Steam-образование,новая ступень в развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
Данный материал будет интерес воспитателям и специалиалистам дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedagogicheskoe_chtenie.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальные педагогические чтения
работников образовательных учреждений
Русско-Полянского муниципального района
STEAM-образование,
новая ступень в развитии детей дошкольного возраста
( на примере опытно-экспериментальной деятельности
в средней группе)
Куанышева Мадина Гомеровна,
воспитатель ,
МБДОУ «Русскополянский детский сад №3»
Русская Поляна -2020
Введение
Современный педагог - это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Он должен быть наставником.
Изменения за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в то же время и заставляют нас волноваться. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты владеющие новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.
Проблема развития творческого воображения у детей дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения
дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением,
которое реализуется в разных видах деятельности».
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость
формирования творчески активной личности, обладающей способностью
эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но
массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями
и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с
этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития
творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь
требует совершенствования образовательного процесса с учетом
психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно
мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития
технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую
инициативу, снижает качество результатов деятельности. Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?.. Отвечаем STEAM – технологии.Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
STEAM- образование один из основных мировых трендов. Оно основано на использовании междисциплинарного и прикладного похода, подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития. STEAM демонстрирует дошкольникам, как применить науку и искусство в жизнедеятельности.
Что такое STEAM? Если расшифровать, то получится следующее S- естественные науки,T-технология,E- инженерное искусство,A-творчество, M-математика.
STEAM- образование- модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. STEAM- образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС. Это позволяет сформировать познавательные интересы у детей к разным видам работы.
Возникает резонный вопрос, почему именно STEАM и именно в детском саду? Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности! Поэтому вектор развития дошкольного образования совпадает с потенциалом STEAM- образование.
Как в условиях дошкольной организации STEAM-образование? Через организацию проектной и экспериментально проектно-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно- пространственной среды соответствующей целевым установкам. Важным условием обучения является парная или групповая деятельность детей. Именно в таком формате общения им будет легче и интереснее аккумулировать идеи и размышлять.
Какова же роль воспитателя? Только инноваторский подход педагогов можно реализовать достичь высоких результатов через практическую исследовательскую деятельность.
Что же нужно знать о STEАM технологии? STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты.
Реализация модели STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы.
Задача STEAM-образования это создавать предварительные условия для развития интереса у детей к естественнонаучным и техническим дисплинам.
Программа STEAM-образования в дошкольном обучении имеет несколько модулей:
1. Дидактическая система Ф. Фребеля;
2. Экспериментирование с живой и неживой природой;
3. LEGO-конструирование;
4. Математическое развитие;
5. Робототехника;
6. Мультистудия «Я творю мир»
Каждый модуль направление на решение специфических задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEAM-образования: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.
Комплексное использование элементов ранее известных и современных
методик и STEAM - технологии c учетом интеграции образовательных
областей основной образовательной программы дошкольного образования
ДОУ.
Модуль «LEGO - конструирование»
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c
моделированием при помощи конструктора ЛЕГО.
Через образовательный модуль «LEGO - конструирование»
-развивается способность к практическому и умственному
экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому
комментированию процесса и результата собственной деятельности;
-свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический
строй речи, фонетическая система, элементарные представления о
семантической структуре);
-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного
развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и
раздаточные материалы по направлениям математического развития,
логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные
вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В.
Воскобовича и др.
Через образовательный модуль «Математическое развитие»
-реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям:
величина, форма, пространство, время, количество и счет.
Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-
исследовательской деятельности.
Моделирование из бумаги «Волшебница- бумага», поможет ввести детей в
мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные
интересы, расширить информированность в данной образовательной области,
обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что
имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического,
так и образного мышления, кроме того, активно развиваются
пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно
планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата.
Частью STEAM-технологии является знакомство детей с цифровыми
технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия «Мир
глазами детей».
Он позволяет суммировать и на современном уровне
демонстрировать результаты работы детей над различными проектами
посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма
Через «Мультстудию «Мир глазами детей» реализуется:
-освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и
цифровых технологий;
-освоение медийных технологий;
- организация продуктивной деятельности на основе синтеза
художественного и технического творчества
Для своей работы я выбрала «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Почему я выбрала именно этот модуль спросите вы? Отвечаю: «Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире. Частые и разнообразные вопросы: Зачем? Почему? Когда?
Экспериментально-опытная деятельность наших воспитанников не только позволяет познавать, но и развивает и элементарные математические навыки -одну из составляющих STEAM- системы. Во время опытов необходимо считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается».
Какой же результат я хотела получить?
1. Развить интерес у детей к самостоятельным исследованиям, открытиям.
2. Развить наблюдательность, любознательность.
3. Развить познавательные процессы: логическое мышления, восприятие, произвольное внимание, память, мелкую моторику, активную речь и обогатить словарный запас.
4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
5.Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
На основе этого определила цель работы: развитие у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию живой и неживой природы с помощью детского экспериментирования.
