Круг детского чтения"
статья (младшая группа)
статья знакомит как отобрать книги для дептского чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья о детском чтении | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Круг детского чтения.
Проблема отбора книг для детского чтения- одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том что предпочтительнее читать детям и как определить круг детского чтения: какие темы и жанры должны знать главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребенка; допустим ли психологизм в детской книге; какое количество литературных произведений должен узнать ребенок на протяжении дошкольного возраста; что представляет собой детская «начитанность», что должно войти в круг обязательного чтения ребенка- дошкольника и др.
Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта на важном этапе- этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге: интереса и любви или равнодушия. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолеть все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, на формирование его духовных ценностей.
Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном.
Специфика литературы в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, который привлекает ребенка, останавливает его внимание своей красотой, необычностью. Это побуждает малыша к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становится его достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует ее форму.
Итак, отбор книги играет роль в формировании личности маленького читателя, развитии его словесного творчества.
Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В нашей стороне для детей издаются произведения устного народного творчества русского народа и народов зарубежных стран; произведений русской и зарубежной классики; детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Охватить все это богатство невозможно.
Путеводными нитями являются разработанные в педагогической науке критерии, которые помогают избежать в субъективности, вкусовщины,
Позволяют дать объективную оценку книгами с точки зрения содержания и художественных достоинств.
Какие это критерии?
Условно их можно разделить на две группы. К первой относятся критерии, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики. Вторую группу составляют педагогические критерии. Они позволяют устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы они поднимали и вели ребенка по ступеням литературного развития.
Детская литература- это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме- в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.
Мерилом художественности являются органическое влияние содержания, идей произведения с такой формы их выражения, которая наиболее точно совпадает с идеей, выражает ее наилучшим образом. Носителем идей в детской книге всегда является герой. Конкретность, яркость, чувственная достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном произведении, доступными. Жизненно важными, личностно переживаемыми. Они принимаются или отвергаются ребенком в зависимости от того, как малыш относится к герою- выразителю идейного замысла.
Поэтому при отборе литературных произведений необходимо прежде всего видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачами нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам к труду, к природе и др. лучшие литературные произведения, созданные для детей, без лишнего дидактизма формируют у ребенка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.
Так, произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…», сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» и др.),трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.), дружбы, теплоты в отношениях, («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование круга детского чтения" (из опыта работы)
Дошкольное детство- определяющий этап в развитииличности,ибо до 6 лет ребёнок с интереом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, п...
Круг детского чтения.
Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.Вопросы о круге детского чтения ...
Консультация для родителей "Круг детского чтения"
В наши дни особенно актуален вопрос, как приобщить детей к чтению. Чтобы воспитать читателя в ребенке, сами родители должны проявлять интерес к книге, чтению, знать, что ребенка интересует...
Консультация для родителей «Круг детского чтения»
Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста и...
Круг детского чтения
Консультация для родителей, как важна художественная литература детям....
Консультация для родителей средней группы: «Круг детского чтения"
В наши дни особенно актуален вопрос, как приобщить детей к чтению. Чтобы воспитать читателя в ребенке, сами родители должны проявлять интерес к книге, чтению, знать, что ребенка интересует...