Комплекс занятий по развитию речи "Слово"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Подмосковная Наталья Алексеевна

Занятия для детей младшей группы по развитию речи. Знакомство детей с  существительными, прилагательными и глаголами через игру. Для занятий разработаны практические задания для работы в классе и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс занятий по обучению грамоте «Слово» для детей пяти лет.

Подмосковная Наталья Алексеевна

Педагог дополнительного образования МБУДОД г.Астрахани Детско-юношеский центр «Ровесник»

Занятие №1.

Тема: Что такое слово?

Цель: познакомить детей с понятием звук, слог, слово; устной речью.

Задачи:1. Образовательная: рассказать детям об устройстве речевого аппарата

        человека, познакомить и закрепить такие понятия как

        слово и звук.

2. Развивающая: развитие речи детей , способности общаться и высказывать

        свою точку зрения.

3. Воспитывающая: воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.

Ход занятия:

(кабинет №1)

1.Организационный момент.

Ребята рассаживаются в кабинете на подушках.  Входит педагог  все здороваются.

-Ребята, мыс вами недавно знакомы и еще плохо знаем, как друг друга зовут!    Давайте повторим все наши имена! Игра «Паровозик». Дети строятся в паровозик, идут по кругу и хлопают. Вместо гудка паровозика выкрикивают имя ребенка по очереди.

2. Новый материал.

    2.1. Введение.

-К нам пришел необычайный друг! Посмотрите кто это? (в класс заходит девушка с собакой). Давайте с ним познакомимся! (рассказ о собаке: как зовут, что любит делать и т.д.)

-Посмотрите, мы с вами похожи на собаку? Чем?

-А чем мы отличаемся?

- Правильно ,самое главное мы умеем говорить! Давайте проводим нашу гостью и скажем ей до свидания!!

- Как вы думаете, почему мы умеем говорить, а собаки кошки нет?

-С помощью чего мы разговариваем?

- Посмотрите внимательно на доску, на ней изображен речевой аппарат человека. Мы с вами издаем звуки и складываем их в слова с помощью губ, языка, зубов и неба. А еще мы с вами умеем думать, мыслить.

2.2.Физминутка «Поиграй-ка»

Давайте, поиграем!  Дети делятся на две группы и встают лицом друг к другу. Педагог называет то животных, то человека, дети звуками изображают общение друг с другом. В конце игры делается вывод, что они поняли, когда общались на собачеем, кошачьем языке и была ли понятна человеческая речь.

А зачем нам слова?  Если бы мы произносили звуки, то ничего бы не поняли ,  а вот соединяя эти звуки в слова, все сразу становится ясно  Например: м а а м  , поняли? А если их соединить  в слово получиться мама. Вся наша речь состоит из отдельных слов, мы понимаем, что говорим друг другу. И этим отличаемся от животных!

2.3. Закрепление.

Чтобы мы поняли друг друга достаточно одного словечка!  Игра « доскажи слово»

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок —

Взрослая ...(собака).

Он большой, как мяч футбольный,

 Если спелый – все довольны,

 Как приятен он на вкус,

 И зовут его … (АРБУЗ)

На ветке не птичка –

 Зверёк-невеличка,

 Мех тёплый, как грелка.

 Кто же это? … (БЕЛКА)

Этот зверь живёт лишь дома.

 С этим зверем все знакомы.

 У него усы, как спицы.

 Он мурлыча песнь поёт,

 Только мышь его боится.

 Угадали? Это … (КОТ)

Серый волк в густом лесу

 Встретил рыжую … (ЛИСУ)

Он всю зиму в шубе спал,

 Лапу бурую сосал,

 А проснувшись стал реветь.

 Это зверь лесной … (МЕДВЕДЬ).

3.Подведение итогов.

- Кто приходил в гости?

- Что мы с вами узнали, нового?

-с помощью чего разговаривает человек?

- Зачем нам слова?

Занятие №2.

Тема: Слова вокруг нас.

Цель: закрепить понятие слово, познакомить с существительными.

Задачи:1. Образовательная: познакомить детей с именем существительным.

2. Развивающая: развитие речи детей .

3. Воспитывающая: воспитывать уважение к взрослым и сверстника.

Ход занятия:

(кабинет №1)

1.Организационный момент.

Ребята рассаживаются в кабинете на подушках.  Входит педагог  все здороваются.

1.1.Стих на развитие речи и пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

1.2. проверка домашнего задания.

    - с помощью чего мы произносим звуки и говорим?

    -что такое слова?

2. новый материал.

  2.1. введение.

Ребята, слова бывают разные. И сегодня мы познакомимся с самыми простыми, но нужными словами. Простое слово оно называет то ,что можно потрогать, увидеть, постучать по нему. Например, это слово « стол», все его могут потрогать, он существует. (Примеры педагога и детей).

Для наших простых слов у нас будет специальный значок (на доске висит значок, обозначающий слова существ.).

2.2.Физминутка «Поиграй-ка»

Давайте поиграем! «Слова вокруг нас». Дети стоят в кругу и по очереди называют слова, обозначающие предметы которые нас окружают, ритмично хлопая в ладоши. Кто пропускает свою очередь садится в круг.

Вот какие молодцы!

А теперь все вместе с речевкой, строимся и идем в кабинет  (кабинет№2)

Эй, ребята, шире шаг!

 Нам нельзя скучать никак!

 Нет, наверно, в целом мире Веселей, Дружней ребят.

 Все занятья хороши - веселимся от души!

2.3. Закрепление

Давайте вспомним, с какими словами мы познакомились?

Какой значок нужен нам для этих слов? Покажите, как стоит человечек?

