Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме

Гончарова Галина Владимировна

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных образовательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология. Цели: Повышение качества усвоения программного материала путём использования Мнемотехники. Учить детей запоминать материал на основе визуального мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_vesna._perelyotnye_ptitsy.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

 Непосредственно-образовательной деятельность детей старшей группы с ОНР.

Направление: «Познавательно – речевое развитие».

Тема: «Весна. Перелётные птицы»

Использование современных образовательных технологий: Мнемотехника, здоровьесберегающая технология и игровые технология.

Цели и задачи:

  • Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления детей о природе;
  • Обобщать и систематизировать представления о весне и типичных изменениях в природе;
  • Расширять и углублять представления о перелётных птицах;
  • Развивать визуальное мышление, связную речь, общие речевые навыки, зрительное внимание и восприятие (в процессе обучения детей составлению связного, последовательного рассказа по мнемотаблице);
  • Продолжать развивать монологическую форму речи;
  • Совершенствовать синтаксический строй речи (составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а);
  • Автоматизировать правильное произношение и дифференцировать в свободной речевой деятельности все поставленные ранее звуки;
  • Воспитывать познавательный интерес к природе.

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Социализация», « Чтение художественной литературы», «Труд».

Уточнение. Расширение и активизация словаря по теме: «Весна. Перелётные птицы»: весна, март, апрель, май, солнце, лучи, снег, ручьи, бумажный кораблик, проталины, подснежник, первоцветы, почки, насекомые, жаркие страны, родные края, стая, птицы, гнездо, яйцо, птенцы, скворец, ласточка, кукушка, утка, гусь, лебедь, журавль, трясогузка; ярко, длиннее, короче, теплые, далёкие, весенние, тают, бегут, пускают, возвращаются, вьют, строят, высиживают.

Материалы и оборудование: персонаж кукольного театра Буратино; конверт; мнемотаблица с изображением характерных признаков весны; картинки с изображением перелётных птиц; эмблемы для команд: «Звёздочка» и «Солнышко»; фишки; мяч; энциклопедия.

Ход:

  1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, которые стоят полукругом около магнитной доски.

Раздаётся стук в дверь. (Воспитатель незаметно для детей надевает на руку персонажа кукольного театра Буратино).

Буратино: Здравствуйте, дети. (В руках у Буратино конверт и демонстрационные картинки с изображением птиц).

Буратино: Дети, я сегодня гулял в парке и встретил Весну, она попросила меня передать вам письмо.

Буратино отдаёт конверт воспитателю.

Воспитатель благодарит Буратино, усаживает его на маленький стульчик и предлагает ему и детям послушать, что написано в письме.

Воспитатель открывает конверт и достаёт из него мнемотаблицу с изображением характерных признаков весны и записку от Весны.

Воспитатель читает записку: « Здравствуйте, дети. Я посылаю вам письмо, в котором при помощи схем - образов я написала рассказ о себе. Разгадав его вы прочитаете мой рассказ.»

  1. Рассматривание и обработка информации по мнемотаблице.

Воспитатель помещает на доске мнемотаблицу (письмо от Весны). На ней изображено двенадцать окон, в каждом из которых образ-схема признаков весны.

1-ое окошко: графическое изображение солнца с длинными лучами.

Воспитатель: Как вы думаете, что написала нам Весна, изобразив солнце с длинными лучами?

Предполагаемый ответ детей: Весной ярко светит солнце.

2-ое окошко: графическое изображение солнца и луны (окошко разделено на две половинки. Часть, на которой изображено солнце, больше).

Воспитатель: А что Весна написала здесь?

Предполагаемый ответ детей: День становится длиннее, а ночь короче.

3-е окошко: графическое изображение снежинки.

Воспитатель: А что же Весна хотела сказать изобразив весной снежинку?

Предполагаемый ответ детей: Весной тает снег. Или от тёплых солнечных лучей тает снег.

4-ое окошко: графическое изображение ручья.

Воспитатель: А что обозначает изображение ручья?

Предполагаемый ответ детей. Бегут ручьи.

5-ое окошко: графическое изображение бумажного кораблика.

Воспитатель: А что обозначает изображение кораблика и кто пускает весной кораблики?

