Инструментарий для выявления уровня развития регуляторных способностей.
учебно-методический материал

Уткина Нина Викторовна

Способы выявления регуляторных способностей

Способности - это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие лёгкость и быстроту обучения, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности (Б М. Теплов).

К регуляторным способностям относятся:

  • представление о том, как надо себя вести, следование правилам и нормам;
  • умение предвидеть опасную ситуацию, выходить из сложных, проблемных ситуаций;
  • соблюдать основные (элементарные) правила самоорганизации;
  • умение контролировать свое поведение, снимать эмоциональное напряжение;
  • умение действовать в соответствии с воспринятой и самостоятельно проанализированной внешней инструкцией (вербальной, знаково-символической, образно - двигательной);
  • умение соподчинять и контролировать свои желания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструментарий для  выявления  уровня  развития  регуляторных способностей

Способы выявления регуляторных способностей

Способности - это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие лёгкость и быстроту обучения, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности (Б М. Теплов). 

К регуляторным способностям относятся: 

  • представление о том, как надо себя вести, следование правилам и нормам;
  • умение предвидеть опасную ситуацию, выходить из сложных, проблемных ситуаций;
  • соблюдать основные (элементарные) правила самоорганизации;
  • умение контролировать свое поведение, снимать эмоциональное напряжение;
  • умение действовать в соответствии с воспринятой и самостоятельно проанализированной внешней инструкцией (вербальной, знаково-символической, образно - двигательной);
  • умение соподчинять и контролировать свои желания.  

В процессе взаимодействия ребенка с окружающими,  в игре,  при выполнении различных заданий происходит становление регуляторных способностей.

 Развитие регуляторных способностей происходит сначала во внешнем плане. Произвольная регуляция носит совместный с взрослым характер. Регуляция дошкольников в большинстве происходит в эмоциональной форме.

Регуляторные способности имеют многокомпонентное строение. Психологическая регуляция поведения и деятельности может происходить на эмоциональном и произвольном уровнях.

Эмоциональное принятие ситуации (и предлагаемых ею задач), выделение и освоение способов действия или правил поведения в ней становится для ребенка особой задачей, требующей освоения специальных средств и действий.

Произвольный компонент регуляции предполагает сознательное принятие и удерживание задачи, способа действия, приводящего к достижению результата - действия определенным образом, по правилу. Правила могут предлагаться ребенку в разных формах: в виде собственного поведения взрослого, выступающего в качестве образца, в виде словесной инструкции, в виде различных образных средств (картинок, знаков).

Однако развитие элементов произвольного поведения возможно и в дошкольном возрасте при выполнении деятельностей, которые специфичны и доступны дошкольнику. Это может быть выполнение детских видов деятельности (игра, конструирование и др.), адекватное поведение, действия с предметами, элементы трудовой деятельности и многое другое. Важно, чтобы способ выполнения деятельности, правила поведения или действий с предметами становились специальной задачей для воспитывающего ребенка взрослого.

Правила могут предлагаться ребенку в разных формах: в виде собственного поведения взрослого, выступающего в качестве образца; в виде словесной инструкции; в виде различных образных средств (картинок, знаков).

Развитие регуляторных способностей предполагает, проведение специальной образовательной работы, как с детьми, так и с окружающими их взрослыми. Развитие регуляторных способностей достигается в программе благодаря образовательной работе по всем разделам, благодаря особой позиции воспитателя, ориентированной на развитие детей, сотрудничество, личностно-ориентированное взаимодействие. В то же время, образовательная работа по разделу «Социальное развитие» ставит своей целью развитие саморегуляции детей и предполагает в результате развитие регуляторных способностей.

Однако развитие элементов произвольного поведения возможно в ходе игровой деятельности. Например:

Игра «Прогулка в лес»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, согласованности движений, внимания и воображения.

Ход игры:

Детей приглашают прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения педагога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр. Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.

Игра «Самолеты»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания

Ход игры:

Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме».

Педагог говорит:

- Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

- Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды воспитателя. Так делается несколько раз.

Игра «Сделай так же»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания

Ход игры:

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку. Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

б) елочку из треугольников:

в) узор из геометрических фигур:

г) композицию:

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец).
Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров. Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.  Это же задание усложняется. Каждому ребенку дается карточка с нарисованными не закрашенными кружочками. Ребенок должны их закрасить, ориентируясь на образец:
5 - красный
4 - синий
3 - желтый
2 - коричневый
1 – черный.
Выполнив работу, ребенок самостоятельно проверяют ее по образцу.

