Мастер – класс « Как развить интеллектуальный талант ребёнка».
материал

Прошина Екатерина Владимировна

Цель: познакомить родителей и педагогов с методами и приёмами развития у детей познавательных способностей.

Форма проведения: беседа- практикум


 

Вступительное слово: ( в руках цветок ромашки)

 

Её к земле сгибает ливень,
Её ласкает солнца луч.
Наряд изысканно наивен,
А в лепестках любовный ключ.

Невеста русского раздолья -
Полей, опушек и лугов.
Её узнает царь и школьник,
Она – хозяйка всех венков.

Всегда свежа, неприхотлива.
Глазаста яркой желтизной.
Порою смотрит сиротливо
В бег облаков над головой.

Цветок, как будто неприметный.
Ромашка - чудный божий дар.
Её сгибает ливень летний.
Осушит снова полдня жар.

Назовём его «цветком радости и счастья». Он красивый, нежный, немного наивный и простой. А какой прочный у него « стебель» Его можно сравнить со знаниями. Посмотрите на сочные листья. Сравним их с умениями. Лепестки- это возможности, способности, которых может быть и больше. Они безграничны.

В. А. Сухомлинский говорил о том, что « не бывает детей неумных, неталантливых – каждый умён и талантлив по- своему».

Одарённость – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающихся в деятельности или деградирующий при её отсутствии.

Различают следующие виды одарённости:

  1. Интеллектуальная (ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, любознателен, хорошо излагает свои мысли, знает многое, о чём его сверстники и не подозревают)
  2. Научная (ребёнок учится быстро новым знаниям, читает научно-популярные издания, выбирает основным занятием – чтение, имеет хороший словарный запас, проявляет большой интерес к вычислениям, с лёгкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания, подолгу сохраняет внимание к предметам, связанным с природой, проявляет интерес к опытам и экспериментам)
  3. Художественно- изобразительная ( ребёнок много времени проводит за рисованием и лепкой, получает большое удовлетворение от худ. занятий, демонстрирует опережающую свой возраст умелость, его работы оригинальны.)
  4. Музыкальная (ребёнок проявляет интерес к музыкальным занятиям, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием поёт, легко повторяет ритмические отрывки)
  5. Литературная (сочиняет и пишет стихи, хорошо передаёт эмоциональное состояние героев, старается добавить новое, необычное)
  6. Творческая (ребёнок с головой уходит в интересующее его занятие, изобретателен в играх, способен по разному подойти к проблеме и найти оригинальный способ решения)
  7. Техническая (интересуется механизмами, может починить приборы, читает журналы и статьи об изобретениях)
  8. Лидерская (ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям, окружающие дети предпочитают его в качестве партнёра по играм, сохраняет уверенность в себе, часто руководит играми других детей, берёт на себя ответственность, к нему обращаются за советом и помощью)
  9. Двигательная (ребёнок любит движение: бег, прыжки, лазание, обладает исключительной физической силой для своего возраста, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков)

Научно- технический прогресс диктует определённые требования к человек 21 века. Он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально- развитым. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально- творческой личности.

Интеллект – это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.

Если ребёнок не имеет возможности двигаться – он не научиться ходить. Если с ребёнком не разговаривать – он не научиться говорить. Если ребёнку не давать возможности проявлять и упражнять свой интеллект – он не сможет рассуждать, логически мыслить, выделять главное и т. п.

Конечно, существуют определённые индивидуальные различия. Одни дети- учатся быстрее, другие медленнее. Одним легче даётся всё, что связано с логикой, другим- всё то, где нужна фантазия и образное мышление. Следовательно, любой ребёнок может развить свои интеллектуальные способности – если быть внимательным к его склонностям и особенностям и приложить достаточно усилий, чтобы создать благоприятные условия для развития интеллекта.

С чего же начать?

Познавательный интерес – один из важнейших мотивов развития детей. Когда ребёнок занимается из под палки он доставляет массу хлопот и огорчений, когда дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по- другому. Необходимо не упустить тот момент, когда ребёнок стремиться что-то узнавать, воспринимать, запоминать.


 

Практикум:

По развитию способностей детей существует много методик, программ, курсов. Каждый педагог нашей школы имеет свою педагогическую копилку методов и приёмов, в том числе и по развитию интеллектуальных способностей детей.

Предлагаю вам совершить удивительное путешествие в страну мудрецов «Эрудит» и познакомиться лишь с некоторыми видами упражнений, которые могут быть полезны вашему ребёнку.


 


 

Есть у меня шестеро слуг,

Проворных удалых.

И всё, что вижу я вокруг,-

Всё узнаю от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их : « Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где…»


 

( родители делятся на 2 команды по жетонам: треугольник или круг)

Очень часто родители организуют дома праздники для детей с различными конкурсами, играми. Предлагаю вам вариант интеллектуальной игры, которую можно также провести в домашних условиях. В такой игре можно уже заметить особенности детей: одни возьмут инициативу на себя, другие начнут искать способ решения проблемы, третьи- предложат нарисовать и т.д. Игра ставит ребёнка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Послушайте правила игры.

Перед вами игровое поле. На нем 3 сектора по 3 задания в каждом. Капитаны по очереди выбирают сектор и получают задание. На выполнение задания командам даётся 2-3 минуты. Та команда, которая выполняет задание правильно, получает 1 балл.

Чтобы определить, какая команда начнёт игру первой предлагается задание.


 

Задание: выложить из геометрических фигур квадрат.


 

1 сектор: Внимание

1. Необходимо построить из счётных палочек фигуру (машинку, домик, корабль и т.д.) Команда соперников старается запомнить её за несколько секунд, затем выстраивает данную фигуру на своём рабочем месте.

2. Команда выкладывает предметы в ряд. Команда соперников старается запомнить их расположение за несколько секунд. Затем капитан команды меняет расположение предметов. Команда соперников угадывает, что изменилось.

3. Вычеркни вертикальной чертой буквы А М К.

зонеафюстжмпсвюкчффложбюр
мфдлитгедишафялзихоюнзкишс 
твюфгрвдуекбжяапрсоютбгеврл
мснбшрмфитявулкибюшлчбднх 
пгонбижюазбовехчюиелфвамюд 
эмшдектбшлмхпзиарвшудолбхн 
диомгрлязткежбпсактднвтпршв 
гмюнхднунфмюлтпсрзшафчхдд.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Выделяют 3 вида внимания:

Непроизвольное ( возникает само собой, без усилия воли, фиксируется то, что ярко, эмоционально)

Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, необходимо для того, чтобы делать не то. Что хочется, а то, что необходимо)

Послепроизвольное (в процессе работы могут возникнуть интерес, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение)

Наблюдая за поведением в игре можно узнать устойчиво ли внимание ребёнка или нет; как распределяется внимание на выполнение задания. Следовательно, можно подобрать задания и упражнения на развитие внимания.

( дидактические игры на развитие внимания)

2 секторМышление.

1. На столе 6 стаканов: три пустых и три наполненных водой. Как сделать так, чтобы пустые и наполненные стаканы чередовались? Брать в руки можно только один стакан. ( ответ: взять второй наполненный стакан, перелить во второй пустой и поставить стакан на своё место)

2.Возьмите полоску бумаги. Соедините противоположные концы и склейте их. Что получится, если разрезать получившееся кольцо вдоль пополам?

( ответ: 2 кольца)

Возьмите вторую полоску бумаги. Соедините противоположные концы внешней и внутренней стороны и склейте их. Что получится, если разрезать получившееся кольцо вдоль пополам?

(ответ: 1 кольцо: эллипс)

3. -Сколько месяцев в году имеют 28 дней? ( все)

-Какой рукой лучше размешать чай? ( не рукой, а ложкой)

- Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?

