STEM-ПРОЕКТ «Мы - исследователи»
проект
Данный проект носит инновационный характер, внедряет в воспитательно-образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников базовых личностных компетенций – развитие критического мышления, креативности, лидерства, командной деятельности, умение решать нестандартные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 266.42 КБ |
Предварительный просмотр:
STEM-ПРОЕКТ
«Мы - исследователи».
Автор проекта: Алябьева С.В.
Организация. МДОУ « Детский сад «Ромашка» г. Надыма»
Населенный пункт. ЯНАО г. Надым
Образовательная область: познание.
Вид проекта: среднесрочный.
Срок реализации проекта: январь-май
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители
Актуальность.
В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира. Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии. Таким образом, данный проект актуален, носит инновационный характер, так как он предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников базовых личностных компетенций – развитие критического мышления, креативности, лидерства, командной деятельности, умение решать нестандартные задачи. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM образования. STEM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Проект направлен на развитие у дошкольников интереса к науке, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.
Новизна состоит в том, что работа представлена в системе и в соответствии с современными требованиями образовательного законодательства. ФГОС ДО определены задачи познавательного развития: развитие познавательной мотивации, воображения и творческой активности; формирование познавательных действий, становление сознания.
Цель проекта: Развитие у детей навыков, необходимых для проведения исследовательской деятельности и активности используя STEM технологии.
Задачи:
- Развивать поисковую деятельность, умение аргументировать свои высказывания.
- Формировать основы программирования пчелки – робота; представления об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
- Воспитывать интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Формировать у родителей заинтересованность в проведении экспериментальной деятельности с детьми, путем проведения бесед, консультаций.
Ожидаемый результат.
В результате реализации проекта воспитанники ДОУ будут:
-активно проявлять любознательность, как во взаимодействии с взрослыми и
сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи.
-проявлять интеллектуальные способности в умении самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы или поступкам людей.
-уметь наблюдать, экспериментировать, активно формируя элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики и т. п.
- проявлять умения к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В результате реализации проекта у педагогов ДОУ будут:
-сформированы профессиональные компетенции по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.
-сформированы основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества.
-распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применение полученных знаний на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный
Изучение научно-методической литературы по вопросам формирования у детей конструктивно - модельной деятельности и развития детского технического творчества.
Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Создание условий, необходимых для внедрения и осуществления проекта.
2 этап. Практический. Деятельность по проекту.
3 этап. Оценочный. Обобщение результатов работы, оформление кейса материалов проекта. Презентация проекта.
Тематическое планирование.
ЯНВАРЬ | ||||
1.«LEGO- конструирование». | ||||
№ | Тема | Цель | ||
1 | «Зимний лес» | Совершенствование навыков конструирования | ||
2 | «Берлога для медведя». | Формирование умения выделять основные части конструируемого предмета | ||
3 | «Кормушка для птиц» | Сборка фигуры по образцу | ||
2 .Работа на стеновой панели STEM WELL | ||||
4 | «Продолжи узор» | Развитие способностей нахождение закономерностей | ||
5 | «Найди ключик» | Закрепление знаний о форме, цвете и величине геометрических фигур | ||
6 | «Подбери фигуру» | Закрепление представлений детей о геометрических формах, упражнять в их назывании | ||
3. «Экспериментирование». | ||||
7 | «Вода может литься, а может брызгать» | Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). | ||
8 | «Что в коробке?» | Ознакомление со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). | ||
9 | «Почему льда больше, чем воды?» | Показать детям, что при замерзании вода расширяется. | ||
Февраль | ||||
1.«LEGO- конструирование». | ||||
10 | «Пожарная машина» | Ознакомление с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину | ||
11 | «Ракета» | Закрепление навыков конструирования по образцу. Обыгрывание постройки | ||
12 | «Танк» | Развитие умения конструировать, соблюдение пропорций частей | ||
2 .Работа на стеновой панели STEM WELL | ||||
13 | «Мои любимые игрушки» | Закрепление понятие «шаг», «вперёд», «назад» | ||
14 | «Куда придет робот?» | Развитие пространственной ориентировки, порядкового счета | ||
