Мастер - класс по теме "Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребёнка"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Данный материал содержит описание плана проведения мастер - класса, а также даётся теоретический материал по содержанию и значению основных интеллектуальных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 51.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме
Интеллектуальные игры как средство развития
творческих способностей у ребёнка
Цель:
Расширить представление воспитателей об основных типах интеллектуальных игр:
- выявить предназначение воспитателя в проведении интеллектуальных игр;
- классифицировать интеллектуальные игры и обозначить проблему подбора и составления вопросов для викторины;
- создать благоприятные условия для проведения викторины.
Материалы и оборудование: сообщение и презентация по теме «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребёнка»; диск – юла со стрелкой, карточки с вопросами разного типа
Форма проведения: в форме «Что? Где? Когда?»
Содержание теоретического материала.
Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий чёткие правила и ограниченную продолжительность. Игра – очень широкое понятие, но мы остановимся на играх интеллектуальных.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счёт мыслительных способностей человека (ребёнка), его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.
Рассмотрим учебную цель:
а) Проверить уровень полученных знаний.
В данном случае игра выступает в роли видоизменённой проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учёт знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.
б) Стимулировать самостоятельное изучение материала.
Игрокам заранее сообщается тема и объём материала, который будет задействован. Например, дать задание детям повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер. Тема завтрашнего дня – это «Геометрические ассорти». Или чтение сказок взрослых ребёнку, или экскурсии…
Здесь игра является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.
Регулярное проведение игр такой направленности даёт детям много знаний.
Развивающие цели.
Развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.
Воспитывающие цели
Воспитывать умение действовать сообща, по правилам игры; внимательно, не перебивая, слушать товарищей; стремление помогать друг другу.
Это основные цели проведения игр типа «викторина».
Участие детей в игре позволяет приобрести умения выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.
Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, сценарию, а также к организации самой игры.
Разминка для воспитателей.
Игра «Школа разведчиков»
Цель: быть внимательным, обладать хорошими знаниями.
-Нацепив на ноги ласты, - Воют волками метели
Под водой плывут гимнасты. В зимнем месяце апреле.
(Аквалангисты) (Апрель – не зимний месяц)
- Хорошо в футбол играем, - Для того, кто нездоров,
Шайбы часто забиваем. Вызываем докторов.
(Не шайбы, а мячи).
- У сосны иголки - Рыбкам маленький сачок
Короче, чем у ёлки. Сплёл умелец-паучок.
(Иголки у сосны длиннее) (Не рыбкам, а мухам).
- Из гречневой крупы Кирилл - За хвост отважный наш малыш
Кашу манную варил. Поймал компьютерную мышь. (Не из гречневой, а из манной) (У компьютерной мыши нет хвоста)
Давайте рассмотрим схему Ю. Таничева. Если хорошо разобраться, из представленных типов интеллектуальных игр можно самостоятельно разрабатывать элементы для получения собственной формы игр.
Основные типы интеллектуальных игр | |||||
Викторины |
Стратегия | ||||
Тестовая викторина (ТВ-игра) | Сюжетная викторина (СВ - игра) | Ролевая стратегия | Экономическая стратегия | Боевая стратегия | |
«О, счастливчик!» | «Полундра!» | Импро-визационная | Сценар- ная | «Менед-жер» | Шашки, шахматы |
Из этой схемы мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два блока – викторины и стратегии. Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».
Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д.
Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.
Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.
В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).
В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.).
В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.
Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей. Вот крайняя характеристика типов интеллектуальных игр.
- Я предлагаю сделать небольшую умственную разминку (участвует весь коллектив).
- Я предлагаю вам поиграть со сказкой. Я буду произносить название –антоним, а вы должны будете угадать истинное название сказки. (Воспитатели отвечают на вопросы, я раздаю ответившим первыми фишки)
Примеры заданий:
«Зелёный платочек» -…
«Квадратик» -….
«Мышь в лаптях» -…
«Солнечная крестьянка» -…
«Собачья конура» - ….
«Знайка в лунной деревне» -…
«Рассказ о живой крестьянке и одном слабоке» -…
«Один из Молоково» -…
«Наоборот»
По предложенным описаниям восстановить первоначальную фразу.
1.Быстрей стоишь – ближе не будешь (тише едешь – дальше будешь)
2.Курица кабану – подружка (гусь свинье – не товарищ)
3.Наша Маша тихо смеётся (Наша Таня громко плачет)
4.Дылда- дочь от мамы ушла (крошка – сын к отцу пришёл)
5.Старикам нигде нет тупика (молодым везде у нас дорога)
6.У орла раз чёрт украл палку колбасы (вороне как – то Бог послал кусочек сыра)
7. Ушёл дед от новой стиральной машины (осталась старуха у разбитого корыта)
8.От смелости затылок мал (у страха глаза велики)
9.Чужие ботинки дальше от ног (своя рубашка ближе к телу)
10.Борщ сметаной испортишь (кашу сметаной не испортишь)
11.Мне танец разрушает и умирать мешает (нам песня строить и жить помогает)
12.Подумай о неделях снизу (не думай о секундах свысока)
Игра «Что? Где? Когда?»
Сейчас мы начнём соревнования «знатоков» между двумя командами. Но сначала обратите внимание на схему №2.
Классификация вопросов и заданий
для интеллектуальных игр
Продуктивные | Условно допустимые | Недопустимые |
На сообразительность: «Ответ в вопросе». «Оригинально о банальном». Вопрос-подсказка: «Известное об известном». На логическое и ассоциативное мышление: «На удачу». «На приближение» | Воспроизводящие. Вопросы-лекции. | Вопросы-розыгрыши. Неэтичные вопросы. |
1. Вопросы на сообразительность.
Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности.
1.1. Ответ в вопросе.
Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Тренируется чутьё игроков верного ответа.
1.2. Вопросы-шутки.
Они не предназначены для подшучивания над игроком. Вопросы остроумные, в них скрывается сущность.
1.3. Оригинально о банальном
Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден.
1.4. Вопрос-подсказка
Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.
2. Вопросы типа «Неизвестное об известном»
В вопросах даётся удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.
3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление
Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.
4. Вопросы на удачу.
Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонны.
5. Вопросы «на приближение»
Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.
Условно допустимые для интеллектуальных игр
вопросы и задания
В этом разряде сгруппированы вопросы, допустимые в интеллектуальных играх при каких-либо условиях.
1. Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие).
Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу.
2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой».
Вопросы требуют не только памяти, но и внимания.
3. Перечисление.
Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т.д.
4. Вопросы-лекции.
Вопросы требуют развёрнутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.
Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий
1. Вопросы-розыгрыши
Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство неловкости и унижения.
2. Неэтичные вопросы.
Общий вид нашей классификации вопросов для интеллектуальных игр можно представить, посмотрев схему. Обозначим проблему классификации интеллектуальных игр, предложив вариант их систематизации. Вопросы для викторин можно сгруппировать в соответствии с принципами их построения и по степени допустимости в интеллектуальных играх.
(2 круглых стола, разделённые на несколько секторов. В центре – юла со стрелкой, указывающая при вращении на конверт с номером).
- Вопросы состоят из разных типов.
Вы называете номер конверта.
Я задаю вопрос, вы, посоветовавшись с командой, отвечаете. За правильный ответ получаете фишку (очко). Итак, начинаем игру. Капитаны, назовите ваши команды.
1 команда – «Смекалкины».
2 команда – «Вообразилкины»
Приветствие команд:
1 команда: - Смекалкины вам шлют привет,
Мы желаем вам побед,
Будем с вами мы играть,
Смекалку нашу проявлять.
2 команда: - Мы, учёные «Вообразилки»,
Тоже шлём вам наш привет.
