Инструментарий для выявления уровня освоения образовательной области "Музыка" детьми всех возрастных групп
учебно-методический материал на тему
В материале представлен инструментарий для проведения диагностики по Музыке по ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 185.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инструментарий разработан на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Пояснительная записка
Диагностика музыкальных способностей – необходимый и продуктивный раздел работы педагогов дошкольного образования. В результате анализа индивидуальных диагностических данных педагог может значительно быстрее, чем в процессе обычных коллективных занятий, изучить группу детей, а также выявить степень продвижения детей в конце каждого учебного года занятий, как в плане развития способностей, так и уровня достижений в том или ином виде музыкальной деятельности.
Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, необходимы постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития.
Диагностика музыкальных способностей, проводимая в начале, конце учебного года, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятия.
Каждая способность оценивается по своим критериям.
Уровень музыкального развития выводится на основе количества полученных уровневых оценок по принципу среднего балла.
Результаты диагностики отражаются в:
- графике развития детей
- сравнительной таблице результативности работы за определенный период;
По результатам диагностики пишется аналитическая справка, а в конце года самоанализ.
Уровневые оценки:
Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако, ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – малоэмоционален; спокойно относится к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.
Общий уровень музыкального развития выводится на основе полученных уровневых оценок по основным критериям.
Диагностические задания для второй младшей группы
Что изучается? | Дидактические игры, задания, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки | |
Развитие | Слушание | |||
музыкальнохудожественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству | 1. Прослушивание музыкальных композиций разного характера. Материал: Е. Тиличеева «Марш», А. Гречанинов «Колыбельная», р. н. м. «Как у наших у ворот» в обр. И.Михайловой | Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлагается выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту:
| 3 балла - ребенок слушает музыкальное произведение до конца, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно отвечает на вопрос 2 балла - ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, но не дослушивает до конца произведение, отвлекается, затрудняется ответить на вопрос 1 балл - ребенок не проявляет эмоциональной отзывчивости, интереса, желания включиться в музыкальную деятельность, отказывается отвечать, молчит. | |
2. Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Птицы и птенчики». Материал: «Птицы и птенчики» муз. Е.Тиличеевой; иллюстрации с изображением птичек | Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение «Птицы и птенчики». Вопросы:
| 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание. 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием | ||
3. Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Громко - тихо». | Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение, определить, когда оно звучит громко, а | 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопрос. |
Материал: «Громко - тихо», музыка Г.Левкодимова | когда тихо. Вопрос: - Всегда ли музыка звучит одинаково? Затем предлагает еще раз прослушать музыкальное произведение, прохлопать в ладоши «тихо», когда музыка звучит тихо, и «громко», когда музыка звучит «громко» | 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием | |
Пение | |||
1. Узнай и спой песенку по картинке Материал: Карточки-картинки, отражающие содержание песен из музыкального репертуара второй младшей группы | Педагог предлагает ребенку разглядеть карточки-песенки, выбрать из них понравившуюся, рассказать, о чем будет петь, и спеть песенку, которой подходит эта картинка. | 3 балла - ребенок выбирает картинку, называет песенку, поет 1 куплет или припев 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью педагога 1 балл - не может и/или не хочет выполнить задание | |
2. Исполнение знакомой песни. Материал: «Петушок», русская народная песня | Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает спеть эту песню вместе с ним. Примечание. Если ребенок затрудняется или не знает предлагаемую песню, педагог предлагает ему исполнить любую песенку, которую он знает | 3 балла - ребенок исполняет предлагаемую педагогом песню, не отставая и не опережая других 2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением. 1 балл - ребенок затрудняется исполнить песню, которую предлагает сам; отказывается выполнять задание | |
Музыкально-ритмические движения | |||
1. Выполнение движений, соответствующих характеру музыки. Материал: русские народные плясовые мелодии («Ах вы, сени», «Барыня», «Из- под дуба» и т.п.) | Педагог побуждает детей под музыку выполнять движения по показу: кружиться по одному и в парах, притопывать попеременно ногами, выполнять вращение кистями рук | 3 балла - ребенок двигается ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, правильно и с удовольствием выполняет танцевальные движения 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. |
1 балл - ребенок не справляется с заданием, отказывается его выполнять | |||
2. Пляска и игра с погремушками Материал: «Пляска и игра с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой, погремушки по количеству детей | Педагог раздает погремушки и приглашает детей потанцевать. Педагог марширует, звеня погремушкой, кружится, прячет погремушку за спиной, бегает по кругу, отстукивает ритм ножкой погремушки, сидя на корточках | 3 балла - ребенок увлеченно танцует, точно повторяя за педагогом движения 2 балла - ребенок без остановки бегает и звенит погремушкой, не меняет движений вместе с педагогом. 1 балл - ребенок отказывается выполнять задание | |
Игра на детских музыкальных инструментах | |||
Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Кого встретил колобок?» Материал: картинка «Колобок на лужайке», карточки- картинки с изображением персонажей сказки, дудочка, металлофон, бубен, погремушка, барабан | Педагог вместе с детьми вспоминает сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Педагог предлагает прослушать, кто идет по лесу, при этом образ колобка передает металлофон (колобок перекатывается - мелодия постепенно то поднимается, то опускается), зайчика- барабан (идет по лесу зайчик, бьет в барабанчик), волка - погремушка (волк по лесу бежит, погремушкою гремит), медведя - бубен (медведь идет, в бубен лапой бьет), лисичку - дудочка (лисичка хитрая, ласковым голоском говорит, будто дудочка поет) После того, как педагог сыграет на инструменте, ребенок определяет, какой персонаж был озвучен, и вставляет в окошечко картинку с данным персонажем | 3 балла - ребенок правильно определяет персонажа и называет музыкальные инструменты 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
I Не справился с заданием | 1 | |||
3. Выявить умение ребенка находить движения, жесты для передачи игрового образа (заяц, медведь, кошечка) | Педагог предлагает ребенку отправиться в лес (в гости к бабушке) А в лесу (у бабушки) мы встретили медведя (зайца, кошечку) Ребенку предлагается изобразить того, кого он встретил. | III Ребенок самостоятельно двигается, выполняя движения, жесты, характерные для данного образа. II Педагог предлагает еще раз прослушать пьесу, обсуждает с ребенком характер музыки «какая музыка рассказала нам о кошечке, зайчике, мишке» дает словесную характеристику движениям и жестам персонажа и просит ребенка показать. I Не справился с заданием | 3 2 1 | |
4. определить способность детей «обследовать» предложенные инструменты | Педагог вносит музыкальные инструменты в музыкальный уголок и наблюдает за детьми в течение нескольких дней. | III Ребенок подходит часто к игрушкам и пытается «поиграть» на них II Ребенок подходит по просьбе воспитателя и сам пытается «поиграть» I Ребенок не подходит к инструментам вообще. | 3 2 1 |
Средняя группа
ВОСПРИЯТИЕ | ||||
Цель | Методика выявления | Уровни | Баллы | Оборудование |
1.Выявить умение ребёнка эмоционально отзываться на музыку контрастного характера (плясовая - колыбельная) | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями | III Ребёнок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлечённо слушает, просит повторить. II Ребёнок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций. I Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь | 3 2 1 | |
2. Выявить умение ребенка слышать двухчастную музыку. | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит рассказать, как звучала музыка. | III Ребенок самостоятельно определяет характер, отмечая, что в начале музыка звучала весело, легко, а затем она стала сердитой, громкой. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие вопросы «Как звучала музыка в начале? (весело, легко) А какой она стала потом?» (громкой, сердитой) II Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки и определить кто танцует вначале, а кто в конце. Играет первую часть пьесы и спрашивает «Какая музыка?» «Чей это танец?», ребенок отвечает, педагог играет вторую часть музыки и задает тот же вопрос. Затем педагог просит ребенка под веселую, легкую музыку похлопать или поскакать, а под громкую, тяжелую - потопать или пройтись, как мишка. I Не справился с заданием. | 3 2 1 | Картинка с изображением мишки и зайчика. |
3. Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, (методика Э. Костиной) | Педагог говорит ребенку, что сегодня утром он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка - мама (играет), а вот так ей отвечал сынок (играет) Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий-высокий- низкий) | III Ребенок определяет звуки самостоятельно, либо с незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет их «голоса». Затем предлагает послушать, чей голос звучит? II Педагог: «Птичка - мама пела низким голосом. Посади птичку на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и послушай, как она звучит.. .а птенчик поет «высоким голосом, посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовёт?» I Не справился с заданием | 3 2 1 | Дерево, игрушки: птичка и птенчик, металлофон |
4. Выявить умение ребенка отмечать начало и конец музыкального произведения. | Педагог предлагает ребенку поиграть с «музыкальной» игрушкой. Когда музыка звучит - игрушка «оживает» (прыгает, танцует, идет) | III Ребенок справился с заданием II Ребенок частично справился с заданием I Не справился с заданием | 3 2 1 | Игрушки: зайчик, мишка, кукла |
ПЕНИЕ | ||||
1 Выявить умение ребенка петь без крика | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку. | III Ребенок поет без крика II Педагог обращает внимание на птичку, которая прилетела послушать песенку и просит спеть, чтобы «птичка не испугалась» I Не справился с заданием | 3 2 1 | |
2. Выявить умение ребенка одновременно с другими детьми начинать и заканчивать песню. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню вместе с детьми | III Ребенок одновременно с другими детьми начинает петь после вступления и заканчивает петь вместе со всеми. II Педагог обращает внимание ребенка, что начинать и заканчивать песню нужно одновременно с другими детьми и предлагает еще раз исполнить песню, показывая ребенку, когда нужно начинать петь, а когда нужно начинать петь, а когда закачивать (взмах рукой, кивок головы и т. п.) | 3 2 |
I Не справился с заданием | 1 | |||
3. Выявить умение ребенка петь с музыкальным сопровождением и с поддержкой взрослого. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню (поет вместе с ребенком и играет на инструменте) | III Ребенок исполняет песню целиком II Ребенок пропевает отдельные фразы или отдельные слова I Не справился с заданием (не поет вообще) | 3 2 1 | |
4. Выявить умение ребенка петь без музыкального сопровождения, но с голосом взрослого. | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку (без музыкального сопровождения) | III Ребенок исполняет песню целиком II Ребенок подпевает отдельные фразы или отдельные слова I Не справился с заданием (не поет вообще) | 3 2 1 | |
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ | ||||
1 Выявить умение ребенка менять движения на смену двухчастной музыки | Педагог исполняет произведение 2х частной формы и предлагает ребенку определить характер и подвигаться в соответствии с характером. | III Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки. II Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит мучит музыка в начале. Она идет или бежит? А как потом?...» И предлагает показать это под музыку, I Не справился с заданием (не поет вообще) | 3 2 I | |
2. Выявить умение ребенка ритмично маршировать и выполнять простейшие плясовые движения. | Педагог предлагает прослушать музыку, затем снова исполняет произведение и предлагает ребенку пошагать, выполнить притопы, ритмичные хлопки. | III Ребенок самостоятельно ритмично марширует и чётко выполняет плясовые движения II Педагог просит ребенка пошагать, топать или хлопать четко под музыку, «вместе с музыкой», «прислушиваясь, как музыка шагает, топает, хлопает» 9можно предложить ребенку выполнить движения вместе с педагогом) I Не справился с заданием | 3 2 1 | |
3. Выявить умения ребенка ориентироваться в | Педагог исполняет произведение и предлагает детям подвигаться в хороводе и | III Ребенок двигается по кругу, или в паре, соблюдая дистанцию, согласуя свои движения с партнером II Педагог дает словесные указания «Иди по кругу, | 3 |
пространстве (двигаться в хороводе, в парах) | парами | соблюдая расстояние.. .иди рядом со своим дружочком...хлопай вместе со своим дружочком и т.д.» I Не справился с заданием | 2 1 | |
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ | ||||
1 Определить заинтересованность ребенка к музицированию на детских муз. инструментах | Педагог: Ребята, к нам сегодня в гости пришёл Петрушка с музыкальными инструментами. Петрушка хочет показать, как он весело умеет играть на этих инструментах | III Ребенок эмоционален, начинает хлопать или выполняет другие движения, просит поиграть вместе с Петрушкой, или еще раз сыграть музыку. II Ребенок заинтересован, слушает внимательно, но сдержан, мало эмоционален I Ребенок не проявляет никаких эмоций, отвлекается. | 3 2 1 | |
2. определить умение передавать метрическую пульсацию музыки. | Педагог предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение, а затем исполнить на бубне (барабане) музыку вместе | III Ребенок самостоятельно, четко передает метрическую пульсацию музыки. II Педагог обращает внимание ребенка на то, как музыка шагает и бубен (барабан) «вместе с ней» (играет на бубне или барабане)и предлагает ребенку сыграть так же. I Не справился с заданием | 3 2 1 | |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||||
1 определить способность ребенка, используя различные звукоподражания (мяу, гав, тра-та-та и т. д)находить нужную интонацию (плясовую, веселую, вопросительную) | Педагог: «Посмотрите, к нам в гости пришли собачка, кошечка, зайчик. Они хотят нам спеть свои песенки. Собачка (кошечка, зайчик) веселиться и поет. Как?... А теперь собачка (кошечка, зайчик) поют колыбельную песенку своим деткам. Как?.. А сейчас собачка (кошечка) спрашивает - где мои детки? Как? | III Ребенок самостоятельно находит нужную интонацию в звукоподражании II Ребенок справился с частью задания (нашёл 1-2 интонации) I Не справился с заданием | 3 2 1 | |
2 Выявит умение ребенка плясать без показа взрослого | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку поплясать | III Ребенок самостоятельно пляшет, выполняя разные танцевальные движения II Педагог напоминает ребенку, что можно выполнять (хлопать, топать, кружиться и т. д.) и предлагает еще раз попробовать потанцевать. | 3 2 |
Старшая группа
ВОСПРИЯТИЕ | ||||
Цель | Методика выявления | Уровни | Балл ы | Оборудование |
1.Выявить умение ребёнка эмоционально отзываться на музыку контрастного характера | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями | III Ребёнок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлечённо слушает, просит повторить. II Ребёнок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций. I Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь | 3 2 1 | |
2. Выявить умение детей определять музыкальный жанр (танец, пляска, полька, вальс; песня- марш). | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и определить их жанр | III Ребенок самостоятельно определяет жанр произведений II Педагог предлагает определить характер музыки и подумать, что можно делать 9как двигаться) под эту музыку, предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены танцы: пляска, вальс; марширующие солдаты и певцы. I Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к пьесам |
3. Выявить умение определить форму музыкального произведения | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка определить его форму. | III Ребенок самостоятельно определяет форму произведения. II Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие вопросы «как звучала музыка в начале?», «какой она стала потом?», предлагает ребёнку рассмотреть картины. I Не справился с заданием | 3 2 1 | Картинки и иллюстрации к пьесам |
