Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Зимушка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В непосредственно-образовательной деятельности с детьми активизируются, обобщаются и систематизируются представления детей о зиме. Используя игровой материал педагог совершенствует грамматический строй речи и синтаксическую сторону речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_8.docx | 48.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР.
Тема: «Зимушка»
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Педагогические технологии: Игровые технологии, ИКТ, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Цель: активизировать, обобщить и систематизировать представления детей о зиме.
Задачи:
- формировать умение понимать смысл образных выражений загадки;
- упражнять в подборе определений к заданному слову, познакомить со значением слов метель, вьюга, пурга;
- упражнять образовывать притяжательные прилагательные и прилагательные от основ существительных;
- развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы;
- воспитывать любовь к природе;
-развивать познавательные процессы;
-активизировать словарный запас по теме;
-использовать выразительные средства языка при описании;
-развитие координации речи с движением.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением зимнего леса;
- домики с картинками животных: лиса, волк, медведь, заяц, белка; карточка банки с вареньем: малина, смородина, клубника, яблоко, вишня, слива, абрикос, персик, земляника, черника, брусника, клюква;
-ноутбук;
- для опыта: снег, 2 тарелки, шерстяной шарф, свеча.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о признаках и приметах зимы, беседа о животных леса, разучивание игр, упражнений, подбор игр, сюрпризного момента.
Словарная работа:
Признаки зимы, приметы зимы: ранняя, поздняя, снежная, суровая, мягкая, пурга, метель, вьюга, буран.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Отгадывание загадок.
Воспитатель:
- Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки!
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
- Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом
- Все покрыла серебром!
-Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? Почему зиму называют здесь царицей? Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
-Послушайте еще одну загадку про зиму, и подумайте, какие образные выражения, сравнения используются в загадке:
«Кто, угадай-ка? Седая хозяйка: тряхнет перинки - над миром пушинки!»
- С кем сравнивается зима в этой загадке?
- Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них?
-А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.
Он вошел - никто не видел.
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес.
(Мороз)
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
Воспитатель:
-Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку. А попадем мы туда с помощью волшебной палочки, закрыли глаза раз, два, три.
2. Подбор эпитетов.
Воспитатель:
- Мы приехали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
-Какой снег в лесу?
- Ответы детей.
(Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый, холодный, белый, мокрый, блестящий, сверкающий, падающий).
-Как выглядят деревья зимой?
-Ответы детей.
(Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.)
-Снегопад в лесу, какой он?
-Ответы детей.
(Снежные хлопья, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение.)
-А еще зимой часто бывает: вьюга, метель, пурга. А что это такое? Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой.
-Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: Вьююююуууу, я вьююююуууга. Так метель себя назвала.
-Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.
- Давайте повторим, какие явления бывают зимой?
3. Образование притяжательных прилагательных.
Воспитатель:
-После прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть. Для этого зайдем в гости к лесным зверям. Но здесь на полянке очень много домиков лесных жителей. Посмотрим, кто где живет.
В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.)
В другом доме живет медведь. Чей дом? (Медвежий.)
В этом домике живет волк со своим семейством. Чей дом? (Волчий.)
Дружно в доме живут зайцы. Чей дом? (Заячий.)
Шустрые белки собрались в дупле. Чей дом? (Беличий.)
(на доске, либо ноутбуке показываем «домики» лесных жителей)
-Молодцы, ребята, вспомнили названия всех лесных «домиков»! А сейчас давайте немного отдохнем!
4.Физкультурная минутка «Зайчики».
Мы сейчас все дружно встанем
Отдыхать, как зайки, станем….
Вправо, влево повернись,
Наклонись и подтянись.
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
(движения в соответствии с текстом)
-Лесные звери хотят угостить нас чаем. Садитесь за стол. К чаю будут пироги и варенье. Возьмите картинки на них нарисованы ягоды, из которых сварено варенье. У меня варенье из малины - малиновое. А у вас?
(Варенье из смородины - смородиновое, из клубники - клубничное, из яблок - яблочное, из вишни - вишневое, из слив - сливовое, из абрикосов - абрикосовое, из персиков - персиковое, из земляники - земляничное, из черники - черничное, из брусники - брусничное, из клюквы - клюквенное.)