Предполагаемый ответ детей: Весной дети пускают в ручьях бумажные кораблики.

6-ое окошко: графическое изображение проталин.

Воспитатель: Что здесь изображено и как об этом можно сказать?

Предполагаемые ответы детей: От яркого солнца появляются проталины.

7-ое окошко: графическое изображение подснежника.

Воспитатель: А что обозначает это изображение?

Предполагаемый ответ детей: На проталинках расцвели первые весенние цветы подснежники.

8-ое окошко: графическое изображение ветки с набухшими почками.

Воспитатель: Что написала Весна этим изображением?

Предполагаемый ответ детей: На ветвях деревьев и кустарников набухли почки.

9-ое окошко: графическое изображение насекомых.

Воспитатель: А какое предложение зашифровано в этом изображении?

Предполагаемый ответ детей: Весной появились насекомые.

10-ое окошко: графическое изображение стаи летящих птиц.

Воспитатель: А о чём хотела сказать Весна изобразив стаю птиц?

Предполагаемый ответ детей: Из далёких жарких стран возвращаются в родные края перелётные птицы.

11-ое окошко: графическое изображение домика и птенца.

Воспитатель: Что является домом для большинства перелётных птиц?

Дети: гнездо.

Воспитатель: Так что же хотела сказать Весна изобразив домик и птенца?

Предполагаемый ответ детей: Весной птицы строят, вьют гнёзда и высиживают птенцов.

12-ое окошко: графическое изображение сердечка.

Воспитатель: А изображение сердечка обозначает ваше отношение к Весне.

Ответы детей: Мы любим весну.

Воспитатель: Ну вот дети, мы с вами и отгадали всё что нам написала Весна.

  1.  Конкурс команд на составление лучшего рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём конкурс: «Какая команда составит лучший рассказ о весне». У нас две команды: команда «Звёздочка» и команда «Солнышко». Задание каждой команде составить один общий, коллективный рассказ, т.е. первый ребёнок начинает рассказ, второй продолжает, затем продолжает следующий и так до ребёнка, который завершает рассказ. Обязательное условие: вы должны составить связный, красочный рассказ, чтобы он был интересен и понятен нашему гостю Буратино. А ещё вы должны правильно произносить все звуки. Команда, которая выполнит все перечисленные правила, получит фишку.

Рассказ команды «Звёздочка».

Рассказ команды «Солнышко».

Воспитатель: Молодцы, дети. Обе команды правильно составили рассказы о весне. В своих рассказах вы описали, какие изменения произошли весной в природе. Все дети старались правильно произносить все звуки. Команды «Звёздочка» и «Солнышко» получают по одной фишке.

Буратино: Я тоже много знаю о весне. Я даже могу назвать все весенние месяцы.

Воспитатель: Называй, а дети послушают.

Буратино: Декабрь, январь, февраль. Вот какой я умный!

Воспитатель: Буратино, не хорошо хвалить самого себя. Давай лучше спросим у детей, правильно ли ты назвал весенние месяцы?

Дети: Нет!

Воспитатель: Дети, назовите весенние месяцы, а ты Буратино, послушай и запомни названия весенних месяцев.

Дети: Март, апрель, май.

Буратино повторяет и благодарит детей.

Воспитатель предлагает детям взять пуфики и поставить их вдоль стены, затем пройти в центр группы и встать в круг

  1.  Физкультминутка «Грачи».

Как-то раннею весной

Дети стоят в кругу

На опушке на лесной

Появилась стая птиц:

Не скворцы и не синицы,

Дети бегут на цыпочках,

Чуть подняв согнутые в локтях руки.

А большущие грачи.

Цвета чёрного, как ночь.

Дети бегут, руки в стороны, т.е. летят.

Разбежались на опушке,

Разбегаются.

Прыг-скок, крак-крак!

Прыгают.

Там жучок, там червячок!

Наклоняются вперед и «клюют»

Крак-крак-крак!

червячков

Дети выпрямляются, широко разводят руки в стороны, произносят: «Крак-крак-крак!»

  1. Краткая беседа с детьми о птицах.

Дети становятся полукругом напротив магнитной доски.

Буратино: Когда я гулял по парку, я увидел и сфотографировал там красивых бабочек. Вот они. Но как они называются, я не знаю.

