Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, методической работы с педагогами
материал

Ольга Михайловна Соловьёва

Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, методической работы с педагогами, психолого-педагогической поддержки семьи и просвещения родителей (законных представителей) в соответствии с темой «Внедрение и реализация инновационных образовательных технологий формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для решения задачи по созданию организационно-методических условий для внедрения в образовательный процесс ДОУ инновационных образовательных технологий, направленных на формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, таких как игровая технология (ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации, экологический театр, дидактические экологические игры), компьютерные технологии и мультимедийные презентации, кейс - технологии, ИКТ-технологии и мультимедийные презентации, виртуальная экскурсия, диалог с природой, метод экологической идентификации, метод моделирования, проектно - исследовательская деятельность, экологический ай – стоппер, экологический сторисек, лепбук, геокешинг, СОРСИ, квест-технологии, экологический маршрут выходного дня (совместно с родителями дошкольников) мною была разработаны: программа «Юные знатоки родной природы» (аннотация к программе https://ds423nsk.edusite.ru/sveden/files/c8bf2c536c4bdf4f9ce92169520af5f6.pdf,

серия организационно-педагогических проектов, в которых представлена система работы МБДОУ д/с № 423 в данном направлении со всеми участниками образовательных отношений https://nsportal.ru/node/6482451.

Тематика проектов природоохранного и познавательного содержания (автором проектов являюсь лично, что подтверждено грамотами и дипломами https://nsportal.ru/user/1126298:

 «Волонтерская деятельность в условиях ДОУ (представлена работа по организации природоохранных акций за 2020 г.), «Квест-технологии в формировании основ экологической культуры и развития детей старшего дошкольного возраста» (за 2021 г.), «Я в детском саду играю, гуляю, природу родного края изучаю» (за 2022 г.), «Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО» (за 2023 г.).

Был, также, проведен отбор методических разработок, методик и современных технологий для повышения качества педагогической деятельности.

Результаты данной деятельности отражены на сайте МБДОУ д/с № 423 (раздел Региональный проект ДО https://ds423nsk.edusite.ru/magicpage.html?page=249648, на моем сайте в разделе «Грамоты» https://nsportal.ru/o-m-solovyova .

Система мероприятий по повышению уровня эколого-педагогической компетентности воспитателей и родителей включала в себя проведение консультаций, мастер-классов, «мозговых штурмов», деловых игр, педагогических советов, родительских собраний (https://nsportal.ru/o-m-solovyova разделы: Региональный компонент, воспитательная работа, управление ДОУ, работа с родителями).

Мною подобран и ежегодно используется в работе педагогами ДОУ методический материал по теме «формирование основ экологической культуры дошкольников в рамках программы «Юные знатоки родной природы»:

- опросник для родителей https://ds423nsk.edusite.ru/sveden/files/9b47dc9b44dc212e8494ef35c7682083.pdf,

- игры экологического содержания и книги для использования педагогами и родителями дошкольников https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2024/02/19/spisok-metodicheskoy-literatury-igr-dlya-razvitiya,

- тесты, опросники для педагогов с целью выявления их экологической компетентности https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2024/02/16/opros-dlya-pedagogov-dlya-vyyavleniya-pedagogicheskih-znaniy-po, https://nsportal.ru/node/6484799

- педагогическая диагностика детей по методике Н.С. Николаевой https://nsportal.ru/node/6439575,

- описаны на моем сайте https://nsportal.ru/o-m-solovyova и проведены семинары-практикумы с педагогами: «Профессиональная компетентность педагогов по экологическому воспитанию детей», «Экологическая тропа ДОУ – как средство-экологического воспитания дошкольников», «Организация экологического воспитания в ДОУ», семинар – практикум и консультация «Квест – игра – современные игровые технологии в ДОУ», «РППС в условиях ФОП ДО» (https://nsportal.ru/node/6434753,

 https://nsportal.ru/node/6434753, https://nsportal.ru/node/6434618, https://nsportal.ru/node/6434623, https://nsportal.ru/node/6434702, https://vk.com/public217187498)

- проведены тематические проверки: «Оценка профессиональных знаний педагогов по экологическому воспитанию детей», «Итоги смотра-конкурса на лучшую территорию прогулочного участка», «Создание эколого-развивающей среды на территории ДОУ», «Анализ системы образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников» https://nsportal.ru/node/6455937, https://nsportal.ru/node/6455897

- проведены педагогические советы «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС, «Моделирование РППС в ДОУ в условиях ФГОС ДО»

https://nsportal.ru/node/6455912, https://nsportal.ru/node/3793735, https://nsportal.ru/node/6455909

- проведены природоохранные акции в ДОУ и совместно с волонтерскими организациями города: «Покормите птиц зимой», «Чистая территория», «Добрый урожай», «Школы и садики за раздельный сбор отходов», «Разделяй и сохраняй», «Полезные крышечки», «Чистый город» (https://nsportal.ru/o-m-solovyova, https://vk.com/public217187498).