4. Выявить умение детей определять средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоциональнообразным содержанием музыки. | Педагог предлагает прослушать произведение « О чем рассказала эта музыка? Как она рассказала об этом? Что ты услышал в музыке?» | III Ребенок самостоятельно отметил все средства выразительности (темп, динамику, регистр) II Педагог просит определить характер музыки; средства выразительности, создающие образ, предлагает рассмотреть иллюстрации. Ребенок определил 1-2 средства музыкальной выразительности I Ребенок не справился с заданием | 3 2 1 | Игрушки: зайчик, мишка, кукла |
5. Выявить умения соотнести содержание музыки с эмоциональнообразным содержанием картины, стихотворения. | Педагог предлагает прослушать музыкальное произведение, стихотворения, рассмотреть иллюстрации и определить какое стихотворение и иллюстрации созвучно музыке. | III Ребенок справился самостоятельно II Педагог предлагает определить характер и настроение музыки; настроение и содержание картины, о чем рассказывает стихотворение и соотнести их. I Ребенок не справился с заданием | 3 2 1 | |
6. Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах (методика Э. Костиной) | Педагог говорит ребенку, что сегодня утром он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка - мама (играет), а вот так ей отвечал сынок (играет) Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий-высокий- низкий) | III Ребенок определяет звуки самостоятельно, либо с незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет их «голоса». Затем предлагает послушать, чей голос звучит? II Педагог: «Птичка - мама пела низким голосом. Посади птичку на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и послушай, как она звучит.. .а птенчик поет «высоким голосом, посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовёт?» I Не справился с заданием | 3 2 1 | Дерево, игрушки: птичка и птенчик, металлофон |
7. выявить умение ребенка слышать долгие и короткие звуки (методика Э. Костиной) | Педагог объясняет, что в гости пришли игрушки, каждый из гостей любит «свою» музыку. Играет музыкальные примеры и объясняет, кому они соответствуют. Затем ребенку только по хлопкам предлагается отгадать музыку. Слушай внимательно. Я буду хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты отгадай, для какой игрушки я хлопаю? | III Ребенок самостоятельно определил, кому соответствует ритм. II Ребенку еще раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под соответствующую музыку (можно предложить прохлопать её самому). Затем еще раз предлагается по хлопкам отгадать ритмические рисунки. I Ребенок не справился с заданием | 3 2 I | Игрушки: петух, курица, цыпленок. |
8. Выявить умение узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку | Педагог предлагает ребенку узнать песню, проигрывает ритмический рисунок какой либо песни и спрашивает «Какая эта песня?» | III Ребенок узнал все песни II Педагог предлагает ребенку спеть песни из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, рассмотреть иллюстрации, прохлопать их ритмический рисунок, затем проигрывает ритмический рисунок песни и просит сказать, мелодия какой песни прозвучала. I Ребенок не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации из «Музыкально го букваря» |
ПЕНИЕ | ||||
1 Выявить умение ребенка петь естественным голосом, напевно | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку. | III Ребенок поет без напряжения, естественным голосом. II Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз. I Не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
2. Выявить умение ребенка петь выразительно, передавая характер песни, ё темповые о динамические особенности. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III Ребенок исполняет песню выразительно, передавая характер песни, её темповые и динамические особенности II Педагог обращает внимание на средства музыкальной выразительности, характер песни и просит спеть выразительно. Ребенок исполняет песню недостаточно выразительно. I Не справился с заданием (не поет вообще) | 3 2 1 |
3. Выявить умение ребенка чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III Ребенок исполняет песню чисто интонируя. II Педагог предлагает ребенку обратить внимание. Ребенок частично справился с заданием. I Не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации к песни |
4. Выявить умение ребенка дать оценку качества пения других детей.. | Педагог предлагает детям спеть знакомую песню, а ребенку предлагает оценить других детей | III Ребенок правильно оценивает пение детей, самостоятельно дает характеристику исполнения песни (темп, динамика, эмоциональная выразительность, четкость пропевания текста) II Ребенок частично мажет оценить пение других детей, дает однозначный ответ. I Не справился с заданием | 3 2 1 | |
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ | ||||
1 Выявить умение ребенка выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, её жанром. | Педагог исполняет произведение и предлагает подвигаться в соответствии с характером | III Двигается самостоятельно ритмично и выразительно, в соответствии с характером и жанром музыки II Педагог повторно исполняет произведение и просит определить характер музыки, жанровую основу (можно рассмотреть иллюстрации), обсуждает движения и просит ребенка еще раз выполнить задание . I Не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации к музыке |
2. Выявить умение ребенка отражать особенности музыкальной речи в движении | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться | III Ребенок отражает особенности музыкальной речи в движении (музыкальные фразы) II Педагог повторно исполняет произведение и обсуждает с ребенком строение, фразировку, темп и д. р. И предлагает снова выполнить задание. I Не справился с заданием | 3 2 1 | |
