Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологий
консультация (подготовительная группа)

Денисова Галина Ивановна

Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологий

В последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.

В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям - интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника.

 

Здоровьеформирующие технологии в ДОУ

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В МБДОУ детском саду «Слоненок» используются психолого-педагогические приёмы, методы, подходы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития.

Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников. Целью здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья.

Педагоги нашего ДОУ используют в своей работе следующие здоровьеформирующие  педагогические технологии:

- стретчинг;

- ритмопластика;

- динамические паузы;

- подвижные и спортивные игры;

- релаксация;

технологии обучения здоровому образу жизни:

- физкультурное занятие;

- проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) игры;

- коммуникативные игры;

- занятия из серии «Здоровье»;

коррекционные технологии:

- арттерапия;

-технологии музыкального воздействия;

-сказкотерапия;

-технологии воздействия цветом;

-технологии коррекции поведения;

-психогимнастика.

 

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

№ п/п

Технология

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

1

 СТРЕТЧИНГ

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.  Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

Руководитель физ. воспитания.

2

 РИТМОПЛАСТИКА

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

со среднего возраста. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.

Руководитель физ. воспитания, муз. руководитель, педагоги ДОУ.

3

 ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Педагоги ДОУ.

4

 ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. 

Игры подбираются е соответствие с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. 

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

5

  РЕЛАКСАЦИЯ

После физ. нагрузки.

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, психолог.

  Технологии эстетической направленности  

1

 ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВАЯ

Ежедневно, в любой удобный отрезок времени.

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Педагоги ДОУ.

2

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время

В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки можно использовать с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Педагоги ДОУ.

3

ГИМНАСТИКА ДЫХАТЕЛЬНАЯ

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Педагоги ДОУ.

4

 ГИМНАСТИКА БОДРЯЩАЯ

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Педагоги ДОУ.

5

ГИМНАСТИКА КОРРИГРУЮЩАЯ

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. 

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

6

ГИМНГАСТИКА ОРТПЕДИЧЕСКАЯ

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

Технологии обучения здоровому образу жизни  

1

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ

3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

2

ИГРОТРЕНИНГИ И ИГРОТЕРАПИЯ

  В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. 

 Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Педагоги ДОУ, психолог.

3

  КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

1-2 раза в неделю по 30 мин.

Со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Педагоги ДОУ, психолог.

4

Занятия из серии «ЗДОРОВЬЕ»

1 раз в неделю по 30 мин.

Со ст. возраста.  Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

 

Педагоги ДОУ.

5

САМОМАССАЖ

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

 Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, ст. мед. сестра.

6

ТОЧЕЧНЫЙ САМОМАССАЖ

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста.

 Проводится строго по специальной методике.  Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.  Используется наглядный материал.  

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, ст. мед. сестра.

7

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении

Рекомендуется со старшего возраста.  Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников.

Педагог-валеолог, специально обученный педагог.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологий

В последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.

В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям - интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника.

Здоровьеформирующие технологии в ДОУ

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В МБДОУ детском саду «Слоненок» используются психолого-педагогические приёмы, методы, подходы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития.

Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников. Целью здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья.

Педагоги нашего ДОУ используют в своей работе следующие здоровьеформирующие  педагогические технологии:

- стретчинг;

- ритмопластика;

- динамические паузы;

- подвижные и спортивные игры;

- релаксация;

технологии обучения здоровому образу жизни:

- физкультурное занятие;

- проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) игры;

- коммуникативные игры;

- занятия из серии «Здоровье»;

коррекционные технологии:

- арттерапия;

-технологии музыкального воздействия;

-сказкотерапия;

-технологии воздействия цветом;

-технологии коррекции поведения;

-психогимнастика.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

№ п/п

Технология

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

1

 СТРЕТЧИНГ

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.  Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

Руководитель физ. воспитания.

2

 РИТМОПЛАСТИКА

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

со среднего возраста. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.

Руководитель физ. воспитания, муз. руководитель, педагоги ДОУ.

3

 ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Педагоги ДОУ.

4

 ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. 

Игры подбираются е соответствие с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. 

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

5

  РЕЛАКСАЦИЯ

После физ. нагрузки.

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, психолог.

  Технологии эстетической направленности  

1

 ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВАЯ

Ежедневно, в любой удобный отрезок времени.

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Педагоги ДОУ.

2

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время

В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки можно использовать с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Педагоги ДОУ.

3

ГИМНАСТИКА ДЫХАТЕЛЬНАЯ

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Педагоги ДОУ.

4

 ГИМНАСТИКА БОДРЯЩАЯ

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Педагоги ДОУ.

5

ГИМНАСТИКА КОРРИГРУЮЩАЯ

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. 

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

6

ГИМНГАСТИКА ОРТПЕДИЧЕСКАЯ

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

Технологии обучения здоровому образу жизни  

1

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ

3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

2

ИГРОТРЕНИНГИ И ИГРОТЕРАПИЯ

  В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. 

 Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Педагоги ДОУ, психолог.

3

  КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

1-2 раза в неделю по 30 мин.

Со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Педагоги ДОУ, психолог.

4

Занятия из серии «ЗДОРОВЬЕ»

1 раз в неделю по 30 мин.

Со ст. возраста.  Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

 

Педагоги ДОУ.

5

САМОМАССАЖ

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

 Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, ст. мед. сестра.

6

ТОЧЕЧНЫЙ САМОМАССАЖ

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста.

 Проводится строго по специальной методике.  Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.  Используется наглядный материал.  

Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, ст. мед. сестра.

7

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении

Рекомендуется со старшего возраста.  Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников.

Педагог-валеолог, специально обученный педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Весна пришла". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Материал разработан в соответствии с требованиями ФГТ. С использованием современных образовательны...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Путешествие по заколдованным островам". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.

В конспекте непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР в игровой форме закрепляются знания детей о временах года: зиме и весне, и о зимующих и перелётн...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Зимушка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.

В непосредственно-образовательной деятельности с детьми активизируются, обобщаются и систематизируются представления детей о зиме. Используя игровой материал педагог совершенствует грамматический стро...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составление загадок-описаний о насекомых". Использование современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающая технология.

Лексическая тема: "Насекомые". Цель: Расширение и углубление представлений детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического...