Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных образовательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология. Цели: Повышение качества усвоения программного материала путём использования Мнемотехники. Учить детей запоминать материал на основе визуального мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_vesna._perelyotnye_ptitsy.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Непосредственно-образовательной деятельность детей старшей группы с ОНР.
Направление: «Познавательно – речевое развитие».
Тема: «Весна. Перелётные птицы»
Использование современных образовательных технологий: Мнемотехника, здоровьесберегающая технология и игровые технология.
Цели и задачи:
- Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления детей о природе;
- Обобщать и систематизировать представления о весне и типичных изменениях в природе;
- Расширять и углублять представления о перелётных птицах;
- Развивать визуальное мышление, связную речь, общие речевые навыки, зрительное внимание и восприятие (в процессе обучения детей составлению связного, последовательного рассказа по мнемотаблице);
- Продолжать развивать монологическую форму речи;
- Совершенствовать синтаксический строй речи (составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а);
- Автоматизировать правильное произношение и дифференцировать в свободной речевой деятельности все поставленные ранее звуки;
- Воспитывать познавательный интерес к природе.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Социализация», « Чтение художественной литературы», «Труд».
Уточнение. Расширение и активизация словаря по теме: «Весна. Перелётные птицы»: весна, март, апрель, май, солнце, лучи, снег, ручьи, бумажный кораблик, проталины, подснежник, первоцветы, почки, насекомые, жаркие страны, родные края, стая, птицы, гнездо, яйцо, птенцы, скворец, ласточка, кукушка, утка, гусь, лебедь, журавль, трясогузка; ярко, длиннее, короче, теплые, далёкие, весенние, тают, бегут, пускают, возвращаются, вьют, строят, высиживают.
Материалы и оборудование: персонаж кукольного театра Буратино; конверт; мнемотаблица с изображением характерных признаков весны; картинки с изображением перелётных птиц; эмблемы для команд: «Звёздочка» и «Солнышко»; фишки; мяч; энциклопедия.
Ход:
- Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, которые стоят полукругом около магнитной доски.
Раздаётся стук в дверь. (Воспитатель незаметно для детей надевает на руку персонажа кукольного театра Буратино).
Буратино: Здравствуйте, дети. (В руках у Буратино конверт и демонстрационные картинки с изображением птиц).
Буратино: Дети, я сегодня гулял в парке и встретил Весну, она попросила меня передать вам письмо.
Буратино отдаёт конверт воспитателю.
Воспитатель благодарит Буратино, усаживает его на маленький стульчик и предлагает ему и детям послушать, что написано в письме.
Воспитатель открывает конверт и достаёт из него мнемотаблицу с изображением характерных признаков весны и записку от Весны.
Воспитатель читает записку: « Здравствуйте, дети. Я посылаю вам письмо, в котором при помощи схем - образов я написала рассказ о себе. Разгадав его вы прочитаете мой рассказ.»
- Рассматривание и обработка информации по мнемотаблице.
Воспитатель помещает на доске мнемотаблицу (письмо от Весны). На ней изображено двенадцать окон, в каждом из которых образ-схема признаков весны.
1-ое окошко: графическое изображение солнца с длинными лучами.
Воспитатель: Как вы думаете, что написала нам Весна, изобразив солнце с длинными лучами?
Предполагаемый ответ детей: Весной ярко светит солнце.
2-ое окошко: графическое изображение солнца и луны (окошко разделено на две половинки. Часть, на которой изображено солнце, больше).
Воспитатель: А что Весна написала здесь?
Предполагаемый ответ детей: День становится длиннее, а ночь короче.
3-е окошко: графическое изображение снежинки.
Воспитатель: А что же Весна хотела сказать изобразив весной снежинку?
Предполагаемый ответ детей: Весной тает снег. Или от тёплых солнечных лучей тает снег.
4-ое окошко: графическое изображение ручья.
Воспитатель: А что обозначает изображение ручья?
Предполагаемый ответ детей. Бегут ручьи.
5-ое окошко: графическое изображение бумажного кораблика.
Воспитатель: А что обозначает изображение кораблика и кто пускает весной кораблики?
Предполагаемый ответ детей: Весной дети пускают в ручьях бумажные кораблики.
6-ое окошко: графическое изображение проталин.
Воспитатель: Что здесь изображено и как об этом можно сказать?
Предполагаемые ответы детей: От яркого солнца появляются проталины.
7-ое окошко: графическое изображение подснежника.
Воспитатель: А что обозначает это изображение?
Предполагаемый ответ детей: На проталинках расцвели первые весенние цветы подснежники.
8-ое окошко: графическое изображение ветки с набухшими почками.
Воспитатель: Что написала Весна этим изображением?
Предполагаемый ответ детей: На ветвях деревьев и кустарников набухли почки.
9-ое окошко: графическое изображение насекомых.
Воспитатель: А какое предложение зашифровано в этом изображении?
Предполагаемый ответ детей: Весной появились насекомые.
10-ое окошко: графическое изображение стаи летящих птиц.
Воспитатель: А о чём хотела сказать Весна изобразив стаю птиц?
Предполагаемый ответ детей: Из далёких жарких стран возвращаются в родные края перелётные птицы.
11-ое окошко: графическое изображение домика и птенца.
Воспитатель: Что является домом для большинства перелётных птиц?
Дети: гнездо.
Воспитатель: Так что же хотела сказать Весна изобразив домик и птенца?
Предполагаемый ответ детей: Весной птицы строят, вьют гнёзда и высиживают птенцов.
12-ое окошко: графическое изображение сердечка.
Воспитатель: А изображение сердечка обозначает ваше отношение к Весне.
Ответы детей: Мы любим весну.
Воспитатель: Ну вот дети, мы с вами и отгадали всё что нам написала Весна.
- Конкурс команд на составление лучшего рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём конкурс: «Какая команда составит лучший рассказ о весне». У нас две команды: команда «Звёздочка» и команда «Солнышко». Задание каждой команде составить один общий, коллективный рассказ, т.е. первый ребёнок начинает рассказ, второй продолжает, затем продолжает следующий и так до ребёнка, который завершает рассказ. Обязательное условие: вы должны составить связный, красочный рассказ, чтобы он был интересен и понятен нашему гостю Буратино. А ещё вы должны правильно произносить все звуки. Команда, которая выполнит все перечисленные правила, получит фишку.
Рассказ команды «Звёздочка».
Рассказ команды «Солнышко».
Воспитатель: Молодцы, дети. Обе команды правильно составили рассказы о весне. В своих рассказах вы описали, какие изменения произошли весной в природе. Все дети старались правильно произносить все звуки. Команды «Звёздочка» и «Солнышко» получают по одной фишке.
Буратино: Я тоже много знаю о весне. Я даже могу назвать все весенние месяцы.
Воспитатель: Называй, а дети послушают.
Буратино: Декабрь, январь, февраль. Вот какой я умный!
Воспитатель: Буратино, не хорошо хвалить самого себя. Давай лучше спросим у детей, правильно ли ты назвал весенние месяцы?
Дети: Нет!
Воспитатель: Дети, назовите весенние месяцы, а ты Буратино, послушай и запомни названия весенних месяцев.
Дети: Март, апрель, май.
Буратино повторяет и благодарит детей.
Воспитатель предлагает детям взять пуфики и поставить их вдоль стены, затем пройти в центр группы и встать в круг
- Физкультминутка «Грачи».
Как-то раннею весной | Дети стоят в кругу |
На опушке на лесной Появилась стая птиц: Не скворцы и не синицы, | Дети бегут на цыпочках, Чуть подняв согнутые в локтях руки. |
А большущие грачи. Цвета чёрного, как ночь. | Дети бегут, руки в стороны, т.е. летят. |
Разбежались на опушке, | Разбегаются. |
Прыг-скок, крак-крак! | Прыгают. |
Там жучок, там червячок! | Наклоняются вперед и «клюют» |
Крак-крак-крак! | червячков |
Дети выпрямляются, широко разводят руки в стороны, произносят: «Крак-крак-крак!»
- Краткая беседа с детьми о птицах.
Дети становятся полукругом напротив магнитной доски.
Буратино: Когда я гулял по парку, я увидел и сфотографировал там красивых бабочек. Вот они. Но как они называются, я не знаю.
Буратино отдаёт воспитателю картинки с изображением перелётных птиц.
Воспитатель помещает демонстрационный материал на магнитной доске.
Воспитатель: Дети, посмотрите, правильно ли Буратино говорит, что он сфотографировал бабочек?
