Организация воспитания и развития дошкольников с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей воспитанников.
статья
Индивидуальные особенности развития ребенка -это специфические черты функционирования его психических процессов, приводящих к появлению разнообразных потребностей и интересов, стремлений и взглядов и, требующие особого внимания и подхода при организации учебно-воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация воспитания и развития дошкольников | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация воспитания и развития дошкольников с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей воспитанников.
Условия организации дошкольного воспитания на основании возрастного подхода
Возрастной подход предполагает учет специфических черт психического развития ребенка, функционирования его психических процессов при организации воспитательной работы. Процесс дошкольного воспитания, основанный на возрастном подходе, реализуется на основе следующих принципов: 1. В основе воспитательного процесса лежит принцип возрастной адекватности дошкольного воспитания. 2. Распределение занятости детей различными видами деятельности в течение разных временных промежутков. Выбирается определенный временной период в течение дня оптимальный для занятия данной деятельностью и отводится определенное время на ее реализацию. 3. Построение оптимального режима дня, отвечающего возрастным потребностям в сне, пище, прогулке и досуговой деятельности. 4. Возрастные границы остаются неизменными. Это означает, что попадание ребенка в новую социальную ситуацию не ведет к изменению параметров его оптимального возрастного развития. 5. При планировании воспитательной деятельности, постановке целей и задач воспитания они соотносятся с потребностями возраста ребенка и возрастными целями его развития. Имеется в виду, что в каждом возрасте есть приоритетные направления развития, на которых требуется акцентировать внимание в данное время. 6. Содержание деятельности дошкольников строится, исходя из наличия у них определенной системы знаний и навыков деятельности. 7. Опора на ведущую деятельность данного возрастного периода. В каждом возрасте имеется вид деятельности, который преобладает над другими. Это обуславливает выбор методов и форм воспитания, основанных на приоритетной деятельности ребенка.
Учет индивидуальных особенностей развития ребенка в воспитательном процессе
Индивидуальный подход в воспитательном процессе связан с опорой на физиологию развития ребенка, функционирование его психических процессов, интеллектуальное и нравственное развитие. Построение индивидуального воспитательного подхода требует проведения диагностики, ориентированной на выявление физических и иных особенностей развития дошкольника. Диагностика требует определенного времени. Поэтому, разработка индивидуального подхода является процессом поэтапным.
Индивидуальные особенности развития ребенка являются отражением функционирования его нервной системы и ее процессов. Для этого, исследуются нервные процессы детского организма, и выявляется тип нервной деятельности. Выделяют следующие типы: Сильный неуравновешенный тип. Он отражает наличие холерического темперамента, высокой возбудимости и активностью в разнообразных видах деятельности. Это приводит к тому, что ребенок легко берется за всякую деятельность, но быстро теряет интерес. Контролировать себя, тормозить свою активность он не способен. Поэтому требуется делать упор на развитие у него процессов торможения и способности доведения начатого до конца; Сильный уравновешенный тип. Он отражает наличие сангвинического темперамента, активную личность, способную к торможению т.е. возбудимость находится на высоком уровне, но ее уравновешивает торможение. Поэтому, ребенок может легко адаптироваться к новым условиям, выполнять различные задания, устанавливать контакты. Для такого ребенка необходимо подбирать те виды деятельности, которые находятся в зоне его ближайшего развития; Сильный уравновешенный инертный тип. Он отражает спокойную личность, наделенную флегматичным темпераментом. Ребенок, относящийся к данному типу является уравновешенным, спокойным, малоподвижным. Ему сложно сконцентрировать внимание на чем-либо, но он стремится к доведению начатого до конца. Это требует применения специальных воспитательных методик, помогающих направить внимание ребенка на определенный вид деятельности; Слабый тип. Он отражает повышенное развитие процессов торможения и меланхолический тип темперамента. Дети требуют особого воспитательного подхода, поскольку адаптация к новой среде, установление коммуникативных связей дается им нелегко. Им необходимо создавать среду, в которой они будут испытывать большое количество положительных эмоций, поскольку отрицательные негативно сказываются на их психическом и физическом здоровье, препятствуют нормальному развитию.
В связи с наличием разных типов нервных процессов, построение воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей дошкольника требует: 1. Изучение физического состояния ребенка, его здоровья, состояния нервных процессов, уровня развития работоспособности. 2. Изучение познавательного развития ребенка и его потенциальных возможностей. Это помогает акцентировать внимание на развитии интеллектуальных способностей более слабых детей, посредством оказания помощи в обучении, использования специальных приемов на развитие внимания и памяти. Сильные дети тоже не должны оставаться без внимания. Им требуются дополнительные занятия, более сложные задания. 3. Исследование эмоциональной сферы личности ребенка. Параметры эмоционального развития влияют на выбор оптимального воспитательного маршрута и его продуктивность. 4. Определение характера и темперамента ребенка. Эти данные необходимы для построения оптимальной коллективной деятельности, разработки поручений для отдельных ребят. 5. Изучение условий жизнедеятельности ребенка.
Основные принципы процесса воспитания с учетом социальных особенностей
· индивидуальная помощь в конфликтных и критических
· в социальном личности, становлении ее жизненных отношений;
· в человеке и открывать и самого себя в основных формах деятельности;
· развитие способности себя в с миром, в с ним;
· развитие способности самоопределения, на воспроизведения, освоения, культурного саморазвития человечества;
· становление потребности и общения с на гуманистических и идеалов, прав человека.
Современные тенденции системы в связаны с запроса на обновление его и в с растущим прогрессом общества, науки, культуры. заказ на системы образования основной его - подрастающего поколения к творческой в сообществе, способного к глобальных человечества.
Социальное развитие - это процесс, во которого усваивает ценности, традиции своего народа, общества, в ему жить. Этот опыт представлен в личности сочетанием в тесной взаимозависимости компонентов:
1. Культурные навыки - представляют собой специфических навыков, обществом в различных как обязательные. Например: порядкового до десяти поступлением в школу. азбуки школой.
2. Специфические знания - представления полученные в опыте окружающего мира и несущие на себе его с в виде индивидуальных пристрастий, интересов, ценностей. Их особенность - тесная и взаимосвязь собой. Их совокупность образует картину мира.
3. Ролевое поведение - поведение в ситуации, природной и средой. Отражает человека с нормами, обычаями, правилами, его поведение в тех или иных ситуациях, его социальной компетентностью. Даже в детстве у уже ролей: он- сын или дочь, детского сада, чей-то друг. маленький ребенок дома себя иначе, чем в саду, а с общается не так, как с взрослыми.
В ситуации и ребенок чувствует себя по-разному и поставить себя с точки зрения. Каждая роль собственные правила, могут и различны для субкультуры, в обществе ценностей, норм, традиций. Но если человек и принимает ту или иную роль, возможные своих и осознает ответственность за своего поведения, то только предстоит этому научиться.
4. Социальные качества, которые можно в пять характеристик: и об окружающих, и инициативность, и независимость, социальная и гибкость.
Все компоненты социального находятся в взаимосвязи. изменения в одной из них влекут за изменения в трех компонентах.
Например: ребенок принятия в игры сверстников, ранее его отвергали. У него же социальные - он стал агрессивным, более внимательным и для общения. Он себя личностью, с которой считаются и принимают. Его расширился представлениями о человеческих и себе: я тоже хороший, меня, оказывается, дети, дети тоже не злые, с ними проводить и пр. Его навыки через время обогатятся приемами с предметами окружающего мира, он наблюдать и эти у партнеров по играм. это было невозможно, опыт отвергался, потому что сами дети, к ним было неконструктивным.
Все в социальном ребенка возраста - неправильного поведения взрослых. Они не понимают, что их создает в ребенка ситуации, с он не справиться, его поведение носить характер.
Процесс социального представляет сложное явление, в ходе которого происходит ребенком заданных норм общежития и открытие, себя как субъекта.
Содержание социального определяется, с стороны, всей совокупностью социальных мирового культуры, ценностей, с другой - к самого индивида, собственного "Я", творческих личности.
Как способствовать развитию дошкольника? предложить следующие тактики воспитателя с с формирования социально-приемлемых форм и моральных норм общества:
· чаще обсуждать последствия ребенка или на и другого человека;
· подчеркивать сходство различными людьми;
· предлагать детям игры и в необходимо и взаимопомощь;
· вовлекать детей в межличностных возникающих на почве;
· последовательно случаи поведения, внимание на ребенка, ведет себя хорошо;
· не повторяйте без одни и те же требования, и наказания;
· ясно формулируйте поведения. Объясняйте, следует так, а не иначе.
Психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста
Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.
Основными показателями физического развития ребенка являются его рост, масса тела и окружность грудной клетки. Родителей всегда интересует, а не отстает ли их сын или дочь в возрасте и массе от своих сверстников. Об этом можно узнать, сравнивая данные физического развития своего ребенка со средними показателями (стандартами) детей соответствующего возраста, которые определялись в результате массовых антропометрических обследований дошкольников.
Большое значение для физического развития ребенка имеет опорно-двигательный аппарат. Он состоит из костей, связок и мышц. От правильного и своевременного его развития зависит успешное овладение разнообразными движениями.
Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой. Головной мозг - высший отдел центральной нервной системы -- руководит работой всех органов и систем организма человека, благодаря чему осуществляется связь с внешней средой.
Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается. В соответствии с физиологическим учением И. П. Павлова процесс сложного приспособления организма к внешней среде осуществляется корой головного мозга, прежде всего через условно-рефлекторную деятельность.
Важно учитывать также еще одну существенную особенность центральной нервной системы ребенка -- способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда становится понятным способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Об этом не следует забывать при формировании у дошкольников новых двигательных навыков.
Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков -- ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания и др. Причем правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала имеет большое значение, так как исправлять их очень трудно.
Физические упражнения тонизируют организм ребенка. Благодаря им усиливается кровообращение, улучшается деятельность органов дыхания и обмен веществ.
Правильное физическое воспитание дошкольников требует обязательного учета их психологических особенностей. Так, особенно быстро утомляет детей однообразная работа.
Детям прежде всего присуща большая потребность в активной деятельности, в движениях. Они могут длительное время, не утомляясь, бегать, прыгать, играть. Однако эту активность следует строго контролировать, помогая ребенку преодолевать импульсивность и неустойчивость поведения. Именно под влиянием воспитания, в частности физического, формируется выдержка и сознательное поведение. Таким образом можно и необходимо приучить дошкольника соблюдать соответствующий режим, правила поведения, выполнять требования взрослых.
Таким образом, важнейшими особенностями психического развития детей дошкольного возраста являются преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления. Основным видом деятельности детей этого возраста является игра, в процессе которой они овладевают различными движениями, элементарными действиями, приучаются к определенным отношениям в коллективе. В первые семь лет жизни под влиянием воспитания формируются основные черты личности. Вот почему так важно именно в этом возрасте обеспечить правильное развитие ребенка.
Особые условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ
Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.). Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями. И.Д. Маркевич и Л.Ф. Фатихова рассматривают особые образовательные потребности детей с ОВЗ в качестве особых условий организации обучения и воспитания, а также получения ими специальной психолого-педагогической помощи.
Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на: • способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими; • особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы; • специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире; • наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
В аспекте организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ. В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. В аспекте продолжительности образования - потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста (вертикаль образовательной инклюзии: детский сад, школа, техникум, университет). В аспекте определения круга специалистов, участвующих в образовании, модели их эффективного взаимодействия. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Признание за детьми с ОВЗ особых образовательных потребностей, позволяет им иметь равный доступ к образованию. Индивидуальную образовательную траекторию можно понимать как процесс последовательного удовлетворения потребностей в образовании и формирования новых. В зависимости от степени ограничения возможностей и в первую очередь от сохранности интеллектуальных возможностей, а также от качества и своевременности создания специальных образовательных условий лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования. Дети с ОВЗ чаще других подвергаются негативному влиянию и саморазрушительному поведению. В условиях борьбы за качество обучения в современной школе, конкуренции за успехи в учебной деятельности со здоровыми школьниками они и их родители способны тратить дополнительное время и усилия ради достижений, ухудшая здоровье ребенка. Поэтому следует опасаться предъявления завышенных требований, ожиданий от ребенка с ОВЗ более высоких результатов, чем те, на которые он способен. Детям, имеющим ОВЗ, очень важна родительская включенность в процесс образовательной инклюзии, в процесс освоения ими новой социальной роли - роли ученика. Согласованные действия родителей и педагогов в организации процесса подготовки ребенка с ОВЗ к школе предупредят школьную дезадаптацию: бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы организации индивидуального обучения для воспитанников с особыми образовательными потребностями испытывающие трудности в обучении (для детей старшего возраста (2 период обучения) в группе компенсирующей направленности)
Создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....
Особенности психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями
Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особе...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
Индивидуальная программа сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями
Индивидуальная программа сопровождения...
Особенности социализации детей с особыми образовательными потребностями
Показатели социальной адаптации детей с ОВЗ...
Индивидуальный маршрут сопровождения обучающего с особыми образовательными потребностями .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 2222(МБДОУ № 22222)________________________________________6600.. г. Красноярск, ул. СОГЛАСОВАНО:П...
Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, методической работы с педагогами
Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательным...
- Мне нравится (1)