Инструментарий для выявления регуляторных способностей представлен в МКДО.

МКДО, мониторинг — мониторинг качества дошкольного образования РФ

Впервые создана целостная, научно обоснованная Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации, учитывающая социокультурные особенности российской системы образования и задающая единую методологическую основу федеральных, региональных, муниципальных, внутриорганизационных систем
оценки и мониторинга качества образования. Концепция операционализирует требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечивает необходимые условия для формирования единого образовательного пространства Российской Федерации.
Концепция построена на основе результатов национальных исследований качества дошкольного образования и представляет единые принципы и подходы к мониторингу качества дошкольного образования, формулирует требования к механизмам, процедурам и инструментарию мониторинга, описывает систему показателей качества
дошкольного образования и предлагает методы их оценивания Автор и руководитель проекта — Федосова И. Е.

 Система  показателей МКДО предусматривает уровни развития регуляторных способностей



Предварительный просмотр:

Инструментарий для  выявления  уровня  развития физкультурно-спортивных способностей  детей дошкольного возраста.

Определения уровня сформированности быстроты

Бег на 30 м

Предварительная работа. На беговой дорожке (ширина – 3 м, длинна 30 м) отмечают линии старта и финиша. На расстоянии 3 м от финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер.

Методика обследования. Инструктор проводит несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног: для детей 4-5 лет – наклоны, приседания; для детей 6-7 лет – комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары»:

  1. «Рисуем головой». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой в разные стороны (по 4 раза).
  2. «Рисуем локтями». И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам.

1-2 – круговые движения локтями вперед;

3-4 – круговые движения локтями назад (по 4 раза).

  1. «Рисуем туловищем». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, круговые движения туловищем сначала в лево, потом в право (по три раза).
  2. «Рисуем коленом». И. п. – одна нога, согнутая в колене, поднята и отведена в сторону, руки на поясе.

1-3 – круговое движение коленом левой (правой) ноги;

4 – вернуться в исходное положение (по три раза).

  1. «Рисуем стопой». И. п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательное движение стопой в разные стороны (по 8 раз).

После разминки детям 4-5 лет инструктор предлагает добежать до игрушки, а детям 6-7 лет до яркой стойки как можно быстрее («Представьте, что вы самое быстрое животное»). Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественный и качественный показатели. Воспитатель вызывает на старт двух детей – двух мальчиков или двух девочек – (остальные дети стоят или сидят на гимнастической скамейке). На старте дети принимают удобную им позу. Воспитатель подает команды: «Внимание» (поднимите флажок), «Марш» (опускает флажок). Во время бега дети подбадривают друг друга, называя по имени. На старт возвращаются шагом и делают вторую попытку.

Количественный показатель: время бега (мин).

Качественный показатель:

Младший возраст

  1. Туловище прямое (или немного наклонено).
  2. Выраженный момент «полёта».
  3. Свободное движение рук.
  4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры.

Средний возраст

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперёд-внутрь.
  3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 40-50°).

Старший возраст

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперёд-внутрь.
  3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60-70°).
  4. Прямолинейность, ритмичность бега.

Высокий уровень – соответствие всем показателям.

Средний уровень – соответствие трём показателям.

Низкий уровень – соответствие двум показателям.

Определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств

Прыжок в длину с места

Предварительная работа. В зале кладут мат и с боку мелом наносят разметку (через каждые 10 см на дистанции 2 м).

Методика обследования. С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра.

 Детям 4-5 лет предлагают попрыгать как зайчики (прыжки с продвижением в перед).

Дети 6-7 лет выполняют имитационное упражнение «Лыжник».

«Надели одну лыжу, другую (стопы поставили параллельно на расстоянии 15 см), взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях), поехали (ноги полусогнуты, движение согнутых рук вперед, назад), приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено), прыгают (полет, приземление: ноги на ширине плеч руки вперед).

После разминки инструктор предлагает детям 4-5лет встать около черты и перепрыгнуть через ручеёк на другой берег (мат); детям 6-7 лет – встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показатели), а также качественные показатели.

Каждый ребёнок делает 3 попытки.

Количественный показатель: длина прыжка (в см).

Качественные показатели:

Младший возраст

  1. И. п.: чуть присев на слегка расставленных ногах.
  2. Толчок: отталкивание одновременно двумя ногами.
  3. Полёт: ноги слегка согнуты положение рук свободное.
  4. Приземление: мягкое, на обе ноги.

Средний возраст

  1. И. п.:
  • ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;
  • полуприседания с наклоном туловища;
  • руки слегка отведены назад.
  1. Толчок:
  • двумя ногами одновременно;
  • мах руками вверх-вперёд.
  1. Полёт:
  • руки вперёд-вверх;
  • туловище и ноги выпрямлены.
  1. Приземление:
  • одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко;
  • положение рук свободное.

Старший возраст

  1. И.п.:ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;
  • полуприседание с наклоном туловища;
  • руки слегка отведены назад.
  1. Толчок:
  • двумя ногами одновременно;
  • выпрямление ног;
  • резкий мах руками вперёд-вверх.
  1. Полёт:
  • руки вперёд-вверх;
  • туловище согнуто, голова вперёд;
  • полусогнутые ноги вперёд.
  1. Приземление:
  • одновременно на обе ноги, вынесенные вперёд, с перекатом с пятки на всю ступню;
  • колени полусогнуты, туловище слегка наклонено;
  • руки движутся свободно вперёд – в стороны;
  • сохранение равновесия при приземлении.

Высокий уровень – соответствие всем показателям.

Средний уровень – соответствие трём показателям.

Низкий уровень – соответствие двум показателям.

Прыжок в высоту с места

Предварительная работа. В зале готовят измерительные ленты.

Методика обследования. Для разминки детям 5 лет предлагают попрыгать как зайчики, на месте, у детей 6-7 лет спрашивают, какое животное самое «прыгучее», и предлагают попрыгать как кенгуру, и дотронуться до предмета, который подвешен над головой.

Измерительная лента одним концом крепится на поясе ребенка, другой конец в кассете, лежащей на полу. Прыгая вверх, ребёнок вытягивает ленту из кассеты на длину прыжка. Инструктор делает замер. Ребёнок совершает три подскока. Лучший результат фиксируется в протоколе.

Количественный показатель: высота подскока (в см).

Бросок набивного мяча

Предварительная работа. В зале делают разметку от линии, обозначенной вдоль мата через 50 см на расстоянии 5 м). Говорят 3 набивных (медицинских) мяча весом 500 г для детей 4-5 лет и 1000 г для детей 6-7 лет.

Методика обследования. В вводную часть для детей 4-5 лет включают ходьбу на высоких четвереньках, для детей 6-7 лет – отжимания от пола (для мальчиков – на прямых ногах, для девочек – на согнутых в коленях).

Ребёнок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из И. п.: ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результата фиксируется в протоколе. Количественный показатель: дальность броска (в см).

Метание мешочка с песком

Предварительная работа. На спортивной площадке мелом размечают дорожку (каждые 50 см на дистанции 2 м). Готовят 3 мешочка с песком весом 200 гр, мел.

Методика обследования. После разминки инструктор предлагает ребёнку из И. п.: стоя, одна нога впереди, другая на расстоянии шага, рука с мешочком за головой произвести 3 броска каждой рукой. Осуществляется замер после каждого броска и лучший результат заносят в протокол. В нем фиксируются количественные и качественные показатели.

Количественные показатели: дальность броска (в см).

Качественные показатели:

Младший возраст

  1. И. п.: стоя лицом в направлении броска ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
  2. Замах небольшой поворот вправо.
  3. Бросок: с силой.

Средний возраст

  1. И. п.: стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч;
  • предмет в правой руке на уровне груди.
  1. Замах:
  • поворот туловища вправо, сгибая правую ногу;
  • одновременно правая рука идет вниз-назад;
  • поворот в направлении броска, правая рука – вверх-вперёд.
  1. Бросок:
  • резкое движение руки вдаль-вверх;
  • сохранение заданного направления полета предмета.

Старший возраст

  1. И. п.:стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди, правая – на носок;
  • правая рука с предметом на уровне груди.
  1. Замах: поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенеся на нее вес тела;
  • разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз-в сторону;
  • перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть – вверх.
  1. Бросок: продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить;
  • хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль-вверх;
  • сохранять заданное направление полета предмета.

Высокий уровень – соответствие всем показателям.

Средний уровень – соответствие трём показателям.

Низкий уровень – соответствие двум показателям.

Определение уровня сформированности гибкости

Предварительная работа. Готовят гимнастическую скамейку сантиметровую ленту, флажок.

Методика обследования. С целью повышения подвижности в суставах в качестве разминки используют упражнения выполняемые, из разных исходных положений с большой амплитудой: коснуться пальцами пола при наклоне; коснуться пальцами стоп при наклоне из положения сидя; коснуться пальцами пятки при повороте стоя на коленях; прокатить мяч руками как можно дальше их положения, сидя ноги в стороны; поднять прямые руки как можно выше из положения лёжа на животе.

Затем инструктор предлагает ребёнку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает ребёнка за колени, а инструктор измеряет величину наклона от края скамейки до третьего пальца опущенных рук. Ребёнок делает 2 попытки.

Количественный показатель: величина наклона (в см).

Определения уровня сформированности выносливости

Предварительная работа. Готовят дорожку вокруг детского сада, отмеряют дистанцию для детей 5 лет – 90 м, 6 лет – 120 м, 7 лет – 150 м.

Методика обследования. Инструктор проводит с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе со взрослым «стайкой» бегут к линии финиша.

Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.

Определения уровня сформированности ловкости

Предварительная работа. На беговой дорожке выделяют 10-метровый отрезок: на старте – 2 мешочка с песком весом 200 г, на финише – стул. Для младшей группы дистанция не более 5 м.

Методика обследования. Инструктор дает задание – пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежит к финишу. Инструктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Предусмотрены две попытки.

Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.

Оценка функции равновесия

Предварительная работа. Готовят секундомер и протокол.

Методика обследования. Инструктор предлагает игровое задание:

  • детям 4 лет надо изобразить «Паровозик»
  •  (И. п.: стопы на одной линии, пятка правой (левой) ноги касается носка левой (правой) ноги, руки вдоль туловища);
  • детям 5 лет изобразить «Балерину» (И. п.: стоя на носках, руки на поясе);
  • детям 6 лет изобразить «Цаплю» (И. п.: стоя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90°).

Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.

Оценка координации движения

Предварительная работа. Готовят мячи диаметром 20 см.

Методика обследования. Инструктор предлагает детям 5-6 лет подбрасывать мяч, не сходя с места; детям 7 лет – отбивать мяч, не сходя с места.

Количественный показатель: количество бросков и ударов: 5 лет (15-25); 6 лет (25-40); 7 лет (35-40).

Чтобы результаты диагностики физической подготовленности были доступны родителям, на каждого ребенка заводится «Паспорт здоровья», в котором даётся оценка социального, физического и психического здоровья ребёнка.



Предварительный просмотр:

Инструментарий для  выявления  уровня  развития  способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Интеллектуальные способности относятся к   познавательным, умственным способностям, являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.

Диагностический комплекс Л.А. Венгера «Развитие» представлен: педагогической диагностикой детей от 3-х до 7-ми лет, диагностикой умственного развития детей старшего дошкольного возраста, рекомендациями по выявлению умственной одаренности детей дошкольного возраста.

Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика "Перцептивное моделирование".

Цель: выявление уровня развития перцептивных действий.

Описание: ребенку предлагается сложить фигуру, состоящую из деталей геометрической формы, в соответствии с данным образцом. Для правильного выполнения задания ребенок должен уметь различать разнообразные геометрические фигуры (треугольники разной формы, квадраты и др.) и правильно располагать их в пространстве (в соответствии с образцом).

Тест «Перцептивное моделирование» Л.А. Венгера. Тест для детей 5 -7 лет. Этот тест дает возможность рассмотреть не только результат мыслительной деятельности ребенка, но и процесс решения задачи.

Стимульный материал: нарисованные круги и квадраты, а также отдельные части этих фигур, из которых надо составить либо круг, либо квадрат. На первые три фигуры нанесены линии, делящие изображения предметов, далеких друг от друга, например, одежда и транспорт. Могут быть использованы и картинки из лото, и вырезки из журналов, и рисунки — важно только, чтобы они были одинаковыми по цвету (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и размеру. Количество картинок в каждой группе должно быть одинаково, то есть 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д.

