"Формирование круга детского чтения" (из опыта работы)
статья (окружающий мир) по теме

Дошкольное детство- определяющий этап в развитииличности,ибо до 6 лет ребёнок с интереом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь мир, многоликий мир, удивится этому миру, и понять его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kruga_detskogo_chteniya.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №230

городского округа Самара

«Формирование круга детского чтения»

(из опыта работы)

                                                                                                  Подготовила:

                                                          Воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                                                Кощеева Надежда Николаевна.

Самара 2013г.

   «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

     Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.

     Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь мир, многоликий мир, удивится этому миру, и  понять его.  Максим Горький писал: «Каждая книга открывает  передо мною окно в новый неведомый мир».

    Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:

  1. Заметное снижение интереса к чтению;
  2. Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей

     из–за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер

     практически вытеснили книгу из жизни;

  1. Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры;
  2. В нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке.

    Цель нашей работы состоит в том, чтобы сформировать  у дошкольников интерес и потребность в чтении через решение следующих задач:

  1. Формирование целостности картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  2. Развитие литературной речи;
  3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса через игру-драматизацию.
  4. Воспитать у дошкольника любовь и интерес к книге.

   Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому, в первую очередь нужно построить работу таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребёнка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

    Хочется поделиться некоторыми формами работы с детьми и родителями по воспитанию интереса к книге, которые используются в работе.

    В группе организован книжный уголок.  Где  периодически оформляем  тематические выставки, посвящённые творчеству писателей:  это «Мои любимые герои» по произведениям К.И.Чуковского, «Сказочник и художник» В. Г.Сутеев,  «Русский поэт» А.С.Пушкин, «Весёлые истории»  по произведениям Н.Н.Носова. Не забываем обратить внимание и на иллюстрации книг, таких художников  как  Ю.А.Васнецов, Е.М. Рачёв.

     В книжном уголке разместилась и справочно-энциклопедическая  литература,  а также пазлы по сказкам, аудио и видеозаписи и т. д. Что бы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений.

    Но более эффективный метод работы игра-драматизация. С помощью игры-драматизации  мы приобщаем не только к искусству слова, мимики, жеста, но и культуре общения со сверстниками.   Ценность приёма драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения. Он обеспечивает яркость внешних впечатлений, которую можно рассматривать как важную функцию наглядности.  Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к  миру. Игра-драматизация способствует также развитию речи, является одним из способов воспитания ребёнка.

      Работа строится  по следующей схеме:

  1. Знакомство с текстом,
  2. Определение количество действующих лиц,
  3. Распределение ролей,
  4. Пересказ произведения
  5. Изготовление атрибутов, декораций,
  6. Игра-драматизация.

     Наиболее удобным материалом для игр - драматизации, служат тексты литературных произведений, в которых преобладает диалогическая форма. Особенно хороши в этом отношении  русские народные сказки. Они просты и динамичны, выразительны.  При наличии  диалога облегчает их использование в играх-драматизациях.  Такие  сказки как «Колобок»,  «Теремок», «Лиса, заяц и петух» и другие.  Можно  использовать для  игр-драматизаций стихи  С.Я.Маршака, а также произведения К.И.Чуковского, И.А.Крылова и другие. Важно, чтобы все дети включались в игру.  Свои мини спектакли мы показываем как младшим детям, так и родителям.

    Для приобщения детей к чтению используем электронные пособия,  созданные на основе литературных произведений на темы: Что мы знаем о книге», «Любимая сказка Петушок и бобовое зёрнышко», Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа», и другие.

 Широко используется  в работе с родителями.

  1. Консультации для родителей: на темы «Что читать дошкольникам», «Если ребёнка не привлекает чтение книг…», «Книжки в вашем доме», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».
  2. Проводятся открытые занятия с участием родителей.
  3. Рекомендации по организации домашнего  чтения.
  4. Выставки детских работ.
  5. Выставки литературы.

Систематически оформляется информационный стенд для родителей.

Также используем такую форму работы, как конкурсы. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители:

--Конкурс поделок из природного, бросового материала «Мой любимый сказочный герой».

--Конкурс  рисунков «Любимая сказка».

     Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений. Персонажи литературных произведений, изготовленные на конкурс, используются детьми и педагогами в игровой и театральной деятельности на занятиях.

В данный момент в группе имеются соответствующие условия  для развитие интереса и любви к книге.

     Можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению   прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей.

     Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребёнка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребёнка на протяжении всей жизни.

Используемая литература:

  1. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывания в детском саду. /Издательство «Просвещение» Москва 1996г./
  2. Гурович Л.М. Ребёнок и книга. /Издательство «Акцидент»,1996г./
  3. Дошкольное воспитание №6. 2009 стр.62.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование дошкольников представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения через различные виды детской деятельности.( описание опыта работы)

Развитие у дошкольников необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах....

«Чтение художественной литературы в детском саду» (из опыта работы)

 Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к кни...

Формирование круга детского чтения.

Работа с родителями по формированию круга детского чтения....

Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи

Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текс...

«Система мероприятий в детском саду, направленных на воспитание любви к книге, формирование круга семейного чтения »

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет кни...

Формирование круга детского чтения

Из статьи вы узнаете как формируется круг детского чтения...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...