« Игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования»
консультация

    Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Все важнейшие качества (воображение, творчество, произвольное поведение и др.) формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
    В течение нескольких последних лет наблюдается, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? Каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Консультация на тему:

« Игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования»

Подготовила: Ханиева Гульнара Генриховна,

воспитатель первой

квалификационной категории

         Развитие современного дошкольного образования связано с непрерывной динамикой требований к профессиональной компетентности воспитателя, что актуализирует проблему повышения качества подготовки педагогов с ориентацией на их самосовершенствование и субъектную готовность к осуществлению профессиональной деятельности. На первое место выступают такие содержательные аспекты подготовки и повышения квалификации педагогов как формирование психолого-педагогической готовности к развитию ребенка в «специфически детских» (А. В. Запорожец) видах деятельности, сопровождению игрового взаимодействия детей с учетом изменений игровой субкультуры; освоению опыта игровой культуры в целом.

       Анализ исследований по проблеме формирования компетентности педагога в области развития игровой деятельности дошкольника показал, что учеными затрагиваются различные ее аспекты: игровые умения воспитателя (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. С. Новоселова); игровая позиция как личностное образование (Н. П. Аникеева, Е. В. Груздова, О. В. Солнцева, А. И. Тимонин и др.); направленность воспитателя на игру (Е. А. Панько, Е. О. Смирнова); компетентность во взаимодействии с ребенком (Т. Л. Корженевич) и др. Вместе с тем и жизненные наблюдения, и специальные исследования последних лет свидетельствуют: для большинства педагогов дошкольных учреждений характерно стереотипное представление об игре как о регламентированном процессе, ее богатейший потенциал остается, не востребован в полной мере.

       При этом выбор вида детской деятельности в существенной степени зависит от педагогического стажа воспитателя. Если молодые педагоги предпочитают организацию активных видов игровой деятельности или проведение дидактических игр, то педагоги с большим трудовым стажем чаще создают условия для самостоятельной игры ребенка, поддержки его инициатив. Представления педагогов о целях развития игровой деятельности воспитанников характеризуют как общую направленность образовательного процесса, так и желаемые результаты развития самих детей дошкольного возраста.

      Можно выделить различия в целевой ориентации воспитателей с разным стажем педагогической деятельности в отношении развития игры дошкольников. Для более молодых педагогов характерно узко дидактическое отношение к игре, ориентированность на социальную адаптацию ребенка. Тогда как более опытные педагоги в качестве приоритетов ставят задачи раскрытия творческого потенциала ребенка, актуализации его способностей и индивидуальных возможностей в игре. В данной связи воспитателю дошкольного образования необходимо не только осознавать объективное развивающее значение игры как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста, но и обладать соответствующими профессиональными игровыми компетенциями, характеризующимися глубоким интересом к игре и увлеченностью ею; умениями создавать игровое культурное пространство, занимать игровую позицию, динамично использовать приемы игрового общения как главного содержания игрового взаимодействия с детьми, поддерживать инициативы воспитанников и др.     Представляется необходимым в процессе подготовки и повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования совершенствовать психолого-педагогическую готовность к взаимодействию в системе «педагог играющие дети», к оказанию содействия в развитии игры. И неслучайно игра (прежде всего, сюжетно-ролевая) более развита, как свидетельствуют специальные исследования (Е. В. Бондарчук, Е. А. Панько и др.), у воспитанников педагогов, обладающих демократическим стилем общения при активноположительном отношении к детям, нежели у дошкольников, с которыми общаются педагоги авторитарного стиля поведения при отрицательном (либо неустойчиво-положительном) отношении к ним. Сформированная игровая позиция педагога существенно усиливает возможности «принятия» его «детским играющим обществом», позволяет оказывать влияние на развитие игры.    
   Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Все важнейшие качества (воображение, творчество, произвольное поведение и др.) формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
   В течение нескольких последних лет наблюдается, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? Каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности?

      Разминка с вопросами
Ведущий: - Предлагаю участникам небольшую разминку по вопросам, касающимся игровой деятельности детей. Нужно будет поднять руку, если вы не согласны с утверждением (нет), если согласны (да), то поднимать руку не надо.
Утверждения:

  -Тактика игрового взаимодействия воспитателя с ребенком изменяется по мере взросления детей (да, чтобы быстро и экономно в плане затрат усилий и времени сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения).

  -В младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно (нет, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры).

  -Чтобы игра была более эффективна, воспитатель заранее должен написать конспект игры и следовать ему неотступно (нет, конспект можно написать только для себя в качестве возможного проекта собственных действий, а в живой игре проект – лишь замысел одного из участников).

  -Творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах (да, даже старшие дошкольники не в состоянии поддерживать взаимодействие в группе более 3 – 5 участников).

   -В раннем возрасте необходимо культивировать у детей индивидуальную игру, а в дошкольном возрасте организовывать коллективные игры для всей группы (нет, в любом возрасте игра должна быть нацелена на взаимодействие в парах или небольших группах).

    Таким образом, при формировании и повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования актуально совершенствовать психолого-педагогическую готовность к сопровождению игрового взаимодействия детей. Усиление внимания требуется и к вопросам формирования ценностного отношения к игровой деятельности, как у детей, так и взрослых, взаимодействующих с современными дошкольниками. Деятельность специалистов в этом направлении, полагаем, будет способствовать развитию детской игры, сохранению ею главенствующего положения в пространстве дошкольного детства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»

На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности?  И на эту тему, я предлагаю вам...

«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования»

laquo;Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУкак условие повышения качества дошкольного образования»...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...

Семинар-практикум "Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования"

Семинар-практикум«Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования»...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»

Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...

«Модель повышения профессиональной компетентности педагога как средство управления качеством дошкольного образования»

Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления....