Актуальный материал: К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КОНКУРСУ "ПЕДАГОГ ГОДА - 2020 " Педагогический опыт по теме: ««STEAM-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».
статья
В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают занимать конструирование, моделирование проектирование и робототехника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_doklad_ispr.doc | 324.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинска
Педагогический опыт по теме:
««STEAM-технология,
новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».
Банина Е.В., воспитатель
первой квалификационной категории
г. Райчихинск
2020г.
Актуальность представленного опыта
В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают занимать конструирование, моделирование проектирование и робототехника.
Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.
На данный момент заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации помогут STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.
Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее:
S – science, (естественные науки)
T –technology, (технология)
E – engineering, (инженерное искусство)
A – art, (творчество)
M – mathematics (математика).
Ведущая составляющая STEАM обучения - это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.
Направление реализации представленного опыта: повышение качества образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов современных методик детского исследования, которые характеризуются структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками, отражающейся в образовательной модели STEAM.
Преимущество STEAM технологий:
- Развивают любознательность.
- Помогают выработать инженерные навыки.
- Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
- Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
- Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.
Целью педагогического опыта является развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста в условиях применения STEАM-технологии в образовательной деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
1. Изменить концепцию подхода к построению занятий.
2.Осуществлять дифференцированный подход при проектировании образовательной деятельности.
3.Усовершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группового помещения для активизации исследовательского поведения воспитанников.
4.Освоить технику поддержания интереса воспитанников к проблеме эксперимента.
В первую очередь были определены необходимые условия для проведения работы с детьми:
1. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.
2. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
3. Определение основных форм работы с детьми.
4. Разработка алгоритма внедрения STEАM технологии в образовательную деятельность.
Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста строится исходя из следующих принципов:
1. Принцип научности;
2. Принцип целостности;
3. Принцип систематичности и последовательности;
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
5. Принцип доступности;
6. Принцип активного обучения;
7. Принцип креативности;
8. Принцип результативности.
Для успешной реализации данного опыта применяем парциальную модульную программу «STEM-образование детей дошкольного возраста» (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.).
Программа имеет несколько модулей:
- Дидактическая система Ф. Фрёбеля включает в себя:
- экспериментирование с предметами окружающего мира;
-освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;
- освоение пространственных отношений;
- конструирование в различных ракурсах и проекциях.
2. Экспериментирование с живой и неживой природой включает:
-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;
-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;
-формирование экологического сознания.
3. LEGO-конструирование развивает:
-способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщение, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
-свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);
-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
4. Математический модуль - это комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
5. Робототехника включает:
- развитие логики и алгоритмического мышления;
- формирование основ программирования;
- развитие способностей к планированию, моделированию;
- обработка информации;
- развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.
6. Мультистудия «Я творю мир» предполагает:
- освоение информационно-коммуникационных, цифровых и медийных технологий;
- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.
Погружение в STEAM-среду начали в средней группе с конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик), приобретали элементарные технические навыки и умения, знакомились с принципами инженерии.
В 2019-2020 учебном году работа с воспитанниками старшей группы осуществляется по 4 модулям (Дидактическая система Ф. Фрёбеля, экспериментирование с живой и неживой природой, LEGO-конструирование, математическое развитие).
В подготовительной группе планируем разработать и апробировать материал по остальным двум модулям (робототехника, мультистудия).
Применение STEAM-технологий невозможно без практического материала. В работе с детьми используем различных строительные наборы, конструкторы LEGO, математические игры, наборы для исследования которые при организации образовательного процесса, дают возможность приобщать детей к техническому творчеству.
В группе созданы тематические уголки: «Математический калейдоскоп», «Юные исследователи», «Инженерики», «Лего-мир».
Для дошкольников составлены методические разработки: «Лего-мир», «Умники и умницы», реализующее образовательный модуль «Математика».
Стараюсь использовать STEАM – технологию в любой образовательной деятельности. Например, при моделировании ситуации по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге. Дети выстраивают из конструктора путь из дома в детский сад, рассказывают, что они встречают на пути, какие пешеходные знаки стоят. Другой пример – квест-игра «В поисках клада». Дети любят разгадывать тайны, идти к цели выполняя логические задания, математические задачи и получить в результате желанный приз.
Опытно-экспериментальная деятельность по проекту «Юный исследователь» не только позволяет дошкольникам познавать окружающий мир, но и развивает и элементарные математические навыки - одну из составляющих STEM-системы. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Так в декабре успешно прошла «Неделя Почемучкина», где дети приняли участие в опытно-экспериментальной деятельности. Экспериментируя с предметами, ребята узнали об истории и свойствах бумаги, совершили путешествие в мир стеклянных предметов, узнали, что такое легкая пластмасса и ткань. Работа с каждым из объектов строится по принципу описания его свойств методами эксперимента; тренировкой и заучиванием новых, более сложных слов, характеризующих предметы и их свойства.
На базе нашего ДОУ ежегодно проходит исследовательская конференция среди дошколят «Юный исследователь», где мои воспитанники учатся защищать свои небольшие исследовательские проекты («Травянчик», «Как быстро вырастить лук» и др).
Для систематизации работы по формированию элементарных математических представлений детей среднего возраста сформирована картотека дидактических игр «Дары Фрёбеля».
Особое внимание уделяю работе с родителями. Для совместного развития предпосылок инженерного мышления подготавливаю консультации и рекомендации по организации совместных игр в домашних условиях на развитие логического и математического мышления. В рамках работы образовательного модуля «Математическое развитие» прошел семинар-практикум для родителей «Путешествие в страну математики», где родители на практике упражнялись в применении игровых приемов.
По результатам анкетирования родителей отмечено, что 48% детей придумывают фантастические постройки из ЛЕГО конструктора, 32% детей увлечены логическими играми. 80% родителей отметили, что приобретают игры на развитие инженерного мышления, пользуясь советами педагогов.
Опыт работы показывает, что чем теснее взаимосвязь с родителями, тем больше успехов у ребенка. Каждый успех ребенка, его достижения доводятся до сведения родителей, благодаря чему ребенок получает поддержку, похвалу от них, что важно для развития его уверенности, успешности.
Результативные параметры.
Добилась я положительных результатов? Да! Итоговые результаты на каждом возрастном уровне показывают положительную динамику.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила, что наибольший интерес для детей составляют игры с конструкторами и логические игры.
Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием STЕAM технологий.
Критерии оценки предпосылок развития инженерного мышления детей дошкольного возраста и показатели уровня их сформированности на сентябрь 2019г. и на март 2020г. показали, следующие результаты представленные в таблице:
№ | Критерий | Сентябрь 2019г. | Март 2020г. | ||||
В.у. | С.у. | Н.у. | В.у. | С.у. | Н.у. | ||
1 | Интерес к конструированию | 65% | 35% | 0 | 80% | 20% | 0 |
2 | Способности и умения конструировать | 33% | 59% | 8% | 48% | 50% | 2% |
3 | Развитие конструктивных, математических, логических способностей | 30% | 62% | 8% | 40% | 56% | 4% |
4 | Ориентация пространства | 58% | 42% | 0 | 62% | 38% | 0 |
5 | Развитие речи | 35% | 57% | 8% | 49% | 49% | 2% |
Анализ результатов показал, что на 15% у детей повысился интерес к конструированию, улучшились умения строить постройки и зарисовывать их схематично. На 4% улучшились показатели по ориентировке в пространстве. На 14% повысился высокий уровень развития речи. Дети правильно называют конструкторы, их детали, придумывают сказки по изготовленным моделям.
Результаты наблюдения показали, что критерием сформированности уровня инженерного мышления дошкольников в условиях применения STEM-подхода является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего познавательную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Формы распространения опыта: проведение педагогических мастерских в детском саду, совместных мероприятий с участием детей и родителей, рекомендации (памятки, буклеты) для родителей и педагогов. Делюсь опытом с педагогами и родителями на своем сайте https://nsportal.ru/banina-elena-vladimirovna
2019г. – провела мастер-класс для педагогов «Игры на развитие предпосылок инженерного мышления». 2020 г. - показ открытого мероприятия в старшей группе «Построим город для ЛЕГО-человечков», выступление на педагогическом совете по теме «Художественное конструирование как средство развития инженерного мышления у дошкольников».
Как писал в своей книге «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинский: «В окружающем мире – тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки». Умение мыслить логично, делать умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждение с определенными правилами – необходимое условие успешного развития детей в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»
STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...
Steam-образование,новая ступень в развитии детей дошкольного возраста
Данный материал будет интерес воспитателям и специалиалистам дошкольного учреждения....
Семинар «СТЕМ-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: расширить знания педагогов по внедрению СТЕМ-технологий в ДОУФорма проведения: дистанционное (сделана рассылка на презентацию).План работы.1. История STEM.2. Особенности STEM, преимущества STEM ...
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...
STEM – технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста
использование STEM - технологии в образовательном процессе...
STEAM- технологии, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста
laquo;Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леон...
Семинар : «Стем - технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».
Основной проблемой 21 века является низкое качество образование в сфере точных наук и минимальная оснащенность материально-технической базы. Однако на государственном уровне делаются попытки повысить ...