Знаем, знаем, не бывает
Очень простеньких побед.
Конверты с вопросами
1. Вопросы на сообразительность.
1а –Перечислите 5 дней недели не называя их по именам
(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
1б – В начале 90-х годов XX века в Национальной хоккейной лиге появилась новая команда – “Могучие утки» - из города Анахайм. Как в переводе на русский язык звучит название ледовой арены, построенной в этом городе?
Ответ: Пруд.
2. Ответ в вопросе.
2а – в Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как сейчас мы называем отрубленную часть?
Ответ: рубль.
2б – Представьте, что вы капитан космического корабля. В вашей команде 5 человек, им по 20 лет. Сколько лет всему экипажу.
(5 Х 20 = 100 – число лет капитану, то есть человеку, которому задан вопрос)
3. Вопросы – шутки
3а – Что случилось 30 февраля 1945 года?
Ответ: 30 февраля не существует.
3б – катится колесо, один угол у него красный, другой – зелёный.
3в – Когда колесо докатится до края стола, какой угол у него будет сверху?
Ответ: У колеса нет углов.
4. Оригинально о банальном.
4а – Как назвать жёлудь доживший до старости? (Дуб).
4б – Это название носит акула вологодских рек (Щука).
4в – Он был сообщником арестованной представительницы царских кровей.
Ответ: волк: «В темнице там царевна тужит, а серый волк ей верно служит…»
5. Неизвестное об известном.
5а – Ударом хвоста он может свалить лошадь (Крокодил).
5б – В испанском и турецком языках, как и столетия назад, одно из значений этого слова – «искусство вправления вывихов». А для нас это раздел науки, которая никакого отношения к медицине не имеет (Алгебра).
6. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление.
6а – Лежат три спички; уберите из середины спичку, не трогая её.
Ответ: переложить крайнюю спичку на другую сторону, и средняя станет крайней.
6б – Расшифруйте строчку известной песни, если каждое её слово заменено на противоположное по значению: «От футбола болеют ложные женщины»
Ответ: «В хоккей играют настоящие мужчины».
7. Воспроизводящие вопросы.
7а – Когда началась ВОВ? (22 июня 1941г.).
7б – Как зовут первого президента России? (Б.Н. Ельцын).
8. Вопросы с уловкой.
8а – Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939г.)
9. Вопрос-розыгрыш.
9а. Ведущий: «Висит на стене и сметаной пахнет. Что такое?»
Ответ: Не знаю…, не знаю…
Ведущий: «Эх, вы! Это же велосипед»
Ответ: А почему сметаной пахнет?
Ведущий: А чем хочу, тем и смазываю.
Боевая стратегия
Конверт с рисунком (шашки).
Один играющий из 1 команды, второй играющий – из 2 команды.
Цель: уничтожить противника.
Конверт с рисунком «Взрослый и ребёнок».
Переделать слова из песни «Взрослые и дети» В. Шаинского.
1 и 2 команды выполняют задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"
Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...
Мастер - класс "СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
Сюжетно - ролевая игра "Аэропорт"...
Мастер - класс с родителями " Игра, как средство общения"
Форма проведения: занятие с детьми и родителями.Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как к деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом...
Мастер-класс "Хакасские народные игры как средство воспитания любви к "малой" Родине (с презентацией)
Особое значение в своей работе мы уделяем гражданско-патриотическому воспитанию детей. Его содержанием является знакомство детей с традициями и укладом жизни, как в русских, так и в хакасских семьях, ...
Мастер- класс " Мотивация, как одно из средств организации совместной деятельности ребёнка и взрослого"
Мастер - класс предназначен для воспитателей всех возрастных групп деского сада....
МАСТЕР-КЛАСС «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Необходимым условием развития инициативного поведения ребёнка, в контексте ФГОС ДО, является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; под...
Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников».
Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой и доступной игровой форме дать детям представление о музыке,о ее выразительныз возмлжностях....