В своих тетрадях выберите нужный значок и обведите его по точкам.

3.Подведение итогов.

- Что за слова говорят о предметах, которые существуют?

-Назовите по одному  слову.

-Покажите значок для этих слов?

Занятие №3.

Тема: Существительные и прилагательные.

Цель: закрепить знания о существительных, познакомить с именем прилагательным.

Задачи:1. Образовательная: познакомить детей с именем прилагательным, закрепить понятие о

                                                 имени существительном.

2. Развивающая: развитие речи детей , мелкой моторики руки.

3. Воспитывающая: воспитывать уважение к  своим сверстникам, умение дружить.Любовь

                                    к животным.

Ход занятия:

(кабинет №1)

1.Организационный момент.

Ребята рассаживаются в кабинете на подушках.  Входит педагог и все здороваются.

1.1.Стих на развитие речи и пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

1.2. проверка домашнего задания.

-С помощью чего мы говорим? Выберем нужные картинки на доске ( На доске изображение зубы, губы….и картинки лишние не входящие в состав речевого аппарата).

- А какие слова нам помогают, что то рассказать? (простые слова, называющие предметы)

2. новый материал.

  2.1. введение.

- Ребята, к нам в гости пришло слово « Медведь» (на доске картинка мишка, но белая).

- Посмотрите, наше слово и наш мишка плачет! У него совсем нет друзей, потому что он простой, совсем никакой!

- Давайте поможем нашему мишке найти друзей! Для этого нам нужны не простые слова, а слова помощники! Эти слова помощники делают простые слова яркими интересными!

-Эти слова отвечают нам на вопрос, какой? Вот скажите мишка «какой?» (красивый, маленький , коричневый….) На доске цветная картинка медведя.

- Вот видите, как мы помогли нашему самому простому слову, и наш мишка стал совсем не простой.  Теперь с ним все будут дружить.

-А кто нам помог? Слова помощники!!! (на доске значок слов прилагательных)

2.2.Физминутка «Поиграй-ка»

Учитель называет цвет, признак  , а дети подбегают к нему. У кого есть синий цвет все ко мне! У кого заплетены косички все ко мне! Кто сегодня самый веселый, все ко мне! И т.д.

2.3. Закрепление

-Давайте, повторим, какие слова нам нужны чтобы, простые слова и предметы стали яркими и интересными?

- Поможем еще нескольким словам! На доске черно-белые картинки, по очереди называем прилагательные и меняем черно- белые на цветные.

3.Подведение итогов.

- Что за слова помогают нам сделать все ярче?

-Назовите по одному  слову.

-Покажите значок для этих слов?

Занятие №4.

Тема: Глаголы.

Цель: закрепить знания об именах существительных и прилагательных, познакомить с  глаголом.

Задачи:1. Образовательная: познакомить детей с частью речи глагол, закрепить понятие о

                                                 имени существительном и прилагательном.

2. Развивающая: развитие речи детей , мелкой моторики руки.

3. Воспитывающая: воспитывать уважение к  своим сверстникам, умение дружить.Любовь  к животным.

Ход занятия:

(кабинет №1)

1.Организационный момент.

Ребята рассаживаются в кабинете на подушках.  Входит педагог  все здороваются.

1.1.Стих на развитие речи и пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

1.2. проверка домашнего задания.

 О каких словах говорили на прошлом уроке?

-Чем они нам помогают?

-Давайте представим , что вы пришли в магазин игрушек! Выберите игрушку не называя ее. Называйте только слова помощники. (например: Дайте мне пожалуйста, синий, круглый, мягкий , резиновый- мяч)

2. новый материал.

  2.1. введение.

- А теперь мы всем классом отправимся в поход!

Давайте покажем. ( Идти, прыгать, перепрыгивать, бегать, ползти…….) Вот, сколько всего, надо уметь. И мы это не только показываем, но и называем! А все эти слова – прыгать, бегать, стучать, спать… Они помогают рассказать что мы умеем делать! Это слова действия! (на доске значок для слов).

- Что мы еще умеем делать? Назовите слова действия.

2.2.Физминутка «Поиграй-ка»

-Давайте, посмотрим презентацию «Что делают дети» Будем называть слова « что делают?»  и показывать движения. (под музыку)

Вот какие молодцы!

А теперь все вместе с речевкой, строимся и идем в кабинет  (кабинет№2)

Эй, ребята, шире шаг!

 Нам нельзя скучать никак!

 Нет, наверно, в целом мире Веселей, Дружней ребят.

 Все занятья хороши - веселимся от души!

2.3. Закрепление

- какие слова говорят что мы умеем? Назовите.

- Раскрасьте на рисунке только те картинки, которые показывают действие.

3.Подведение итогов.

- С какими словами мы сегодня познакомились?

-Назовите по одному  слову.

-Покажите значок для этих слов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс занятий по развитию графомоторной координации

Среди детей дошкольного и младшего школьного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Труднос...

Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

Цикл игровых познавательных мероприятий направлен на ознакомление детей с миром эмоций, формирование умения различать и понимать свои чувства и чувства других людей....

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой....

Комплекс занятий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста

Предложенный комплекс занятий направлен на развитие воображения детей старшщего доршкольного возраста средствами изобразительной деятельности....

Комплекс занятий по развитию тактильной памяти и избавлению от неприятных переживаний

Особенности памяти детей с нарушением зрения. Развитие образного мышления на основе тактильной памяти - занятия; занятия по избавлению от неприятных переживаний....

Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)· ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ЛАСТОЧКА, СКВОРЕЦAктивный словарь: ласточка, скворец, клюв, хвост, лапка, грудь, бр...