Индивидуальная программа сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями
учебно-методический материал (старшая группа)
Индивидуальная программа сопровождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_soprovozhdeniya.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 264»
(МБДОУ № 264)
________________________________________
660046 г. Красноярск, ул. Даурская, 16 -А
Телефон 266-92-90 E-mail: dou264@mail.krsk.ru
ОГРН 1022402058788, ИНН 2462022250/КПП 246201001
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ № 264 «____»_____________ г. | УТВЕРЖДАЮ МБДОУ № 264 Г. Красноярск ________________________ Д. А. Медведева «____»_________________ г. |
Индивидуальная программа сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями
01.11.2022-31.05.2022
СОГЛАСОВАНО: Законный представитель ребенка _______________________ «_____» ________________г. | Авторы: Е.А. Ситникова В.Н. Исмагилова |
г. Красноярск, 2022г.
Содержание
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Общие сведения о ребенке .
Ф.И.О. ребенка: Иванова Мария Ивановна
Возраст ребенка: 5 лет
Группа: старшая
Ф. И. О. родителей: Иванова Екатерина Николаевна, Иванов Иван Иванович
Ф. И. О. воспитателей группы: Ситникова Елена Александровна, Исмагилова Валентина Николаевна
Ф. И. О. специалистов сопровождения: логопед, психолог.
1.1.2 Психолого-педагогическая характеристика:
Образовательная область | Краткое описание затруднений (проблемы) из характеристики | Ресурсы |
Социально-коммуникативное развитие | Правила поведения знает, удерживает их, чаще всего действует по подражанию. Не обращает внимание на нарушения правил другими детьми. Эмоциональное развитие бедное. | Правила поведения знает, удерживает их, чаще всего действует по подражанию. |
Познавательное развитие | Знает основные цвета, но не называет их, распознает геометрические фигуры, не называя, определяет большой и маленький предмет; не испытывает больших трудностей в восприятии сюжетного изображения. При выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, в помощи педагога. | Знает обобщающие слова, обобщает предметы по одному признаку. Ориентируется в пространстве, понимает предлоги «над», «под». Определяет на листе бумаги верх низ, стороны, не устанавливает причинно-следственные связи. |
Речевое развитие | Речь ребенка не соответствует возрасту, ребенок общается звуками и жестами. Фразовая речь не присутствует | В речи использует простые односложные слова, произнося их по слогам. |
Художественно-эстетическое развитие | Карандаш держит неправильно. Предпочитает рисовать карандашами. Лепка как деятельность не вызывает интерес. Лепка из пластилина вызывает затруднение, не развита мелкая моторика. При работе с ножницами испытывает трудности, не может даже резать прямо. К конструированию интереса не проявляет, постройки не получаются. Не проявляет инициативы в музыкальной деятельности. Повторяет за музыкальным руководителем. Инструкции в сложных заданиях требуется повторение. Сложные движения выполняет неточно. Эмоциональная выразительность на музыку слабая. Нужен ведущий партнер. Более сложные фразы в песне с первого раза не пропевает. Работает в малой группе детей. | В работе по рисование заполняет весь лист, изображения схематичные, предпочтение отдает отдельным предметам, не связывая их сюжетом. В рисовании предметов передает основные признаки предметов. В работах использует разнообразную цветовую палитру. Из теста лепит легко. Аппликацию из готовых форм делает легко, детали не «рассыпаются», располагает на листе бумаги правильно, соблюдает правила приклеивания. В совместной деятельности активна, пытается делать движения, подпевает, с трудом по слогам проговаривает потешки. Простые задания с шумовыми инструментами берет, делает. Простые инструкции понимает. Простые движения выполняет. На музыку реакция адекватная, спокойная. В песне может пропевать легкие фразы целиком. |
Физическое развитие | Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений. Затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений. У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. | Девочка проявляет интерес к физическим упражнениям, показывает то что умеет делать своим подружкам. |
1.2 Цели и задачи ИП:
Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи:
– реализация адаптированной основной образовательной программы;
– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
2. Содержательный раздел:
Образовательная область | Образовательное содержание/ задачи с учетом возраста | Кто осуществляет | Промежуточный результат |
Социально-коммуникативное развитие | Задачи: – усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; – развития общения и взаимодействия ребенка с ТНР со взрослыми и сверстниками; – становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; – развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания, – формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, – формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; – формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества; – формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; – развития коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР; – развития игровой деятельности. Образовательное содержание: 1) игра; 2) представления о мире людей и рукотворных материалах; 3) безопасное поведение в быту, социуме, природе; 4) труд. | Воспитатель, учитель-логопед, Дефектолог Психолог Музыкальный руководитель, Физрук, родители | – проявляет мотивацию к занятиям -узнают и показывают предметы, действия, признаки, понимают обобщающее значение слова, дифференцированно воспринимать вопросы кто?, куда?, откуда?, понимают обращение к одному и нескольким лицам, грамматические категории числа существительных, глаголов, угадывают предметы по их описанию, определяют элементарные причинно-следственные связи – передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений – проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь; – самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования. |
Познавательное развитие | Задачи: - развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирования познавательных действий, становления сознания; - развития воображения и творческой активности; - формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), - формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира; – развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета Образовательное содержание: 1) конструирование; 2) развитие представлений о себе и окружающем мире; 3) элементарные математические представления. | учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре родители | проводятся упражнения по развитию памяти, внимания, логического мышления (запоминание 2-4 предметов, угадывание убранного или добавленного предмета, запоминание и подбор картинок 2-3-4 частей) |