Задача по методическому сопровождению процесса проектирования и создания экологической среды в ДОУ, соответствующей современным требованиям решалась посредством:

  • создания условий для информатизации реализуемой образовательной программы «Юные знатоки родной природы» (https://ds423nsk.edusite.ru/sveden/files/e733fc0b8199f333991fc99ce39a4c3f.pdf),
  • участия в конкурсном отборе муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, реализующих часть образовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений (рецензия на программу с указанием моего авторства и членов творческой группы https://ds423nsk.edusite.ru/sveden/files/43affe662dd663e32719e16eb718daf0_1.pdf) – описание авторской программы МБДОУ д/с № 423 «Юные знатоки родной природы» и ежегодной подготовкой обобщения опыта по данной теме. Итоги размещены на сайте МБДОУ д/с № 423

https://ds423nsk.edusite.ru/sveden/files/de839e2b478f396553037dbedd3570ec.pdf 

разработка мною, совместно с творческой группой, управленческих, организационно-методических проектов, в рамках реализации программы «Юные знатоки родной природы» https://nsportal.ru/node/6482451.

https://ds423nsk.edusite.ru/sveden/files/de839e2b478f396553037dbedd3570ec.pdf 

Реализация мероприятий по данной теме включала в себя:

  • организацию курсовой подготовки педагогов ДОУ по экологическому развитию дошкольников https://ds423nsk.edusite.ru/sveden/files/de839e2b478f396553037dbedd3570ec.pdf,
  • проведение методических семинаров, консультаций и т.д. со всеми участниками образовательных отношений (описаны выше),
  • приобретение администрацией ДОУ (в моем лице) методических пособий и литературы экологической направленности,
  • организация конкурсов, создание педагогами ДОУ экологических игр, эколого-развивающей среды, https://nsportal.ru/node/3787572. Подготовка аналитических справок по итогам работы

https://nsportal.ru/node/6455937, https://nsportal.ru/node/6455897

В межаттестационный период мной решалась, также задача по обобщению и трансляции положительного педагогического опыта педагогов ДОУ на всех уровнях. Разработанный мною и членами творческой группы материал по использованию в работе с дошкольниками современных образовательных технологий природоохранной направленности обобщен и представлен педагогической общественности на профессиональных конкурсах: https://nsportal.ru/o-m-solovyova. Методическая помощь в обобщении и трансляции положительного педагогического опыта педагогов ДОУ была организована в форме обобщения опыта в ДОУ на семинарах и педагогически советах, профессиональных конкурсах https://ds423nsk.edusite.ru/sveden/files/de839e2b478f396553037dbedd3570ec.pdf 

Создание условий для активного участия педагогов ДОУ в инновационной деятельности включало реализацию части ОП МБДОУ д/с № 423 – «Юные знатоки родной природы», сотрудничество с социальными партнерами в рамках экологического воспитания https://ds423nsk.edusite.ru/magicpage.html?page=249648.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы "Путешествие по сказкам"

Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы...

Продуктивное использование современных образовательных технологий

Для повышения качества коррекционно - логопедической работы, я активно применяю инновационные технологии - ИКТ-технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, лэпбукинг, метод проектов...

Мастер класс "Продуктивное использование современной образовательной технологии сторителлинг в работе с детьми группы комбинированной направленности"

Как известно, 21 век – это век новых технологий. Сейчас стремительно идет рост информации, развиваются новые инновационные технологии  и их возможности. В связи с этим, внедрение новых инфо...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». С использованием современных образовательных технологий. Образовательная область «Познавательное развитие».

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». Проблемы экологии. Переработка мусора. Вторая жизнь вещей. Переработка бу...

Продуктивное использование современных образовательных технологий

Продуктивное использование современных  образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный ...

Продуктивное использование современных образовательных технологий и методик и эффективное применение их в практической деятельности

Данный материал содержит в себе описание современных образовательных технологий, которые применяет в своей работе старший воспитатель в практической деятельности...