Методика по выявлению уровня развития творческих способностей у воспитанников ДОУ.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Методика по выявлению уровня развития творческих способностей у воспитанников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposobnosti.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение «Православный детский сад № 1»
Централизованной религиозной организации «Смоленская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Методика по выявлению уровня развития творческих способностей у воспитанников ДОУ.
Для выявления уровня развития творческих способностей используются диагностические методики, ориентированные на средний и старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогают выявить особенности психики одного ребенка и или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.
При определении уровня развития творческих способностей можно использовать тесты, предложенные автором Э.П. Торренсом.
Цель диагностики: развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии.
Задачи:
- Развитие потребности познания окружающего мира, познавательной активности, любознательности.
- Развитие воображения и фантазии.
- Развитие качеств творческого мышления дошкольников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность.
Учитывая специфику возраста, лучше всего предать тестам-заданиям по возможности игровую форму. Для выполнения с детьми данной диагностики педагог должен создать атмосферу творчества и сотрудничества. Это повысит желание детей выполнять работу, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы, разнообразных педагогических стимулов, способствует развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.
1. Для выявления творческих способностей была проведена тест-игра «Незаконченный рисунок» или «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов. (5 – высокий, 5 средний)
2. Для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации проводился тест под названием «Домик». Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец. Здесь оценивается твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта, а также техника исполнения, умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим.
При обработке результатов обращали внимание на :
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом
3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру
4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх
5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора. (3 – высокий, 7 – средний)
3. Для исследования образной креативности можно использовать тест «Дорисовывание»
Цель теста: изучить параметры творческого мышления. Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными рядами одинаковых контурных изображений и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.
Оценка результатов: каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы). При обработке данных учитывается: оригинальность, гибкость, беглость. Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга. Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений. Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В данном тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл. (2- высокий, 6- средний, 2- низкий)
4. Диагностика коммуникативных умений ребёнка. Цель: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какие карандаши использовать в работе, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей. Педагог анализирует, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:
умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается. (6- высокий, 4 – средний).
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (до 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (до 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (до 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности "
Система работы по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности....
Инструментарий для проведения диагностики по выявлению уровня развития математических способностей у детей средней группы.
Данная диагностика предназначена для детей среднего возраста и направлена на выявление уровня развития математических способностей дошкольников....
Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей второй младшей группы «Творческая мастерская»
Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...
Инструментарий для выявления уровня развития регуляторных способностей.
Способы выявления регуляторных способностейСпособности - это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряд...
Исследовательская работа по выявлению уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста. Для проведения сравнительного анализа, провели констатирующий эксперимент с отобран...
Диагностические методики на выявление первоначального уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: констатирующий этап проектной деятельности
Перед началом работы по реализации педагогического проекта нам необходимо узнать первоначальный уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в связи с этим целью конст...
Методики для выявления уровня развития общения у детей старшего дошкольного возраста
Методики для выявления уровня развития общения у детей старшего дошкольного возраста...