НОД. Развитие речи "Вежливые слова"
план-конспект занятия (старшая группа)

Кобраницкая Светлана Петровна

Занятие по развитию речи с использованием говорящей ручки "Знаток"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_vezhlivosti_vezhlivye_slova.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по развитию речи в старшей группе

«ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ (ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА)»

Воспитатель:

Кобраницкая С.П.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

«ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ (ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА)»

Цель занятия: создать условия для активной речевой деятельности детей посредством игр и игровых упражнений.

Задачи занятия:

— формирование словаря: обогащать речь детей словами и словосочетаниями, обозначающими вежливое обращение между людьми.

— звуковая культура речи: добиваться правильного отчетливого произношения звуков ц-ч, формировать слуховое внимание – упражнять в различении звуков в речи и выделении заданного звука в слове; развивать интонационную выразительность речи.

— грамматический строй речи: упражнять в образовании однокоренных слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашка – чашечка, блюдце – блюдечко и т.д.)

— побуждать детей использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, высказываться полным предложением.

— развивать социальные чувства, осознанные доброжелательные отношения к окружающим людям.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное.

Обогащение и активизация словаря: разрешите мне, будьте добры, будьте здоровы, вы очень любезны, мне очень жаль, приятно познакомиться.

Демонстрационный и раздаточный материал: говорящая ручка «Знаток», книга «Школа хороших манер», шляпа, разрезные картинки, раскраски, карандаши.

Предварительная работа: беседы на тему вежливости, дидактические игры «Скажи вежливо», «Так и не так», «Доскажи словечко», чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», заучивание стихотворения Р. Сеф «Совет»

Ход НОД:

  1. Организационный момент (активизация внимания детей) — Ребята, сегодня у нас в группе появился необычный предмет. Посмотрите, что это? (показываю «Говорящую ручку «Знаток») (Предположения детей).

Эта ручка необычная, это говорящая ручка «Знаток».

Сейчас она нам «расскажет», о чем сегодня пойдет речь.

(Книга «Школа хороших манер» с. 5 «!»).

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о вежливых словах. А с чего мы начинаем день? (Ответы детей). Правильно, с приветствия. Как можно поприветствовать друг друга? (Книга «Школа хороших манер» с. 2 «!»).

А можно ли поприветствовать другого человека, не произнося слова? (ответы детей)

  1. Основной этап.

Воспитатель (резюмирует ответы детей): Совершенно верно. Можно приветствовать и здороваться при помощи слов, что чаще всего и происходит, а можно использовать жесты – кивнуть головой, помахать рукой, пожать руку, улыбнуться. Давайте поиграем в игру «Приветствие». Передаём друг другу шляпу и приветствуем друг друга, называя имя («Привет, Аня», «Доброе утро, Владик» и т.д.)

Ребята, как вы думаете, вежливые слова нужны только для того, чтобы здороваться? А для чего еще? В каких ситуациях их можно использовать? (ответы детей; если дети затрудняются, то воспитатель помогает наводящими вопросами – при встрече, прощании, извинении, знакомстве и т.д.).

-Будьте добры …

-Будьте любезны …

-Если Вас не затруднит …

-Помогите мне, пожалуйста. (Говорящая ручка «Знаток» книга школа хороших манер с. 4-5)

Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

(Обязательно нужно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «Пожалуйста». Давайте попробуем).

Речевое упражнение «Обратись с просьбой»

-Игорь, дай мне, пожалуйста, большой мяч.

-Сережа, если тебе нетрудно, помоги мне убрать на полку книги.

-Катя, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник.

Воспитатель: Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу? Когда, по-вашему, это бывает? (воспитатель резюмирует — когда слово сказано грубым тоном или слово расходиться с делом).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворение «Совет», которое сочинил хороший детский поэт Роман Семёнович Сеф. Желающий ребенок рассказывает стихотворение:

Поссорились

Чашка и блюдце,

Сейчас

Они разобьются,

Скоро

В кухне, на полке,

Будут лежать

Осколки.