Анализ результатов. Данный тест выявляет уровень развития словесно-логического мышления детей. Именно поэтому так важно, чтобы дети самостоятельно сформулировали заданный принцип классификации. Время работы практически не ограничивается, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5-7 минут (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности, время может быть увеличено до 8-10 минут). Главное внимание обращают на характер работы и количество ошибок. Мы можем говорить о норме, то есть о среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2-3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее. Однако в случае, если ребенок допускает больше пяти ошибок, можно говорить о том, что он не смог понять принципа, по которому ему надо разложить картинки. Об этом же говорит и хаотичный расклад, когда дети, не задумываясь, кладут карточки то в одну, то в другую группу. В этом случае работа может быть прервана, и взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: "А зачем же ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут волк, тигр, лев, то есть только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь - животное домашнее, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, осел". После этого классификацию доводят до конца, но не оценивают. Для диагностики (уже не только интеллекта, но и обучаемости) ребенку дают другой набор карточек, и в этом случае работу не прерывают даже тогда, когда он допускает ошибки. Об интеллектуальных дефектах (задержке, снижении интеллектуального уровня) можно говорить в том случае, если ребенок и после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать разложенные группы картинок (в этом случае можно говорить о нарушении именно словесного мышления). Для подтверждения этого диагноза через какое-то время (день-два) ребенку можно предложить провести более легкую классификацию (например, овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 1,5-5 лет.

Диагностика степени овладения действием идентификации

Цель: выявление степени овладения действием идентификации.

Описание: методика представляет собой поиск ребенком цветового объекта, идентичного образцу, в цветовой матрице из 49 элементов (задания на выбор цветовых объектов). Ребенку предоставляется лист, на котором определенным образом расположены квадраты (5 цветов, каждый цвет имеет 5 оттенков). Педагог  по очереди предъявляет квадраты и ребенок на своем листе должен будет показать предъявляемый квадрат.

Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам.

Описание: ребенку предоставляются предметные картинки и несколько коробочек с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект (пр.: мяч, помидор; электрическая лампа, гитара и пр.) и положить в нужную коробку.

Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления.

 

Методика "Схематизация" (или "Лабиринты")

Цель: исследование уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.

Описание: в методике детям предлагается на основе использования условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек.

Педагог: на рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к каждому домику ведут свои дорожки. Ребенок получает лист со схемой пути. Необходимо найти дорожку, как на данной схеме.

Материал: листы со схемами, на каждом из которых изображена полянка с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Детям предлагается отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.

Инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно найти правильно один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик». Психолог смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и при необходимости объясняет и исправляет ошибки.
«Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно правильно найти домик по письму. Но письмо здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». При этих словах взрослый проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Диагностика степени сформированности действий логического мышления

Цель: выявление уровня развития логического мышления

Описание: Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты пусты, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда.

 «Нарисуй человека» Тест Ф. Гудинаф

Описание: Тест интеллекта, предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков, предложен Ф. Гудинаф в 1926 г. 
Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше, время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом.

Материал: Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш.

Инструкция: Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»), по ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок. По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения. Тестирование — предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников — исключительно индивидуальное.

Обработка: Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. 
За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию — 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.
 

Методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант»

Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Диагностические возможности методики:

• Выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи.

• Выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально- волевой сферы.

• Выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких движений.

Условия проведения: Методика проводится фронтально. Каждому ребенку выдается тетрадный лист, в клеточку, с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости - дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

Инструкция: Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. А я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно проводить линию. ….

Оценка производится по следующей шкале:

 точное воспроизведение узора (неровность линии, «дрожащая линия», «грязь» и т. п. не учитываются) - 4 балла;

 воспроизведение, содержащее ошибки в одной линии - 3 балла;

 воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла;

 воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором - 1 балл;

 отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех составляющих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из 3 оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может коле6аться в пределах от 0 до 16 баллов. Итоговые уровни: 0-5 баллов - низкий уровень; 6-10 баллов - средний уровень; 11-16 баллов - высокий уровень.

Методика диагностики уровня интеллектуальных способностей НИ. Гуткиной «Сапожки».

Цель: определение уровня развития операции обобщения, умения классифицировать предметы по существенным признакам или подводить под общее понятие у  детей 6-7 лет.

Оборудование: Ребенку  предлагается таблица, содержащая предметную картинку (собака, человек, птица) с наличием или отсутствием одного признака – сапожек на ногах. Если есть сапожки – картинка обозначается цифрой «1», если нет – цифрой «0». Таблица из цветных картинок содержит: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые "загадки", которые испытуемый должен разгадать путем кодирования.

Инструкция: «Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначить цифрой "О", а если в сапожках, то цифрой "1". Запомнил? Повтори, пожалуйста". После повторения правила испытуемому предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы, как этап закрепления выученного правила. Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему так. В случае ошибки, педагог анализирует характер ошибок, просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы) , добивается стопроцентного результата. На закрепляющем этапе определяется скорость обучаемости ребенка, т.е. показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач.

Вторая инструкция к «разгадыванию загадок» дается педагогом  тогда, когда он уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили. "Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. "Отгадать загадку" — значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами "О" и "1". После первой загадки, даже если была допущена ошибка, предлагается решить следующую.

При проведении используется повторное возвращение к предыдущим загадкам. При «отгадывании», для уточнения характера обобщения, педагог просит ребенка объяснить, почему обозначено именно так. При этом, на всех этапах работы, первые две строчки таблицы должны быть открыты.

Обработка: В ходе диагностики ведется протокол с фиксацией правильных ответов, ошибок и объяснений ребенка и вопросы и замечания педагога.

Данная методика носит клинический характер и не имеет нормативных показателей. Полученные результаты интерпретируются с точки зрения особенностей развития у ребенка процесса обобщения.

 Методика исследования словесно-логического мышления  (по Й. Ерасеку).

Цель: определение уровня развития словесно-логического мышления как компонента интеллектуальных  способностей, определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли. (Й. Ерасек)

Оборудование: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

Проведение: ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».

Вопросы

Правильный ответ

Неправильный ответ

Другие ответы

Какое из животных больше - лошадь или собака?

0

-5

Утром люди завтракают. А вечером?

0

-3

Днем на улице светло, а ночью?

0

-4

Небо голубое, а трава?

0

-4

Яблоки, груши, сливы, персики – это что?

+1

-1

Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

Города +1

-1

Станции 0

Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…

Спорт, физкультура +3

0

Игры, упраж. +2

Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь ?

Щенок, жеребенок +4

- 1

Кто-то один щенок или жеребенок 0

Почему у всех автомобилей тормоза?

2 причины из: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1

-1

Названа одна причина

0

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

2 общих признака +3

0

Назван один признак +2

Чем различаются гвоздь и винт?

У винта нарезка +3

0

Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2

Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?

На кошку (с выделением признаков подобия) 0

На курицу - 3

На кошку (без выделения признаков подобия) – 1

Чем похожи друг на друга белка и кошка?

2 признака +3

0

1 признак +2

Какие ты знаешь транспортные средства?

3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4

Ничего не названо или неправильно 0

3 наземных средства

Чем отличается молодой человек от старого?

3 признака +4

0

1-2 признака +2

ИТОГО:

Обработка: У педагога  ключ. Ответы оцениваются по 3 параметрам: правильно, неправильно, другой ответ.

Ответ считается правильным, если он достаточно разумен и отвечают смыслу поставленного вопроса.

I уровень – 24 и более – очень высокий

II уровень – от 14 – 23 - высокий

III уровень – от 0 –13 - средний

IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий

V уровень – (-11) и менее – очень низкий


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий для выявления уровня физического развития дошкольников

Перечень упражнения для выявления того или иного физического качества дошкольника...

Инструментарий для выявления уровня освоения образовательной области "Музыка" детьми всех возрастных групп

В материале представлен инструментарий для проведения диагностики по Музыке по ФГТ...

Методика по выявлению уровня развития творческих способностей у воспитанников ДОУ.

Методика по выявлению уровня развития творческих способностей у воспитанников ДОУ....

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...

Инструментарий для проведения диагностики по выявлению уровня развития математических способностей у детей средней группы.

Данная диагностика предназначена для детей среднего возраста и направлена на выявление уровня развития математических способностей дошкольников....

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....