(бросить яйцо на 4 метра)

-Мужчина вёл большой грузовик. Огни на машине не были зажжены.

Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть её? ( был яркий солнечный день)

Мышление- это познание сущности вещей, умение обобщать, находить родственные связи между вещами и предметами, умение рассуждать и мыслить.

( дидактические игры на развитие мышления)

3 секторПамять

  1. Ведущий называет слова. Команда старается их запомнить. После прослушивания необходимо назвать слова, которые запомнили, можно в любом порядке.


 

Картон

Вагон

Пианино

Ботинок

Карта

Крошка

Перо

Уголь

Белка

Груша

Скатерть

Сумка

Кот

Нож

Труд

Небо

Цветок

Рука

Дерево

пожар


 


 

  1. На листе бумаги нарисован узор. Команды запоминают узор 2 минуты. После этого узоры предлагается воспроизвести по памяти.


 

  1. Командам предлагается разрезанная на несколько частей цветная картинка. Её собирают, как целое. После картинку убирают, команде необходимо по памяти нарисовать картинку.


 

Память – это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Существует долговременная и кратковременная память. В зависимости от того, какую информацию запоминает человек выделяют: словесную память, двигательную, эмоциональную, зрительную и т.д. Каждый ребенок, какими бы он способностями не обладал, может совершенствовать свою память за счёт приемов запоминания, способов обработки информации.

( дидактические игры на развитие памяти)


 

Подведение итогов, рефлексия:


 

Спасибо всем командам.

Я предлагаю выбрать каждой команде смайлик оценки своей деятельности.

( смайлик радуется, смайлик огорчён)

Ребёнку важно, чтобы взрослые всячески поощряли любые способности ребёнка, радовались вместе с ним после поиска ответов на вопросы:

Что? Где? Когда? Зачем? Почему?


 

Заданий на развитие познавательных процессов множество. Они расширяют кругозор ребёнка, делают его более уверенным, активным в деятельности, дети становятся более заинтересованными в достижении целей.

Однажды известного физика А. Эйнштейна спросили: « Как делаются открытия?» Он ответил: «А так! Все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется человек, который не знает, что этого нельзя. Он то и делает открытия».

Конечно же это относится к развитию познавательных способностей. А дело в том, чтобы сомневаться, не останавливаться на привычных представлениях, делать открытия.

Желаю вам, воспитать талантливых детей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Цель: познакомить родителей и педагогов с методами и приёмами развития у детей познавательных способностей.

Форма проведения: беседа- практикум


 

Вступительное слово: ( в руках цветок ромашки)

 

Её к земле сгибает ливень,
Её ласкает солнца луч.
Наряд изысканно наивен,
А в лепестках любовный ключ.

Невеста русского раздолья -
Полей, опушек и лугов.
Её узнает царь и школьник,
Она – хозяйка всех венков.

Всегда свежа, неприхотлива.
Глазаста яркой желтизной.
Порою смотрит сиротливо
В бег облаков над головой.

Цветок, как будто неприметный.
Ромашка - чудный божий дар.
Её сгибает ливень летний.
Осушит снова полдня жар.

Назовём его «цветком радости и счастья». Он красивый, нежный, немного наивный и простой. А какой прочный у него « стебель» Его можно сравнить со знаниями. Посмотрите на сочные листья. Сравним их с умениями. Лепестки- это возможности, способности, которых может быть и больше. Они безграничны.

В. А. Сухомлинский говорил о том, что « не бывает детей неумных, неталантливых – каждый умён и талантлив по- своему».

Одарённость – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающихся в деятельности или деградирующий при её отсутствии.

Различают следующие виды одарённости:

  1. Интеллектуальная (ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, любознателен, хорошо излагает свои мысли, знает многое, о чём его сверстники и не подозревают)
  2. Научная (ребёнок учится быстро новым знаниям, читает научно-популярные издания, выбирает основным занятием – чтение, имеет хороший словарный запас, проявляет большой интерес к вычислениям, с лёгкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания, подолгу сохраняет внимание к предметам, связанным с природой, проявляет интерес к опытам и экспериментам)
  3. Художественно- изобразительная ( ребёнок много времени проводит за рисованием и лепкой, получает большое удовлетворение от худ. занятий, демонстрирует опережающую свой возраст умелость, его работы оригинальны.)
  4. Музыкальная (ребёнок проявляет интерес к музыкальным занятиям, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием поёт, легко повторяет ритмические отрывки)
  5. Литературная (сочиняет и пишет стихи, хорошо передаёт эмоциональное состояние героев, старается добавить новое, необычное)
  6. Творческая (ребёнок с головой уходит в интересующее его занятие, изобретателен в играх, способен по разному подойти к проблеме и найти оригинальный способ решения)
  7. Техническая (интересуется механизмами, может починить приборы, читает журналы и статьи об изобретениях)
  8. Лидерская (ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям, окружающие дети предпочитают его в качестве партнёра по играм, сохраняет уверенность в себе, часто руководит играми других детей, берёт на себя ответственность, к нему обращаются за советом и помощью)
  9. Двигательная (ребёнок любит движение: бег, прыжки, лазание, обладает исключительной физической силой для своего возраста, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков)

Научно- технический прогресс диктует определённые требования к человек 21 века. Он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально- развитым. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально- творческой личности.

Интеллект – это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.

Если ребёнок не имеет возможности двигаться – он не научиться ходить. Если с ребёнком не разговаривать – он не научиться говорить. Если ребёнку не давать возможности проявлять и упражнять свой интеллект – он не сможет рассуждать, логически мыслить, выделять главное и т. п.

Конечно, существуют определённые индивидуальные различия. Одни дети- учатся быстрее, другие медленнее. Одним легче даётся всё, что связано с логикой, другим- всё то, где нужна фантазия и образное мышление. Следовательно, любой ребёнок может развить свои интеллектуальные способности – если быть внимательным к его склонностям и особенностям и приложить достаточно усилий, чтобы создать благоприятные условия для развития интеллекта.

С чего же начать?

Познавательный интерес – один из важнейших мотивов развития детей. Когда ребёнок занимается из под палки он доставляет массу хлопот и огорчений, когда дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по- другому. Необходимо не упустить тот момент, когда ребёнок стремиться что-то узнавать, воспринимать, запоминать.


 

Практикум:

По развитию способностей детей существует много методик, программ, курсов. Каждый педагог нашей школы имеет свою педагогическую копилку методов и приёмов, в том числе и по развитию интеллектуальных способностей детей.

Предлагаю вам совершить удивительное путешествие в страну мудрецов «Эрудит» и познакомиться лишь с некоторыми видами упражнений, которые могут быть полезны вашему ребёнку.


 


 

Есть у меня шестеро слуг,

Проворных удалых.

И всё, что вижу я вокруг,-

Всё узнаю от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их : « Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где…»


 

( родители делятся на 2 команды по жетонам: треугольник или круг)

Очень часто родители организуют дома праздники для детей с различными конкурсами, играми. Предлагаю вам вариант интеллектуальной игры, которую можно также провести в домашних условиях. В такой игре можно уже заметить особенности детей: одни возьмут инициативу на себя, другие начнут искать способ решения проблемы, третьи- предложат нарисовать и т.д. Игра ставит ребёнка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Послушайте правила игры.

Перед вами игровое поле. На нем 3 сектора по 3 задания в каждом. Капитаны по очереди выбирают сектор и получают задание. На выполнение задания командам даётся 2-3 минуты. Та команда, которая выполняет задание правильно, получает 1 балл.

Чтобы определить, какая команда начнёт игру первой предлагается задание.


 

Задание: выложить из геометрических фигур квадрат.