И ты

Не ссорься напрасно —

Это очень опасно.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о том, как поссорились чашка и блюдце)

Как вы думаете, почему произошла ссора?

Что может произойти с чашкой и блюдцем? (Они могут разбиться.)

Какой совет дал автор? (Не ссориться напрасно, это очень опасно.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Посмотрите, на экран (разные предметы посуды). Давайте поиграем в такую игру, которая называется «Назови ласково». Я думаю, что чашка с блюдцем не поссорились бы друг с другом, если бы ласково назвали друг друга.

Игра «Назови ласково»

(воспитатель показывает картинки, дети образуют слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Чашка – чашечка; блюдце – блюдечко, ложка –ложечка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, вилка –вилочка и т.п.

Воспитатель: Молодцы, справились. А если бы посуда могла разговаривать, как бы звучала ее речь? Давайте пофантазируем, как может разговаривать блюдце – ц-ц-ц. Какой звук слышится в середине этого слова? (ц) Давайте еще раз скажем четко: ц-ц-ц.(повторить индивидуально и хором 3-4 раза)

Как может разговаривать чашка – ч-ч-ч. В слове «чашка» где находится звук ч? Давайте еще раз повторим ч-ч-ч (повторить индивидуально и хором 3-4 раза).

А сейчас задание на внимание: тот, кого я назову, будет разговаривать как чашка или как блюдце (индивидуальные задания детям)

Молодцы! А сейчас предлагаю небольшую разминку.

Физминутка " Мы вежливы и внимательны"

- Сейчас я буду обращаться к вам с просьбой, а вы будете выполнять только те из них, в которых услышите вежливые слова:

- "Поднимите, пожалуйста, руки вверх и похлопайте над головой";

- "Поверните туловище вправо и влево вместе со мной";

- "Будьте любезны, поставьте руки на пояс и попрыгайте на двух ногах";

- "Попрыгайте на месте";

- "Будьте добры, выполните приседания";

- "Садитесь на места";

- "Садитесь, пожалуйста, на свои места".

А теперь я предлагаю вам разделиться на 4 команды. Каждая команда получает картинку. Её нужно собрать и рассказать: что на ней изображено, как надо поступить в этой ситуации. Собранные картинки выводятся на экран, дети обсуждают: как поступить, какие вежливые слова использовать.

Заключительный этап (рефлексивно-обобщающий – подведение итогов, оценивание своей деятельности)

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, о чем сегодня мы с вами говорили? Что интересного вы узнали? Для чего нужны вежливые слова? (обобщает ответы детей)

Да, ребята, не надо забывать говорить слова вежливости. Есть одна хорошая пословица: «Ласковое слово не трудно молвить». Давайте ее выучим. И самое главное, волшебные слова надо говорить приветливо, с нежностью, только тогда эти слова будут волшебными.

Воспитатель: А теперь на память о нашем занятии предлагаю друг для друга нарисовать улыбки на лицах детей и подарить. Игра «Дорисуй портрет».

(дети выбирают понравившиеся им раскраски и дорисовывают улыбающиеся лица). Звучит песня «Если добрый ты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс занятий по развитию речи "Слово"

Занятия для детей младшей группы по развитию речи. Знакомство детей с  существительными, прилагательными и глаголами через игру. Для занятий разработаны практические задания для работы в классе и...

Авторская мультимедийная игра по речевому развитию "Подбери слово" для детей старшего дошкольного возраста

Данная игра может быть исспользована в повседневном образовательном процессе ДОУ для обогащения активного словаря детей за счёт употребления качественных прилагательных.  На каждом слайде помещен...

конспект занятия по речевому развитию "Страна слов"

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну слов".Цель: Расширять словарный запас слов через словесно-речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая ок...

Занятие в старшей группе детского сада по речевому развитию «Доброе слово дом построит, а злое разрушит»

Цели:воспитывать уважительное отношение друг к другу, приобщать к культуре поведения;продолжать обогащать словарь детей вежливыми и добрыми словами;способствовать проявлению своей индивидуальности;фор...