«Модель повышения профессиональной компетентности педагога как средство управления качеством дошкольного образования»
материал

Татьяна Александровна Кляузова

Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Модель повышения профессиональной компетентности педагога как средство управления качеством дошкольного образования»

Кляузова Татьяна Александровна,

МБДОУ №11, Е-mail: ,

тел. (39161) 3-22-03

Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления. В Указе Президента РФ от г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества. Проект «Молодые профессионалы», утвержденный проектным комитетом по национальному проекту «Образование» от г. №3, направлен на модернизацию профессионального образования.

И как показывает наш анализ качественного состава педагогического коллектива за последние три года, 50% педагогов относится к возрастной категории от 40-60 лет, это стабильный коллектив из них 36% воспитателей и 14% специалистов, проработали в дошкольном учреждении более 7 лет. В этом есть положительный момент, во-первых большой опыт работы специалистов говорит о том, что коллектив нашего учреждения относительно стабилен и добивается высоких результатов. Во-вторых, у педагогов наблюдается большой творческий потенциал и интерес к инновационной деятельности. Остальные 50% - вновь прибывшие воспитатели, из которых 14% молодые специалисты с переподготовкой, которые требуют особого внимания, 36% - педагоги, пришедшие из других учреждений или вернувшиеся в профессию через некоторый промежуток времени.

У новых воспитателей, как начинающих, так и со стажем, наблюдается бедность арсенала средств решения педагогических задач, недостаточная сформированность педагогических умений и механизмов взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями руководителя детского сада и родителей как потребителей образовательных услуг и возможностями вновь прибывших педагогов. Таким образом, необходимой и актуальной стало обновление в нашей дошкольной организации системы повышения профессиональных компетенций педагогических кадров. Работа в режиме развития заставляет нас переосмыслить и по-новому выстраивать систему управления, направляя ее в сторону построения модели взаимодействия с новыми педагогами (Приложение 1).

В основу модели положены две основополагающие идеи:

Целью методического сопровождения профессионального развития педагогов

является создание условий для профессионального роста педагогов в соответствие

с ФГОС ДО, на основе дифференцированного подхода к их педагогической компетентности через формирование профессиональной команды.

Цель реализуется посредством решения следующих задач:

1. Обеспечить методическое сопровождение педагогов с учетом их педагогического стажа, возраста, квалификации, мотивации.

2. Внедрить новые формы совместной деятельности, направленные на повышение профессиональной компетентности педагога.

3. Систематизировать взаимодействие молодых специалистов и наставников.

4. Приобщать молодых и новых специалистов к корпоративной культуре (стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.

5. Отслеживать профессиональную готовность педагогов к совершенствованию педагогической компетентности в соответствии с новыми целями и задачами образования, через систему диагностики.

Moдeль yпpaвлeния пpoфeccиoнaльным paзвитиeм пeдaгoгичecкиx paбoтникoв в ДOO мы пpeдcтaвили в видe cxeмы дома, выдeляя нaпpaвлeния взaимoдeйcтвия с новым педагогом. Не случайно мы взяли за основу дом, главные элементы любого здания – это фундамент, стены, окна и крыша, а для воспитателя – это его профессиональные качества:

понимание современных задач дошкольного образования;

умение заботиться о сохранении духовного физического здоровья детей;

проявление заботы о поддержании индивидуальности каждого ребёнка;

Перед нами встаёт задача – помочь новому специалисту
приобрести такие качества, чтобы они соответствовали стратегии развития
дошкольного образования, обеспечивая сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

При приеме на работу нового сотрудника задача руководителя, старшего воспитателя, педагога-психолога-помочь новым педагогам адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути и были успешными в педагогической деятельности.

О формат Т.А.

В практике нашего детского сада одной из форм сопровождения педагога является наставничество, которая охватывает не только начинающих педагогов, но и всех участников образовательного процесса. Был разработан пакет нормативных документов:

Новый педагог, приходя в организацию, в новый коллектив, нуждается в помощи более опытных коллег. Наставника назначают молодому специалисту, вновь принятому, и любому педагогу или сотруднику, чтобы помочь овладеть новыми компетенциями. Как выбирается наставник? Во-первых, у нас 4 педагога прошли курсы ПК в Канском педагогическом колледже "Организация наставничества в условиях образовательного процесса современной ДОО», во-вторых, педагог должен иметь высшую/первую квалификационную категорию, в третьих владеть инновационными технологиями.

