Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологий
консультация (подготовительная группа)
Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологий
В последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.
В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям - интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника.
Здоровьеформирующие технологии в ДОУ
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В МБДОУ детском саду «Слоненок» используются психолого-педагогические приёмы, методы, подходы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития.
Их можно выделить в три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников. Целью здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья.
Педагоги нашего ДОУ используют в своей работе следующие здоровьеформирующие педагогические технологии:
- стретчинг;
- ритмопластика;
- динамические паузы;
- подвижные и спортивные игры;
- релаксация;
технологии обучения здоровому образу жизни:
- физкультурное занятие;
- проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) игры;
- коммуникативные игры;
- занятия из серии «Здоровье»;
коррекционные технологии:
- арттерапия;
-технологии музыкального воздействия;
-сказкотерапия;
-технологии воздействия цветом;
-технологии коррекции поведения;
-психогимнастика.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
№ п/п | Технология | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья. | ||||
1 | СТРЕТЧИНГ | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. | Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы. | Руководитель физ. воспитания. |
2 | РИТМОПЛАСТИКА | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. | со среднего возраста. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. | Руководитель физ. воспитания, муз. руководитель, педагоги ДОУ. |
3 | ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. | Педагоги ДОУ. |
4 | ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подбираются е соответствие с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания. |
5 | РЕЛАКСАЦИЯ | После физ. нагрузки. | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, психолог. |
Технологии эстетической направленности | ||||
1 | ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВАЯ | Ежедневно, в любой удобный отрезок времени. | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. | Педагоги ДОУ. |
2 | ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время | В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки можно использовать с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. | Педагоги ДОУ. |
3 | ГИМНАСТИКА ДЫХАТЕЛЬНАЯ | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. | Педагоги ДОУ. |
4 | ГИМНАСТИКА БОДРЯЩАЯ | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. | Педагоги ДОУ. |
5 | ГИМНАСТИКА КОРРИГРУЮЩАЯ | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания. |
6 | ГИМНГАСТИКА ОРТПЕДИЧЕСКАЯ | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания. |
Технологии обучения здоровому образу жизни | ||||
1 | ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ | 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания. |
2 | ИГРОТРЕНИНГИ И ИГРОТЕРАПИЯ | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. | Педагоги ДОУ, психолог. |
3 | КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ | 1-2 раза в неделю по 30 мин. | Со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Педагоги ДОУ, психолог. |
4 | Занятия из серии «ЗДОРОВЬЕ» | 1 раз в неделю по 30 мин. | Со ст. возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
| Педагоги ДОУ. |
5 | САМОМАССАЖ | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, ст. мед. сестра. |
6 | ТОЧЕЧНЫЙ САМОМАССАЖ | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, ст. мед. сестра. |
7 | БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (БОС) | От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении | Рекомендуется со старшего возраста. Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников. | Педагог-валеолог, специально обученный педагог. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологий
В последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.
В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям - интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника.
Здоровьеформирующие технологии в ДОУ
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В МБДОУ детском саду «Слоненок» используются психолого-педагогические приёмы, методы, подходы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития.
Их можно выделить в три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников. Целью здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья.
Педагоги нашего ДОУ используют в своей работе следующие здоровьеформирующие педагогические технологии:
- стретчинг;
- ритмопластика;
- динамические паузы;
- подвижные и спортивные игры;
- релаксация;
технологии обучения здоровому образу жизни:
- физкультурное занятие;
- проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) игры;
- коммуникативные игры;
- занятия из серии «Здоровье»;
коррекционные технологии:
- арттерапия;
-технологии музыкального воздействия;
-сказкотерапия;
-технологии воздействия цветом;
-технологии коррекции поведения;
-психогимнастика.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
№ п/п | Технология | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья. | ||||
1 | СТРЕТЧИНГ | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. | Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы. | Руководитель физ. воспитания. |
2 | РИТМОПЛАСТИКА | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. | со среднего возраста. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. | Руководитель физ. воспитания, муз. руководитель, педагоги ДОУ. |
3 | ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. | Педагоги ДОУ. |
4 | ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подбираются е соответствие с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания. |
5 | РЕЛАКСАЦИЯ | После физ. нагрузки. | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, психолог. |
Технологии эстетической направленности | ||||
1 | ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВАЯ | Ежедневно, в любой удобный отрезок времени. | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. | Педагоги ДОУ. |
2 | ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время | В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки можно использовать с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. | Педагоги ДОУ. |
3 | ГИМНАСТИКА ДЫХАТЕЛЬНАЯ | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. | Педагоги ДОУ. |
4 | ГИМНАСТИКА БОДРЯЩАЯ | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. | Педагоги ДОУ. |
5 | ГИМНАСТИКА КОРРИГРУЮЩАЯ | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания. |
6 | ГИМНГАСТИКА ОРТПЕДИЧЕСКАЯ | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания. |
Технологии обучения здоровому образу жизни | ||||
1 | ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ | 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания. |
2 | ИГРОТРЕНИНГИ И ИГРОТЕРАПИЯ | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. | Педагоги ДОУ, психолог. |
3 | КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ | 1-2 раза в неделю по 30 мин. | Со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Педагоги ДОУ, психолог. |
4 | Занятия из серии «ЗДОРОВЬЕ» | 1 раз в неделю по 30 мин. | Со ст. возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
| Педагоги ДОУ. |
5 | САМОМАССАЖ | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, ст. мед. сестра. |
6 | ТОЧЕЧНЫЙ САМОМАССАЖ | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. | Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, ст. мед. сестра. |
7 | БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (БОС) | От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении | Рекомендуется со старшего возраста. Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников. | Педагог-валеолог, специально обученный педагог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные здоровьесберегающие технологии. Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий .Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения.
Некоторые формы проведения физкультурных занятий. Активный отдых-что это?...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Весна пришла". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Материал разработан в соответствии с требованиями ФГТ. С использованием современных образовательны...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Путешествие по заколдованным островам". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.
В конспекте непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР в игровой форме закрепляются знания детей о временах года: зиме и весне, и о зимующих и перелётн...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Зимушка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.
В непосредственно-образовательной деятельности с детьми активизируются, обобщаются и систематизируются представления детей о зиме. Используя игровой материал педагог совершенствует грамматический стро...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составление загадок-описаний о насекомых". Использование современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающая технология.
Лексическая тема: "Насекомые". Цель: Расширение и углубление представлений детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического...