НОД. Развитие речи "Вежливые слова"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие по развитию речи с использованием говорящей ручки "Знаток"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vezhlivosti_vezhlivye_slova.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД по развитию речи в старшей группе
«ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ (ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА)»
Воспитатель:
Кобраницкая С.П.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ (ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА)»
Цель занятия: создать условия для активной речевой деятельности детей посредством игр и игровых упражнений.
Задачи занятия:
— формирование словаря: обогащать речь детей словами и словосочетаниями, обозначающими вежливое обращение между людьми.
— звуковая культура речи: добиваться правильного отчетливого произношения звуков ц-ч, формировать слуховое внимание – упражнять в различении звуков в речи и выделении заданного звука в слове; развивать интонационную выразительность речи.
— грамматический строй речи: упражнять в образовании однокоренных слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашка – чашечка, блюдце – блюдечко и т.д.)
— побуждать детей использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, высказываться полным предложением.
— развивать социальные чувства, осознанные доброжелательные отношения к окружающим людям.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное.
Обогащение и активизация словаря: разрешите мне, будьте добры, будьте здоровы, вы очень любезны, мне очень жаль, приятно познакомиться.
Демонстрационный и раздаточный материал: говорящая ручка «Знаток», книга «Школа хороших манер», шляпа, разрезные картинки, раскраски, карандаши.
Предварительная работа: беседы на тему вежливости, дидактические игры «Скажи вежливо», «Так и не так», «Доскажи словечко», чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», заучивание стихотворения Р. Сеф «Совет»
Ход НОД:
- Организационный момент (активизация внимания детей) — Ребята, сегодня у нас в группе появился необычный предмет. Посмотрите, что это? (показываю «Говорящую ручку «Знаток») (Предположения детей).
Эта ручка необычная, это говорящая ручка «Знаток».
Сейчас она нам «расскажет», о чем сегодня пойдет речь.
(Книга «Школа хороших манер» с. 5 «!»).
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о вежливых словах. А с чего мы начинаем день? (Ответы детей). Правильно, с приветствия. Как можно поприветствовать друг друга? (Книга «Школа хороших манер» с. 2 «!»).
А можно ли поприветствовать другого человека, не произнося слова? (ответы детей)
- Основной этап.
Воспитатель (резюмирует ответы детей): Совершенно верно. Можно приветствовать и здороваться при помощи слов, что чаще всего и происходит, а можно использовать жесты – кивнуть головой, помахать рукой, пожать руку, улыбнуться. Давайте поиграем в игру «Приветствие». Передаём друг другу шляпу и приветствуем друг друга, называя имя («Привет, Аня», «Доброе утро, Владик» и т.д.)
Ребята, как вы думаете, вежливые слова нужны только для того, чтобы здороваться? А для чего еще? В каких ситуациях их можно использовать? (ответы детей; если дети затрудняются, то воспитатель помогает наводящими вопросами – при встрече, прощании, извинении, знакомстве и т.д.).
-Будьте добры …
-Будьте любезны …
-Если Вас не затруднит …
-Помогите мне, пожалуйста. (Говорящая ручка «Знаток» книга школа хороших манер с. 4-5)
Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете?
(Обязательно нужно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «Пожалуйста». Давайте попробуем).
Речевое упражнение «Обратись с просьбой»
-Игорь, дай мне, пожалуйста, большой мяч.
-Сережа, если тебе нетрудно, помоги мне убрать на полку книги.
-Катя, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник.
Воспитатель: Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу? Когда, по-вашему, это бывает? (воспитатель резюмирует — когда слово сказано грубым тоном или слово расходиться с делом).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворение «Совет», которое сочинил хороший детский поэт Роман Семёнович Сеф. Желающий ребенок рассказывает стихотворение:
Поссорились
Чашка и блюдце,
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно —
Это очень опасно.
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о том, как поссорились чашка и блюдце)
Как вы думаете, почему произошла ссора?
Что может произойти с чашкой и блюдцем? (Они могут разбиться.)