Буратино отдаёт воспитателю картинки с изображением перелётных птиц.

Воспитатель помещает демонстрационный материал на магнитной доске.

Воспитатель: Дети, посмотрите, правильно ли Буратино говорит, что он сфотографировал бабочек?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Кто изображён на картинках?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно, дети, это птицы. А как можно назвать птиц, которых вы видите?

Предполагаемый ответ детей: Это перелётные птицы.

  1. Конкурс «Кто больше знает перелётных птиц».

Воспитатель: Правильно, это перелётные птицы. А теперь давайте проведём конкурс «Кто больше знает перелётных птиц».

Участвуют две команды детей: «Звёздочка» и «Солнышко». Правило: За каждый правильный ответ команде даётся фишка. Та команда, которая назовёт больше перелётных птиц, будет победительницей. Воспитатель просит детей говорить красиво, правильно произносить все звуки.

Подведение итогов игры.

  1. «Игра с мячом «Чей? Чья? Чьё?»

Воспитатель просит детей встать в круг.

Воспитатель: Я бросаю мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на вопрос. Говорите правильно. Не забывайте, что наш конкурс продолжается. Каждый член команды, правильно ответивший на мой вопрос, получит фишку.

Шея лебедя – чья шея?,,,…………..Лебединая шея.

Ноги журавля – Чьи ноги?............Журавлиные ноги.

Клюв утки – Чей клюв?.................Утиный клюв.

Крыло гуся – Чьё крыло?...............Гусиное крыло.

Песня лебедя – Чья песня?.............Лебединая песня.

Хвостик лебедя – Чей хвостик?......Лебединый хвостик.

Перо утки – Чьё перо?....................Утиное перо.

Лапа гуся – Чья лапа?-----------------Гусиная лапа.

Крик журавля – Чей крик?.............Журавлиный крик.

Песня соловья – Чья песня?.............Соловьиная песня.

Перо журавля – Чьё перо?...............Журавлиное перо.

Лапа утки – Чья лапа?.....................Утиная лапа.

Выдача фишек. Подведение итогов.

  1. Упражнение «Кого не стало?»

Дети становятся вдоль магнитной доски. ( На доске находятся четыре ряда с картинками перелётных птиц, по четыре картинки в каждом ряду, все они закрыты).

Воспитатель: Я хочу проверить, насколько вы внимательны, как развита у вас память.

Воспитатель открывает первый ряд из четырёх картинок.

Задание: Дети, вы должны посмотреть на картинки, запомнить кто на них изображен. Затем вы отвернётесь от доски, а я уберу одну из картинок. По моей команде вы повернётесь к доске и скажете, кого не стало. Будьте внимательны. Не забывайте, что наш конкурс команд продолжается.

Воспитатель (убирает одну картинку в первом ряду): Кого не стало?

Ответ детей. За правильный ответ даётся фишка.

Далее воспитатель убирает картинки первого ряда и открывает картинки второго, а затем третьего и четвертого ряда. Игра продолжается по выше описанным правилам. За правильный ответ выдаются фишки.

Игра проводится до тех пор, пока не ответят хотя бы по одному разу все присутствующие дети.

Воспитатель: Дети, вы все были очень внимательными, отвечали правильно и правильно произносили все звуки.

Подсчёт фишек. Подведение итогов.

  1. Итог.

Буратино благодарит детей за то, что он так много узнал о весне и перелётных птицах и дарит детям энциклопедию о птицах.

Прощается с детьми и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Придумывание загадок - описаний о полевых и луговых цветах". Использование современных образовательных технологий: Здоровьесберегающая технология и Мнемотехника.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: Игра" Угалай-ка". Составление загадок-описаний о фруктах". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии.

Лексическая тема "Фрукты". Конспект написан в игровой форме. Цель: Расширение и уточнение представлений детей о фруктах. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, развитие мышления....

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составление загадок-описаний о насекомых". Использование современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающая технология.

Лексическая тема: "Насекомые". Цель: Расширение и углубление представлений детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Придумывание сказки на заданную тему» (с использованием ЭОР и элементов ТРИЗ)

закрепление умения  детей придумывать сказку с опорой на картинки. Развитие воображения и память с помощью «речевых досочек». Воспитание интереса к речевой деятельности....