Наставник способствует профессиональному развитию, проясняет его цели,
служит примером и дает взгляд со стороны на деятельность педагога. Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагог-наставник систематически использует следующие формы сопровождения и профессиональной адаптации молодого педагога: консультирование, анкетирование, наблюдение, помощь в определении в выборе с темой самообразования, помощь в разработке конспектов ООД, посещение НОД, сопровождение в конкурсах и др.

Совместная деятельность наставника и молодого педагога ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в образовательную педагогическую среду.

В конце учебного года результаты работы по наставничеству обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

Слайд 5 Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, наставника и учреждения: наставник развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения, снижается риск профессионального выгорания. Молодой специалист получает знания, развивает компетенции, повышает свой профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения с коллегами. Административная команда повышает профессиональный уровень подготовки кадров, выстраивает конструктивные взаимоотношения с кадрами, и между сотрудниками.

Систематическая работа в данном направлении позволяет:

Слайд 6 Значимая форма работы в нашем дошкольном учреждении это «Школа молодого педагога». Школа молодого педагога представляет комплекс семинаров, круглых столов, практикумов. Это теоретические и практические занятия по психологии, педагогике, тренинги, тесты, открытые занятия, выставки педагогических находок, мастер-классы. В «Школе молодого педагога» все педагоги дают мастер-классы. Вновь прибывшие и у кого небольшой педагогический стаж работы проводят творческие мастер-классы «Изготовление объёмных игрушек в технике сухого валяния из шерсти (фелтинг)"», «Техника декупаж в работе с детьми дошкольного возраста», «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования и моделирования из ткани через освоение техники кинусайга», «Нетрадиционные техники рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей ДОУ», «Использование тантамаресок в театрализованной деятельности дошкольников» и др., педагоги со стажем дают мастер-классы методические «Создание и использование мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста в программе Power Point», «Взаимодействие учителя логопеда и воспитателя комбинированной группы по созданию мультфильмов с детьми ОВЗ», «Планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО», "Организация образовательной деятельности с дошкольниками с использование перфокарт" и др.

Итогом учебного года запланирована самопрезентация молодых специалистов, где они могут представить результаты своей профессиональной деятельности. «Школа молодого педагога» способствует тому, чтобы из молодого/нового специалиста «вырос» перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.

Важным в профессиональном становлении нового специалиста ДОУ является информационное обеспечение его деятельности:

Участие в профессиональных конкурсах – важное условие положительной мотивации воспитателя на профессиональное становление и самосовершенствование:

Считаем, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне. Важным условием успеха в профессиональном совершенствовании является овладение средствами и способами самовоспитания и самообразования. И здесь незаменима роль старшего воспитателя, который знакомит педагогов с оснащением и часами работы методического кабинета, делает подборку методической литературы и периодических изданий по интересующим вопросам. Помощь специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. В конце учебного года все заполняют «Лист оценки профессиональной деятельности воспитателя ДОО». Таким образом, мы можем проанализировать актуальную ситуацию и спланировать (или скорректировать) свою дальнейшую работу с конкретным воспитателем и педагогическим коллективом в целом.

Пройдя через разные формы методической работы, воспитатели повысят свой профессиональный уровень и успешно пройдут аттестацию.

Конечным итогом методического сопровождения педагогов в условиях
формирования профессиональной команды мы считаем качество,
эффективность и результативность организации образовательного процесса.

Отследить результаты внедрения модели помогает методический абонемент образовательной организации (Приложение 2). Методический абонемент – общий образовательный маршрут профессионального развития. Ведение этого документа позволяет более качественно отслеживать и анализировать результаты профессионального роста педагогов, более точно корректировать их индивидуальные
образовательные маршруты. Методический абонемент образовательной
организации содержит сведения обо всех педагогах – кто, где и когда повышал
свою профессиональную компетентность, на каком уровне и какую роль при
этом выполнял. Можно легко анализировать профессиональную
занятость педагогов в течение года. Методический абонемент заполняется старшим воспитателем, отследить методическую деятельность педагогов позволяет Портфолио. Методический абонемент находится в методическом кабинете, выставляется на итоговом педсовете.

Слайд 12 Показателями эффективности внедрения модели системы управления профессиональным развитием педагогических кадров являются:

  1. Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.
  2. Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.
  3. Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
  4. Овладение современными методами обучения и воспитания.
  5. Положительная динамика качества образования.
  6. Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.
  7. Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.
  8. Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.
  9. Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.