 

1 сектор: Внимание

1. Необходимо построить из счётных палочек фигуру (машинку, домик, корабль и т.д.) Команда соперников старается запомнить её за несколько секунд, затем выстраивает данную фигуру на своём рабочем месте.

2. Команда выкладывает предметы в ряд. Команда соперников старается запомнить их расположение за несколько секунд. Затем капитан команды меняет расположение предметов. Команда соперников угадывает, что изменилось.

3. Вычеркни вертикальной чертой буквы А М К.

зонеафюстжмпсвюкчффложбюр
мфдлитгедишафялзихоюнзкишс 
твюфгрвдуекбжяапрсоютбгеврл
мснбшрмфитявулкибюшлчбднх 
пгонбижюазбовехчюиелфвамюд 
эмшдектбшлмхпзиарвшудолбхн 
диомгрлязткежбпсактднвтпршв 
гмюнхднунфмюлтпсрзшафчхдд.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Выделяют 3 вида внимания:

Непроизвольное ( возникает само собой, без усилия воли, фиксируется то, что ярко, эмоционально)

Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, необходимо для того, чтобы делать не то. Что хочется, а то, что необходимо)

Послепроизвольное (в процессе работы могут возникнуть интерес, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение)

Наблюдая за поведением в игре можно узнать устойчиво ли внимание ребёнка или нет; как распределяется внимание на выполнение задания. Следовательно, можно подобрать задания и упражнения на развитие внимания.

( дидактические игры на развитие внимания)

2 секторМышление.

1. На столе 6 стаканов: три пустых и три наполненных водой. Как сделать так, чтобы пустые и наполненные стаканы чередовались? Брать в руки можно только один стакан. ( ответ: взять второй наполненный стакан, перелить во второй пустой и поставить стакан на своё место)

2.Возьмите полоску бумаги. Соедините противоположные концы и склейте их. Что получится, если разрезать получившееся кольцо вдоль пополам?

( ответ: 2 кольца)

Возьмите вторую полоску бумаги. Соедините противоположные концы внешней и внутренней стороны и склейте их. Что получится, если разрезать получившееся кольцо вдоль пополам?

(ответ: 1 кольцо: эллипс)

3. -Сколько месяцев в году имеют 28 дней? ( все)

-Какой рукой лучше размешать чай? ( не рукой, а ложкой)

- Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?

(бросить яйцо на 4 метра)

-Мужчина вёл большой грузовик. Огни на машине не были зажжены.

Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть её? ( был яркий солнечный день)

Мышление- это познание сущности вещей, умение обобщать, находить родственные связи между вещами и предметами, умение рассуждать и мыслить.

( дидактические игры на развитие мышления)

3 секторПамять

  1. Ведущий называет слова. Команда старается их запомнить. После прослушивания необходимо назвать слова, которые запомнили, можно в любом порядке.


 

Картон

Вагон

Пианино

Ботинок

Карта

Крошка

Перо

Уголь

Белка

Груша

Скатерть

Сумка

Кот

Нож

Труд

Небо

Цветок

Рука

Дерево

пожар


 


 

  1. На листе бумаги нарисован узор. Команды запоминают узор 2 минуты. После этого узоры предлагается воспроизвести по памяти.


 

  1. Командам предлагается разрезанная на несколько частей цветная картинка. Её собирают, как целое. После картинку убирают, команде необходимо по памяти нарисовать картинку.


 

Память – это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Существует долговременная и кратковременная память. В зависимости от того, какую информацию запоминает человек выделяют: словесную память, двигательную, эмоциональную, зрительную и т.д. Каждый ребенок, какими бы он способностями не обладал, может совершенствовать свою память за счёт приемов запоминания, способов обработки информации.

( дидактические игры на развитие памяти)


 

Подведение итогов, рефлексия:


 

Спасибо всем командам.

Я предлагаю выбрать каждой команде смайлик оценки своей деятельности.

( смайлик радуется, смайлик огорчён)

Ребёнку важно, чтобы взрослые всячески поощряли любые способности ребёнка, радовались вместе с ним после поиска ответов на вопросы:

Что? Где? Когда? Зачем? Почему?


 

Заданий на развитие познавательных процессов множество. Они расширяют кругозор ребёнка, делают его более уверенным, активным в деятельности, дети становятся более заинтересованными в достижении целей.

Однажды известного физика А. Эйнштейна спросили: « Как делаются открытия?» Он ответил: «А так! Все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется человек, который не знает, что этого нельзя. Он то и делает открытия».

Конечно же это относится к развитию познавательных способностей. А дело в том, чтобы сомневаться, не останавливаться на привычных представлениях, делать открытия.

Желаю вам, воспитать талантливых детей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 

 

 

 


 


 

 


 


 


 


 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс « Как развить интеллектуальный талант ребёнка».

Е.В. Киреенко,

воспитатель

МБДОУ № 1 пгт. Смирных,

Цель: познакомить родителей и педагогов с методами и приёмами развития у детей познавательных способностей.

Форма проведения: беседа- практикум


Вступительное слово: ( в руках цветок ромашки)

Её к земле сгибает ливень,
Её ласкает солнца луч.
Наряд изысканно наивен,
А в лепестках любовный ключ.

Невеста русского раздолья -
Полей, опушек и лугов.
Её узнает царь и школьник,
Она – хозяйка всех венков.

Всегда свежа, неприхотлива.
Глазаста яркой желтизной.
Порою смотрит сиротливо
В бег облаков над головой.

Цветок, как будто неприметный.
Ромашка - чудный божий дар.
Её сгибает ливень летний.
Осушит снова полдня жар.

Назовём его «цветком радости и счастья». Он красивый, нежный, немного наивный и простой. А какой прочный у него « стебель» Его можно сравнить со знаниями. Посмотрите на сочные листья. Сравним их с умениями. Лепестки- это возможности, способности, которых может быть и больше. Они безграничны.

В. А. Сухомлинский говорил о том, что « не бывает детей неумных, неталантливых – каждый умён и талантлив по- своему».

Одарённость – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающихся в деятельности или деградирующий при её отсутствии.

Различают следующие виды одарённости:

  1. Интеллектуальная (ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, любознателен, хорошо излагает свои мысли, знает многое, о чём его сверстники и не подозревают)
  2. Научная (ребёнок учится быстро новым знаниям, читает научно-популярные издания, выбирает основным занятием – чтение, имеет хороший словарный запас, проявляет большой интерес к вычислениям, с лёгкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания, подолгу сохраняет внимание к предметам, связанным с природой, проявляет интерес к опытам и экспериментам)
  3. Художественно- изобразительная ( ребёнок много времени проводит за рисованием и лепкой, получает большое удовлетворение от худ. занятий, демонстрирует опережающую свой возраст умелость, его работы оригинальны.)
  4. Музыкальная (ребёнок проявляет интерес к музыкальным занятиям, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием поёт, легко повторяет ритмические отрывки)
  5. Литературная (сочиняет и пишет стихи, хорошо передаёт эмоциональное состояние героев, старается добавить новое, необычное)
  6. Творческая (ребёнок с головой уходит в интересующее его занятие, изобретателен в играх, способен по разному подойти к проблеме и найти оригинальный способ решения)
  7. Техническая (интересуется механизмами, может починить приборы, читает журналы и статьи об изобретениях)
  8. Лидерская (ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям, окружающие дети предпочитают его в качестве партнёра по играм, сохраняет уверенность в себе, часто руководит играми других детей, берёт на себя ответственность, к нему обращаются за советом и помощью)
  9. Двигательная (ребёнок любит движение: бег, прыжки, лазание, обладает исключительной физической силой для своего возраста, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков)

Научно- технический прогресс диктует определённые требования к человек 21 века. Он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально- развитым. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально- творческой личности.

Интеллект – это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.

Если ребёнок не имеет возможности двигаться – он не научиться ходить. Если с ребёнком не разговаривать – он не научиться говорить. Если ребёнку не давать возможности проявлять и упражнять свой интеллект – он не сможет рассуждать, логически мыслить, выделять главное и т. п.

Конечно, существуют определённые индивидуальные различия. Одни дети- учатся быстрее, другие медленнее. Одним легче даётся всё, что связано с логикой, другим- всё то, где нужна фантазия и образное мышление. Следовательно, любой ребёнок может развить свои интеллектуальные способности – если быть внимательным к его склонностям и особенностям и приложить достаточно усилий, чтобы создать благоприятные условия для развития интеллекта.

С чего же начать?

Познавательный интерес – один из важнейших мотивов развития детей. Когда ребёнок занимается из под палки он доставляет массу хлопот и огорчений, когда дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по- другому. Необходимо не упустить тот момент, когда ребёнок стремиться что-то узнавать, воспринимать, запоминать.


Практикум:

По развитию способностей детей существует много методик, программ, курсов. Каждый педагог нашей школы имеет свою педагогическую копилку методов и приёмов, в том числе и по развитию интеллектуальных способностей детей.

Предлагаю вам совершить удивительное путешествие в страну мудрецов «Эрудит» и познакомиться лишь с некоторыми видами упражнений, которые могут быть полезны вашему ребёнку.



Есть у меня шестеро слуг,

Проворных удалых.

И всё, что вижу я вокруг,-

Всё узнаю от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их : « Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где…»


( родители делятся на 2 команды по жетонам: треугольник или круг)

Очень часто родители организуют дома праздники для детей с различными конкурсами, играми. Предлагаю вам вариант интеллектуальной игры, которую можно также провести в домашних условиях. В такой игре можно уже заметить особенности детей: одни возьмут инициативу на себя, другие начнут искать способ решения проблемы, третьи- предложат нарисовать и т.д. Игра ставит ребёнка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Послушайте правила игры.

Перед вами игровое поле. На нем 3 сектора по 3 задания в каждом. Капитаны по очереди выбирают сектор и получают задание. На выполнение задания командам даётся 2-3 минуты. Та команда, которая выполняет задание правильно, получает 1 балл.

Чтобы определить, какая команда начнёт игру первой предлагается задание.


Задание: выложить из геометрических фигур квадрат.


1 сектор: Внимание

1. Необходимо построить из счётных палочек фигуру (машинку, домик, корабль и т.д.) Команда соперников старается запомнить её за несколько секунд, затем выстраивает данную фигуру на своём рабочем месте.

2. Команда выкладывает предметы в ряд. Команда соперников старается запомнить их расположение за несколько секунд. Затем капитан команды меняет расположение предметов. Команда соперников угадывает, что изменилось.

3. Вычеркни вертикальной чертой буквы А М К.

зонеафюстжмпсвюкчффложбюр
мфдлитгедишафялзихоюнзкишс
твюфгрвдуекбжяапрсоютбгеврл
мснбшрмфитявулкибюшлчбднх
пгонбижюазбовехчюиелфвамюд
эмшдектбшлмхпзиарвшудолбхн
диомгрлязткежбпсактднвтпршв
гмюнхднунфмюлтпсрзшафчхдд.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Выделяют 3 вида внимания:

Непроизвольное ( возникает само собой, без усилия воли, фиксируется то, что ярко, эмоционально)

Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, необходимо для того, чтобы делать не то. Что хочется, а то, что необходимо)

Послепроизвольное (в процессе работы могут возникнуть интерес, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение)

Наблюдая за поведением в игре можно узнать устойчиво ли внимание ребёнка или нет; как распределяется внимание на выполнение задания. Следовательно, можно подобрать задания и упражнения на развитие внимания.

( дидактические игры на развитие внимания)

2 сектор: Мышление.

1. На столе 6 стаканов: три пустых и три наполненных водой. Как сделать так, чтобы пустые и наполненные стаканы чередовались? Брать в руки можно только один стакан. ( ответ: взять второй наполненный стакан, перелить во второй пустой и поставить стакан на своё место)

#1042;озьмите полоску бумаги. Соедините противоположные концы и склейте их. Что получится, если разрезать получившееся кольцо вдоль пополам?

( ответ: 2 кольца)

Возьмите вторую полоску бумаги. Соедините противоположные концы внешней и внутренней стороны и склейте их. Что получится, если разрезать получившееся кольцо вдоль пополам?

(ответ: 1 кольцо: эллипс)

3. -Сколько месяцев в году имеют 28 дней? ( все)

-Какой рукой лучше размешать чай? ( не рукой, а ложкой)

- Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?

(бросить яйцо на 4 метра)

-Мужчина вёл большой грузовик. Огни на машине не были зажжены.

Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть её? ( был яркий солнечный день)

Мышление- это познание сущности вещей, умение обобщать, находить родственные связи между вещами и предметами, умение рассуждать и мыслить.

( дидактические игры на развитие мышления)

3 сектор: Память

  1. Ведущий называет слова. Команда старается их запомнить. После прослушивания необходимо назвать слова, которые запомнили, можно в любом порядке.


Картон

Вагон

Пианино

Ботинок

Карта

Крошка

Перо

Уголь

Белка

Груша

Скатерть

Сумка

Кот

Нож

Труд

Небо

Цветок

Рука

Дерево

пожар



  1. На листе бумаги нарисован узор. Команды запоминают узор 2 минуты. После этого узоры предлагается воспроизвести по памяти.


  1. Командам предлагается разрезанная на несколько частей цветная картинка. Её собирают, как целое. После картинку убирают, команде необходимо по памяти нарисовать картинку.


Память – это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Существует долговременная и кратковременная память. В зависимости от того, какую информацию запоминает человек выделяют: словесную память, двигательную, эмоциональную, зрительную и т.д. Каждый ребенок, какими бы он способностями не обладал, может совершенствовать свою память за счёт приемов запоминания, способов обработки информации.

( дидактические игры на развитие памяти)


Подведение итогов, рефлексия:


Спасибо всем командам.

Я предлагаю выбрать каждой команде смайлик оценки своей деятельности.

( смайлик радуется, смайлик огорчён)

Ребёнку важно, чтобы взрослые всячески поощряли любые способности ребёнка, радовались вместе с ним после поиска ответов на вопросы:

Что? Где? Когда? Зачем? Почему?


Заданий на развитие познавательных процессов множество. Они расширяют кругозор ребёнка, делают его более уверенным, активным в деятельности, дети становятся более заинтересованными в достижении целей.

Однажды известного физика А. Эйнштейна спросили: « Как делаются открытия?» Он ответил: «А так! Все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется человек, который не знает, что этого нельзя. Он то и делает открытия».

Конечно же это относится к развитию познавательных способностей. А дело в том, чтобы сомневаться, не останавливаться на привычных представлениях, делать открытия.

Желаю вам, воспитать талантливых детей.





















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования «Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича.

Мастер- класс.Игровая технологияинтеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования«Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича....

Мастер-класс для родителей "Интеллектуальное развитие детей в домашних условиях"

В конспекте предлагается помощь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по интеллектуальному развитию детей в домашних условиях....

Мастер-класс по изготовлению интеллектуальной игры «Сложи квадрат»

Игра способствует развитию интеллектуальных творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления...

Мастер – класс « Как развить интеллектуальный талант ребёнка»

Цель: познакомить родителей и педагогов с методами и приёмами развития у детей познавательных способностей.Форма проведения: беседа - практикумНаучно- технический прогресс диктует определённые требова...

Мастер - класс по теме "Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребёнка"

Данный материал содержит описание плана проведения мастер - класса, а также даётся теоретический материал по содержанию и значению основных интеллектуальных игр....