Steam-образование,новая ступень в развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Куанышева Мадина Гомеровна

Данный материал будет интерес воспитателям и специалиалистам дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedagogicheskoe_chtenie.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения

работников образовательных учреждений

Русско-Полянского муниципального района

STEAM-образование,

новая ступень в развитии детей дошкольного возраста

(  на примере опытно-экспериментальной деятельности

в средней группе)

Куанышева Мадина Гомеровна,

воспитатель ,

МБДОУ «Русскополянский детский сад №3»

Русская Поляна -2020

Введение

 Современный педагог - это прежде всего человек эрудированный, энергичный,  креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Он должен быть наставником.

   Изменения за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в то же время и заставляют нас волноваться. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты владеющие новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.

    Проблема развития творческого воображения у детей дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения

дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением,

которое реализуется в разных видах деятельности».

 Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость

формирования творчески активной личности, обладающей способностью

эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но

массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями

и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с

этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития

творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь

требует совершенствования образовательного процесса с учетом

психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

  Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно

мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития

технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую

инициативу, снижает качество результатов деятельности. Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?.. Отвечаем STEAM – технологии.Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

   STEAM- образование один из основных мировых трендов. Оно  основано на использовании междисциплинарного и прикладного похода, подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития. STEAM  демонстрирует дошкольникам, как применить науку и искусство в жизнедеятельности.

Что такое STEAM? Если расшифровать, то получится следующее S- естественные  науки,T-технология,E- инженерное искусство,A-творчество, M-математика.

   STEAM- образование- модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.  STEAM- образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС. Это позволяет сформировать познавательные интересы у детей к разным видам  работы.

      Возникает резонный вопрос, почему именно STEАM и именно в детском саду?  Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности! Поэтому вектор развития дошкольного образования совпадает  с потенциалом STEAM- образование.

  Как в условиях дошкольной организации   STEAM-образование? Через организацию проектной и экспериментально проектно-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно- пространственной среды соответствующей целевым установкам. Важным  условием обучения является парная или групповая деятельность детей. Именно в таком формате общения им будет легче и интереснее аккумулировать идеи и размышлять.

   Какова же роль воспитателя? Только инноваторский подход педагогов  можно реализовать  достичь высоких результатов через практическую исследовательскую деятельность.

  Что же нужно знать о STEАM технологии?   STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты.

   Реализация модели STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

  Задача  STEAM-образования это создавать предварительные условия для развития интереса у детей к естественнонаучным и техническим дисплинам.

 Программа STEAM-образования в дошкольном обучении имеет несколько модулей:

 1. Дидактическая система Ф. Фребеля;

2. Экспериментирование с живой и неживой природой;

3. LEGO-конструирование;

4. Математическое развитие;

5. Робототехника;

6. Мультистудия «Я творю мир»

  Каждый модуль направление на решение специфических задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEAM-образования: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.

  Комплексное использование элементов ранее известных и современных

методик и STEAM - технологии c учетом интеграции образовательных

областей основной образовательной программы дошкольного образования

ДОУ.

 Модуль «LEGO - конструирование»

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c

моделированием при помощи конструктора ЛЕГО.

Через образовательный модуль «LEGO - конструирование»

-развивается способность к практическому и умственному

экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому

комментированию процесса и результата собственной деятельности;

-свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический

строй речи, фонетическая система, элементарные представления о

семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

 Образовательный модуль «Математическое развитие»

 Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного

развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и

раздаточные материалы по направлениям математического развития,

логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные

вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В.

Воскобовича и др.

Через образовательный модуль «Математическое развитие»

-реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям:

величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-

исследовательской деятельности.

Моделирование из бумаги «Волшебница- бумага», поможет ввести детей в

мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные

интересы, расширить информированность в данной образовательной области,

обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную

деятельность. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что

имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

   Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического,

так и образного мышления, кроме того, активно развиваются

пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно

планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата.

  Частью STEAM-технологии является знакомство детей с цифровыми

технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия «Мир

глазами детей».

  Он позволяет суммировать и на современном уровне

демонстрировать результаты работы детей над различными проектами

посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма

Через «Мультстудию «Мир глазами детей» реализуется:

-освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и

цифровых технологий;

-освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза

художественного и технического творчества

  Для своей работы я выбрала «Экспериментирование с живой и неживой природой».

Почему я выбрала именно этот модуль спросите вы? Отвечаю: «Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире.         Частые и разнообразные вопросы: Зачем? Почему? Когда?

Экспериментально-опытная деятельность наших воспитанников не только позволяет познавать, но и развивает и элементарные математические навыки -одну из составляющих STEAM- системы. Во время опытов необходимо считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

 Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается».

    Какой же результат я хотела получить?

1. Развить интерес у детей к самостоятельным исследованиям, открытиям.

2. Развить наблюдательность, любознательность.

3. Развить познавательные процессы: логическое мышления, восприятие, произвольное внимание, память, мелкую моторику, активную речь и обогатить словарный запас.

4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

5.Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

  На основе этого определила цель работы: развитие у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию живой и неживой природы с помощью детского экспериментирования.