3. Выявить умения ребенка реагировать на смену частей музыкального произведения, фраз. | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться | III Дети самостоятельно меняют движения в соответствии со сменой частей музыки. Подбирают движения адекватно характеру музыки. II Педагог обсуждает с ребенком характер и напоминает ему, что движения должны соответствовать характеру | 3 2 |
музыки, и в соответствии со сменой характера музыки нужно менять и движения. I Не справился с заданием | 1 | |||
4. Выявить умение ребенка двигаться под музыку легко и пластично | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую композицию или пляску. | III Ребенок двигается под музыку легко и пластично II Педагог напоминает, что движения должны быть легкими, свободными, показывает ребенку движения, обращая внимание на легкость, плавность, пластичность и предлагает снова исполнить композицию. I Не справился с заданием (руки и ноги напряжены) | 3 2 1 | |
5. Выявить владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом танцевальных движений. | Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их | III Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без напряжения II Ребенок частично справился с заданием I Не справился с заданием (руки и ноги напряжены) | 3 2 1 | |
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ | ||||
1 Определить интерес ребенка и данному виду деятельности | Педагог предлагает ребенку исполнить музыку на любом инструменте по выбору. | III Ребенок с удовольствием исполняет несколько произведений на разных музыкальных инструментах, активен, самостоятелен, просит поиграть еще. II Ребенок исполняет пьесы, но не проявляет сильных эмоций, инструменты берет по просьбе педагога. I Ребенок отказывается играть. | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
2. Выявить умение ребенка осмысленно относиться к способам звукоизвлечения. | Педагог предлагает прослушать музыку и сыграть на музыкальном инструменте. | III Ребенок самостоятельно исполняет пьесу, изменяя приемы звукоизвлечения в соответствии с характером звучания музыки. II Педагог повторно исполняет произведение, спрашивает, как музыка звучала вначале, как в середине как в конце. Предлагает показать ребенку, как можно сыграть на инструменте ту или иную музыку, и снова сыграть под музыку, в соответствии с характером, менять и способы исполнения. I Не справился с заданием | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
3. Выявить степень владения ребенком простейшими приемами игры на различных детских ударных инструментах | Педагог играет произведение и предлагает ребенку исполнить его на разных музыкальных инструментах (педагог обращает внимание на технику исполнения) | III Ребенок самостоятельно и технически верно играет на всех инструментах. II Педагог напоминает словесно или показывает, как извлекается звук на том или ином инструменте, ребенок выполняет задание. I Не справился с заданием | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
4. Определить развитость чувства ансамбля. | Педагог предлагает группе детей сыграть плясовую | III Ребенок играет, прислушиваясь к музыке и к игре своих товарищей. II Педагог спрашивает, как двигалась мелодия (сначала вверх и потом вниз) и просит показать рукой движение мелодии. I Играет хаотично, не обращая внимания на других. | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
5.Выявить способность ребенка сыграть несложную мелодию с поступенным и скачкообразным движением (от малых до больших интервалов) | Педагог предлагает ребенку спеть и сыграть попевку. | III Ребенок самостоятельно правильно исполняет мелодию. II Педагог спрашивает, как двигалась мелодия (сначала вверх и потом вниз) и просит показать рукой движение мелодии или просит ребенка взять игрушку и показать, как игрушка шагает вверх, а потом спускается вниз. Одновременно пропевая попевку. Потом просит сыграть на металлофоне (возможно исполнение совместно с педагогом.) I Не справился с заданием | 3 2 1 | Ударные музыкальные инструменты |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||||
1 Определить способность ребенка к импровизации простейших мелодий на заданный текст соответствующего характера. | Педагог предлагает сочинить песенку на заданный текст. | III Песенная импровизация ребенка соответствует характеру и настроению текста. II Педагог просит определить настроение четверостишья и придумать песенку с таким же настроением и характером. Песенные импровизации не отличаются оригинальностью, однообразны. I Не справился с заданием | 3 2 1 | Игрушки или куклы би-бабо |
2 Выявить умение ребенка дать музыкальный ответ на простой музыкальный вопрос | Педагог задает ребенку музыкальный вопрос и предлагает дать музыкальный ответ | III Ребенок придумывает и дает музыкальный ответна вопрос II Педагог предлагает свой вариант ответа и просит придумать и спеть другой вариант. I Не справился с заданием | 3 2 I | Игрушка кошечка, зайчик и др. |
3. Выявить способность ребенка находить тонику в предложенном варианте | Педагог предлагает прослушать незаконченную песенку и заключительные слова этой песни, и говорит, что он сейчас начнет петь, а ребенок должен закончить песню | III Ребенок самостоятельно закончил песенку на тонике II Педагог предлагает прослушать песенку еще раз, он начнет петь и закончит. И снова предлагает ребенку выполнить задание - закончить песню (меняется тональность) I Не справился с заданием (диссонанс-неустойчивые ступени) | 3 2 1 |
4. Выявить умение ребенка творчески использовать и выразительно исполнять знакомые танцевальные движения в свободной пляске (по одному, в парах) | Ребенку предлагается прослушать плясовую и исполнить любые плясовые движения. | III Ребенок самостоятельно танцует, составляя композицию из 3 и более танцевальных движений, педагог может напомнить какие движения можно выполнять под музыку. Движения выразительны. II Ребенок в пляске использует 1-2 движения. Движения маловыразительны. I Не справился с заданием | 3 2 1 | |