15 | «Сосчитай и найди цифру» | Соотношение цифр и количества предметов | ||
3. «Экспериментирование». | ||||
16 | «Древесина, ее качества и свойства» | Совершенствование навыка узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять её качества | ||
17 | «Зубная паста для слона». | Формирование у детей познавательного интереса | ||
18 | «Что такое пар?» | Расширение знаний о свойстве воды. | ||
Март | ||||
1.«LEGO- конструирование». | ||||
19 | «Цветы для мамы» | Развитие навыков конструирования, воображения | ||
20 | «Мост» | Развитие способностей сооружать постройку в соответствии с размером игрушки | ||
21 | «По замыслу» | Мотивация детей к самостоятельному усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления | ||
2 .Работа на стеновой панели STEM WELL | ||||
22 | «Что изменилось» | Совершенствование знаний детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине | ||
23 | «Найдем сходства и отличия» | Развитие умения анализировать, сравнивать похожие предметы | ||
24 | «Волшебная шестеренка» | Цель: Развитие тактильных ощущений, закрепление знаний о форме, размере фигур | ||
3. «Экспериментирование» | ||||
25 | «Как движется сухой песок» | Осознание причинно – следственных связей | ||
26 | «Веточка березы» | Уточнение и дополнение знаний детей об условиях жизни и роста растений | ||
27 | «Как песок и вода определяют тяжесть предметов» | Формирование представлений об окружающем мире | ||
Апрель | ||||
1.«LEGO- конструирование» | ||||
28 | «По замыслу» | Закрепление способов соединения деталей, умение обыгрывать свою постройку | ||
29 | «Поезд» | Развитие способностей к планированию, поощрение интереса к совместным игровым действиям | ||
30 | «Деревья и кустарники» | Уточнение и дополнение знаний детей о природе. Совершенствование навыков моделирования | ||
2 .Работа на стеновой панели STEM WELL | ||||
31 | «Составь поезд» | Закрепление умений анализировать, выкладывать элементы в правильной последовательности | ||
32 | «Составь узор» | Стимулирование творчества | ||
33 | «Составление лестницы» | Способствование развитию интереса к математике | ||
3. «Экспериментирование». | ||||
34 | «Какие особенности у тёплой и холодной воды?» | Развитие умения размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Содействовать положительному отношению к опытнической деятельности | ||
35 | «Зачем нужна земля?» | Формирование представлений детей о свойствах земли. Содействовать доброжелательному отношению к объектам природы | ||
36 | «Огород на окне» | Наблюдение за луком, показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия | ||
Май | ||||
1.«LEGO- конструирование». | ||||
37 | «Что ты можешь построить?» | Развитие способностей к моделированию, нахождению закономерностей | ||
38 | «Мебель для комнаты» | Развитие способности выделять в предметах их функциональные части | ||
39 | «Мостик через речку» | Обыгрывание постройки и связь ее с предметным и социальным окружением. | ||
2 .Работа на стеновой панели STEM WELL | ||||
40 | «Украсим весенний коврик» | Совершенствование умения составлять из фигур изображение | ||
41 | «Куда придет робот?» | Развитие ориентировки на плоскости | ||
42 | «Космический полет» | Развитие конструктивных умений, социальных навыков: умение работать в группе, договариваться | ||
3. «Экспериментирование». | ||||
43 | «Солнечные зайчики» | Демонстрирование появления солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами | ||
44 | «Ткань, её качества и свойства» | Ознакомление детей с тканью разной фактуры | ||
45 | «Как образуются мыльные пузыри?» | Формирование представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора) |
Работа с родителями:
Анкетирование «Исследовательская активность вашего ребенка в семье».
Консультации для родителей «Что такое STEM технология?».
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Консультация «Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Консультация «Веселая математика дома».
Консультация «Математические игры по дороге домой».
Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей».
Консультация «LEGO-нужная игра!».
Консультация «LEGO-конструирование в детском саду и дома».
Оформление фото - выставки «Чему мы научились».
Заключение
По сравнению с традиционными методами обучения, STEM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе. Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....
STEM-проект "Чудесная вата"
Экспериментирование, конструирование....

Stem - проект " Говорящие стаканчики"
Формировать познавательную активность детей дошкольного возраста....
Stem – проект «ПОМОЖЕМ ЗАЙЧИКУ ПОСТРОИТЬ ДОМИК
Познавательно-исследовательский, игровой проект ориентирован на интересы детей старшего, дошкольного возраста....
STEM – проект «Космическая ракета» с использованием конструктора Лего, магнитного конструктора и бросового материала
Перед детьми стояла задача: как и из чего изготовить ракету, чтобы она полетела? Совместно с воспитателями дошколята решили изготовить её из бросового материала. И с использованием воздушного шарика, ...