  Проведя диагностику детей по разделам экологии, результат показал, что многие дети имеют «пробелы» в знаниях. Не все дети имеют прочные знания о разнообразии мира живой и неживой природы.

    В связи с этим мною были поставлены задачи:

  • Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
  • Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.
  • Показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.

  Возникает вопрос – с чего начать?

  Конечно же, первое – создать условия для опытно-экспериментальной деятельности. Ведь правильно оборудованная исследовательская лаборатория при правильном ее введении в образовательный процесс предоставляет возможность насытить занятия в детском саду экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытно – экспериментальной деятельности, сформировать начальные умения проведения самостоятельных исследований.

  Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, я распределила по разделам: «Песок», «Вода», «Воздух», «Камень». Они находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

  Материал, находящийся в уголке экспериментирования рассчитан на детей, как среднего уровня развития, так и на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

   В уголке экспериментирования имеются: как основное (разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; природный и бросовый материал; и т.д.) так и дополнительное оборудование (клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.)

  Для успешного решения поставленных задач я использовала такие принципы работы как:

- принцип научности и доступности понятий;

- принцип краеведения;

- принцип природосообразности.

 При этом использовала образовательные технологии:

- ИКТ – технологии (мультимедийные презентации)

- создано STEAM пространство группы;

- технологию исследовательской деятельности (технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем);

 Под пристальным взглядом детей оказывается вода, семена, почва, воздух, растения и другие  объекты. Экспериментируя с предметами, дети больше узнают также все об истории бумаги и свойствах бумаги, совершают пушествие в мир стеклянных предметов, узнают что такое ткань, и многих других предметах.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Как  я это делаю?

2.Почему я это делаю именно так, а не иначе?

3.Зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получилось в результате?

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале- простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки связей.

Примеры познавательных задач: Почему качаются деревья? Почему летом и весной идет дождь, зимой – снег? Почему рыба плавает? и т.д.

После принятия детьми познавательной задачи познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположение о возможном течении того или иного явления. Их предположения бывают правильными и  ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предложения детей, обратить  внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предложение детей; если они не выдвигают идет, их должен выдвинуть сам воспитатель.

На занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований»: опыты (экспериментирование);коллекционирование.

Для организации самостоятельной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.  Рассмотрим несколько примеров:

-Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

-Проблемная ситуация;

-«Чудесная коробочка» с предметами

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

В процессе  экспериментальной деятельности дети получают возможно удовлетворить присущую им любознательность(почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными,исследователями,первооткрывателями.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о намерениях, целях (это научит его целепологанию, о том ,как ребенок достиг (он приобретает умение формировать выводы, рассуждая и аргументируя.

 В рамках работы мною были проведены:

1) опыты и эксперименты с детьми:

  • Опыты и эксперименты с водой.

«Какого цвета вода?»;

«Какой вкус у воды?»;

«Что будет с водой на морозе?»;

«Тонет - не тонет»;

«Что растворяется в воде?»;

  • Опыты и эксперименты с воздухом.

«Что такое воздух?»;

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»;

«Где может прятаться воздух?»;

«Есть ли воздух в воде?»;

«Воздух в аквариуме»;

«Воздух и запах»;

«Воздушные фокусы»;

«Давление воздуха и ветер».

  • Опыты с камнями, песком.

«В царстве камней»;

«Собираем коллекцию камней»;

«Исследуем песок»;

«Песочные часы»;

Опыт «Взвешиваем песок»;

«Знакомство с глиной»;

«Из чего состоит почва?»;

«Есть ли в почве воздух и вода?»;

2) В работе с родителями были разработаны: консультация - детское экспериментирование в детском саду и рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях.

3) Сформирована картотека опытов и экспериментов.

   Результаты работы, по формированию экологического сознания в процессе экспериментирования с живой и неживой природой, представленные на данной диаграмме говорят об успешно проведенной работе.

  Можно сделать вывод, что  экспериментирование в полной мере даёт детям возможность самостоятельно искать решение поставленных перед ними задач, пробовать, экспериментировать, ошибаться и  получать неожиданные ответы на свои вопросы, ведь удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением, узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать собственные предположения и гипотезы.

   Таким образом, с помощью STEAM – технологии дошкольники вникают в логику происходящих явлений, понимают их взаимосвязь, изучают мир системно и тем самым вырабатывают в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный материал: К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КОНКУРСУ "ПЕДАГОГ ГОДА - 2020 " Педагогический опыт по теме: ««STEAM-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».

В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают зани...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»

STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...

Семинар «СТЕМ-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: расширить знания педагогов по внедрению СТЕМ-технологий в ДОУФорма проведения: дистанционное (сделана рассылка на презентацию).План работы.1. История STEM.2. Особенности STEM, преимущества STEM ...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»

Семинар – практикум «STEAM-  технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...

STEM – технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста

использование STEM - технологии в образовательном процессе...

STEAM- технологии, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста

laquo;Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леон...

Семинар : «Стем - технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».

Основной проблемой 21 века является низкое качество образование в сфере точных наук и минимальная оснащенность материально-технической базы. Однако на государственном уровне делаются попытки повысить ...