Круг детского чтения как основа духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

   

 

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Круг детского чтения как основа духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

     В современном мире технологий и интернета вопрос детского чтения особенно актуален. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание. Россияне уже давно не самая читающая нация в мире. Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтение формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Опасность глобальной без духовности, нравственной деградации, охватила наше общество. Поэтому роль книги и чтения как средство выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла. Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходится начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения. Поэтому, чтобы произошло сотрудничество между родителями и детским садом, в нашем ДОУ активно используется метод проектирования.

     Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и семьи, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную деятельность по достижению поставленной цели. (слайд 1)

     Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

     Задачи: 1. Формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в разных видах деятельности.

2. Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению.

3. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

4. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.  (слайд 2)

     Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Использование проектной деятельности в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. (слайд 3)

     За последние годы внедрения в ДОУ проектного метода мною разработаны проекты, отличающиеся тематикой и степенью продуманности.  (слайд 4)

     Вашему вниманию представлю проекты, которые были посвящены детским писателям.

     Проект «Ребятам о зверятах» по творчеству Е. И. Чарушина.  (слайд 5) Дети познакомились с творчеством замечательного художника и писателя. Узнали, что Е. И. Чарушин был не просто художником, а художником – анималистом, т.е. тем, кто рисует именно животных. (слайд 6) Узнали, что первый рассказ, который проиллюстрировал Евгений Иванович, был рассказ «Мурзук» Виталия Бианки. (слайд 7) Также ребята узнали, что писатель рисовал животных к рассказам С. Я. Маршака. (слайд 8) Познакомились с произведениями, которые написал сам Чарушин. (слайд 9) Познакомились с техникой рисования животных, которой пользовался писатель – это техника сухой кистью. (слайд 10) Мы с детьми также рисовали в группе . (слайд 11) Еще ребята узнали, что есть целая династия писателей и художников – анималистов – это династия Чарушиных. (слайд 12) Параллельно с групповым проектом шел проект внутри семьи. (слайд 13) В дальнейшем эта семья представила проект на муниципальном конкурсе «Вместе с книгой мы растем» и была награждена грамотой. (слайд 14)

     И сейчас более подробно остановлюсь на проекте «Волшебный мир сказок А. С. Пушкина», который был приурочен к юбилейной дате великого русского писателя.

     Педагогический проект «Волшебный мир сказок А. С. Пушкина», был разработан педагогами и детьми. Проект был долговременным, многоэтапным. (слайд 15)

     Актуальность: Одной из важнейших задач нашего времени является приобщение ребенка к чтению, так как художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

     Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее и воспитательное, познавательное и эстетическое значение. (слайд 16)

     Целью проекта стало, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина. (слайд 17) Тип проекта: информационно-творческий, коллективный. Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители, сотрудники библиотеки. Срок реализации: долгосрочный. (слайд 18)

     Были поставлены следующие задачи: 1. Развивать интерес детей к чтению художественной литературы;

2. Прививать любовь к родному языку, умение эмоционально - эстетически воспринимать произведения русской классической литературы;

3. Развивать творческое воображение и фантазию; (слайд 19)

     Были разработаны этапы проекта: Первый – подготовительный этап. Был составлен план работы по реализации проекта; разработка и накопление методических материалов; создание проблемной ситуации для детей – «Что дети знают о Пушкине? Какие сказки знают? Что еще хотят узнать? Откуда можно узнать?» (слайд 20)

     Второй – основной этап или практический проходил в форме:

  1. Воспитатель – ребенок:

Было: чтение сказок А. С. Пушкина; рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий; оформление книжной выставки по сказкам писателя; оформление уголка «Лукоморье»; экскурсия в библиотеку; заучивание отрывков из сказок А. С. Пушкина; организован видеосалон – просмотр мультфильмов по сказкам; игра – фантазия на тему «Если б я поймал золотую рыбку»; проводились разнообразные дидактические игры: «золотая рыбка», «скажи наоборот», «найди предметы из сказок», «какой сказочный герой лишний?» и другие; проводилась самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам писателя; была оформлена рукотворная книга «Волшебный мир сказок А. С. Пушкина». (слайд 21)

  1. Воспитатель – родитель:

Родители были вовлечены в проектную деятельность, проводились консультации «Знакомим дошкольников со сказкой», «Роль сказки в развитии ребенка», фото – отчет по проведению проекта.

  1. Родитель – ребенок:

Родители читали сказки Пушкина детям дома; посещали библиотеки; смотрели мультфильмы и художественные фильмы по сказкам писателя, также было проведено совместное детско – взрослое творчество, т.е. рисунки на тему «Волшебный мир сказок А. С. Пушкина». (слайд 22)

     Третий – заключительный этап: Была оформлена выставка рисунков «Волшебный мир сказок А. С. Пушкина»; была сделана рукотворная книга по сказкам писателя; проведена литературная викторина по сказкам; сделана презентация по итогам проекта. (слайд 23)

     И как итог проекта – это победа на Всероссийском дистанционном конкурсе «Лучший педагогический проект». Сертификат за участие и награда – диплом за первое место. (слайд 24)

     Сухомлинский сказал: «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность».

     Спасибо за внимание.

     

   

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Памятка для родителей Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»

Берегите друг друга!Добротой согревайте!Берегите друг друга!Обижать не давайте!Берегите друг друга!Суету позабудьте.И в минуту досугаРядом вместе побудьте...

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста (МБДОУ Детский сад №18 г.Кулебаки)

Перемены, которые происходят в социальной сфере и в области просвещения, делают особенно актуальными проблемы этики, морали и духовности. Изменяется и современная стратегия развития образования в Росс...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.

Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...