Таким образом, считаем, что наша модель способствует:

Педагогический коллектив, в котором реализуется подобная стратегия,
может производить впечатление «вечного двигателя», который работает сам
по себе, без чьего-либо руководства, а на самом деле это происходит благодаря эффективной работе педагогической команды.

Приложение 1

Самообразование

Приложение 2

Примерный формат ведения методического абонемента ДОУ


/п

Ф.И.О.
педагога

Занимаемая
должность

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

1.

Музыкальный руководитель

🖊

🖊

🖊
🗈

🖊

🖊

🖋🗈

🖋

🖊

2.

Инструктор по физ. культуре

🖑

🖊

🖊

🖊🗈

3.

Учитель-логопед

🖊

🖊

🖊

🖊


🖊

🖊🖑🖑

🖊🗈

🖊

4.

Педагог-психолог

🖑🖑
🖋

🖊

🗈

🖍

о

о

5.

Педагог-организатор

🗈

🖊

о

о

🖑🖊

о

о

🖍

6.

Воспитатель

🖊

🖊

о

🗊

🖊

🖊

🖊

7.

Воспитатель

🗊

🖑

🖑🖑
🖋🖍

о

о

8.

Воспитатель

🖊

🖊

🖊

🖊

🗊🖑

🖋🖍

🖋
🖍

🖊🖊

9.

Воспитатель

🗊

🖊

🖊

🖋

🖋🖑

🗊

🖋
🖍

🖊

10.

Воспитатель


🖑


🖊🗈

🖊

Условные обозначения
- аттестация
🗊- курсы повышения квалификации

🖑- презентация опыта работы или мастер класса на уровне ДОУ
🖑🖑- презентация опыта работы на уровне города
🖑🖑🖑- презентация опыта работы на уровне края (региона)

- руководитель творческой группы педагогов ДОУ
🖊- работа в творческой группе ДОУ
🖋🖍 - участник в городском методическом объединении
👆- наставничество
- демонстрация педагогических умений (открытые просмотры)

- применение инновационных технологий

- вебинары

0- отпуск

На основе этой беседы составлен план обучения молодого специалиста. В плане можно отследить:

этапы работы;

основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;

промежуточный и конечный результаты работы.

Цели анкетирования:

выявление затруднений в работе молодого специалиста;

Деятельность воспитателя оценивает методическая служба ДОО и он сам. Для этого используется лист оценки профессиональной деятельности воспитателя, в котором предусмотрены соответствующие графы. Шаблон листа оценки – в приложении.

Оценка методической службы – коллективная. Состав оценивающих в каждом детском саду определяется исходя из кадровых условий. Это могут быть заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги-наставники.

Оценка методической службы базируется на результатах тематического и оперативного контроля, наблюдения педагогической деятельности, анализа результативности работы воспитателя с родителями, взаимодействия со специалистами ДОО.

Рекомендуемая периодичность оценки – 1 раз в год, предпочтительно в конце учебного года. Таким образом, методическая служба сможет проанализировать актуальную ситуацию и спланировать (или скорректировать) свою дальнейшую работу с конкретным воспитателем и педагогическим коллективом в целом.

Наши ожидания в реализации ПРОГРАММ профессионального роста

Цель наставника - довести
своих подопечных до уровня, когда в наставнике больше не будет
необходимости, то есть устранить зависимость молодого специалиста от
наставника, и содействовать становлению подопечного как самостоятельного педагога

Результативность данного опыта наставничества подтверждают профессиональные достижения начинающих педагогов :они продолжают работать в нашем детском саду, успешно прошли аттестацию, их профессиональный авторитет постоянно повышается. Опыт осуществления образовательной деятельности представлен воспитателями на методических мероприятиях муниципального уровня, на заседаниях районных проблемных групп. Педагоги являются победителями и призерами профессиональных конкурсов муниципального, регионального и всероссийского уровня, а их воспитанники — победители и призеры интеллектуальных и творческих детских конкурсов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отн...

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Проект будет полезен старшим воспитаттелям, методистам и заведующим, а также педагогическому коллективу детских садов. Раскрывает этапы сопровождения педагога по сопровождению в его профессиональном р...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования  

Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...

«Структура профессиональной компетентности педагога в области физического развития дошкольного образования»

Существенное влияние на качество образовательного процесса оказывает профессиональная компетентность педагога....

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....