Речевое развитие | Задачи образовательной области: - овладения речью как средством общения и культуры; - обогащения активного словаря; - развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развития речевого творчества; - развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомства с книжной культурой, детской литературой; - развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; - профилактики речевых нарушений и их системных последствий. Образовательное содержание: Содержание образовательной области «Речевое развитие» в среднем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с ТНР потребности в речевом общении и коммуникативных умений. Основной акцент делается на формирование связной речи. | учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре родители | Ребенок соотносят предметы и действия с их словесным обозначением, понимают обобщающее значение слов. Активный и пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или окружающие, некоторых своих состояний (холодно, тепло) Словесная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях без коррекции их фонетического оформления. |
Художественно-эстетическое развитие | Задачи образовательной области: – развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; – развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; – приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Образовательное содержание: Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлено разделами «Изобразительное творчество» и «Музыка». | учитель-логопед, Воспитатель, Психолог, Муз руководитель Родители | У детей формируются устойчивое положительное эмоциональное отношение и интерес к изобразительной деятельности, усиливается ее социальная направленность, развивается анализирующее восприятие, закрепляются представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, развиваются наглядно-образное мышление, эстетические предпочтения. |
Физическое развитие | Задачи: – становления у детей ценностей здорового образа жизни; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); – развития представлений о своем теле и своих физических возможностях; – приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности; – формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами. Образовательное содержание: содержание образовательной области «Физическое развитие» по следующим разделам: 1) физическая культура; 2) представления о здоровом образе жизни и гигиене. | учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физической культуре, мед. работник родители | – выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов; – выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе; |
2.2. Методы, приемы, способы и средства коррекционно-развивающего характера.
Коррекционно-развивающая работа всех педагогических работников дошкольной образовательной организации включает:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ТНР);
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР;
- познавательное развитие,
- развитие высших психических функций;
- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;
- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования детей с ТНР.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения детей с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей детей с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
2.3 Взаимодействие с родителями: особенности семейного воспитания, отношение самого ребенка к семье- значимый возраст, какие виды помощи нужны семье (поддерживающие, сопровождающие и т.п.)
Взаимодействие педагогов Организации с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов – активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.
Укрепление и развитие взаимодействия Организации и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
– выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
– вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
– внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОО.
– создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
– повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:
– аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
– коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
– информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОО; создание открытого информационного пространства (сайт ДОО, форум, группы в социальных сетях и др.);
Содержание направлений работы с семьёй может фиксироваться в АООП как в каждой из пяти образовательным областям, так и отдельным разделом, в котором раскрываются направления работы дошкольной образовательной организации с родителями.
Планируемый результат работы с родителями:
– организацию преемственности в работе ДОО и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания;
– повышение уровня родительской компетентности;
– гармонизацию семейных детско-родительских отношений и др.
- Анализ динамики развития ребенка за период реализации ИПС.
Обследование словарного запаса
Обследование грамматического строя языка
Обследование связной речи
Обследование фонетических и фонематических процессов.
Дети старшего дошкольного возраста могут:
- пользоваться самостоятельной речью с соблюдением ее темпо-ритмической организации;
- грамотно формулировать простые предложения и распространять их;
- использовать в речи основные средства передачи ее содержания;
- соблюдать мелодико-интонационную структуру речи.
Дети подготовительной к школе группы могут:
- овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи (рассказ, пересказ);
- свободно пользоваться плавной речью различной сложности в разных ситуациях общения;
- адаптироваться к различным условиям общения;
- преодолевать индивидуальные коммуникативные затруднения.
В результате коррекционно-развивающего воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в умении адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание и т.д. Дети адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги, владеют навыками словообразования и словоизменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».
В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида...
Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
Статья "Программа сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями развития с использованием DIR Floortime"
Выступление в рамках педагогической конференции...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват...
Индивидуальный маршрут сопровождения обучающего с особыми образовательными потребностями .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 2222(МБДОУ № 22222)________________________________________6600.. г. Красноярск, ул. СОГЛАСОВАНО:П...