5. Выявить умения ребенка действовать с воображаемым предметом | Педагог предлагает ребенку прослушать музыку и изобразить в движении её характер и настроение. | III Ребенок самостоятельно двигается, выразительно передавая движения с воображаемым предметом. II педагог предлагает рассказать, какие движения можно выполнять с воображаемым предметом, может предложить несколько вариантов действия с предметом и просит менять действия в соответствии с характером и структурой музыки. I Ребенок не справляется с заданием. | 3 2 1 | |
6. Выявить способность ребенка передавать эмоциональнообразное содержание музыки в соответствии с особенностями музыкального языка произведения, его жанра и формы. | Педагог предлагает ребенку прослушать музыку и изобразить в движении её характер и настроение. | III Движения ребенка выразительны. Адекватны характеру и настроению музыки. II Движения ребенка частично соответствуют характеру и настроению музыки. I Ребенок не справляется с заданием. | 3 2 1 | |
7. Выявить умения ребенка проявлять творческое воображение, фантазию в передаче | Педагог играет произведение просит ребенка изобразить персонаж | III Ребенок самостоятельно двигается в соответствии с характером музыки и образом, выразительно передавая в движении походку, движения, жесты и мимику (сердится, ластится, веселится) II Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, | 3 2 |
игровых образов, самостоятельно выбирать способы действий: походку, жест, мимику. | действия того или иного образа в той или иной ситуации и просит изобразить. I Ребенок не справляется с заданием. | 1 | ||
8. Выявить способность выбирать инструменты в соответствии с музыкальным образом. | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение, подобрать инструменты соответствующие образу и сыграть на них. | III Ребенок самостоятельно правильно подбирает инструменты и передает музыкальный образ. II Педагог обсуждает с ребенком характер музыки «голоса» музыкальных инструментов и снова предлагает выполнить задание. I Ребенок не справляется с заданием | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты. |
9. Выявить умение ребенка составлять ритмический аккомпанемент к танцевальной музыке. | Педагог исполняет песню и просит ребенка подыграть на любом инструменте. | III Ребенок самостоятельно составляет и исполняет ритмический аккомпанемент (ритмические фигура разнообразные). II Педагог обращает внимание ребенка на характер музыки и просит играть в соответствии с характером. Ребенок исполняет ритмический аккомпанемент (1-2 ритмические фигуры). I Ребенок не справляется с заданием | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты. |
10. Выявить способность детей проявлять фантазию при придумывании музыкальной композиции, используя звуки разной высоты, меняя силу звука, ритмический рисунок и тембр. | Педагог предлагает ребенку стать композитором и сочинить свою музыку. Ребенку предлагается выбрать картину и изобразить это настроение музыкальными инструментами. | III Ребенок придумывает музыкальную композицию, используя разные инструменты, меняя силу звука, ритмический рисунок и тембр. II Педагог обсуждает с ребенком предполагаемый характер произведения, средства музыкальной выразительности и предлагает снова выполнить задание. Творческие проявления ребенка не отличаются особым разнообразием (используется какое либо одно из средств выразительности - темп, ритм, динамика) I Ребенок не справляется с заданием | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты, картинки |
Подготовительная группа
ВОСПРИЯТИЕ | ||||
Цель | Методика выявления | Уровни | Балл ы | Оборудование |
1.Выявить умение детей различать характер музыки одного жанра и эмоционально на неё отвлекаться. | Педагог предлагает ребенку прослушать несколько произведений и определить их характер и жанр. | III Ребёнок эмоционально воспринимает музыку, самостоятельно определяет жанр и характер произведений, сравнивает их эмоционально - образное содержание, отмечая средства музыкальной выразительности, речь активна. II Ребёнок эмоционально отвлекается на музыку, выполняет задание с помощью педагога (педагог задает наводящие вопросы) I Не справился с заданием, не эмоционален. | 3 2 1 | |
2. Выявить умение ребенка активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и рассказать о музыке. | П1 Ребенок самостоятельно высказывается о характере музыки, использую разнообразные определения II Ребенок использует 1-2 определения музыки I Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
3. Выявить умение ребенка определять форму музыкального произведения (трехчастную, вариативную) | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и рассказать о музыке, о её характере и настроении | III Ребенок самостоятельно определяет смену характера музыки, отмечает структуру произведения. II Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие вопросы «как звучала музыка в начале?», «Какой она стала потом?» I Не справился с заданием | 3 2 1 | Картинки и иллюстрации к пьесам |
4. Выявить умение ребенка находить общие характерные средства художественной выразительности в музыкальном произведении, поэзии, картине, близким по теме и эмоционально - образному содержанию | Педагог предлагает прослушать музыкальное произведение, стихотворение, рассмотреть иллюстрации и определить какое стихотворение и иллюстрации созвучны музыке. | III Ребенок самостоятельно справился с заданием II Педагог предлагает определить характер и настроение музыки, настроение и содержание картины, о чем рассказывает стихотворение и соотнести их. I Ребенок не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации, стихотворения. |