(стараемся, чтобы ответы были полным предложением)
-А теперь попробуем пирожки. На моем нарисован крыжовник, значит, это пирог с крыжовенной начинкой, крыжовенный пирог. А у вас?
(С клубникой - клубничный, с земляникой - земляничный, с вишней - вишневый, с яблоками - яблочный, со сливой - сливовый, с абрикосами - абрикосовый, с персиками - персиковый, со смородиной - смородиновый, с черникой - черничный, с брусникой - брусничный, с клюквой - клюквенный, с малиной - малиновый.)
Пример «баночки с вареньем» (аналогичными должны быть картинки с пирожкам).
5. Опыты.
-Теперь, когда вы подкрепились и отдохнули, лесные звери приготовили для вас загадку. «Одеяло бело, всю землю одело».
- Что это?
- Ответы детей.
- Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный? Вот мы с вами сейчас и посмотрим. Перед началом мы принесли два небольших снежка. Один положили на тарелку и поставили на стол. Другой завернули в шерстяной шарф и тоже положили на тарелку.
- Как вы думаете, какой снежок растает быстрее?
-Пока шло занятие снежки таяли. И, наконец, наступил момент, когда можно развернуть шарф.
- Что же мы видим?
-Ответы детей.
-Правильно, снежок, лежащий на блюдце растаял значительно больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем другой опыт. Зажжем свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо.
-Что нужно сделать, чтобы не жгло?
-Ответы детей.
-Правильно, или убрать руку, или заслонить ее чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.
- Почему теперь руке не горячо?
-Предположения детей.
- Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.
–-Почему не растаял завернутый в шарф снежок?
-Предположения детей.
- Шарф не пропускает комнатное тепло к снежку.
- Зачем зимой человек надевает шубу? Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло?
-Предположения детей.
- Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.
- Так почему говорят: «Одеяло бело, всю землю одело»? (снег одел землю, как одеяло и под ним тепло)
- Почему под снегом тепло?
-Ответы детей.
(потому что он не пропускает холод)
-Почему зимой белый медведь в снежной берлоге не замерзает?
-Представьте себе, что вы оказались на севере вдали от жилья и вам надо переночевать. Палатки у вас нет.
- Как поступить?
-Ответы детей.
- Построить дом из снега. В нем будет теплее, чем на улице.
-Ребята, а как вы думаете почему?
- Слой снега не пропускает холод в берлогу к медведю или в ваш дом из снега, защищает растения, которые оказались под ним.
6. Пальчиковая гимнастика «Пальчики замерзли».
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
Закрыли глаза, раз, два, три, вот мы снова в нашей группе.
7. Итог.
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Что из нашего путешествия вам больше всего запомнилось и понравилось?
- Какие задания показались трудными? Сегодня хорошо работали..., старались…
Задание на дом.
- Помните сказку «Снегурочка»? Перечитайте её дома с родителями и попробуите ответить на несколько вопросов.
(вопросы выдаются каждому на отдельной карточке)
- Когда девочка стала грустить?
- Почему?
- Представьте себе, что Снегурочка надела шапку, шубу, шарф, валенки и поехала в жаркую Африку, как она себя там будет чувствовать?
- Растает ли она там?
Сюрпризный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Зимняя сказка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, технология поисково-познавательной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема "Дикие животные". Тема: "Игра - путешеств...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Весна пришла". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Материал разработан в соответствии с требованиями ФГТ. С использованием современных образовательны...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Путешествие по заколдованным островам". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.
В конспекте непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР в игровой форме закрепляются знания детей о временах года: зиме и весне, и о зимующих и перелётн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Времена года» (с использованием ЭОР)
Развитие образного мышления, воображения на основе формирования представлений о разнообразии и богатстве природы, изменчивости её в соответствии с временами года....
«Откуда хлеб пришёл» непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием современных образовательных технологий.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками чело...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физическое развитие») Форма проведения: Шоу - игра "Поле чудес"
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физи...
Конспект совместной образовательной деятельности «Зимующие птицы нашего города и области» для подготовительной к школе группы детского сада с использованием современных образовательных технологий: информационно-коммуникационной, здоровьесберегающей, игр
В конспекте представлены цель, задачи и ход совместной деятельности...