Консультация для родителей средней группы: «Круг детского чтения"
консультация (средняя группа) по теме

Шалагинова Светлана Ивановна

В наши дни особенно актуален вопрос, как приобщить детей к чтению. Чтобы воспитать читателя в ребенке,  сами родители должны проявлять  интерес к книге, чтению, знать, что ребенка интересует в окружающем мире, следить за новинками детской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_krug_detskogo_chteniya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малиновский детский сад»

Консультация для                                              родителей

«Круг  детского         чтения»

Подготовила:

 воспитатель  Светлана Ивановна Шалагинова

                Ачинский район

                   п. Малиновка

               2016 год

Круг детского чтения.

        Характерной особенностью детей от 2 до 4 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

        Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Детский фольклор - это частушки, потешки, песенки, игры, считалки. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Развивают в ребенке чувства принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка.

        Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

        С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоциияпомогает координировать движения, развивать речь

учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому ржвитию малышей.

        В младшем дошкольном возрасте хорошо читать пестушки, потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогаю* малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая иоциональные реакции. Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы- перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта.

        Роль сказок в развитии детей

        Детям 2-4 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и животных. В этом возрасте дети частенько ижентифицируют себя с животными, просто перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. У этих малышей внимание еще не устойчиво, а значит стихи, рассказы и сказки должныбыть небольшими по объему.

        В этом возрасте им будут очень интересны книжки-раскладушки с подвижными персонажами.

        Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.

          Сказки о животных, как жанр устного народного творчества рассказывают детям,2—4 лет весшые и грустные истории. Эти сказки одними из первых читаются детям преимущественно в младшем дошкольном возрасте. Их сюжегы просты и понятны даже самым маленьким читателям.

          Список сказок для чтения детям 2—4 лет: русские сказки «Теремок», «У страха глаза велики», «Лиса и волк», «Лапти-лапти- щи», украинская сказка «Соломенный бычок», словацкая сказка «Змей, кошечка и пёс», чешская сказка «Кум волк и кума собака», английская сказка «Три поросёнка», испанская сказка «Горшочек мёда», немецкая сказка «Бременские музыканты», французские сказки «Волк, улитка и осы», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах».

        Готовясь к чтению детям сказок, педагог должен обязательно помнить, что известные сюжеты народных сказок имеют варианты в авторской обработке С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»; В. Бианки. «Колобок — колючий бок»; Б. Заходер. «Птичка Ма-Тари-Кари»; Л. Куликов. «Белочка-умелочка»; С. Прокофьева. «Зайка и Ойка»;

Г. X. Андерсен. Из книги «Оле-Лукойе»; А. Прёйсен. «Весёлый Новый год»; А. Баллинт. Из книги «Гном Гномыч и Изюмка»; JI. Муур. «Крошка Енот»; Б. Поттер. «Ухти-Тухти» (есть пьеса в обработке И. Токмаковой).

Авторские сказки также привнесут в формирование кругозора ребёнка четвёртого

года жизни много новых и интересных знаний.

Э. Хогарт. «Ослик Мафии и его друзья»; А. Прёйсен. «Про козлёнка, который умел считать до десяти ».

        Роль стихов в развитии детей.

        Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

        На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи - при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, потому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно.

        Важным средством приобщения детей к духовной культуре является классическая литература. Поэтому детям младшей группы можно предложить послушать стихотворения русской поэтической школы в сокращённом виде.

        Я. Грот. «Зимнее веселье», «Труд»; Ф. Миллер. «Подписи к картинкам»; К. Льдов. «Саша-замарашка»; И. Никитин. «Детство весёлое»; Р. Кудашева. «Игра»; С. Есенин. «Бабушкины сказки».

Кроме этих стихотворений, обязательно нужно читать детям и другие поэтические произведения, в которых проявляется своеобразие словесно-изобразительных средств художественной речи (стихосложение, поэтическая лексика и фонетика).

        В круг детского чтения обязательно должны войти и специфические детские жанры, например сказочные повести, рассказывающие о мальчиках и девочках.

        Роль загадок в развитии детей

Загадки являются жанрами фольклора и тоже должны быть включены в круг детского чтения. Многие загадки представляют минимизированный аналог сказки. Дети этого возраста любят, когда им загадывают загадки, и с удовольствием участвуют в их отгадывании

        Произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о мальчиках: «Ехал Санечка-дружок»; «Водичка, водичка, умой Санино личико»; «Накормили Саньку»; «Барашеньки-крутороженьки Саню потешали»; «Саня, Саня, карапуз»; «Купим Сане валенки» и др.

        Поэзия народов мира: «Только мальчик Джонни не» ложится спать»; • Это Джон- зайчик»; «Из чего только сделаны мальчики»; «Король Пипин» и др.

        Произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о девочках: «Пошла Маня на базар»; «Наша-то хозяюшка сметли- зая была»; «Расти, коса, до пояса»; «Наша Маша маленькая»; «Маша варежку надела»; «Чики, чики, чикалочки» и др.

        Поэзия народов мира: «У Пэгги был весёлый гусь»; «Наша девочка шалунья и плутовка»; «Из чего только сделаны девочки»; «У маленькой Мэри большая потеря» и др.

        Уже в младших группах детского сада детей нужно начинать знакомить с драматическим искусством (Б. Поттер. «Ухти-Тухти» (в переводе И. Токмаковой).

        Список стихотворений и стихотворных сказок для чтения детям 2—4 лет Е. Благинина. Стихи («Ёлка», «Осень спросим»); М. Дружинина. «Здравствуй, белка» и др.; Э. Котляр. Стихи; Г. Лагздынь. Стихи; Ю. Мориц. Стихи; И. Пивоварова. «Жила-была собака» и др.; И. Токмакова. Стихи; Д. Хармс. «Бульдог и таксик» и др.; К. Чуковский. «Закаляка», «Цыплёнок», «Айболит и воробей», «Топтыгин и лиса»; Б. Заходер. «Про сома», «Суринамская Пипа», «Про белугу», «Рыбская песня» и др.; В. Берестов. Стихи; Ю. Тувим.

        Стихи; А. Введенский. «Щенок и котёнок», «Песенка про лошадку»: JI. Квитко. «Жучок» и др.; С. Михалков. «Про девочку, которая плохс кушала» и др.; А. Прокофьев. «Сказочки для маленьких» и др.: В. Степанов. «Как живёте?» и др. Стихотворения и рассказы о детях, детском саде С. Маршак. «Сад идёт», «Ванька- встанька», «Где тут Петя, где Серёжа?», «Книжка про книжки»; С. Михалков. «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский. «Страшная история»; Э. Мошковская. «Митя и рубашка», «Сто ребят — детский сад»; В. Топорков. «Детский сад»; Н. Найдёнов. «ОльгаПавловна»; А. Барто. «Зарядка», «Игра», «Игра в стадо», «Мы — моряки», «Игра в слова», «Арифметика», «Имя и фамилия», «Буква «Р».

        Поэтические произведения для чтения детям (в сокращении) А. Пушкин. «Ель растёт перед дворцом...», «У лукоморья дуб зелёный...»; М. Лермонтов. «Морская царевна»; А. Майков. «Спи, дитя моё, усни...»; А. Плещеев. «Огни погасли в доме»; О. Беляевская. «Сон- дрёма»; К. Бальмонт. «Светлый мир», «Детский мир»; Г. Галина. «Песня Золушки»; М. Пожарова. «Шарики да кубарики», «Колыбельная песенка»; М. Цветаева. «У кроватки».

Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета. В круг детского чтения могут быть включены загадки о животных, растениях, технике и по другим темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в детском саду Консультация для родителей «Положи твоё сердце у чтения»

Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей «Положи твоё сердце у чтения» Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известн...

Консультация для родителей средней группы «Роль детских сказок в жизни ребенка»

Консультация для родителей средней  группы «Роль детских сказок в жизни ребенка»Роль детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи...

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы детского сада «О пользе чтения книг дошкольникам 5-7 лет».

Цель статьи - формирование интереса и любви к художественной литературе.    Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множ...

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы детского сада «Польза чтения книг дошкольникам 5-7 лет»

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литера...

Консультация для родителей средней группы «Пчелки» МАДОУ д/с «Улыбка» Подготовила воспитатель: Кузина Е. А. «Положи твоё сердце у чтения»

Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам выт...

Консультация для родителей средней группы в детском саду по развитию речи

Рекомендации родителям. Нормы и отклонения в речевом развитии детей 4-5 лет. Артикуляционная гимнастика....

Консультация для родителей средней группы «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Транспортная культура – это форма жизнедеятельности человека и его взаимоотношения с окружающей средой с максимальным уровнем безопасности транспортного процесса и всех его участников. Проблема ...