Какой совет дал автор? (Не ссориться напрасно, это очень опасно.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Посмотрите, на экран (разные предметы посуды). Давайте поиграем в такую игру, которая называется «Назови ласково». Я думаю, что чашка с блюдцем не поссорились бы друг с другом, если бы ласково назвали друг друга.
Игра «Назови ласково»
(воспитатель показывает картинки, дети образуют слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)
Чашка – чашечка; блюдце – блюдечко, ложка –ложечка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, вилка –вилочка и т.п.
Воспитатель: Молодцы, справились. А если бы посуда могла разговаривать, как бы звучала ее речь? Давайте пофантазируем, как может разговаривать блюдце – ц-ц-ц. Какой звук слышится в середине этого слова? (ц) Давайте еще раз скажем четко: ц-ц-ц.(повторить индивидуально и хором 3-4 раза)
Как может разговаривать чашка – ч-ч-ч. В слове «чашка» где находится звук ч? Давайте еще раз повторим ч-ч-ч (повторить индивидуально и хором 3-4 раза).
А сейчас задание на внимание: тот, кого я назову, будет разговаривать как чашка или как блюдце (индивидуальные задания детям)
Молодцы! А сейчас предлагаю небольшую разминку.
Физминутка " Мы вежливы и внимательны"
- Сейчас я буду обращаться к вам с просьбой, а вы будете выполнять только те из них, в которых услышите вежливые слова:
- "Поднимите, пожалуйста, руки вверх и похлопайте над головой";
- "Поверните туловище вправо и влево вместе со мной";
- "Будьте любезны, поставьте руки на пояс и попрыгайте на двух ногах";
- "Попрыгайте на месте";
- "Будьте добры, выполните приседания";
- "Садитесь на места";
- "Садитесь, пожалуйста, на свои места".
А теперь я предлагаю вам разделиться на 4 команды. Каждая команда получает картинку. Её нужно собрать и рассказать: что на ней изображено, как надо поступить в этой ситуации. Собранные картинки выводятся на экран, дети обсуждают: как поступить, какие вежливые слова использовать.
Заключительный этап (рефлексивно-обобщающий – подведение итогов, оценивание своей деятельности)
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, о чем сегодня мы с вами говорили? Что интересного вы узнали? Для чего нужны вежливые слова? (обобщает ответы детей)
Да, ребята, не надо забывать говорить слова вежливости. Есть одна хорошая пословица: «Ласковое слово не трудно молвить». Давайте ее выучим. И самое главное, волшебные слова надо говорить приветливо, с нежностью, только тогда эти слова будут волшебными.
Воспитатель: А теперь на память о нашем занятии предлагаю друг для друга нарисовать улыбки на лицах детей и подарить. Игра «Дорисуй портрет».
(дети выбирают понравившиеся им раскраски и дорисовывают улыбающиеся лица). Звучит песня «Если добрый ты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс занятий по развитию речи "Слово"
Занятия для детей младшей группы по развитию речи. Знакомство детей с существительными, прилагательными и глаголами через игру. Для занятий разработаны практические задания для работы в классе и...
Учебная программа кружка по познавательно-речевому развитию "От слова к звуку" (средняя группа)
программа по познавательно-речевому развитию...
Упражнения для развития координации слова с движением
подборка методического материала...
Авторская мультимедийная игра по речевому развитию "Подбери слово" для детей старшего дошкольного возраста
Данная игра может быть исспользована в повседневном образовательном процессе ДОУ для обогащения активного словаря детей за счёт употребления качественных прилагательных. На каждом слайде помещен...
конспект занятия по речевому развитию "Страна слов"
Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну слов".Цель: Расширять словарный запас слов через словесно-речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая ок...
Занятие в старшей группе детского сада по речевому развитию «Доброе слово дом построит, а злое разрушит»
Цели:воспитывать уважительное отношение друг к другу, приобщать к культуре поведения;продолжать обогащать словарь детей вежливыми и добрыми словами;способствовать проявлению своей индивидуальности;фор...
НОД в старшей группе по социально - коммуникативному развитию : «Вежливых слов не одно и не два, помни и знай эти чудо – слова!»
laquo;Вежливых слов не одно и не два, помни и знай эти чудо – слова!»...