5. Определить умения ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах терции и секунды. | Педагог говорит ребенку, что сегодня утром он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка - мама (играет), а вот так ей отвечал сынок (играет) Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий-высокий- низкий) | III Ребенок определяет звуки самостоятельно, либо с незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет их «голоса». Затем предлагает послушать, чей голос звучит? II Педагог: «Птичка - мама пела низким голосом. Посади птичку на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и послушай, как она звучит.. .а птенчик поет «высоким голосом, посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовёт?» I Не справился с заданием | 3 2 1 | Дерево, птичка, птенчик. |
6. Определить способность ребенка выкладывать ритмический рисунок графически | Педагог предлагает ребенку прослушать мелодию (играет) и выложить её ритмический рисунок на фланелеграфе. | III Ребенок справился с заданием самостоятельно. II Педагог предлагает спеть и прохлопать ритмический рисунок попевки и выполнить задание. I Не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрация из «Музыкального букваря» |
ПЕНИЕ | ||||
1 Выявить умение ребенка петь выразительно естественным голосом. | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку. | III Ребенок поет выразительно, без напряжения, естественным голосом. II Педагог обращает внимание на то, что петь нужно выразительно, не напрягаясь и просит спеть еще раз. I Не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
2. Выявить умение ребенка чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III Ребенок исполняет чисто интонируя мелодию. II Педагог предлагая ребенку обратить внимание на правильность исполнения песни и просит снова исполнить песню. Ребенок частично справился с заданием. I Не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации к песни |
3. Выявить умение дать оценку качеству своего пения, а не только пение других детей. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню и оценить свое исполнение. | III Ребенок правильно оценивает свое пение, самостоятельно дает характеристику исполнения песни (темп, динамика, эмоциональная выразительность, четкость пропевания текста). II Ребенок частично правильно оценивает качество (оценивает одну сторону исполнения) I Не может оценить свое пение | 3 2 1 | |
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ | ||||
1 Выявить умение ребенка выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, её жанром. | Педагог исполняет произведение и просит выполнить упражнение | III Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения выразительны, ритмичны, адекватны характеру музыки. II Педагог напоминает ребенку (можно показать), что двигаться нужно в соответствии с характером музыки четко, ритмично. Задание выполняется повторно. I Не справился с заданием | 3 2 1 | |
2. Выявить умение ребенка отмечать движением особенности музыкального языка | Педагог исполняет произведение и просит ребенка отметить в движении особенности музыкального языка: характер музыки, начало | III Ребенок под музыку выполняет задание правильно II Педагог повторно исполняет произведение и дает образную характеристику движений. Например, музыка быстрая, легкая - это бег, а акценты - это прыжки, остановись и выполни их и т.д. Ребенок выполняет | 3 2 |
и окончание движения, акценты, музыкальные фразы и т.д. | задание, ребенку предлагается отметить хлопками прыжки в конце фразы. I Не справился с заданием | 1 | ||
З.Определить обладает ли ребенок пластичными движениями, отличающимися полетностью. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомый танец или ритмическую композицию. | III Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения пластичны и легки. II Педагог напоминает ребенку, что двигаться нужно в соответствии с характером музыки легко и свободно, не напрягая руки т ноги и т.д. (можно показать) Задание выполняется повторно I Движения зажаты, скованы. | 3 2 1 | |
4. Определить владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом движений | Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их. | III Ребенок выполняет Все движения четко и правильно, без напряжения. II Ребенок частично справился с заданием I Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
ЭЛЕМ] | ЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ | |||
1 Определить уровень получения эстетического удовлетворения от музицирования | Педагог предлагает ребенку исполнить музыку на любом инструменте по выбору. | III Ребенок с удовольствием исполняет произведение активен, самостоятелен, просит поиграть еще. II Ребенок частично справился с заданием. I Не справился с заданием | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
2. Выявить уровень владения навыкам ансамблевого музицирования. | Педагог предлагает группе детей сыграть плясовую | III Ребенок играет, прислушиваясь к музыке и игре своих товарищей. II Педагог просит ребенка прислушаться к музыке и к игре своих товарищей. I Не справился с заданием играет сам по себе. | 3 2 1 | Ударные музыкальные инструменты |
МУЗЫКАЛ1 | ЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО | |||
1 Определить способность ребенка проявлять себя (выразить себя) придумываю интонации различного характера, жанра. | Педагог предлагает сочинить песенку на заданный текст. | III Песенная импровизация ребенка соответствует характеру и жанру текста. II Педагог просит определить характер, настроение и жанр четверостишья и придумать песенку соответствующего характера и жанра. Ребенок способен импровизировать в одном направлении (характер - жанр), песенные импровизации отличаются оригинальностью, однообразны. Ребенок поёт используя 1-2 интонации I Не справился с заданием | 3 2 1 | |