Проведя диагностику детей по разделам экологии, результат показал, что многие дети имеют «пробелы» в знаниях. Не все дети имеют прочные знания о разнообразии мира живой и неживой природы.
В связи с этим мною были поставлены задачи:
- Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
- Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.
- Показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.
Возникает вопрос – с чего начать?
Конечно же, первое – создать условия для опытно-экспериментальной деятельности. Ведь правильно оборудованная исследовательская лаборатория при правильном ее введении в образовательный процесс предоставляет возможность насытить занятия в детском саду экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытно – экспериментальной деятельности, сформировать начальные умения проведения самостоятельных исследований.
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, я распределила по разделам: «Песок», «Вода», «Воздух», «Камень». Они находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования рассчитан на детей, как среднего уровня развития, так и на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
В уголке экспериментирования имеются: как основное (разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; природный и бросовый материал; и т.д.) так и дополнительное оборудование (клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.)
Для успешного решения поставленных задач я использовала такие принципы работы как:
- принцип научности и доступности понятий;
- принцип краеведения;
- принцип природосообразности.
При этом использовала образовательные технологии:
- ИКТ – технологии (мультимедийные презентации)
- создано STEAM пространство группы;
- технологию исследовательской деятельности (технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем);
Под пристальным взглядом детей оказывается вода, семена, почва, воздух, растения и другие объекты. Экспериментируя с предметами, дети больше узнают также все об истории бумаги и свойствах бумаги, совершают пушествие в мир стеклянных предметов, узнают что такое ткань, и многих других предметах.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Как я это делаю?
2.Почему я это делаю именно так, а не иначе?
3.Зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получилось в результате?
Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале- простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки связей.
Примеры познавательных задач: Почему качаются деревья? Почему летом и весной идет дождь, зимой – снег? Почему рыба плавает? и т.д.
После принятия детьми познавательной задачи познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположение о возможном течении того или иного явления. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предложения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предложение детей; если они не выдвигают идет, их должен выдвинуть сам воспитатель.
На занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований»: опыты (экспериментирование);коллекционирование.
Для организации самостоятельной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Рассмотрим несколько примеров:
-Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
-Проблемная ситуация;
-«Чудесная коробочка» с предметами
Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.
В процессе экспериментальной деятельности дети получают возможно удовлетворить присущую им любознательность(почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными,исследователями,первооткрывателями.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о намерениях, целях (это научит его целепологанию, о том ,как ребенок достиг (он приобретает умение формировать выводы, рассуждая и аргументируя.
В рамках работы мною были проведены:
1) опыты и эксперименты с детьми:
- Опыты и эксперименты с водой.
«Какого цвета вода?»;
«Какой вкус у воды?»;
«Что будет с водой на морозе?»;
«Тонет - не тонет»;
«Что растворяется в воде?»;
- Опыты и эксперименты с воздухом.
«Что такое воздух?»;
«Игры с воздушным шариком и соломинкой»;
«Где может прятаться воздух?»;
«Есть ли воздух в воде?»;
«Воздух в аквариуме»;
«Воздух и запах»;
«Воздушные фокусы»;
«Давление воздуха и ветер».
- Опыты с камнями, песком.
«В царстве камней»;
«Собираем коллекцию камней»;
«Исследуем песок»;
«Песочные часы»;
Опыт «Взвешиваем песок»;
«Знакомство с глиной»;
«Из чего состоит почва?»;
«Есть ли в почве воздух и вода?»;
2) В работе с родителями были разработаны: консультация - детское экспериментирование в детском саду и рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях.
3) Сформирована картотека опытов и экспериментов.
Результаты работы, по формированию экологического сознания в процессе экспериментирования с живой и неживой природой, представленные на данной диаграмме говорят об успешно проведенной работе.
Можно сделать вывод, что экспериментирование в полной мере даёт детям возможность самостоятельно искать решение поставленных перед ними задач, пробовать, экспериментировать, ошибаться и получать неожиданные ответы на свои вопросы, ведь удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением, узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать собственные предположения и гипотезы.
Таким образом, с помощью STEAM – технологии дошкольники вникают в логику происходящих явлений, понимают их взаимосвязь, изучают мир системно и тем самым вырабатывают в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальный материал: К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КОНКУРСУ "ПЕДАГОГ ГОДА - 2020 " Педагогический опыт по теме: ««STEAM-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».
В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают зани...
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»
STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...
Семинар «СТЕМ-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: расширить знания педагогов по внедрению СТЕМ-технологий в ДОУФорма проведения: дистанционное (сделана рассылка на презентацию).План работы.1. История STEM.2. Особенности STEM, преимущества STEM ...
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...
STEM – технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста
использование STEM - технологии в образовательном процессе...
STEAM- технологии, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста
laquo;Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леон...
Семинар : «Стем - технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».
Основной проблемой 21 века является низкое качество образование в сфере точных наук и минимальная оснащенность материально-технической базы. Однако на государственном уровне делаются попытки повысить ...