Диагностический инструментарий по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
материал

Баданина (Галкина) Наталья Станиславовна

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Показатели

Диагностические методики

Отношение        детей        к  экспериментальной

деятельности

Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к

экспериментальной деятельности.

Уровни сформированности экспериментальной

деятельностью

Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показательного овладения детьми экспериментальной деятельностью (по А. И. Ивановой)

Уровень        развития  любознательности,

познавательной активности

Мини тесты «Изучение познавательной инициативы».

«Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целепологание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Познавательное

Самостоятельно

Самостоятельно

Действует        планомерно.

Формулирует в речи

отношение

видит        проблему.

планирует

Помнит о цели работы на

достигнут        результат

устойчиво.        Ребенок

Активно высказывает

предстоящую

протяжении        всей

или        нет,        замечает

проявляет

предположения.

деятельность.

деятельности. В диалоге

неполное

инициативу        и

Выдвигает гипотезы,

Осознанно        выбирает

со взрослым поясняет ход

соответствие

творчество        в

предположения,

предметы        и

деятельности.        Доводит

полученного

Высокий

решении

проблемных задач.

широко        пользуясь

аргументацией        и

материалы        для

самостоятельной

дело до конца.

результата        гипотезе.

Способен

доказательствами.

деятельности        в

устанавливать

соответствии        с        их качествами, свойствами, назначениями.

разнообразные временные, последовательные

причинные        связи. Делает выводы.

В большинстве

Видит        проблему

Принимает        активное

Самостоятельно        готовит

Может

случаев ребенок

иногда

участие        при

материал        для

формулировать

проявляет активный

самостоятельно,

планировании

экспериментирования,

выводы

познавательный

иногда с небольшой

деятельности

исходя из их качеств и

самостоятельно        или

интерес

подсказкой

совместно        со

свойств.        Проявляет

по        наводящим

взрослого.        Ребенок

взрослым.

настойчивость        в

вопросам.

высказывает

достижении результатов,

Аргументирует свои

предположения,

помня о цели работы.

суждения        и

Средний

выстраивает гипотезу

самостоятельно или с

пользуется

доказательствами        с

небольшой помощью

помощью взрослого.

других (сверстников

или взрослого)

Познавательный

Не всегда понимает

Стремление        к

Забывает        о        цели,

Затрудняется сделать

интерес неустойчив,

проблему.

самостоятельности не

увлекаясь        процессом.

вывод        даже        с

слабо выражен.

Малоактивен        в

выражено. Допускает

Тяготеет к однообразным,

помощью        других.

выдвижении идей по

ошибки при выборе

примитивным действиям,

Рассуждения

решению проблемы.

материалов        для

манипулируя

формальные,

С трудом понимает

самостоятельной

предметами. Ошибается в

псевдологические,

Низкий

выдвинутые другими

детьми гипотезы.

деятельности        из-за

недостаточного

установлении        связей        и

последовательностей (что

ребенок

ориентируется        на

осознания их качеств

сначала, что потом).

внешние,

и свойств.

несущественные

особенности

материала, с которым

он        действует        не

вникая        в        его

подлинное

содержание.

Диагностическое задание 1.

По методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла. Чем больше баллов тем выше уровень.

Диагностическое задание 2.

Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показательного овладения детьми экспериментальной деятельностью (по А. И. Ивановой)

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как   часто   ребенок   подолгу   занимается        в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими

ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно; 17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Диагностическое задание 3.

«Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

 «Игровое упражнение «Да - Нет»

Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это? Что можно с ним сделать чтобы определить его свойства , качества, признаки?»

Качественный и количественный анализ вопросов:

  • Оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям « продуктивность» и «уровень вопроса»
  • общее количество
  • ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий для выявления уровня физического развития дошкольников

Перечень упражнения для выявления того или иного физического качества дошкольника...

Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников

Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...

Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью...

Диагностический материал для выявления уровня сформированности экологических знаний у дошкольников

Диагностические методикипо экологическому воспитанию (модификация методик Цветковой И. В., Николаевой С.Н.)  Методика "Знатоки природы"Цель: определить уровень сформированности эко...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических знаний(по возрастам)

Диагностика (на разный возраст) по экологическому воспитанию дошкольников. Методика О. А. Соломенниковой....