2. Выявить способность ребенка находить тонику в предложенном варианте | Педагог предлагает прослушать незаконченную песенку и заключительные слова этой песни, и говорит, что он сейчас начнет петь, а ребенок должен закончить песню | III Ребенок самостоятельно закончил песенку на тонике II Педагог предлагает прослушать песенку еще раз, он начнет петь и закончит. И снова предлагает ребенку выполнить задание - закончить песню (меняется тональность) Ребенок заканчивает на устойчивом звуке (звуки тонического трезвучия III или IV ступени) I Не справился с заданием (диссонанс-неустойчивые ступени) | 3 2 1 | |
3. Выявить умение ребенка проявлять фантазию при выборе интонации на заданный Текст и без слов, сочинять песню на свой текст | Педагог предлагает ребенку сочинить песню на заданный текст, без слов или на заданную тему со своим текстом | III Ребенок самостоятельно импровизирует, проявляя фантазию, его песенные импровизации соответствуют характеру, настроению, жанру, выразительны и разнообразны. II Педагог обсуждает с ребенком характер и настроение импровизации и просит снова выполнить задание, предлагает рассмотреть картинки, предлагает сбои варианты и просит снова выполнить задание. I Не справился с заданием | 3 2 1 | |
4. Выявить умение ребенка проявлять самостоятельность в выборе движений под музыку разного характера, жанра | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером и жанром музыки. | III Ребенок самостоятельно определяет характер и жанр произведения и выполняет соответствующие движения.. II Педагог обсуждает с ребенком характер и жанр музыки. Спрашивает, как можно двигаться под ту или иную музыку и предлагает выполнить задание. I Не справился с заданием | 3 2 1 |
5. Выявить умения ребенка использовать свой музыкально - двигательный опыт при создании собственного выразительного, пластического танца. | Педагог говорит, что он волшебник и сейчас превратит всех в осеНние листочки (цветочки или бабочки). Придумай танец осеннего листочка. | III Ребенок самостоятельно придумывает танец, используя разнообразные движения в соответствии с характером музыки и средствами музыкальной выразительности. II Педагог просит определить сколько частей и какой характер в каждой части, обсуждает с ребенком движения, которые можно использовать в танце. И просит выполнить задание. I Ребенок не справляется с заданием. | 3 2 1 | |
6. Выявить умение ребенка выражать самые разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом, самостоятельно выбирать способы действий (движения, походка, Мимика, жест) для передачи характера различных персонажей. | Педагог играет произведения и предлагает ребенку изобразить то, что музыка рассказала о персонаже | III Ребенок самостоятельно определяет характер произведения и выполняет соответствующие движения, отражая свои эмоциональные переживания, исНользуя мимику, жесты, походку, движения II Педагог исполняет произведение и просит ребенка определить характер музыки. Спрашивает, о чем она рассказывает, как можно изобразить нарисованный образ. Можно предложить рассмотреть сюжетные картинки, соотнести их со звучащей музыкой, а потом выполнить задание. I Ребенок не справляется с заданием. | 3 2 1 | Сюжетные картинки |
7. Определить способность к моделированию элементов музыкального языка (используя различные ритмические, динамические, | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и подыграть ему на любом инструменте | III Ребенок импровизирует, использует в игре разнообразные темп, рНтм и динамику исполнения. II Педагог беседует с ребенком о характере музыки и средствах музыкальной выразительности и предлагает снова выполнить задание. В игре ребенок частично использует средства музыкальной выразительности (1-2). I Ребенок не справляется с заданием. | 3 2 1 |
темповые отношения) | ||||
8. Выявить умение ребенка проявлять фантазию при варьировании в процессе коллективного музицирования. | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и исполнить на любом инструменте вместе с другими детьми. | III Ребенок самостоятельно варьирует при исполнении произведения II Педагог предлагает ребенку разнообразить свою игру, меняя ритм, динамику и пр. Ребенок варьирует после просьбы педагога, частично проявляет фантазию (минимум разнообразия) I Ребенок не справляется с заданием | 3 2 1 | |
9. Выявить импровизационные способности ребенка, умение подбирать песенки зйакомые и наиграть придуманные.. | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку, подобрать её на металлофоне; придумать свою песенку и наиграть её. | III Ребенок самостоятельно верно подбирает знакомую мелодию, придуманная песенка носит характер законченной пьесы. II Педагог просит ребенка проанализировать направление движения мелодии, её ритмические особенности и снова подобрать по слуху. В придуманной мелодии - песенке обговаривается характер и жанр. Ребенок частично справился с заданием (подобрал часть знакомой песни или придуманной) I Ребенок не справляется с заданием | 3 2 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная область во всех возрастных группах
Непосредственная образовательная деятельность....

Инструментарий для выявления уровня физического развития дошкольников
Перечень упражнения для выявления того или иного физического качества дошкольника...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью...

Инструментарий для выявления уровня развития регуляторных способностей.
Способы выявления регуляторных способностейСпособности - это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряд...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)
Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических знаний(по возрастам)
Диагностика (на разный возраст) по экологическому воспитанию дошкольников. Методика О. А. Соломенниковой....