая среда. Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка. Программа, по которой работает наш детский сад, предусматривает выделение микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещения, а макросреда – это ближайшее окружение детского сада.

Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьезберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. К тому же всё групповое пространство должно быть распределено на центры. Не является исключением и зона экспериментирования, в которой все предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовывать совместную деятельность взрослых и детей при проведении элементарных опытов и экспериментов, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников.

Также и другие принципы построения предметно-развивающей среды должны соблюдаться в зоне экспериментальной деятельности: принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности-динамичности развивающей среды; полифункциональности и др.

Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.

При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.

Развивающая среда должна обеспечивать:

• развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

• формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,»Стекло», «Резина» «Дерево» и т. д.)

Рекомендации для воспитателей:

• В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей

• Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.

Методика и технология организации самостоятельной деятельности детей —новое направление в соответствии с ФГОС ДО:

— создание картотеки игр-опытов по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в каждой группе согласно возрасту, которые отражают цели, содержание, оборудование, форма фиксация результата эксперимента

— схемы для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:

1. Видеть и выделять проблему.

2. Принимать и ставить цель.

3. Решать проблемы.

4. Анализировать объект или явление.

5. Выделить существенные признаки и связи.

6. Сопоставлять различные факторы.

7. Выдвигать гипотезы, предложения.

8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

9. Осуществлять эксперимент.

10. Делать вывод.

Примерные цели экспериментирования:

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

— занятия;

— беседы познавательно-эвристического характера;

— знаково-изобразительные средства;

- лабораторные работы;

-киносеансы;

-прослушивание аудиозаписей;

— дидактические и развивающие игры, упражнения;

— сюжетно-ролевые игры;

-эксперименты и опыты;

-рассматривание картин;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы;

- экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки;

-акции добрых дел;

-предметные недели;

- кружковая деятельность;

-конкурсы;

- праздники, развлечения, вечера досуга;

-театрализованная деятельность;

- Дни открытых дверей;

-диагностика развития детей.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи)

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Формы фиксации опытов и экспериментов.

Календарь погоды.

Календарь природы.

Дневник наблюдений.

Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).

Сравнение с уже известными детям объектами.

Изучение взаимообратных процессов.

Включение в сюжетно-ролевые игры.

Картинки, фотографии, схематические зарисовки.

Объемные изображения или игрушки.

Отдельные буквы и слова.

Натуральные объекты.

Циферблаты.

Записи звуков.

Зарисовывание объекта.

Схематическое зарисовывание.

Использование условных знаков.

Обведение объектов.

Планы-схемы.

Подсчет количества объектов.

Рисунки-прогнозы.

Фотографирование.

Запись воспитателя.

В мини лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материала.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.

Взаимодействие с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Рекомендации по работа с родителями воспитанников по созданию условий организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

• Педагогам возрастных групп вовлекать родителей в организацию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, через совместные проекты с привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности

• Оформить на стендах в приемной материал для родителей по познавательно –исследовательской деятельности.

Высшим достижением в данной деятельности может являться тот факт, что активность и самостоятельность детей проявляется на всех этапах эксперимента: постановка проблемы, поиск метода и само решение.

Но независимо от того, какую роль играет педагог в эксперименте: активного участника, помощника или наблюдателя, он всегда помогает раскрыть потенциал ребёнка, развить его личностные качества в деятельности.

Своё выступление я хочу закончить китайским изречением:

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Действительно, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный материал: К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КОНКУРСУ "ПЕДАГОГ ГОДА - 2020 " Педагогический опыт по теме: ««STEAM-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».

В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают зани...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»

STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...

Steam-образование,новая ступень в развитии детей дошкольного возраста

Данный материал будет интерес воспитателям и специалиалистам дошкольного учреждения....

Семинар «СТЕМ-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: расширить знания педагогов по внедрению СТЕМ-технологий в ДОУФорма проведения: дистанционное (сделана рассылка на презентацию).План работы.1. История STEM.2. Особенности STEM, преимущества STEM ...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»

Семинар – практикум «STEAM-  технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...

STEM – технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста

использование STEM - технологии в образовательном процессе...

Семинар : «Стем - технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».

Основной проблемой 21 века является низкое качество образование в сфере точных наук и минимальная оснащенность материально-технической базы. Однако на государственном уровне делаются попытки повысить ...