Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети проводят в детском саду значительную часть времени, поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Она должна быть содержательно–насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, речевую и двигательную активность детей. Так как я пришла работать в МАДОУ № 111 в сентябре 2021 года и мне дали абсолютно новую и пустую группу, можно сказать что РППС в ней начала развиваться и обогащаться буквально с нуля. Было приложено много личных усилий, также активно привлекались родители. За 2 года бесчисленных поисков наилучшего варианта оптимизации пространства, РППС группы стала соответствовать требованиям и удовлетворять потребности детей, но на этом её развитие и совершенствование не останавливается.
Уголок уединения Уютный уголок уединения располагается возле входа в спальне. Такое месторасположение обосновано тем, что в игровой комнате всегда достаточно много детей – уединиться по-настоящему там непросто. Данный уголок поможет дошкольникам обрести ощущение безопасности в период адаптации, поспособствует повышению их самооценки, научит бесконфликтному общению детей друг с другом, поможет успокоиться и расслабиться наедине с самим собой. Обязательным атрибутом такого уголка являются мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть.
Центр сюжетно-ролевой игры создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, помогает выстраивать дружеские взаимоотношения, способствует решению проблемных ситуаций. В данном центре в контейнерах с обозначениями представлены атрибуты и одежда для игр в больницу, в магазин, в семью, в пожарного и полицейского. Есть салон красоты и кухня (она же кафе). Атрибуты для игр постоянно обновляются, пополняется ассортимент товаров для магазина и салона красоты.
Музыкально-театральный центр оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждает его воображение, активность. Дети с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаются переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаются и постигают природу человеческих взаимоотношений, эмоций. Тут представлены следующие атрибуты: различные костюмы, головные уборы, парики, очки, сумочки, маски, театральный реквизит, игра в театр теней, различные музыкальные инструменты. Центр активно пополняется новыми атрибутами, привлекаются родители.
Центр здоровья позволяет удовлетворить потребность детей в двигательной активности, что очень значимо для данного возраста, так как оказывает непосредственное влияние на здоровье и физическое развитие ребёнка. Для детей тут организовано хранение дорожек здоровья, которые мы ежедневно используем после пробуждения, скакалки, мячи, мячи массажные и т.д. Спортивный инвентарь для игр: кегли, конусы, кольцеброс, сборный обруч. Центр также пополняется новым оборудованием по мере возможности.
Центр безопасности предназначен для формирования основ безопасного поведения ребёнка дома, в детском саду, на улице. Для обучения используются макеты, игрушки. Проговариваются и проигрываются правила поведения в наиболее распространенных жизненных ситуациях. Атрибуты данного центра активности: макет дорожного движения, набор знаков, карточки с правилами, картотека игр по ПДД. В данный момент центр находится на стадии расширения и обогащения наглядными и дидактическими материалами не только о ПДД, но и о пожарной безопасности.
Центр книги и развития речи способствует формированию фонематического слуха, закреплению навыков правильного звукопроизношения, активизации и обогащению словаря ребенка. Центр оборудован материалами как для самостоятельной деятельности, так и для работы в парах, группах. Здесь находится детская литература, наглядный материал по лексическим темам, сюжетные картинки для составления рассказов, IQ карточки с заданиями, дидактические игры. Также в доступе детей находится лэпбук, в котором содержатся речевые игры, упражнения по артикуляционной и дыхательной гимнастике; скороговорки и т.д.
Цент математики и логики способствует развитию у детей элементарных математических представлений (о форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени, пространстве, ориентировке в пространстве и времени), умений пользоваться схемами, планами, моделями. Размещенные в центре предметы и математические пособия обеспечивают развитие счетной и вычислительной деятельности и логического мышления. В содержании центра около 15 % материала ориентированно на детей более младшего возраста. Центр наполнен играми на воспроизведение знаний: «Направо – налево», «Всё о времени», «Юный математик». Применяются игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. «Цвет и форма». «Развивающее – лото», «Шнуровка», «Цвет, форма, размер». Важное место в центре занимают игровые материалы, которые развивают творчество, смекалку и сообразительность. Это игры: «Составь узор», «Собери квадрат», «Математический планшет», «Геоборд», «Игры с палочками Кюйзенера», «Логические блоки Дьенеша», «Танграмм». Также имеются игры для формирования финансовой грамотности.
Центр творчества позволяет сформировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворить потребность детей в самовыражении. Здесь дети по собственной инициативе лепят, рисуют, создают аппликации. У каждого для этого есть индивидуальный альбом. На стеллаже в распоряжении детей находятся: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, кисти и трубочки для рисования, ножницы, клей, бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций, пластилин т.п. Здесь же на нижней полке находятся альбомы с репродукциями картин различных художников и с образцами творческих работ по лепке, аппликации, рисованию.
Центр природы и экспериментирования В данном центре дети совершенствуют представления об объектах живой и неживой природы, формируют первоначальные научные мнения о свойствах предметов, изучают отдельные атмосферные явления. Данный центр наполнен картотекой опытов, экспериментов, правилами работы с материалом, карточками – схемами проведения экспериментов, пособиями для экспериментирования (попрыгунчики, магниты, мыльные пузыри), природные материалы (песок, крупа, камешки, ракушки, плоды, семена) и др. В шкафчиках располагаются различные материалы и оборудование для экспериментирования и ухода за растениями (перчатки, палочки для рыхления почвы, лейка, лопатка и т.п.)
Центр ручного труда дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду. Содержание центра ручного труда очень разнообразно, включает в себя: разные лоскуты ткани, нитки, пряжу, бумагу и картон разной фактуры, природный и бросовый материал и мн.др. Изготовление детьми игрушек, поделок и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Ящик находится в свободном доступе детей и регулярно пополняется новыми материалами. В центре также находится альбом с образцами работ из разных материалов: аппликации из ткани, крупы, разных видом бумаги, ниткография и т.д.
Центр конструирования стимулирует творческое развитие, свободу самовыражения, позволяет организовать деятельность, направленную на моделирование как по схеме, так и по собственному замыслу. Здесь можно найти наборы строительных материалов из дерева, лёгкий модульный материал, большой выбор пазлов для плоскостного конструирования, современный конструктор: «Лего», шарнирный конструктор, 4 D конструктор-соломинки, геометрический конструктор и т.д
Центр настольных игр направлен на то, что бы развивать у детей необходимые в нашей жизни качества: логическое мышление, умение предвидеть ситуацию, находить выход из сложного положения. Настольные игры развивают у детей память, внимательность, учат делиться, находить взаимопонимание с другими игроками, решать возникающие конфликты и не уходить от проблем. В жизни бывают различные ситуации, и не всегда победа оказывается на нашей стороне. Настольные игры учат принимать поражения и действовать по правилам. В центре есть разный ассортимент настольно-печатных и дидактических игр: различные ходилки, серии игр «Мемо», «Имаджинариум», «Морской бой», «Шашки», «Шахматы» и мн.др. Ассортимент игр расширяется и пополняется новинками по мере возможности и регулярно сменяется, для поддержания интереса.
Центр патриотизма очень важен в наше время, так как позволяет формировать любовь к родному краю, культурному наследию своего народа; позволяет воспитывать чувство уважения к своим национальным особенностям, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа. Здесь есть разные альбомы с наглядностью, интерактивная карта России, дидактические игры, картотеки русских народных игр, деревянные расписные матрешки, тряпичные народные куклы и т.д.
Центр дежурства Формирует у детей ответственность, желание трудиться ради других, проявлять заботу о своих товарищах; развивает трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность; учит трудиться быстро, качественно, охотно; учит детей распределять между собой обязанности дежурных для достижения единого трудового результата. Дети, приходя в группу, сами проявляют инициативу и подходят к данному центру, выбирают, где будут сегодня дежурить: в столовой, на занятии или в центре природы. Рядом расположена схема дежурства по столовой и фартуки с шапочками для дежурных.
Организация взаимодействия с родителями помогает родителям познакомиться с жизнью группы, с проделанной детьми деятельностью. Еженедельно обновляется папка-передвижка новыми консультациями, проводятся опросы на стенде информации, осуществляется обратная связь через родительскую почту.
Разработанные мной стенды, расположенные в приемной и коридоре группы, являются активно используемыми составляющими РППС. Стенд «Здравствуйте, я пришел!» для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и социализации; Стенд «Звёзды дня» для похвалы и поощрения детей; «Доска выбора» для поддержания детской инициативы и самостоятельности; «Нейродорожки» для развития и совершенствования межполушарных связей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...