Ответ детей: Нет.
Воспитатель: Кто изображён на картинках?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, дети, это птицы. А как можно назвать птиц, которых вы видите?
Предполагаемый ответ детей: Это перелётные птицы.
- Конкурс «Кто больше знает перелётных птиц».
Воспитатель: Правильно, это перелётные птицы. А теперь давайте проведём конкурс «Кто больше знает перелётных птиц».
Участвуют две команды детей: «Звёздочка» и «Солнышко». Правило: За каждый правильный ответ команде даётся фишка. Та команда, которая назовёт больше перелётных птиц, будет победительницей. Воспитатель просит детей говорить красиво, правильно произносить все звуки.
Подведение итогов игры.
- «Игра с мячом «Чей? Чья? Чьё?»
Воспитатель просит детей встать в круг.
Воспитатель: Я бросаю мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на вопрос. Говорите правильно. Не забывайте, что наш конкурс продолжается. Каждый член команды, правильно ответивший на мой вопрос, получит фишку.
Шея лебедя – чья шея?,,,…………..Лебединая шея.
Ноги журавля – Чьи ноги?............Журавлиные ноги.
Клюв утки – Чей клюв?.................Утиный клюв.
Крыло гуся – Чьё крыло?...............Гусиное крыло.
Песня лебедя – Чья песня?.............Лебединая песня.
Хвостик лебедя – Чей хвостик?......Лебединый хвостик.
Перо утки – Чьё перо?....................Утиное перо.
Лапа гуся – Чья лапа?-----------------Гусиная лапа.
Крик журавля – Чей крик?.............Журавлиный крик.
Песня соловья – Чья песня?.............Соловьиная песня.
Перо журавля – Чьё перо?...............Журавлиное перо.
Лапа утки – Чья лапа?.....................Утиная лапа.
Выдача фишек. Подведение итогов.
- Упражнение «Кого не стало?»
Дети становятся вдоль магнитной доски. ( На доске находятся четыре ряда с картинками перелётных птиц, по четыре картинки в каждом ряду, все они закрыты).
Воспитатель: Я хочу проверить, насколько вы внимательны, как развита у вас память.
Воспитатель открывает первый ряд из четырёх картинок.
Задание: Дети, вы должны посмотреть на картинки, запомнить кто на них изображен. Затем вы отвернётесь от доски, а я уберу одну из картинок. По моей команде вы повернётесь к доске и скажете, кого не стало. Будьте внимательны. Не забывайте, что наш конкурс команд продолжается.
Воспитатель (убирает одну картинку в первом ряду): Кого не стало?
Ответ детей. За правильный ответ даётся фишка.
Далее воспитатель убирает картинки первого ряда и открывает картинки второго, а затем третьего и четвертого ряда. Игра продолжается по выше описанным правилам. За правильный ответ выдаются фишки.
Игра проводится до тех пор, пока не ответят хотя бы по одному разу все присутствующие дети.
Воспитатель: Дети, вы все были очень внимательными, отвечали правильно и правильно произносили все звуки.
Подсчёт фишек. Подведение итогов.
- Итог.
Буратино благодарит детей за то, что он так много узнал о весне и перелётных птицах и дарит детям энциклопедию о птицах.
Прощается с детьми и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Придумывание загадок - описаний о полевых и луговых цветах". Использование современных образовательных технологий: Здоровьесберегающая технология и Мнемотехника.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: Игра" Угалай-ка". Составление загадок-описаний о фруктах". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии.
Лексическая тема "Фрукты". Конспект написан в игровой форме. Цель: Расширение и уточнение представлений детей о фруктах. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, развитие мышления....
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составление загадок-описаний о насекомых". Использование современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающая технология.
Лексическая тема: "Насекомые". Цель: Расширение и углубление представлений детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составленик рассказов-описаний о диких животных зимой (по схеме)" Использование современных образовательных технологий: технология личностно-ориентированного взаимодействия
Лексическая тема "Дикие животные зимой" Материал составлен с применением игровых технологий....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Придумывание сказки на заданную тему» (с использованием ЭОР и элементов ТРИЗ)
закрепление умения детей придумывать сказку с опорой на картинки. Развитие воображения и память с помощью «речевых досочек». Воспитание интереса к речевой деятельности....